РП УД ОП. 08 Основы проектирования и баз данных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП 08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
код и наименование модуля по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование модуля по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупнѐнной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы проектирования баз данных»: формирование
представлений об использовании инструментальных средств создания баз данных и
информационных систем, определения подходящей модели данных, организации
эффективной структуры хранения данных, организации запросов к хранимым данным и
других вопросов, от которых зависит эффективность использования разрабатываемых
информационность систем. Учебная дисциплина «Основы проектирования и баз данных»
принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.1.1. Перечень общих компетенций
Уметь
Знать
Код ОК,
ПК
ОК 01
распознавать задачу
актуальный
и/или проблему в
профессиональный и
профессиональном
социальный контекст, в
и/или социальном
котором приходится
контексте,
работать и жить
анализировать и
структура плана для
выделять еѐ составные
решения задач,
части
алгоритмы выполнения
определять этапы
работ в
решения задачи,
профессиональной и
составлять план
смежных областях
действия, реализовывать основные источники
составленный план,
информации и ресурсы
определять
для решения задач и/или
необходимые ресурсы
проблем в
выявлять и эффективно
профессиональном
искать информацию,
и/или социальном
необходимую для
контексте
решения задачи и/или
методы работы в
проблемы
профессиональной и
владеть актуальными
смежных сферах
методами работы в
порядок оценки
профессиональной и
результатов решения
смежных сферах
задач профессиональной
оценивать результат и
деятельности
последствия своих
действий
(самостоятельно или с

Владеть навыками

ОК 02

ОК 05

ОК 09

помощью наставника)
определять задачи для
поиска информации,
планировать процесс
поиска, выбирать
необходимые источники
информации
выделять
наиболее значимое в
перечне информации,
структурировать
получаемую
информацию,
оформлять результаты
поиска
оценивать практическую
значимость результатов
поиска
применять средства
информационных
технологий для решения
профессиональных
задач
использовать
современное
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности
использовать различные
цифровые средства для
решения
профессиональных
задач
грамотно излагать свои
мысли и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном языке
проявлять
толерантность в рабочем
коллективе
понимать общий смысл
четко произнесенных

номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности
приемы
структурирования
информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации
современные средства и
устройства
информатизации,
порядок их применения
и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности, в том
числе цифровые
средства

правила оформления
документов
правила построения
устных сообщений

правила построения
простых и сложных

ПК 1.1

высказываний на
известные темы
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах
на знакомые общие и
профессиональные темы
строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и
планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные темы
интерпретировать
бизнес-требования
заказчика для
разработки
концептуальной модели
информационного
ресурса;
устанавливать систему
управления базами
данных (СУБД);
использовать средства
системы управления
базами
данных;
выполнять
регламентные
процедуры по
резервированию
данных;
применять
регламентные
процедуры управления
правами доступа
пользователей

предложений на
профессиональные темы
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
лексический минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности

основ построения
концептуальных
моделей
информационных
ресурсов средствами
графических нотаций;
программных средств и
платформ для
разработки webресурсов;
особенностей систем
управления базами
данных;
общих основ решения
практических задач по
созданию резервных
копий;
основ резервного
развертывания и
резервного копирования
информационных
ресурсов;

информационных
ресурсов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Квалификация
администратор баз данных
Всего часов:

118

в том числе:
самостоятельная работа

22

теоретическое обучение

48

практические занятия

40

Консультации
Форма аттестации
IV семестр – экзамен

2
6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем в
часах

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы

3

4

Содержание учебного материала
Тема 1. Основные понятия баз
данных

Основные понятия теории БД
Технологии работы с БД

6

ОК 1 - ОК 9,
ПК 11.1-11.6

Бизнес-процессы
Содержание учебного материала
Тема 2. Взаимосвязи в
моделях и реляционный
подход к построению моделей

Логическая и физическая независимость данных

ОК 1 - ОК 9,

Типы моделей данных. Реляционная модель данных

ПК 11.1-11.6

8

Реляционная алгебра
Классификация сущностей

Тема 3 Этапы проектирования
баз данных

Содержание учебного материала
Основные этапы проектирования БД
Концептуальное проектирование БД

ОК 1 - ОК 9,
6

ПК 11.1-11.6

Нормализация БД
Содержание учебного материала
Тема 4 Проектирование
структур баз данных

Средства проектирования структур БД
Организация интерфейса с пользователем

ОК 1 - ОК 9,
8

ПК 11.1-11.6

Понятие неструктурированных данных
Свойства баз данных
Содержание учебного материала

Тема 5. Средства
проектирования структур баз
данных

Классификация СУБД. Требования к СУБД
Общая характеристика и классификация CASE-средств
Основные характеристики и возможности СУБД Access
Основы создания формы

ОК 1 - ОК 9,
10

ПК 11.1-11.6

Тема 6. Организация
интерфейса взаимодействия
пользователя

Содержание учебного материала
Основные элементы интерфейса K2
Элементы создания форм

ОК 1 - ОК 9,
10

Бизнес-процессы

ПК 11.1-11.6

Аналитика
Интеграция
Перечень практических работ:
Практическая работа № 1. Формирование бизнес-процессов
Практическая работа № 2. Нормализация таблиц при проектировании баз данных.
Практическая работа № 3. CASE средства, используемые в ER-моделировании
Практическая работа № 4. Проектирование реляционной базы данных, используя ERwin DataModeler
Практическая работа № 5. Создание базы данных и таблиц в Microsoft Access
Практическая работа № 6. Создание отчетов в Microsoft Access
Практическая работа № 7. Создание макросов в Microsoft Access
Практическая работа № 8. Проектирование форм ввода данных в базу данных
Практическая работа № 9. Создание интерфейса работы пользователя в MS Access
Практическая работа № 10. Создание базы данных в Microsoft Access и реализация интерфейса пользователя.
Самостоятельная работа:
- подготовка опорного конспекта по темам:
«Эволюция концепций обработки данных»
«Модели структуры данных»
«Этапы проектирования баз данных»
«Инфологическое проектирование»
«Нормальные формы. Процедура нормализации»
«Распределенная обработка данных»
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной технической литературы
-оформление лабораторных и
практических работ,
презентаций и отчетов, подготовка к их защите
-подготовка к контрольным работам

ОК 1 - ОК 9,
ПК 11.1-11.5

40

22

Консультация

2

Промежуточная аттестация

6

Всего:

118

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программирования и баз данных».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
Печатные издания не предусмотрены в связи с наличием ЭБС.
3.2.2. Основные электронные издания

1. Нестеров, С. А. Базы данных: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С. А. Нестеров. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 230 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11629-8. — Текст: электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/4959
2. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных : учебник
для среднего профессионального образования / В. М. Илюшечкин. — испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 213 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53401283-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/513827
3. Базы данных : в 2 кн. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных :

учебник / В.П. Агальцов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2021. — 271 с.
http://znanium.com/catalog/product/929256
4. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSQL-типа для

проектирования информационных систем : учеб. пособие / С.А. Мартишин, В.Л.
Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 368 с.
http://znanium.com/catalog/product/926871
5. Базы данных : учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. — М. : ИНФРА-М,

2018. — 304 с. [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. —
(Среднее профессиональное образование).
http://znanium.com/catalog/product/967755
6. Основы работы в Microsoft Office 2013: Учебное пособие / Кузин А.В.,

Чумакова Е.В. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с. - (Высшее образование)
http://znanium.com/catalog/product/561022
3.2.3. Дополнительные источники
1. Проектирование информационных систем : учеб. пособие / В.В. Коваленко.

— М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

http://znanium.com/catalog/product/980117
2. Проектирование и реализация баз данных в СУБД MySQL с использованием

MySQL Workbench. Методы и средства проектирования информационных систем и
технологий. Инструментальные средства информационных систем : учеб. пособие /
С.A. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,
2018.
http://znanium.com/catalog/product/967597
3. Моделирование системы защиты информации. Практикум : учеб. Пособие / Е.К.
Баранова, А.В. Бабаш. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. —
224 с
http://znanium.com/catalog/product/916068

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых в
рамках модуля

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины :
1. проектировать реляционную
базу данных;
2. использовать язык запросов
для программного извлечения
сведений из баз данных
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
1. основы теории баз данных;
2. модели данных;
3. особенности реляционной
модели и проектирование баз
данных;
4. изобразительные средства,
используемые в ERмоделировании;
5. основы реляционной
алгебры;
6. принципы проектирования баз
данных;
7. обеспечение
непротиворечивости и
целостности данных;
8. средства проектирования

Критерии оценки

«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, качество их
выполнения оценено высоко.
«Хорошо» теоретическое
содержание курса
освоено полностью, без
пробелов, некоторые
умения
сформированы
недостаточно, все
предусмотренные
программой учебные
задания выполнены,
некоторые виды заданий
выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» теоретическое содержание
курса освоено частично, но
пробелы не носят
существенного характера,
необходимые умения работы

Методы оценки

1. Наблюдение за
выполнением
практического
задания.
(деятельностью
студента)
2. Оценка
выполнения
практического
задания (работы)

структур баз данных;
9. язык запросов SQL

ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.

ОК 02.Осуществлять поиск, анализ
и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом
особенностей социального и
культурного контекста.

с освоенным материалом в
основном сформированы,
большинство
предусмотренных программой
обучения учебных заданий
выполнено, некоторые из
выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено,
необходимые умения не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.
 обоснованность постановки
цели, выбора и применения
методов и способов решения
профессиональных задач;
- адекватная оценка и
самооценка эффективности и
качества выполнения
профессиональных задач
- использование различных
источников, включая
электронные ресурсы,
медиаресурсы, Интернетресурсы, периодические
издания по специальности для
решения профессиональных
задач
- демонстрация
ответственности за принятые
решения
- обоснованность самоанализа и
коррекция результатов
собственной работы;
- взаимодействовать с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения, с
руководителями учебной и
производственной практик;
- обоснованность анализа
работы членов команды
(подчиненных)
Демонстрировать грамотность
устной и письменной речи, ясность формулирования и
изложения мыслей

Экспертное
наблюдение за
выполнением работ

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях.

- соблюдение норм поведения
во время учебных занятий и
прохождения учебной и
производственной практик,

- эффективное выполнение
правил ТБ во время учебных
занятий, при прохождении
учебной и производственной
практик;
- демонстрация знаний и
использование
ресурсосберегающих
технологий в
профессиональной
деятельности
ОК 08. Использовать средства
- эффективность использовать
физической культуры для
средств физической культуры
сохранения и укрепления здоровья в для сохранения и укрепления
процессе профессиональной
здоровья при выполнении
деятельности и поддержания
профессиональной
необходимого уровня физической
деятельности.
подготовленности.
ОК 09. Использовать
- эффективность использования
информационные технологии в
информационнопрофессиональной деятельности.
коммуникационных технологий
в профессиональной
деятельности согласно
формируемым умениям и
получаемому практическому
опыту;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».