РП ОП.02 Основы патологии +

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы патологии» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 35
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
34F

ОК 01, ОК - определять признаки типовых
02, ОК 03, патологических процессов и
отдельных заболеваний в
ОК 08
организме человека;
- определять морфологию
ПК 3.1., ПК патологически измененных
3.2., ПК 3.3., тканей и органов
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.

 общих закономерности развития
патологии клеток, органов и систем в организме человека;
 структурно- функциональных
закономерностей развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний;
 клинических проявлений воспалительных реакций, форм воспаления;
 клинических проявлений патологических изменений в различных
органах и системах организма;
 стадий лихорадки.

ЛР 9
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

20

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

8
2

35

Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объемв
часах

Коды
компетенций и
личностных
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
35 F

1
2
3
Раздел 1. Общая нозология
2
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Предмет
и задачи
1. Предмет и задачи патологии, ее связь с медико-биологическими и
патологии. Введеклиническими дисциплинами.
ние в нозологию.
2.Понятие о патологическом процессе, патологической реакции,
патологическом состоянии, типовом патологическом процессе.
3.Характеристика понятия ―повреждение‖ как основы патологии клетки.
Связь нарушений обмена веществ, структуры и функции с повреждением
клеток. Основные причины повреждения.
4.Общая этиология болезней. Понятие о факторах риска. Значение внешних и 2
внутренних факторов, роль реактивности организма в возникновении,
развитии и исходе болезни.
5.Патогенез и морфогенез болезней. Периоды болезни.
6.Понятия «симптомы» и «синдромы», их клиническое значение.
7.Исходы болезни. Терминальное состояние.

4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

Раздел 2. Общепатологические процессы
4
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Альтерация. Пато- 1.Альтерация, понятие, виды.
логия обмена ве2.Дистрофия – определение, сущность.
ществ.
3.Причины развития дистрофий, механизмы развития. Классификация дистрофий.
4.Паренхиматозные дистрофии – белковые (диспротеинозы), жировые (липи2
дозы), углеводные.
5. Мезенхимальные или стромально-сосудистые дистрофии (белковые,
жировые, углеводные).
6 6.Смешанные дистрофии – следствие нарушения обмена сложных белков и
минералов.

Тема 2.2.
Альтерация.
Некроз.

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Изучение клинико-морфологических признаков различных видов дистрофии,
механизмов развития, исходов.
Изучение микро- и макропрепаратов.

2

Содержание учебного материала
1.Смерть клетки как исход ее повреждения, виды.
2.Апоптоз – генетически запрограммированный процесс.
3.Некроз – омертвение тканей. Исходы некроза: благоприятный и неблагоприятный.

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

2

-

В том числе практических и лабораторных занятий

20

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

Тема 2.3.
Расстройство кровообращения

Тема 2.4.
Воспаление

Практическое занятие № 2
Изучение макроскопической и микроскопической характеристики некроза.
2
Виды некроза: коагуляционный (гангрена – сухая, влажная, пролежень; инфаркт) и колликвационный некроз. Изучение микро- и макропрепаратов
2
Содержание учебного материала
1.Понятие о микроциркуляторном русле, причины и механизмы
нарушениймикроциркуляции.
2.Патология органного (регионарного) кровообращения: артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия.
3.Особенности развития и проявления венозной гиперемии в разных органах
(легких, печени, почках).
4.Нарушение реологических свойств крови. Тромбоз, характеристика поня2
тия, общебиологическое и индивидуальное значение. Исходы тромбоза.
5.Эмболия. Виды эмболов. Последствия эмболии. Тромбоэмболический синдром.
6.Основные формы нарушения лимфообращения. Лимфостаз.
7.Нарушения целостности сосудистой стенки: кровотечения и кровоизлияния,
причины, клинические проявления.
4
Содержание учебного материала
1.Общая характеристика воспаления. Терминология. Причины и условия возникновения воспаления.
2.Воспаление и реактивность организма. Основные признаки воспаления. Основные компоненты воспалительного процесса.
3.Стадии воспаления. Местные и общие проявления воспаления.
2
4.Острое и хроническое воспаление: причины, патогенез, клеточные кооперации; морфологические виды и исходы.
5. Роль воспаления в патологии.

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

Тема 2.5.
Патология терморегуляции. Лихорадка.

Тема 2.6.
Опухоли

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3
Изучение различных видов воспаления по микро- и макропрепаратам.
Изучение различных видов расстройств кровообращения
Содержание учебного материала
1.Типовые формы нарушения терморегуляции. Основные формы расстройств
теплорегуляции: гипер- и гипотермия.
2.Структурно-функциональные расстройства в организме. Тепловой удар.
Солнечный удар.
3.Приспособительные реакции организма при гипертермии.
4.Гипотермия: виды, стадии и механизмы развития. Структурно-функциональные расстройства в организме. Приспособительные реакции при гипотермии.
5.Лихорадка. Причины лихорадочных реакций; инфекционные и неинфекционные лихорадки. Пирогенные вещества.
6.Стадии лихорадки. Формы лихорадки в зависимости от степени подъема
температуры и типов температурных кривых.
7.Структурно-функциональные изменения при лихорадке.
8.Роль нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии
лихорадки.
9.Отличие лихорадки от гипертермии.
10.Клиническое значение лихорадки.

2
2
2

2

2
Содержание учебного материала
1.Опухоли. Характеристика опухолевого процесса. Факторы риска опухолевого процесса.
2.Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения, их сущность и мор2
фологическая характеристика.
3.Этиология и патогенез опухолей. Канцерогенные агенты.
4. Основные свойства опухоли. Морфогенез опухоли. Морфологический ати-

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,

пизм. Виды роста опухоли.
5.Доброкачественные и злокачественные опухоли: разновидности и
сравнительная характеристика.
6.Метастазирование. Рецидивирование опухолей.
7.Действие опухолей на организм человека.
8. Рак, его виды. Саркома, ее виды.
9.Опухоли меланинобразующей ткани.

ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

4
Содержание учебного материала
Тема 2.7.
Компенсаторно1.Приспособление и компенсация: понятия, определение. Виды компенсаторприспособительные ных реакций.
реакции
1. Стадии компенсаторных реакций.
2.Процессы, которые лежат в основе компенсации: регенерация, гипертрофия,
гиперплазия.
3.Регенерация, уровни. Способность тканей к регенерации.
2
4.Заживление ран.
5.Гипертрофия: рабочая, викарная, нейрогуморальная. Исходы регенерации.
6..Гиперплазия.
7. Понятие метаплазии, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Изучение компенсаторно-приспособительных реакций и опухолей по микрои макропрепаратам
Раздел 3.Частная патология
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Патология крови
1.Патология крови: патология плазмы крови и патология форменных элементов.
2. Нарушение объема циркулирующей крови, изменение кислотности крови,
кислотно-основное состояние, осмотическое давление крови.

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

2
2
12
2
-

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,

3.Растворы с различным осмотическим давлением, используемые в медицине.
4.Патология эритроцитов: эритроцитоз, эритропения, эритремия, гемолиз.
Виды анемий.
5.Патология лейкоцитов: лейкоцитоз, лейкемия, лейкопения, лимфогранулематоз.
6. Патология тромбоцитов: тромбоцитоз, тромбопения, болезнь Верльгофа.

Тема 3.2.
Патология
сердечнососудистой системы

Тема 3.3.
Патология дыха-

ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5
Изучение патологии крови по макро- и микропрепаратам.
Содержание учебного материала
1. Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2.Нарушение автоматизма и возбудимости, нарушение проводимости.
3.Болезни сердца: воспалительные и невоспалительные.
4.Клинико-морфологическая характеристика патологических процессов при
заболеваниях сердца. Стадии инфаркта миокарда.
5.Сердечная недостаточность. Компенсаторные механизмы при заболеваниях
сердца, исходы. Проявления декомпенсации сердечной деятельности.
6.Патология сосудов. Атеросклероз. Причины и стадии развития атеросклероза. Исходы атеросклероза.
7.Гипертоническая болезнь, стадии гипертонической болезни. Первичная
(идиопатическая) и вторичная (симптоматическая) гипертензия.
8.Гипотонические состояния (сосудистая недостаточность): обморок, коллапс, шок.

4

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 6
Изучение патологии сердца и сосудов по микро- и макропрепаратам.
Содержание учебного материала
1.Проявления патологии органов дыхания: нарушение проведения воздуха,

2

4
4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

2
2
ОК 01, ОК 02, ОК

ния

нарушение газообмена, повреждение дыхательного центра.
2.Болезни органов дыхания: воспалительные и невоспалительные.
3.Бронхопневмония, крупозная пневмония. Этиология, стадии развития.
4.Общие признаки заболеваний органов дыхания. Одышка, кашель, асфиксия.
Периодическое дыхание.
5.Пневмоторакс. Деструктивные заболевания легких.
6.Нарушение внутреннего дыхания – гипоксия.

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7
Изучение причин и признаков патологии органов дыхания по макро- и микропрепаратам. Компенсаторно-приспособительные реакции. Профилактика
заболеваний органов дыхания.
Тема 3.4. Патология Содержание учебного материала
органов
1.Патология органов пищеварения: причины, общие проявления.
пищеварения
2.Болезни органов пищеварения: воспалительные и невоспалительные.
3.Гастрит: с пониженной кислотностью, с повышенной кислотностью, причины, морфологические изменения. Ахилия.
4.Язвенная болезнь, причины, возможные осложнения: кровотечение, перфорация, пенетрация, перитонит.
5.Панкреатит. Воспаление кишечника.
6.Гепатит, причины, клинико-морфологические изменения.

Тема 3.5. Патология органов моче-

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 8
Изучение патологии органов пищеварения по макро- и микропрепаратам.
Содержание учебного материала
1.Изменение количества мочи и ритма мочеиспускания. Изменение состава

-

03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

2
2
2

-

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

2
2
2
-

ОК 01, ОК 02, ОК

выделения

Итоговое занятие
Всего:

мочи.
2. Болезни почек и мочевыводящих путей: гломерулонефрит,
пиелонефрит,мочекаменная болезнь, почечная недостаточность.
3.Причины заболеваний мочевыводящей системы, основные клинические и
мочевые симптомы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 9
Изучение патологии мочевыделительной системы по микро- и макропрепаратам.
Промежуточная аттестация (зачет)

03, ОК 08
ПК 3.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 9

2
2
2
36

14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащенный
оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.Доска
классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные
пособия: плакаты, фотографии, фотоснимки, рентгеновские
снимки, схемы, таблицы, макропрепараты, микропрепараты;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий
и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Караханян К. Г. Основы патологии. Сборник ситуационных задач : учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-9237-4.
2. Кузьмина Л. П. Основы патологии. Рабочая тетрадь : учебное пособие для спо / Л.
П. Кузьмина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68 с. — ISBN 978-58114-7649-7
3. Мустафина И. Г. Основы патологии. Практикум : учебное пособие для спо / И. Г.
Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-81147051-8.
4. Мустафина И. Г. Основы патологии. Курс лекций : учебное пособие для спо / И. Г.
Мустафина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 184 с. — ISBN 978-5-81147052-5.
5. Мустафина И. Г. Основы патологии : учебник для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-8071-5.

15
6. Пауков В.С. Патологическая анатомия и патологическая физиология : учебник по
дисциплине «Патологическая анатомия и патологическая физиология» для студентов учреждений средн. проф. образования / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. — Москва : ГЭОТАРМедиа, 2018. — 256 с. ISBN 978-5-9704-2156-7
7. Ремизов И.В. Основы патологии: учебник для сред. проф. обр. / И.В. Ремизов. –
Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. – 365 с. – (Сред.медиц.образование) ISBN 978-5-222-330364
8. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для подготовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0.
9. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии : учеб.
для мед. колледжей / А.А. Швырев;. – Ростов на Дону: Издательство Феникс, 2021. – 411 с. –
(Среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-34893-2

3.2.2. Основные электронные издания
1. Казачков, Е. Л. Основы патологии : этиология, патогенез, морфология болезней человека : учебник / Е. Л. Казачков [и др. ]; под ред. Е. Л. Казачкова, М. В. Осикова. - Москва :
ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-4052-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента":
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440520.html
2. Караханян К. Г. Основы патологии. Сборник ситуационных задач : учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-9237-4. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189354 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Кузьмина Л. П. Основы патологии. Рабочая тетрадь : учебное пособие для спо / Л.
П. Кузьмина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68 с. — ISBN 978-5-81147649-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си-стема. — URL:
https://e.lanbook.com/book/163407 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Митрофаненко, В. П. Основы патологии : учебник / В. П. Митрофаненко, И. В.
Алабин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 272 с. : ил. - 272 с. - ISBN 978-5-9704-6056-6. Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970460566.html
5. Мустафина И. Г. Основы патологии : учебник для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-8071-5. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/171430 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Мустафина И. Г. Основы патологии. Практикум : учебное пособие для спо / И. Г.
Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-81147051-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си-стема. — URL:
https://e.lanbook.com/book/154389 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Мустафина И. Г. Основы патологии. Курс лекций : учебное пособие для спо / И. Г.
Мустафина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 184 с. — ISBN 978-5-8114-

16
7052-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си-стема. — URL:
https://e.lanbook.com/book/154390 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
8. Пауков В.С. Основы патологии [Электронный ресурс] : учебник / В.С. Пауков. –
Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 288 с. Доступ из ЭБС «Конс. студ.»
9. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для подготовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136172 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бледнова А.М. Основы патологии : курс лекций [для мед. колледжей] / А.М. Бледнова ; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. – Ростов-на-Дону : Изд-во РостГМУ, 2019. – 68 с. [Электронный ресурс]. URL: //rostgmu.ru/
2. Топоров Г.Н., Панасенко Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии /
Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-Москва : Медицина, 2020. - 463 с.; 25 см.; ISBN 5-225-02707-5
3. Консультант студента : ЭБС. – Москва : ООО «ИПУЗ». - URL:
http://www.studmedlib.ru
4. Med-Edu.ru: медицинский видеопортал. - URL: http://www.mededu.ru/
5. Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России. - URL:
http://www.femb.ru/feml/ , http://feml.scsml.rssi.ru

17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знания:
 общих закономерности развития
патологии клеток, органов и систем в организме человека;
 структурно- функциональных
закономерностей развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний;
 клинических проявлений воспалительных реакций, форм воспаления;
 клинических проявлений патологических изменений в различных органах и системах организма;
 стадий лихорадки.

37

Критерии оценки
- полное раскрытие понятий и точность употребления научных терминов;
- демонстрация знаний закономерностей течения патологических процессов и
отдельных заболеваний;
- сравнение здоровых и патологически измененных
тканей и органов;

Методы оценки
Тестовый контроль с применением информационных технологий.
Экспертная оценка правильности выполнения
заданий
Экспертная оценка решения ситуационных задач.
Устный опрос
Работа с немыми иллюстрациями
Экзамен

Умения
- определять признаки типовых
патологических процессов и
отдельных заболеваний в
организме человека;
- определять морфологию
патологически измененных
тканей и органов

- способность определить
признаки повреждения,
воспаления и нарушения
кровообращения по заданию преподавателя;
- описание макропрепаратов и микропрепаратов, демонстрирующих типовые
патологические изменения
тканей и органов;
- проведение анализа основных клинических проявлений заболеваний различных органов и систем;

Экспертная оценка выполнения практических
заданий
Экзамен

36 F

37

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».