МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02__История_________________
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование»
Входящий в состав УГС 09.02.07«Информационные системы и
программирование»
Квалификация выпускника: администратор баз данных
Дербент 2025
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
.
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
по специальности (специальностям) СПО 09.02.07 «Информационные
системы и программирование», укрупненной группы специальностей
09.02.07 «Информационные системы и программирование».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» входит в общеобразовательный цикл.
Данная дисциплина предполагает изучение основных процессов
политического и экономического развития ведущих государств мира и
России на рубеже ХХ- ХХI вв.
Дисциплина даѐт возможность подготовить специалистов, умеющих
понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного
мира, определять собственную позицию по отношению
к окружающей реальности; личности, способной рассматривать события
и явления с точки зрения своей гражданской позиции, владеющей умениями
и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
4
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках исторической информации, критически ее оценивать и
интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
− сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в
5
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
− владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения
в дискуссии по исторической тематике.
1.4.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины «История»
Воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
понимания сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин.
Научить пониманию логики и закономерностей
формирования
современного исторического процесса и понимания роли и места
России в этом процессе.
Сформировать устойчивое историческое мышление через овладение
исторической информацией.
Задачи изучения дисциплины «История»
Обеспечить понимание неразрывности прошлого и настоящего,
взаимообусловленности событий, протекающих в разных регионах
мира.
Способствовать формированию понятийного аппарата новейшей
истории и представлению о месте истории в комплексе гуманитарных
дисциплин.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться
в
современной
экономической,
политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально - экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков
(XXи XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX- начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих государств и
регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные направления их
деятельности;
6
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального значения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом
восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,
гражданина России
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка на обучение – 48 ч.,
в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 48 ч.
самостоятельная работа обучающегося -
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2. 1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
8
Количество
часов
48
32
14
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Тема 1.2.
Тема 1.2.
Раздел 2.
Тема 2.1.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2
Международные отношения после Второй Мировой войны
Содержание учебного материала
1
Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Содержание учебного материала
1 «Холодная война»: от Берлинского до Карибского кризиса
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
Лабораторная работа
Практическое занятие:
От разрядки к завершению «холодной войны».
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Раздел II. Евроатлантическая цивилизация: от «общества благоденствия» к
неоконсервативной революции
Содержание учебного материала
1 «Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры.
Лабораторная работа
Практическое занятие:
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
ОБЪЁМ
ЧАСОВ
3
6
УРОВЕНЬ
УСВОЕНИЯ
4
2
-
2
-
2
2
2
2
10
2
-
2
Тема 2.2.
Тема 2.3.
Тема 2.4.
Тема 2.5.
Раздел 3.
Тема 3.1.
Кризис модели развития: 1970-е гг.
1
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
1
Неконсервативная революция 1980-х гг. и ее итоги.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
1 Страны Запада на рубеже XX-XXI в.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Содержание учебного материала
Лабораторная работа
Практическое занятие:
Интеграция развитых стран и ее последствия.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
СССР 1945 – 1991 гг.
Содержание учебного материала
1 СССР в послевоенные годы 1945-1953 гг.
2
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
-
2
2
-
2
2
2
-
2
2
8
2
2
Тема 3.2.
Тема 3.3.
Тема 3.4.
Раздел 4.
Тема 4.1.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
1
СССР в 1953-1964 гг. Оттепель.
Лабораторная работа
Практическое занятие:
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
1 Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.
Застой.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
Лабораторная работа
Практическое занятие
СССР в годы перестройки1985-1991гг. Августовский переворот.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Российская Федерация в 1992 -н. 2020 гг.
Содержание учебного материала
1 Формирование российской государственности 1991-2000-е гг.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
1 Россия в 2008-2011гг.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
2
-
2
2
2
2
2
2
6
2
2
-
2
2
Тема 4.3.
Раздел 5.
Тема 5.1.
Тема 5.2.
Тема 5.3.
Раздел 6.
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Лабораторная работа
Практическое занятие
Россия в 2012-2020-е гг.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
СССР и страны Восточной Европы.
Содержание учебного материала
1 Восточная Европа во второй половине XXв.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
Демократические революции в Восточной Европе.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
Лабораторная работа
Практическое занятие
Российская Федерация: поиск путей развития
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.
Содержание учебного материала
1 Освобождение стран Азии, Африки и Латинской Америки от колониализма и
выбор пути развития.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
2
2
6
2
-
2
2
-
2
2
2
6
2
-
2
Самостоятельная работа обучающегося:
Содержание учебного материала
Тема 6.2.
1 Модели социально-экономического развития стран Азии и Африки.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Содержание учебного материала
Тема 6.3.
Лабораторная работа
Практическое занятие:
Латинская Америка между авторитаризмом и демократией.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Раздел 7.
Духовная жизнь после Второй мировой войны.
Содержание учебного материала
Тема 7.1.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Общественные науки, идеология и массовая культура. Новые направления в
искусстве во второй половине XX- начале XXI в.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Раздел 8.
Ускорение научно-технического развития. Проблемы на рубеже тысячелетий.
Содержание учебного материала
Тема 8.1.
1 Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их решения. Кризис
глобального доминирования Запада.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:
Промежуточная аттестация (Диф. зачет)
Всего:
2
-
2
2
2
2
2
2
2
2
2
48
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«История».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно – методической документации;
комплект наглядных пособий.
Технические средства обучения – мультимедийное оборудование
(интерактивная доска, платформа ZOOM).
3.2.
Учебно-методический
комплекс
учебной
дисциплины,
систематизированный по компонентам.
1. Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования 09.07.07
«Информационные системы и программирование»
2. Рабочая программа учебной дисциплины «История».
3. Календарно-тематический план.
4. Материалы промежуточного контроля (вопросы к экзамену).
3.3.Информационное обеспечение обучения.
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
дополнительной литературы
Интернет-ресурсов,
1. Основные источники:
2. Загладин Н.В. Всеобщая история. Русское слово. 11 класс. М., 2024.
3. Загладин Н.В., Козленко С.И. История Отечества XX - начало XXIвв. 11
класс М. «Русское слово», 2024.
4. Мединский В.Р. История России. 1946 год – начало XXI века: 11 класс:
базовый уровень: учебник / Мединский В.Р., Шубин А.В., Мягков М.Ю.,
Никифоров Ю.А. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
5. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. История. Всеобщая история.
Новейшая история. 1946 г. - начало XXI в. 11 кл. Базовый уровень / Под
ред. Чубарьяна А. О. - 3-е издание – Москва: Просвещение, 2024
7. Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (с 2 частях). –
Издательство ООО «Русское слово», 2024.
13
2. Электронные издания
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/
(дата обращения 10.05.2023). - Режим доступа: свободный. – Текст:
электронный.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL:
http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст:
электронный.
3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). Текст: электронный.
4. КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения:
10.05.2023). - Текст: электронный.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:
https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст:
электронный.
6. Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru
(дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
7. Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата
обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
8. Федеральный портал «Российское образование». - URL:
http://www.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL:
http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный.
10. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL:
https://fipi.ru/ (дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
11. Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата
обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
12. Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org
(дата обращения: 10.05.2023). - Текст: электронный
3. Дополнительные источники
1. Касьянов В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов П. С.
Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М,
2022. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
2. Оришев А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. —
Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2022. — 276 с. — (Среднее профессиональное
образование).
3. Трифонова Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова
Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. — 649 с. —
(Среднее профессиональное образование).
4. Тропов И. А. История: учебник для СПО / И.А. Тропов. — СПб.: Лань,
2023. — 472 с.
5. Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А.
Дегтярева. — Саратов: Профобразование, 2022. — 236 c. — ISBN 978-54488-0614-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/91875
6. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб.
пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2023. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование).
7. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я.
Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. —
(Профессиональное образование). — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452675
8. Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебнометодическое пособие / Р. А. Крамаренко. — Новосибирск:
Новосибирский государственный технический университет, 2022. — 64 c.
— Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/98675
9. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. —
М.: ИНФРА-М, 2022. — 639 с. — (Среднее профессиональное
образование).
10. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.:
учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2022. 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских
занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов,
выполнения студентами индивидуальных заданий, а также итогового
дифференцированного зачѐта.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Уметь:
Ориентироваться в современной
экономической и культурной ситуации в
России и мире
Выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социально экономических, политических и культурных
проблем
Знать:
Основные направления развития ключевых
регионов мира на рубеже веков (XX-XXI)
Сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце ХХ – начале ХХ1 вв.
Основные процессы (интеграционные,
миграционные и иные) политического и
экономического развития ведущих
государств и регионов мира.
Назначение ООН, НАТО, ЕС и других
организаций и основные направления их
деятельности
Роль науки, культуры, религии в сохранении
и укреплении национальных и
государственных традиций
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
2
Внеаудиторная
самостоятельная работа,
Реферат
Внеаудиторная
самостоятельная работа,
реферат
Внеаудиторная
самостоятельная работа,
реферат
Внеаудиторная
самостоятельная работа,
Тестовые задания
Внеаудиторная
самостоятельная работа,
Тестовые задания
Внеаудиторная
самостоятельная работа
Внеаудиторная
самостоятельная работа,
Тестовые задания