ОПОП 09.02.07 2020-2021 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
Образовательная программа
подготовки специалистов среднего звена
Специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Форма обучения Очная
Квалификация выпускника
Администратор баз данных

2020 год

2

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общие положения ....................................................................................................4
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы среднего
профессионального образования ..........................................................................................5
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ...................6
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников ............................................6
3.2. Основные виды деятельности и компетенции выпускников: .....................................6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ...............6
4.1. Общие компетенции ........................................................................................................7
4.2. Профессиональные компетенции ................................................................................10
Раздел 5. Структура образовательной программы ..........................................................22
Раздел 6. Условя образовательной программы.................................................................26
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы. ............................................................................................................................26
6.1.1. Специальные помещения ......................................................................................26
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий ..........................................26
6.1.2.1. Оснащение лабораторий ....................................................................................27
6.1.2.3. Оснащение баз практик ......................................................................................29
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы .........29
6.3. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы ...........................................................................30
Раздел 7. Оценка результатов освоения основной образовательной программы ......30
7.1. Контроль и оценка достижений обучающихся...........................................................30
7.2. Текущий контроль успеваемости .................................................................................30
7.3. Промежуточная аттестация обучающихся .................................................................31
7.4. Государственная итоговая аттестация.........................................................................32
7.5. Фонды оценочных средств (ФОС) ...............................................................................33
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы ..............................33
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................34
3

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего
профессионального
образования
09.02.07
«Информационные
системы
и
программирование» (далее – ООП СПО,) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9
декабря 2016 года № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 26 декабря 2016г., регистрационный №44936) (далее – ФГОС СПО).
ООП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы
и программирование», планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
ООП СПО разработана для реализации образовательной программы на базе
среднего общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС
СПО с учетом получаемой специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование» и настоящей ООП.
1.2. Нормативные основания для разработки ООП:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2017 года № 1547
«Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы
и программирование» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
26 декабря 2016 г., регистрационный № 44936);

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г.,
регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной
деятельности);

Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
4

программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный №
30306);

Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г.,
регистрационный № 28785).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 11 апреля 2014 года № 647н "Об утверждении профессионального стандарта 06.011
Администратор баз данных" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 24 ноября 2014 года, рег.№ 34846);

Примерная основная образовательная программа по специальности
09.02.07 «Информационные системы и программирование» разработанная Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального
образования по укрупненным группам профессий, специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника (регистрационный номер: 09.02.07-170511, дата
регистрации в государственном реестре примерных основных образовательных
программ под номером: 11/05/2017, реквизиты решения о включении ООП в реестр:
протокол № 9 от 30.03.2017);

Устав ГБПОУ РД «Колледж экономики и права».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП – примерная основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс
ПМ – профессиональный модуль
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции.
Цикл ОГСЭ - Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Цикл ЕН - Математический и общий естественнонаучный цикл

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы среднего
профессионального образования (квалификация Администратор баз данных)
Квалификации, присваиваемые выпускникам образовательной программы:
 администратор баз данных;
Формы получения образования: допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования: 4464 академических часа.

5

Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования:
- в очной форме - 2 года 10 месяцев.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по
специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» на базе
основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 5940 академических часов.
Нормативный срок получения СПО по образовательной программе при очной
форме обучения:
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

3.1. Область профессиональной деятельности выпускников
Область
профессиональной
деятельности
выпускников:
06
Связь,
информационные и коммуникационные технологии Приказ Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н "О реестре
профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г.,
регистрационный № 34779).
3.2. Основные виды деятельности и компетенции выпускников:
В соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные
системы
и
программирование,
выпускник,
освоивший
образовательную программу, должен быть готов к выполнению следующих основных
видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена
«Администратор баз данных»:
 Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем;
 Осуществление интеграции программных модулей;
 Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных
систем;
 Соадминистрирование баз данных и серверов;
 Разработка, администрирование и защита баз данных.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные компетенции

6

Код
компетенции

4.1. Общие компетенции

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

ОК 02

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное

Знания, умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной
и смежных сферах; структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее значимое
в перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять результаты
поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат
оформления результатов поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
применять современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования

7

развитие.

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности и

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального развития и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений.
Умения: описывать значимость своей специальности
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной деятельности по специальности

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной специальности

8

поддержания
необходимого
уровня физической
подготовленности.

ОК 09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

ОК 11

Планировать
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере

Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Умения:
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые
высказывания
о
себе
и
о
своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности; особенности
произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
Умения:
выявлять
достоинства
и
недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей
в рамках профессиональной деятельности; презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования
Знание: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

9

4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
Разработка модулей
программного
обеспечения для
компьютерных
систем.

Код и формулировка
компетенции
ПК 1.1. Формировать алгоритмы
разработки программных модулей
в соответствии с техническим
заданием.

Показатели освоения компетенции
Практический опыт:
Разрабатывать алгоритм решения
поставленной задачи и реализовывать его
средствами автоматизированного
проектирования.
Умения:
Формировать алгоритмы разработки
программных модулей в соответствии с
техническим заданием.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные этапы разработки
программного обеспечения.
Основные принципы технологии
структурного и объектноориентированного программирования.

ПК 1.2. Разрабатывать
программные модули в
соответствии с техническим
заданием.

ПК.1.3. Выполнять отладку
программных модулей с
использованием
специализированных
программных средств.

10

Практический опыт:
Разрабатывать код программного
продукта на основе готовой
спецификации на уровне модуля.
Умения:
Создавать программу по разработанному
алгоритму как отдельный модуль.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные этапы разработки
программного обеспечения.
Основные принципы технологии
структурного и объектноориентированного программирования.
Практический опыт:
Использовать инструментальные
средства на этапе отладки программного
продукта.
Проводить тестирование программного
модуля по определенному сценарию.
Умения:
Выполнять отладку и тестирование
программы на уровне модуля.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания: Основные принципы отладки и
тестирования программных продуктов.

ПК 1.4. Выполнять тестирование
программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять
рефакторинг и оптимизацию
программного кода.

ПК 1.6. Разрабатывать модули
программного обеспечения для
мобильных платформ.

Осуществление
интеграции
программных
модулей

ПК 2.1. Разрабатывать требования
к программным модулям на
основе анализа проектной и
технической документации на
предмет взаимодействия
компонент.

11

Инструментарий отладки программных
продуктов.
Практический опыт:
Проводить тестирование программного
модуля по определенному сценарию.
Использовать инструментальные
средства на этапе тестирования
программного продукта.
Умения:
Выполнять отладку и тестирование
программы на уровне модуля.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные виды и принципы
тестирования программных продуктов.
Практический опыт:
Анализировать алгоритмы, в том числе с
применением инструментальных средств.
Осуществлять рефакторинг и
оптимизацию программного кода.
Умения:
Выполнять оптимизацию и рефакторинг
программного кода.
Работать с системой контроля версий.
Знания:
Способы оптимизации и приемы
рефакторинга.
Инструментальные средства анализа
алгоритма.
Методы организации рефакторинга и
оптимизации кода.
Принципы работы с системой контроля
версий.
Практический опыт:
Разрабатывать мобильные приложения.
Умения:
Осуществлять разработку кода
программного модуля на современных
языках программирования.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные этапы разработки
программного обеспечения.
Основные принципы технологии
структурного и объектноориентированного программирования.
Практический опыт:
Разрабатывать и оформлять требования к
программным модулям по предложенной
документации.
Разрабатывать тестовые наборы (пакеты)
для программного модуля.

Разрабатывать тестовые сценарии
программного средства.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Использовать специализированные
графические средства построения и
анализа архитектуры программных
продуктов.
Организовывать заданную интеграцию
модулей в программные средства на базе
имеющейся архитектуры и
автоматизации бизнес-процессов.
Определять источники и приемники
данных.
Проводить сравнительный анализ.
Выполнять отладку, используя методы и
инструменты условной компиляции
(классы Debug и Trace).
Оценивать размер минимального набора
тестов.
Разрабатывать тестовые пакеты и
тестовые сценарии.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Виды и варианты интеграционных
решений.
Современные технологии и инструменты
интеграции.
Основные протоколы доступа к данным.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Методы отладочных классов.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.
Графические средства проектирования
архитектуры программных продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.

12

ПК 2.2. Выполнять интеграцию
модулей в программное
обеспечение.

13

Практический опыт:
Интегрировать модули в программное
обеспечение.
Отлаживать программные модули.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной функциональностью и
степенью качества.
Организовывать заданную интеграцию
модулей в программные средства на базе
имеющейся архитектуры и
автоматизации бизнес-процессов.
Использовать различные транспортные
протоколы и стандарты форматирования
сообщений.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Создавать классы- исключения на основе
базовых классов.
Выполнять ручное и автоматизированное
тестирование программного модуля.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Использовать приемы работы в системах
контроля версий.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации программного
обеспечения.
Современные технологии и инструменты
интеграции.
Основные протоколы доступа к данным.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Основные методы отладки.
Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Основные методы и виды тестирования
программных продуктов.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Приемы работы с инструментальными
средствами тестирования и отладки.

ПК 2.3. Выполнять отладку
программного модуля с
использованием
специализированных
программных средств.

ПК 2.4. Осуществлять разработку

14

Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Отлаживать программные модули.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной функциональностью и
степенью качества.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Использовать инструментальные
средства отладки программных
продуктов.
Определять источники и приемники
данных.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Использовать приемы работы в системах
контроля версий.
Выполнять отладку, используя методы и
инструменты условной компиляции.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации и аттестации
программного обеспечения.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Основные методы отладки.
Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Приемы работы с инструментальными
средствами тестирования и отладки.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:

тестовых наборов и тестовых
сценариев для программного
обеспечения.

ПК 2.5. Производить
инспектирование компонент
программного обеспечения на
предмет соответствия стандартам

15

Разрабатывать тестовые наборы (пакеты)
для программного модуля.
Разрабатывать тестовые сценарии
программного средства.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Использовать приемы работы в системах
контроля версий.
Оценивать размер минимального набора
тестов.
Разрабатывать тестовые пакеты и
тестовые сценарии.
Выполнять ручное и автоматизированное
тестирование программного модуля.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации и аттестации
программного обеспечения.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Основные методы и виды тестирования
программных продуктов.
Приемы работы с инструментальными
средствами тестирования и отладки.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.

кодирования.

Сопровождение и
обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных
систем.

ПК 4.1. Осуществлять
инсталляцию, настройку и
обслуживание программного
обеспечения компьютерных
систем.

16

Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной функциональностью и
степенью качества.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Организовывать постобработку данных.
Приемы работы в системах контроля
версий.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации и аттестации
программного обеспечения.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Выполнять инсталляцию, настройку и
обслуживание программного
обеспечения компьютерных систем.
Настройка отдельных компонентов
программного обеспечения
компьютерных систем.
Умения:
Подбирать и настраивать конфигурацию
программного обеспечения
компьютерных систем.
Проводить инсталляцию программного
обеспечения компьютерных систем.
Производить настройку отдельных
компонент программного обеспечения
компьютерных систем.
Знания:
Основные методы и средства
эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения.
Основные виды работ на этапе
сопровождения ПО.

ПК 4.2. Осуществлять измерения
эксплуатационных характеристик
программного обеспечения
компьютерных систем.

ПК 4.3. Выполнять работы по
модификации отдельных
компонент программного
обеспечения в соответствии с
потребностями заказчика.

ПК 4.4. Обеспечивать защиту
программного обеспечения
компьютерных систем
программными средствами.

17

Практический опыт:
Измерять эксплуатационные
характеристики программного
обеспечения компьютерных систем на
соответствие требованиям.
Умения:
Измерять и анализировать
эксплуатационные характеристики
качества программного обеспечения.
Знания:
Основные методы и средства
эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения.
Основные принципы контроля
конфигурации и поддержки целостности
конфигурации ПО.
Практический опыт:
Модифицировать отдельные компоненты
программного обеспечения в
соответствии с потребностями заказчика.
Выполнение отдельных видов работ на
этапе поддержки программного
обеспечения компьютерных систем.
Умения:
Определять направления модификации
программного продукта.
Разрабатывать и настраивать
программные модули программного
продукта.
Настраивать конфигурацию
программного обеспечения
компьютерных систем.
Знания:
Основные методы и средства
эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения.
Практический опыт:
Обеспечивать защиту программного
обеспечения компьютерных систем
программными средствами.
Умения:
Использовать методы защиты
программного обеспечения
компьютерных систем.
Анализировать риски и характеристики
качества программного обеспечения.
Выбирать и использовать методы и
средства защиты компьютерных систем
программными и аппаратными
средствами.
Знания:
Основные средства и методы защиты
компьютерных систем программными и

аппаратными средствами.
Соадминистрировани
е баз данных и
серверов.

ПК 7.1. Выявлять технические
проблемы, возникающие в
процессе эксплуатации баз
данных и серверов.

ПК 7.2. Осуществлять
администрирование отдельных
компонент серверов.

Практический опыт:
Идентифицировать технические
проблемы, возникающих в процессе
эксплуатации баз данных.
Умения:
Добавлять, обновлять и удалять данные.
Выполнять запросы на выборку и
обработку данных на языке SQL.
Знания:
Модели данных, иерархическую, сетевую
и реляционную модели данных, их типы,
основные операции и ограничения.
Уровни качества программной
продукции.
Практический опыт:
Участвовать в администрировании
отдельных компонент серверов.
Организовывать взаимосвязи отдельных
компонент серверов.
Умения:
Осуществлять основные функции по
администрированию баз данных.
Проектировать и создавать базы данных.
Развертывать, обслуживать и поддерживать
работу современных баз данных и серверов.

ПК 7.3. Формировать требования
к конфигурации локальных
компьютерных сетей и
серверного оборудования,
необходимые для работы баз
данных и серверов.

ПК 7.4. Осуществлять
администрирование баз данных в
рамках своей компетенции.

18

Знания:
Тенденции развития банков данных.
Технология установки и настройки
сервера баз данных.
Требования к безопасности сервера базы
данных.
Практический опыт:
Формировать необходимые для работы
информационной системы требования к
конфигурации локальных компьютерных
сетей.
Умения:
Формировать требования к
конфигурации локальных компьютерных
сетей и серверного оборудования,
необходимые для работы баз данных и
серверов в рамках поставленной задачи.
Знания:
Представление структур данных.
Технология установки и настройки
сервера баз данных.
Требования к безопасности сервера базы
данных.
Практический опыт:
Участвовать в соадминистрировании
серверов.
Проверять наличие сертификатов на
информационную систему или бизнесприложения.

ПК 7.5. Проводить аудит систем
безопасности баз данных и
серверов, с использованием
регламентов по защите
информации.

Разработка,
администрирование и
защита баз данных.

ПК 11.1. Осуществлять сбор,
обработку и анализ информации
для проектирования баз данных.

ПК 11.2. Проектировать базу
данных на основе анализа
предметной области.

19

Применять законодательство Российской
Федерации в области сертификации
программных средств информационных
технологий.
Умения:
Развертывать, обслуживать и
поддерживать работу современных баз
данных и серверов.
Знания:
Модели данных и их типы.
Основные операции и ограничения.
Уровни качества программной
продукции.
Практический опыт:
Разрабатывать политику безопасности
SQL сервера, базы данных и отдельных
объектов базы данных.
Умения:
Разрабатывать политику безопасности
SQL сервера, базы данных и отдельных
объектов базы данных.
Владеть технологиями проведения
сертификации программного средства.
Знания:
Технология установки и настройки
сервера баз данных.
Требования к безопасности сервера базы
данных.
Государственные стандарты и
требования к обслуживанию баз данных.
Практический опыт:
Выполнять сбор, обработку и анализ
информации для проектирования баз
данных.
Умения:
Работать с документами отраслевой
направленности.
Собирать, обрабатывать и анализировать
информацию на предпроектной стадии.
Знания:
Методы описания схем баз данных в
современных СУБД.
Основные положения теории баз данных,
хранилищ данных, баз знаний.
Основные принципы структуризации и
нормализации базы данных.
Основные принципы построения
концептуальной, логической и
физической модели данных.
Практический опыт:
Выполнять работы с документами
отраслевой направленности.

Умения:
Работать с современными caseсредствами проектирования баз данных.

ПК 11.3. Разрабатывать объекты
базы данных в соответствии с
результатами анализа предметной
области.

ПК 11.4. Реализовывать базу
данных в конкретной системе
управления базами данных.

20

Знания:
Основные принципы структуризации и
нормализации базы данных.
Структуры данных СУБД, общий подход
к организации представлений, таблиц,
индексов и кластеров.
Основные принципы построения
концептуальной, логической и
физической модели данных.
Современные инструментальные
средства проектирования схемы базы
данных.
Практический опыт:
Работать с объектами баз данных в
конкретной системе управления базами
данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Работать с документами отраслевой
направленности.
Использовать средства заполнения базы
данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения:
Работать с современными caseсредствами проектирования баз данных.
Создавать объекты баз данных в
современных СУБД.
Проектировать логическую и
физическую схему базы данных.
Знания:
Методы описания схем баз данных в
современных СУБД.
Структуры данных СУБД, общий подход
к организации представлений, таблиц,
индексов и кластеров.
Методы организации целостности
данных.
Практический опыт:
Работать с объектами базы данных в
конкретной системе управления базами
данных.
Умения:
Создавать объекты баз данных в
современных СУБД.
Создавать хранимые процедуры и
триггеры на базах данных.
Знания:
Основные принципы структуризации и
нормализации базы данных.
Основные принципы построения

ПК 11.5. Администрировать базы
данных.

ПК 11.6. Защищать информацию
в базе данных с использованием
технологии защиты информации.

концептуальной, логической и
физической модели данных.
Структуры данных СУБД.
Методы организации целостности
данных.
Модели и структуры информационных
систем.
Практический опыт:
Выполнять работы с объектами базы
данных в конкретной системе
управления базами данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения:
Применять стандартные методы для
защиты объектов базы данных.
Выполнять стандартные процедуры
резервного копирования и мониторинга
выполнения этой процедуры.
Выполнять процедуру восстановления
базы данных и вести мониторинг
выполнения этой процедуры.
Выполнять установку и настройку
программного обеспечения для
администрирования базы данных.
Знания:
Технологии передачи и обмена данными
в компьютерных сетях.
Алгоритм проведения процедуры
резервного копирования.
Алгоритм проведения процедуры
восстановления базы данных.
Практический опыт:
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения:
Выполнять установку и настройку
программного обеспечения для
обеспечения работы пользователя с базой
данных.
Обеспечивать информационную
безопасность на уровне базы данных.
Знания:
Методы организации целостности
данных.
Способы контроля доступа к данным и
управления привилегиями.
Основы разработки приложений баз
данных.
Основные методы и средства защиты
данных в базе данных

21

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Структура образовательной программы

Структура образовательной программы включает обязательную и вариативную
часть.
Обязательная часть основной образовательной программы направлена на
формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III
ФГОС СПО и составляет 67 процентов от общего объема времени, отведенного на ее
освоение.
Вариативная часть основной образовательной программы дает возможность
углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций
для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами
регионального рынка труда и составляет 33 процента от общего объема времени,
отведенного на освоение основной образовательной программы.
Образовательная программа имеет следующую структуру:
 общеобразовательный цикл;
 общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
 математический и общий естественнонаучный цикл;
 общепрофессиональный цикл;
 профессиональный цикл;
 производственная преддипломная практика;
 государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением
квалификации специалиста среднего звена.

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы

Общеобразовательный цикл
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Математический и общий естественнонаучный цикл
Общепрофессиональный цикл
Профессиональный цикл
Производственная преддипломная практика
Государственная итоговая аттестация
Общий объем образовательной программы на базе основного
общего образования, включая получение среднего общего
образования в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования
22

Объем
образовательной
программы в
академических часах
1476
490
232
1048
2334
144
216
5940

Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена включает
следующие компоненты:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных
модулей; учебной и производственной практик;

фонды оценочных средств;

программа государственной итоговой аттестации;

учебно-методические материалы;

иные
компоненты,
обеспечивающие
планирование,
организацию, координирование и реализацию образовательного процесса по
образовательной программе 09.02.07 «Информационные системы и
программирование».
Учебный план определяет перечень, объемы, последовательность изучения
дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей по курсам,
семестрам, виды учебных занятий, формы проведения промежуточной аттестации.
Структура учебного плана, наименование циклов, разделов, дисциплин,
профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик, объем часов по
учебным циклам, соотношение времени, отведенного на проведение учебных занятий и
практик, к общему объему образовательной программы, соотношение обязательной и
вариативной частей образовательной программы, количество зачетов и экзаменов в
учебном году соответствуют требованиям ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование и соответствующей примерной основной
образовательной программе и другим нормативным, регламентирующим документам.
В учебных циклах выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное
занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и
самостоятельной работы обучающихся.
Объем самостоятельной работы (332 ч.) обучающихся определен в пределах
учебных часов, отведенных на дисциплины и профессиональные модули в объеме,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных
содержанием
рабочих
программ
учебных
дисциплин
и
профессиональных модулей.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными
фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по
отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла
образовательной программы предусматривает изучение следующих обязательных
дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный
язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».
Общий объем дисциплины «Физическая культура» составляет 168 часов (не менее
160 академических часов). Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок
освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.

23

Обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы
предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68
академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70
процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Основная образовательная программа предусматривает включение адаптационных
дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные
модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности,
предусмотренными ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды
практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная (по профилю специальности) практики проводятся с
целью освоения видов профессиональной деятельности, приобретения практического
опыта и формирования профессиональных компетенций в рамках профессиональных
модулей и реализовываются концентрированно в несколько периодов.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на
проведение практик, определена в объеме 34 процентов от профессионального цикла
образовательной программы - 22 недели (792 часа).

ПМ.01
УП.01
ПП.01
ПМ.02
УП.02
ПП.02
ПМ.04
УП.04
ПП.04
ПМ.07
УП.07
ПП.07
ПМ.11
УП.11
ПП.11

Наименование профессиональных модулей,
практик
Разработка модулей программного обеспечения
для компьютерных систем
Учебная практика
Производственная практика
Осуществление интеграции программных
модулей
Учебная практика
Производственная практика
Сопровождение и обслуживание программного
обеспечения компьютерных систем
Учебная практика
Производственная практика
Соадминнстрирование баз данных и серверов
Учебная практика
Производственная практика
Разработка, администрирование и зашита баз
данных
Учебная практика
Производственная практика
Итого:

В часах
108

В
неделях
3

54
54
180

1,5
1,5
5

72
108
144

2
3
4

72
72
216
72
144
144

2
2
6
2
4
4

72
72
792

2
2

22

Содержание заданий по учебной и производственной практикам разрабатывается,
исходя из содержания профессионального модуля. Производственная практика
организуется на профильных предприятиях и в организациях города и республики.
Студенты направляются на практику в периоды, определенные календарным графиком
учебного процесса на текущий учебный год.
24

Основная образовательная программа предусматривает производственную
преддипломную практику в объеме 144 часов (4 недели).
По специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
запланировано выполнение 2-х курсовых проектов: по ПМ.02 «Осуществление
интеграции программных модулей»; ПМ.11 «Разработка, администрирование и защита баз
данных».
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего
образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования
в пределах основной образовательной программы. При этом реализуемая образовательная
программа разрабатывается на основе требований ФГОС среднего общего образования и
ФГОС СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Общеобразовательная подготовка осуществляется в течение первого года обучения
и ведется по технологическому профилю.
Обязательным для студентов 1-го курса является выполнение индивидуального
проекта.
Рабочие
программы
разработаны
по
всем
учебным
дисциплинам,
профессиональным модулям; учебной и производственной практикам, входящим в
учебный план образовательной программы.

25

Раздел 6. Условя образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы.
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами,
учитывающими требования международных стандартов.








Кабинеты:
Социально-экономических дисциплин;
Иностранного языка (лингафонный);
Математических дисциплин;
Естественнонаучных дисциплин;
Информатики;
Безопасности жизнедеятельности;
Метрологии и стандартизации.

Лаборатории:
 Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и
периферийных устройств;
 Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем;
 Программирования и баз данных;
 Организации и принципов построения информационных систем;
 Информационных ресурсов;
 Разработки веб-приложений.
Студии:
 Инженерной и компьютерной графики;
 Разработки дизайна веб-приложений.
Спортивный комплекс
Залы:
 Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
 Актовый зал
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности 09.02.07.Информационные системы и программирование
Образовательная организация, реализующая программу по специальности
09.02.07.Информационные системы и программирование должна располагать
материально-технической
базой,
обеспечивающей
проведение
всех
видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для
реализации ООП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:

Минимально необходимый для реализации
технического обеспечения, включает в себя:

ООП

перечень

материально-

6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и
периферийных устройств»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги;
 12-15 комплектов компьютерных комплектующих для произведения сборки,
разборки и сервисного обслуживания ПК и оргтехники;
 Специализированная мебель для сервисного обслуживания ПК с заземлением и
защитой от статического напряжения;
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 4 Гб;)или аналоги;
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения
Лаборатория «Программирования и баз данных»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;
 Сервер в лаборатории (8-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц,
оперативная память объемом не менее 16 Гб, жесткие диски общим объемом не
менее 1 Тб, программное обеспечение: WindowsServer 2012 или более новая
версия) или выделение аналогичного по характеристикам виртуального сервера из
общей фермы серверов
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе
включающее в себя следующее ПО:
EclipseIDEforJavaEEDevelopers, .NETFrameworkJDK 8,
MicrosoftSQLServerExpressEdition, MicrosoftVisioProfessional,
MicrosoftVisualStudio, MySQLInstallerforWindows, NetBeans,
SQLServerManagementStudio, MicrosoftSQLServerJavaConnector,
AndroidStudio, IntelliJIDEA.
Лаборатория «Организации и принципов построения информационных систем»:

27

 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе
включающее в себя следующее ПО:
EclipseIDEforJavaEEDevelopers, .NETFrameworkJDK 8,
MicrosoftSQLServerExpressEdition, MicrosoftVisioProfessional,
MicrosoftVisualStudio, MySQLInstallerforWindows, NetBeans,
SQLServerManagementStudio, MicrosoftSQLServerJavaConnector,
AndroidStudio, IntelliJIDEA.
Лаборатория «Информационных ресурсов»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)или аналоги;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 4 Гб;или аналоги;)
 Многофункциональное устройство (МФУ) формата А4;
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Лаборатория «Разработка веб-приложений»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся с конфигурацией: Core
i3 или аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора
23", мышь, клавиатура;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя с конфигурацией: Core i5 или
аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора 23",
мышь, клавиатура;
 Специализированная эргономичная мебель для работы за компьютером;
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Принтер A4, черно-белый, лазерный;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения;
Студия «Инженерной и компьютерной графики»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся с конфигурацией: Core
i3 или аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора
23", мышь, клавиатура;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя с конфигурацией: Core i5 или
аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора 23",
мышь, клавиатура;
 Специализированная эргономичная мебель для работы за компьютером;
 Офисный мольберт (флипчарт);
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Принтер A3, цветной;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
28

Студия «Разработки дизайна веб-приложений»:
 Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся с конфигурацией: Core
i5 или аналог, дискретная видеокарта от 2GB ОЗУ, не менее 8GB ОЗУ, два
монитора 23", мышь, клавиатура;
 Автоматизированное рабочее место преподавателя с конфигурацией: Core i5 или
аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора 23",
мышь, клавиатура;
 Специализированная эргономичная мебель для работы за компьютером;
 Проектор и экран;
 Маркерная доска;
 Принтер A3, цветной;
 Многофункциональное устройство (МФУ) формата А4;
 Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
6.1.2.3. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей в соответствии с выбранной траекторией, в том числе
оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и
указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по
компетенции «Веб-дизайн 17 WebDesign» и «Программные решения для бизнеса 09 IT
SoftwareSolutionsforBusiness» (или их аналогов).
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию деятельности и давать
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
осваиваемым видам деятельности, предусмотренным программой с использованием
современных технологий, материалов и оборудования.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и
коммуникационные технологии и имеющих стаж работы в данной профессиональной
области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного
профессионального
образования»,
утвержденном
приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. №
608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
29

деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии, не реже 1
раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и
коммуникационные технологии, в общем числе педагогических работников, реализующих
образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
6.3. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России
27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических
работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Оценка результатов освоения основной образовательной программы
7.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
Оценка качества освоения ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную
итоговую аттестации обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной
аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю определяются
рабочими программами учебных дисциплин, профессиональных модулей и практик и
доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
7.2. Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет собой оценку
достигнутых образовательных результатов как одну из составляющих оценки качества
освоения основной образовательной программы и ориентирован на проверку
сформированности отдельных умений, знаний и элементов компетенций.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется преподавателем в
пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих учебных
дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК), прохождения практики как
традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Предусмотрены следующие виды текущего контроля знаний - контрольные работы,
тестирование, защита лабораторных и практических работ, защита рефератов, проектных
работ, выполнение комплексных задач, собеседования и пр.
30

Формирование фонда оценочных средств, используемых для проведения текущего
контроля уровня и качества подготовки обучающихся, обеспечивает преподаватель
учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
Обучающиеся обязаны в установленные сроки выполнять все задания,
предусмотренные основной образовательной программой. Студент имеет возможность
ликвидировать текущие задолженности в течение семестра и экзаменационной сессии в
часы консультаций преподавателей.
7.3. Промежуточная аттестация обучающихся
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения учебных циклов в соответствии с разработанными
фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по
отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
Предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации:
- по дисциплинам общеобразовательного цикла - ДЗ (дифференцированный зачет)
или Э (экзамен);
- по дисциплинам профессионального цикла и циклов ОГСЭ и ЕН - 3 (зачет), ДЗ
(дифференцированный зачет), Э (экзамен)
- формой промежуточной аттестации по физической культуре являются зачеты,
которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого
количества зачетов в учебном году, завершает освоение программы дифференцированный
зачет.
- по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике дифференцированный зачет)
- комплексный экзамен по 2 и более дисциплинам или МДК;
- комплексный дифференцированный зачет по 2 и более дисциплинам или МДК;
- по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации экзамен по модулю, который представляет собой форму независимой оценки результатов
обучения с участием работодателей.
Экзамен по модулю проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного
вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций,
определенных ФГОС СПО. Условием допуска к экзамену по модулю является успешное
освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля:
теоретической части модуля (МДК) и практик. Экзамен по модулю может проводиться в
форме: выполнения комплексного практического задания на рабочем месте;
демонстрационного экзамена; защиты курсовой работы (проекта) по профессиональному
модулю; защиты портфолио обучающегося. При проведении экзамена по
профессиональному модулю принимается решение о готовности к выполнению видов
профессиональной деятельности: «вид профессиональной деятельности освоен /не
освоен» и выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация проводится преподавателем - по соответствующей
учебной дисциплине, МДК; по практике - руководителем практики; по экзамену по
модулю - экспертной комиссией.
Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочим учебным планом
основной образовательной программы по специальности. В течение учебного года
проводится не более 8 экзаменов и 10 зачетов и дифференцированных зачетов без учета
зачетов по физической культуре.
Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный
от других форм учебной нагрузки.
31

аттестации студентов СПО по очной форме получения образования не превышает
8, количество зачетов и дифференцированных зачетов - 10.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
7.4. Государственная итоговая аттестация
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план.
Цель государственной итоговой аттестации - установить соответствие уровня и
качества подготовки выпускников требованиям федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования с учетом
дополнительных требований образовательного учреждения по специальности.
Виды аттестационных испытаний на государственной итоговой аттестации
определяются в Программе государственной итоговой аттестации.
Программа государственной итоговой аттестации разрабатывается ежегодно
предметной (цикловой) комиссией по специальности, рассматривается на Педагогическом
совете колледжа, утверждается директором Колледжа и доводится до сведения студентов
не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Программа ГИА, методика оценивания результатов, требования к выпускным
квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов
определяется с учетом ООП и утверждается директором колледжа после их обсуждения
на заседании педагогического совета колледжа с участием председателей ГЭК.
Программа ГИА включает:
- вид(ы) ГИА;
- формы проведения ГИА;
- объем времени на подготовку и проведение ГИА;
- сроки проведения ГИА;
- перечень необходимых материалов и документов;
- условия подготовки и процедуру проведения ГИА;
- основные направления тематики дипломного проектирования;
- тематику выпускных квалификационных работ;
- требования к выпускным квалификационным работам;
- критерии оценки выполнения и защиты выпускных квалификационных работ.
В соответствии с ФГОС СПО по специальности государственная итоговая
аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы
(дипломный проект) и государственного экзамена, который проводится в формате
демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы определяются Программой государственной итоговой аттестации выпускников
разработанной в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа 2013 г. N 968 г.
Темы ВКР разрабатываются преподавателями предметной (цикловой) комиссии
совместно со специалистами предприятий и организаций, заинтересованных в разработке
данных тем, рассматриваются на заседании предметной цикловой комиссии и
утверждаются заместителем директора по учебной работе. При этом, тематика выпускных
32

квалификационных работ (ВКР) должна соответствовать содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу данной
специальности.
По результатам ГИА выпускнику присваивается квалификация администратор баз
данных и выдается диплом государственного образца.
7.5. Фонды оценочных средств (ФОС)
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ОПОП (текущая, промежуточная и государственная итоговая
аттестации) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и
освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются преподавателями колледжа, рассматриваются на заседаниях предметной
цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе, а для
промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной
итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
после предварительного положительного заключения работодателей.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Разработчики:
Казибекова Наиля Руслановна зав. отделением «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям) и «Информационных систем и программирования»;
Алахвердиев Тельман Даирович председатель цикловой (предметной) комиссии
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности
38.02.01;
Салманова Юлана Руслановна преподаватель информатики.

33

ПРИЛОЖЕНИЯ

34


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».