ОГСЭ.01 Основы философии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности
программирование»

09.02.07 «Информацинные системы и

Входящий в состав УГС 09.00.00 «Иформационная и вычислительная
техника»
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: Администратор баз данных

Дербент 2020

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
09.02.07 «Информационные системы и программирование» (базовой подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 « Информационная и вычислительная
техника» . Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК

02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06., ОК 9, ОК 10
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в цикл общегуманитарных и
социально-экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 1

Распознавать задачу и/или
анализировать
Выбирать
способы проблему;
задачу
и/или
проблему и
решения
задач
выделять еѐ составные части;
профессиональной
определять этапы решения
деятельности,
применительно
к задачи; выявлять и эффективно
искать
информацию,
различным
необходимую
для
решения
контекстам
задачи и/или проблемы;

Актуальный профессиональный
и
социальный
контекст,
основные
источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного обращения (формы
расчетов), понятие и сущность
особенности
составить план действия и финансов,
и
реализовывать его; определить взаимодействия
функционирования
необходимые ресурсы.
хозяйствующих
субъектов,
финансовые
ресурсы
хозяйствующих субъектов –
структура и состав.

ОК 2

Определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять
наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять

Осуществлять поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

Номенклатура информационных
источников
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации.

результаты поиска.
Определять
актуальность
нормативно-правовой
Планировать
и
документации
в
реализовывать
профессиональной
собственное
применять
профессиональное и деятельности;
научную
личностное развитие. современную
профессиональную
терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального развития и
самообразования.
ОК 3

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории профессионального
развития и самообразования.

Организовывать
работу Значимость
коллективных
и
команды; решений, работать в группе для
Работать в коллективе коллектива
взаимодействовать
с решения ситуационных заданий.
и
команде,
коллегами,
руководством,
эффективно
клиентами
в
ходе
взаимодействовать с
профессиональной
коллегами,
деятельности.
руководством,
клиентами.
ОК 4

Грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном
языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе.

Особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей;
Применять
средства
информационных технологий
для
решения
задач;
в профессиональных
использовать
современное
программное обеспечение.

патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности
перед Родиной; − готовность к
служению Отечеству, его защите

ОК 5
Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста.
ОК 6

ОК 9
Использовать
информационные
технологии
профессиональной
деятельности

Пользоваться
профессиональной
Пользоваться
документацией
профессиональной
государственном
документацией
на
государственном
и иностранном языках.
иностранных языках.
ОК 10

Современные
средства
и
устройства
информатизации;
порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.

Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области
на денежного
обращения
и
и финансов.

В результате освоения дисциплины
обучающийся
должен уметь:
-прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки,
искусства, социальной и политической мысли;
-анализировать современные философские и научные представления о природе
человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого
бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и.т.д.
-критически анализировать основные концепции исторического
развития;
-понимать место и роль отдельного человека в истории;
-понимать, что такое истинная и сложная культура и что значит быть культурным
человеком;
-осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода
из нее.
В результате освоения дисциплины
обучающийся
должен знать:
-наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи,
появляющиеся в истории философии;
-основные категории научной картины мира;
-роль науки в современной жизни;
-соотношение веры и разума;
-основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских
мыслителей на историческую самобытность России;
-знать философские представления относительно возможных путей будущего
мирового развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы нет.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме диф. Зачета на 7 семестре-

Количество часов
48
46
28
18
2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел I Основные идеи
мировой философии об
античности до новейшего
времени.
Введение в философию, ее
смысл, функции и роль в
обществе

Тема 1.Философия
античного мира и Средних
веков

18
Содержание учебного материала
Теоритическое занятие №1:
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной
жизни. Становление философии из мифологии.
Практическое занятие №1: «Роль философии в обществе»

2
ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.

1.

2

Содержание учебного материала

Теоритическое занятие №2
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ
и Платон, система Аристотеля,Демокрит и Эпикур, умники, стоики и
скептики)
2.
Теоритическое занятие №3
Философия древнего Рима. Средневековая философия: патристика
(Августин) и схоластика (Фома Аквинский)
Практическое занятие №2:
« Спор номиналистов и реалистов в Средние века ».

ОК 1, ОК 02.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

1.

4

2

8

Тема 1.2.Философия
Нового и новейшего
времени.

Раздел II. Человексознание-познание.

Тема 2. Человек как
главная философская
проблема.
Тема 2.2.Проблема
сознания.

Тема 2.3.Учение о
познании.

Содержание учебного материала
1.
Теоритическое занятие №4
Философия Нового времени, спор сенсуалистов и рационалистов.
2.
Теоритическое занятие №5
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и
эволюционизма.
3
Теоритическое занятие №6
Русская философия
ХIХ-ХХ вв. о путях развития российской
цивилизации. Русская идея. Философские взгляды славянофилов и
западников.
Практическое занятие №3«Спор сенсуалистов и рационалистов в философии
Нового времени»
Содержание учебного материала
Теоритическое занятие №7
Философия о происхождении и сущности человека. Основные
антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.
2.
Теоритическое занятие №8
Проблема «я», образ «я», внутренне и внешнее «я». Личность и
сущность. Основные характеристики человека: несводимость,
невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.
Практическое занятие №4«Основные антропологические константы: сознание,
речь, труд, общество»

6

2
18

1.

Содержание учебного материала
Теоритическое занятие №9
Проблема сознания. Сознание, мышление, язык. Три стороны сознания.
Сознание и бессознательное. Мозг и сознание. Основные идеи З.Фрейда
и К.Юнга.
Практическое занятие №5
«Философия о происхождении и сущности сознания»
Содержание учебного материала
1.
Теоритическое занятие №10
Чувство, разум, воля и их роль в познании.

ОК 1, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

2

ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

2
2
2
ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.

1.

2
4
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10
9

2.

Теоритическое занятие №11
Память, мышление, воображение и их роль в познании.

Практическое занятие: № 6«Память, мышление, воображение и их роль в
познании»
Содержание учебного материала
Раздел III Духовная жизнь
человека (наука, религия,
искусство)

Раздел IV. Социальная
жизнь.
Тема 4.1. Философия и ее
история.

Теоритическое занятие №12
Философия и научная картина мира. Пространство и душа. Числа
правят миром.
3.
Теоритическое занятие №13
Искусство как феномен, организующий жизнь. Искусство и творение
мира.
4.
Теоритическое занятие №14
Гений – совершенный человек. Проблема гения, гениальность.
Практическое занятие:№7 «Искусство и творение мира»

8

1.

Содержание учебного материала для консультации
1.
2.

2

ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

2
2
4

2
ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

Русская философия об исторической самобытности России. Н.Бердяев
Э.Чаадаев о судьбах России.
Культура и культ. Культура и цивилизация.

Примерная тематика курсовой работы ( проекта )
Самостоятельная работа обучающихся по курсовой работе ( проектом)
Зачет:
Всего:

4

2
48

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальноэкономических дисциплин»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- телевизор
- DVD
- видеокамера
- проектор
- магнитофон
- принтер.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по философии.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий.
Основные источники:
1. В.Д.Губин «Основы философии» Учеб.пособие.- 2—е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРАМ,2017.-288с.-(Профессиональное образование)
2. А.А.Горелов
«Основы
философии»:
Учеб.
пособие
для
студ.сред.проф.учеб.заведений.3-е.,испр-М.: Изд.центр «Академия», 2017.-256с
3. В.А.Канке. «Основы философии»: Учебник для студентов средних специальных
заведений.-М.: Логос, 2019-288с
4. В.П.Кохановский «Основы философии»: учебник для студентов учреждений
СПО.5-е изд.- Ростов-на-Дону :Феникс, 2017.320с.
Дополнительная литература:
1. Миронов В.В. Философия: учеб – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008-240с.(для
семинаров)
2. Философия: учебник /А.Г.Спиркин.2-е изд.М.: Гардарики,2018-736с.
3. Философия : учебное пособие для ВУЗ/от.ред. В.П.Кохановский.-изд.18-е.- Ростовна-Дону:Феникс,2018-574
4. Философии. Справочник студента – М, «АСТ»,2017г.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

http://www.mavicanet.com/directory/rus/23135/html
http://www.aonb.ru/iatp/guide/nayka.html#10
http://edu-navigator.ru/res/14872/
http://www/internet-biblioteka.ru/philosophy

11

4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные знания, освоенные умения)
1
Освоенные знания:
наиболее вдающихся представителей
философской мысли и основные идеи,
появляющиеся в истории философии;
основные категории научной картины мира;

роль науки в современной жизни;
соотношение веры и разума;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Текущий контроль в форме: оценки
результатов опроса. Итоговый контроль в
форме зачета по дисциплине.
Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.
Текущий контроль в форме: тестирования;
защиты реферата. Итоговый контроль в
форме зачета по дисциплине.
Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.

основные концепции исторического развития
и особенно взгляды русских мыслителей на
историческую самобытность России:

Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.

знать философские представления
относительно возможных путей будущего
мирового развития.

Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.

Усвоенные умения:
прослеживать влияние фундаментальных
философских идей на развитие науки,
искусства, социальной и политической
мысли;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

анализировать современные философские и
научные представления о природе человека,
вырабатывать самостоятельное отношение к
таким категориям человеческого бытия, как
любовь, творчество, смерть, вера, счастье
и.т.д;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

критически анализировать основные
концепции исторического развития;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

12

понимать место и роль отдельного человека в
истории;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

понимать, что такое истинная и сложная
культура и что значит быть культурным
человеком;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

осознавать причины кризиса современной
цивилизации и возможные пути выхода из
нее.

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».