огсэ.03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.03 Психология общения
код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности
программирование »

09.02.07 «Информационные системы и

Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная
техника»
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: Администратор баз данных

Дербент 2023

ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией цикла
ОГСЭ и ЕН дисциплин
Председатель П(Ц)К
___________ Керимханова Д.О.
Подпись
ФИО
«______» ____________ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ Джалилова А.Л.
подпись

«______» ____________ 2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС) по специальности
) по специальности 09.02.07 «Информационные
системы и программирование» разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование», утвержденного приказом Министерства образования и
науки от 9 декабря 2016 года № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 26 декабря 2016г., регистрационный №44936) (далее –
ФГОС СПО).
- Примерной основной образовательной программы (регистрационный номер в
государственном реестре примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования: П-24 от 02.02.2022 г.);
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2023/2024
учебный год по специальности 09.02.07 «Информационная системы и
программирование»
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Колледж
экономики и права»
Разработчикик:
Саруханова
Заира
Ибадуллаевна,
преподаватель
общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Колледж экономики и права».
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и
права» для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета № ____ от «___» ______________ 2023г.
© Саруханова Заира Ибадуллаевна 2023
©ГБПОУ РД «Колледж экономики и права»,2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 Психология общения»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социальноэкономический цикл (ОГСЭ)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3

ОК 4
ОК 5
ОК 6

ОК 7
ОК 8
ОК 9

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
теоретическое обучение
практические занятия

Объем часов
48
46
28
18

самостоятельная работа
консультирование

Итоговая аттестация в форме зачёта на 3ем семестре

2

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименованиеразделов и тем
1
Тема 1.
Психология общения:
Введение в учебную дисциплину

Тема 2.
Общее и индивидуальное в
психике человека
Тема 3.
Невербальные средства
общения

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №1 и №2
1. Назначение учебной дисциплины «Психология общения», определение,
роль общения в профессиональной деятельности
2. Виды и функции общения. Структура общения с точки зрения разных
авторов. Общение в системе общественных и межличностных
отношений
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить эссе на одну из тем:
1. С кем мы общаемся? Выбор партнера по общению.
2. Возникновение первого впечатления о партнере по общению.
3. Коммуникативные барьеры. Пути их преодоления.
4. Значения жестов в различных культурах.
5. Роль невербальных средств общения.
6. Особенности опосредованного общения.
7. Успешное и неуспешное, затратное и незатратное общение.
8. Путипредупрежденияконфликтов
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №3
Темперамент и характер, черты характера
Свойства темперамента
Тест – мой темперамент
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №4
Основные каналы общения
Особенности невербального общения
Средства невербального общения

Объем часов
3

4

2

2

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Тема 4.
Вербальное общение. Речевые
средства общения

Тема 5.
Психологические защиты.
Барьеры в общении

Тема 6.
Конструктивное общение.
Эмоции. Сила эмоций.
Контроль эмоций.

Тема 7.
Механизмы межличностного
восприятия

Тема 8.
Активное
и пассивное слушание

Тема 9.

Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №5
Функции вербального общения
Виды вербального общения
Речевые средства общения
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №6
Что такое психологические защиты
Общие характеристики защитных механизмов
Стратегии защиты
Барьеры в общении
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №7
Способы снижения эмоциональной напряженности
Что такое эмоции
Теоритическое занятие №8
Положительные и отрицательные эмоции
Управление своими эмоциями и чувствами
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №9
Что такое восприятие
Понятие о межличностном восприятии
Механизмы межличностного восприятия
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №10
Умение слушать
Виды слушания
Активное слушание
Пассивное слушание
Эмпатическое слушание
Содержание учебного материала:

2

2

4

2

2

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Манипулирование

Тема 10.
Приемы расположения к себе.
самопрезентация

Теоритическое занятие №11
Понятие «Манипуляция»
Причины манипуляции. Способы манипулирования людьми и как им
противостоять
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №12
Понятие о самопрезентации
Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка

Экспресс-опрос
Содержание учебного материала:
Теоритическое занятие №13
Тема 11.
Что такое конфликт? Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов.
Конфликт. Невербальное
Теоритическое занятие №14
проявление конфликта. Стили
Конфликтная ситуация. Инцидент. Способы разрешения конфликтов. Основные
разрешения конфликтов.
приемы, необходимые для предотвращения конфликта. Кодекс поведения в
конфликте.
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы
Тема 12.
Содержание учебного материала:
Коллектив и личность. Социально Практическое занятие №1
–психологические особенности
Виды групп. Коллектив. Распределение ролей в коллективе. Социальновзаимодействия людей в малой
психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.
группе.
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы

Тема 13.
Лидерство

Содержание учебного материала:
Практическое занятие №2
Отличительные признаки лидера и руководителя.
Психологические качества лидера.
Типы лидеров.
Стили управления

2

2

4

2

2

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Тема 14.
Стресс и его особенности

Тема 15.
Деловая беседа

Тема 16.
Психологические особенности
ведения дискуссий и публичных
выступлений.

Содержание учебного материала
Практическое занятие №3
Стресс и его особенность. Профилактика стрессов.
Как справиться с чрезмерными эмоциями.
Содержаниеучебногоматериала:
Практическое занятие №4
Особенности деловой беседы
Практическое занятие №5
Принцип построения деловой беседы
Практическое занятие №6
Аргументация в процессе деловой беседы
Экспресс-опрос
Содержание учебного материала:
Практическое занятие №7
Техника проведения дискуссий, подготовка к ним
Техника самопрезентации
Особенности публичных выступлений
Самостоятельная работа обучающихся:
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы

Тема 17.
Гнев и агрессия

Тема 18.

Содержание учебного материала:
Практическое занятие №8
Гнев, агрессия – их различия, источники, особенности
Методы работы с негативными эмоциями
Использование проективных методик как способа разрешения вытесненных
эмоций
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация или реферат на тему:
«Я и моя профессия»
Содержание учебного материала:

2

6

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

-

2

-

2

-

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Деловой тикет

Практическое занятие №9 Составляющее делового этикета
Осо Деловой тикет Деловой тикет бенности речевого этикета
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы
Привести примеры взаимодействия в конфликте (3 вида)

Всего:46
Дифференцированный
Всего

зачет

-

2
48

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной
предусмотрены следующие специальные помещения:

дисциплины

должны

быть

Кабинет Социально-экономических дисциплин, оснащенный следующим
оборудованием и техническими средствами обучения:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место
преподавателя, парты учащихся (в соответствие с численностью учебной группы), доска,
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа
проектор, экран, лазерная указка, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного,
при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Рамендик, Д. М. Общая психология : учебник для среднего профессионального
образования / Д. М. Рамендик. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2023. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16759-7. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/531655

1.2.2. Основные электронные издания
Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией
Г. В. Бороздиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
392 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16727-6. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531593

3.2.3. Дополнительные источники
1 Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 493 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-17889-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533911 .
2 Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 493 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-17889-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533911 .

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 Психология общения»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения
задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной
деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации
содержание актуальной нормативноправовой документации; современная
научная и профессиональная
терминология; возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих
ценностей; значимость
профессиональной деятельности по
профессии (специальности)
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы; составить план
действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы с
освоенным
материалом
в
основном
сформированы,
большинство
предусмотренных программой
обучения учебных заданий
выполнено,
некоторые
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса
не
освоено,
необходимые
умения
не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.

Формы и методы оценки
Примеры форм и методов
контроля и оценки
•
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование….
•
Контрольная работа
….
•
Самостоятельная
работа.
•
Защита реферата….
•
Семинар
•
Защита курсовой
работы (проекта)
•
Выполнение проекта;
•
Наблюдение за
выполнением практического
задания. (деятельностью
студента)
•
Оценка выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с докладом,
сообщением, презентацией…
•
Решение
ситуационной задачи….

составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью
определять задачи для поиска
информации; определять
необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
определять актуальность нормативноправовой документации в
профессиональной деятельности;
применять современную научную
профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования
организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
в ходе профессиональной
деятельности
описывать значимость своей
профессии (специальности)


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».