МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ______ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики код и наименование дисциплины по ФГОС Код и наименование специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» код и наименование укрупненной группы специальностей Квалификация выпускника: Администратор баз данных Дербент 2023г. ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией цикла ОГСЭ и ЕН дисциплин Председатель П(Ц)К ___________ Керимханова Д.О. Подпись ФИО ______ ____________ 2023г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе ______________ Джалилова А.Л. подпись ______ __________________ 2023г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности ) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 года № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016г., регистрационный №44936) (далее – ФГОС СПО). - Примерной основной образовательной программы (регистрационный номер в государственном реестре примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования: П-24 от 02.02.2022 г.); - Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2023/2024 учебный год по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Колледж экономики и права» Разработчик-Раджабов Д.З. , преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для применения в учебном процессе. Заключение методического совета № ____ от «___» ______________ 2023г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. учебная дисциплина «Дискретная математика с элементами математической логики» принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу (ЕН.00) 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ОК 1. ОК 2. ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов 60 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54 в том числе: практические занятия 14 теоритические занятия 32 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 6 в том числе: работа со справочной и дополнительной литературой, презентаций, докладов, рефератов; составление выполнение индивидуальных домашних заданий. Итоговая аттестация в форме Экзамена- 6 Консультация – 2 Наименование разделов и тем Тема 1. Основы теории множеств 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Содержание учебного материала Объем часов Уровень освоения 2 2 1.Основные понятия и определения теории множеств 2.Способы задания множеств Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие №1 «Способы задания множеств» Практическое занятие №2 «Множества точек на плоскости» Практическое занятие №3 «Функции. Область определения и множество значений функции» Самостоятельная работа №1 Основные тождества алгебры множеств Тема 2. Комбинаторика Содержание учебного материала 1.Общие комбинаторные схемы 2.Множество функций Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие №4 «Решение комбинаторных задач» Практическое занятие №5 «Размещения. Перестановки. Сочетания» Самостоятельная работа №2 Формула включений и исключений 8 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 6 2 Уровень освоения 2 8 2 4 2 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 Тема 3.Основы математической логики Тема 4. Основы теории графов Содержание учебного материала 1.Логические операции. Формулы логики 2.Законы логики. Равносильные преобразования Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие №6 «Логические операции над высказываниями» Практическое занятие №7 «Равносильные преобразования» Самостоятельная работа №3 Основные классы фунций.Полнота множества.Теорема поста Содержание учебного материала 8 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 4 2 Уровень освоения 2 2 1.Основные положения теории графов 2.Маршруты и пути в неориентированных и ориентированных графах Экзамен: 6 Консультация:2 Всего: Уровень освоения 2 2 8 8 60 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Математических дисциплин», оснащенный оборудованием техническими средствами обучения: • рабочее место преподавателя; • рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся); • учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты); • комплект учебно-методической документации; • комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся. • компьютер с лицензионным программным обеспечением; • мультимедиа проектор; • калькуляторы. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы и Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – Москва: Академия, 2021. – 368 с. 2. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. Сборник задач с алгоритмами решений. – Москва: Академия, 2020. – 288 с. 2.2.1. Основные электронные издания 1. Баврин, И. И. Дискретная математика. Учебник и задачник : для вузов / И. И. Баврин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-070651. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511261 . 2. Гисин, В. Б. Дискретная математика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Б. Гисин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 468 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-16754-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531642 3. Гашков, С. Б. Дискретная математика : учебник и практикум для вузов / С. Б. Гашков, А. Б. Фролов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 530 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17718-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533607. 4. Судоплатов, С. В. Дискретная математика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Судоплатов, Е. В. Овчинникова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 279 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11632-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518502). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: • • Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов. Критерии оценки «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. Формулы алгебры высказываний. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено • Методы минимизации полностью, без пробелов, алгебраических некоторые умения преобразований. сформированы недостаточно, все предусмотренные • Основы языка и программой учебные задания алгебры предикатов. выполнены, некоторые виды • Основные принципы заданий выполнены с ошибками. теории множеств. «Удовлетворительно» теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы Перечень умений, не носят существенного осваиваемых в рамках характера, необходимые умения дисциплины: работы с освоенным материалом • Применять логические в основном сформированы, операции, формулы большинство предусмотренных логики, законы алгебры программой обучения учебных логики. заданий выполнено, некоторые • Формулировать задачи из выполненных заданий логического характера содержат ошибки. и применять средства «Неудовлетворительно» математической логики теоретическое содержание курса для их решения. не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. Формы и методы оценки • Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; • Тестирование…. • …. Контрольная работа • Самостоятельная работа. • Защита реферата…. • Семинар • Защита курсовой работы (проекта) • Выполнение проекта; • Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента) • Оценка выполнения практического задания(работы) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией… • Решение ситуационной задачи….