Приложение 2.9 к ООП по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и туризм».
Квалификация выпускника: Повар, кондитер
Дербент 2023 г.
Содержание
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, имеет межпредметные связи со
всеми профессиональными модулями и общепрофессиональными дисциплинами.
Программа
общепрофессиональной
дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
для профессии естественнонаучного профиля программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2.Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У2. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
У3. применять первичные средства пожаротушения;
У4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
У5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
специальностью;
У 6. оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных
32. ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
33. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
34. основы военной службы и обороны государства;
35. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
36. способы защиты населения от оружия массового поражения;
37. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З8. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке;
З9. применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
З10. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями:
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание
необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для
обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и
регламентами.
ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для
приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного
ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы
для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с
инструкциями и регламентами.
ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы
для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков
разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь,
кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с
инструкциями и регламентами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебная нагрузка обучающихся 60 часов, из них практические работы
обучающихся - 34 часов.
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Объем часов
36
36
практические занятия
36
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 1 Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Тема 1. Понятие и общая
классификация
чрезвычайных ситуаций
Тема 2 .Защита и
жизнеобеспечение
населения в условиях
чрезвычайных ситуаций
2
Содержание учебного материала
Природные ЧС. Техногенные ЧС.
Социальные ЧС (военные конфликты, терроризм)
Содержание учебного материала
Основные принципы защиты населения. Основные способы защиты от ЧС.
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС
мирного и военного времени.
Тема 3. Чрезвычайные
Содержание учебного материала
ситуации военного времени Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения.
Особенности химического оружия. Типы биологического оружия.
Действия населения в очаге химического поражения. Дезинсекция и дератизация .
"Современные средства поражения" (Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям
(обычные средства поражения; ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие,
Геофизическое оружие, Лучевое (лазерное оружие), Электромагнитное оружие,
Инфразвуковое оружие, Психотропное оружие, Не смертельное оружие.)
Содержание учебного материала
Гражданская оборона . Цели и задачи ГО. Защита населения при радиоактивном и
химическом загрязнении.
Укрытие населения в защитных сооружениях. Обеспечение населения средствами
индивидуальной защиты.
Отработка нормативов одевания СИЗ дыхания и кожи.
Объем
часов
Осваиваемые
элементы
3
ОК 1-11
2
2
2
2
ОК 1-11
4
2
2
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
Тема 4 . Устойчивость
производств в условиях
чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
Устойчивость объектов экономики. Категории опасных объектов. Надежность и
устойчивость объектов.
Районы расположения. Внутренняя планировка. Пути и способы повышения устойчивости
работы объектов.
Подготовленность персонала
Раздел2 Основы военной службы
Тема 5. Национальная
Содержание учебного материала
безопасность Российской
Военная безопасность. Обеспечение военной безопасности. Формы современных войн
Федерации
Тема6. Основы обороны
государства
Содержание учебного материала
Федеральный закон об обороне. Организация обороны Российской Федерации.
Тема 7. Вооруженные силы
Российской Федерации
Содержание учебного материала
Военная доктрина Российской Федерации. Военная организация государства. История и
предназначение ВС. Боевая техника и вооружение Российской армии и флота. Военное
руководство страны.
Тема 8. Порядок
прохождения военной
Содержание учебного материала
Назначения на воинские должности. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав.
2
ОК 1.11
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
службы
Тема 9.Боевые традиции и
символы воинской чести
Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав, строевая подготовка, ее роль в
деятельности воинских коллективов.
Содержание учебного материала
Воинские традиции. Воинская честь, почитание воинского знамени.
Раздел 3. Значение медицинских знаний при ликвидации последствий ЧС и организации здорового образа жизни
Тема 10. Помощь при
Содержание учебного материала
отравлениях, при шоке,
Основные причины отравлений. Симптомы травматического шока. Первая медицинская
при ожогах, отморожениях, помощь при травматическом шоке. Виды и степени ожогов. Особенности оказания первой
и электротравме.
медицинской помощи при ожогах II. III и IV степени. Первая помощь при воздействии
высоких температур. Предупреждение развития перегревов. Основные признаки теплового
удара. Помощь при отморожении 1, 2, -3 и 4й степеней отморожения. Поражение
электрическим током. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
Тема 11.Понятие здоровья Содержание учебного материала
и содержание здорового
Охрана собственного здоровья.
Критерии, определяющие здоровье. Составляющие
образа жизни. Вредные
здорового образа жизни. Курение. Алкоголь и алкоголизм. Наркотики и наркомания.
привычки. Факторы риска. Физическая зависимость.
Всего:
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
2
72
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.Требования
к
материально-техническому
обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
-- электронный тир
¾ посадочные места по количеству обучающихся;
¾ рабочее место преподавателя;
¾ комплект учебно-наглядных пособий «Безопасность
жизнедеятельности»;
Технические средства обучения:
¾ компьютер с лицензионным программным
обеспечением
¾ мультимедиа проектор.
2.3.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Косолапова Н.В «Безопасность
жизнедеятельности» ЭУМК электронное издание изд-во Академия
2020
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольная оценка результатов освоения учебной
дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
умения:
организовывать и проводить мероприятия Наблюдение и оценка деятельности в ходе
по защите работающих и населения от проведения и защиты практических работ
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
- предпринимать профилактические меры Наблюдение и оценка деятельности в ходе
для
снижения
уровня
опасностей проведения и защиты практических работ
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и Наблюдение и оценка деятельности в ходе
коллективной
защиты
от
оружия проведения и защиты практических работ
массового поражения;
применять
пожаротушения;
первичные
средства Наблюдение и оценка деятельности в ходе
проведения и защиты практических работ
- ориентироваться в перечне военно- Наблюдение и оценка деятельности в ходе
учетных специальностей и самостоятельно проведения и защиты практических работ
определять среди них родственные
полученной профессии;
- применять профессиональные знания в Наблюдение и оценка деятельности в ходе
ходе исполнения обязанностей военной проведения и защиты практических работ
службы на воинских в соответствии с
полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного Наблюдение и оценка деятельности в ходе
общения и саморегуляции в повседневной проведения и защиты практических работ
деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
-оказывать первую медицинскую помощь Наблюдение и оценка деятельности в ходе
пострадавшим.
проведения и защиты практических работ
Знания:
- принципы обеспечения устойчивости -Экспертная оценка результатов устных
объектов экономики, прогнозирования опросов;
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как
серьезной
угрозе
национальной
безопасности России;
основные
виды
потенциальных
опасностей
и
их
последствия
в
профессиональной деятельности и быту, -Экспертная оценка результатов устных
принципы
снижения
гражданской опросов;
обороны;
- способы защиты населения от оружия -Экспертная оценка результатов устных
массового поражения; меры пожарной опросов;
безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан -Экспертная оценка результатов устных
на военную службу и поступления на нее в опросов;
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной -Экспертная оценка результатов устных
техники и специального снаряжения, опросов;
состоящих на вооружении (оснащения)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные профессиям НПО;
область
применения
получаемых -Экспертная оценка результатов устных
профессиональных
знаний
при опросов;
исполнении
обязанностей
военной
службы;
- порядок и правила оказания первой -Экспертная оценка результатов устных
помощи пострадавшим.
опросов;