МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ код и наименование дисциплины по ФГОС Код и наименование специальности программирование» 09.02.07 «Информацинные системы и Входящий в состав УГС 09.00.00 «Иформационная и вычислительная техника» код и наименование укрупненной группы специальностей Квалификация выпускника: Администратор баз данных Дербент 2020 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (базовой подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 « Информационная и вычислительная техника» . Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код Умения Знания ПК, ОК ОК 1 Распознавать задачу и/или анализировать Выбирать способы проблему; задачу и/или проблему и решения задач выделять еѐ составные части; профессиональной определять этапы решения деятельности, применительно к задачи; выявлять и эффективно искать информацию, различным необходимую для решения контекстам задачи и/или проблемы; Актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность особенности составить план действия и финансов, и реализовывать его; определить взаимодействия функционирования необходимые ресурсы. хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав. ОК 2 Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации. результаты поиска. Определять актуальность нормативно-правовой Планировать и документации в реализовывать профессиональной собственное применять профессиональное и деятельности; научную личностное развитие. современную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. ОК 3 Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать работу Значимость коллективных и команды; решений, работать в группе для Работать в коллективе коллектива взаимодействовать с решения ситуационных заданий. и команде, коллегами, руководством, эффективно клиентами в ходе взаимодействовать с профессиональной коллегами, деятельности. руководством, клиентами. ОК 4 Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; Применять средства информационных технологий для решения задач; в профессиональных использовать современное программное обеспечение. патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6 ОК 9 Использовать информационные технологии профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной Пользоваться документацией профессиональной государственном документацией на государственном и иностранном языках. иностранных языках. ОК 10 Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Нормативно-правовые акты международные и РФ в области на денежного обращения и и финансов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли; -анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и.т.д. -критически анализировать основные концепции исторического развития; -понимать место и роль отдельного человека в истории; -понимать, что такое истинная и сложная культура и что значит быть культурным человеком; -осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии; -основные категории научной картины мира; -роль науки в современной жизни; -соотношение веры и разума; -основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России; -знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы нет. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы консультации Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме диф. Зачета на 7 семестре- Количество часов 48 46 28 18 2 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел I Основные идеи мировой философии об античности до новейшего времени. Введение в философию, ее смысл, функции и роль в обществе Тема 1.Философия античного мира и Средних веков 18 Содержание учебного материала Теоритическое занятие №1: Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Становление философии из мифологии. Практическое занятие №1: «Роль философии в обществе» 2 ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04. 1. 2 Содержание учебного материала Теоритическое занятие №2 Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля,Демокрит и Эпикур, умники, стоики и скептики) 2. Теоритическое занятие №3 Философия древнего Рима. Средневековая философия: патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский) Практическое занятие №2: « Спор номиналистов и реалистов в Средние века ». ОК 1, ОК 02., ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10 1. 4 2 8 Тема 1.2.Философия Нового и новейшего времени. Раздел II. Человексознание-познание. Тема 2. Человек как главная философская проблема. Тема 2.2.Проблема сознания. Тема 2.3.Учение о познании. Содержание учебного материала 1. Теоритическое занятие №4 Философия Нового времени, спор сенсуалистов и рационалистов. 2. Теоритическое занятие №5 Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. 3 Теоритическое занятие №6 Русская философия ХIХ-ХХ вв. о путях развития российской цивилизации. Русская идея. Философские взгляды славянофилов и западников. Практическое занятие №3«Спор сенсуалистов и рационалистов в философии Нового времени» Содержание учебного материала Теоритическое занятие №7 Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество. 2. Теоритическое занятие №8 Проблема «я», образ «я», внутренне и внешнее «я». Личность и сущность. Основные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Практическое занятие №4«Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество» 6 2 18 1. Содержание учебного материала Теоритическое занятие №9 Проблема сознания. Сознание, мышление, язык. Три стороны сознания. Сознание и бессознательное. Мозг и сознание. Основные идеи З.Фрейда и К.Юнга. Практическое занятие №5 «Философия о происхождении и сущности сознания» Содержание учебного материала 1. Теоритическое занятие №10 Чувство, разум, воля и их роль в познании. ОК 1, ОК 06., ОК 9, ОК 10 2 ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10 2 2 2 ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04. 1. 2 4 ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10 9 2. Теоритическое занятие №11 Память, мышление, воображение и их роль в познании. Практическое занятие: № 6«Память, мышление, воображение и их роль в познании» Содержание учебного материала Раздел III Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) Раздел IV. Социальная жизнь. Тема 4.1. Философия и ее история. Теоритическое занятие №12 Философия и научная картина мира. Пространство и душа. Числа правят миром. 3. Теоритическое занятие №13 Искусство как феномен, организующий жизнь. Искусство и творение мира. 4. Теоритическое занятие №14 Гений – совершенный человек. Проблема гения, гениальность. Практическое занятие:№7 «Искусство и творение мира» 8 1. Содержание учебного материала для консультации 1. 2. 2 ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10 2 2 4 2 ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10 Русская философия об исторической самобытности России. Н.Бердяев Э.Чаадаев о судьбах России. Культура и культ. Культура и цивилизация. Примерная тематика курсовой работы ( проекта ) Самостоятельная работа обучающихся по курсовой работе ( проектом) Зачет: Всего: 4 2 48 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальноэкономических дисциплин»; Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением. - телевизор - DVD - видеокамера - проектор - магнитофон - принтер. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий по философии. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий. Основные источники: 1. В.Д.Губин «Основы философии» Учеб.пособие.- 2—е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРАМ,2017.-288с.-(Профессиональное образование) 2. А.А.Горелов «Основы философии»: Учеб. пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений.3-е.,испр-М.: Изд.центр «Академия», 2017.-256с 3. В.А.Канке. «Основы философии»: Учебник для студентов средних специальных заведений.-М.: Логос, 2019-288с 4. В.П.Кохановский «Основы философии»: учебник для студентов учреждений СПО.5-е изд.- Ростов-на-Дону :Феникс, 2017.320с. Дополнительная литература: 1. Миронов В.В. Философия: учеб – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008-240с.(для семинаров) 2. Философия: учебник /А.Г.Спиркин.2-е изд.М.: Гардарики,2018-736с. 3. Философия : учебное пособие для ВУЗ/от.ред. В.П.Кохановский.-изд.18-е.- Ростовна-Дону:Феникс,2018-574 4. Философии. Справочник студента – М, «АСТ»,2017г. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. http://www.mavicanet.com/directory/rus/23135/html http://www.aonb.ru/iatp/guide/nayka.html#10 http://edu-navigator.ru/res/14872/ http://www/internet-biblioteka.ru/philosophy 11 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные знания, освоенные умения) 1 Освоенные знания: наиболее вдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии; основные категории научной картины мира; роль науки в современной жизни; соотношение веры и разума; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 Текущий контроль в форме: оценки результатов опроса. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине. Текущий контроль в форме: тестирования. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине. Текущий контроль в форме: тестирования; защиты реферата. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине. Текущий контроль в форме: тестирования. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине. основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России: Текущий контроль в форме: тестирования. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине. знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития. Текущий контроль в форме: тестирования. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине. Усвоенные умения: прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли; Текущий контроль в форме: практического занятия. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и.т.д; Текущий контроль в форме: практического занятия. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине критически анализировать основные концепции исторического развития; Текущий контроль в форме: практического занятия. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине 12 понимать место и роль отдельного человека в истории; Текущий контроль в форме: практического занятия. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине понимать, что такое истинная и сложная культура и что значит быть культурным человеком; Текущий контроль в форме: практического занятия. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее. Текущий контроль в форме: практического занятия. Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине 13