ОУД. 11 Родная литература

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
код и наименование дисциплины по ФГОС

е

09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2020 г.

ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательного цикла
специальности 09.02.07 «Информационные
системы и рограммирование»
Председатель П(Ц)К
___________ Шахбанова К.А.
Подпись
ФИО
«______» ____________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ Джалилова А.Л.
подпись
«______» ____________ 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";
- Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования.(Одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021
учебный год по специальности 09.02.07. « Информационные системы и
программирование».
Организация-разработчик:
профессиональное образовательное
«Колледж экономики и права»

Государственное
бюджетное
учреждение Республики Дагестан

Разработчик: Дашдиев В.А., преподаватель родной литературы ГБПОУ
«Колледж экономики и права».
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики
и права» для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета № ____ от «___» ______________ 2020 г.

© Дашдиев Везирхан Ахмедханович, 2020
©ГБПОУ РД «Колледж экономики и права», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4-5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6-9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10-11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12-13

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (базовой подготовки),
укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информационная и вычислительная техника».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
работников в области образования при наличии среднего (полного) общего образования
(опыт работы не требуется)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: теоретическое
обучение - дисциплины национально-регионального
компонента
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
— воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;
— анализировать произведения с учетом его идейно-художественной целостности и
авторской позиции;
— определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма);
— выявлять основную проблематику произведения;
— определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции,
системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве;
— характеризовать героя произведения, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
— выявлять авторское отношение к героям и событиям произведения;
— выяснять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе изученных
произведений);
— обосновать свою оценку прочитанного произведения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
— основные этапы развития литератур народов Дагестана;
— важнейшие биографические сведения о поэтах и писателях Дагестана, значение
их творчества;
— характерные особенности эпохи, отраженные в художественном произведении;
— сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений;
— понятие о типическом характере на примере главных действующих лиц
изученных произведений;
— жанрово-стилевые особенности изученных произведений;
— существенные признаки понятий: художественный образ, литературный тип,
индивидуальный стиль писателя;
— роды, жанры литературы;
— тексты, рекомендуемые программой для заучивания наизусть.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 95 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
4

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Промежуточная аттестация
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Доклады, рефераты:
Тема 4.1. Сатирические произведения Хизгила Авшалумова.
Тема 4.1. Цикл стихотворений Расула Гамзатова о матери.
Тема 4.1. Ахмедхан Абу-Бакар. Тема труда в творчестве писателя.
Тема 4.1. Проблематика поэмы Фазу Алиевой «Восемнадцатая весна».

95
85

16
1
2
8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная литература»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.Фольклор
Тема 1.1.
Устное народное
творчество

Раздел 2.
Литература народов
Дагестана 18-19 вв.
Тема 2.1.

Раздел 3.
Литература народов
Дагестана 20 века
Тема 3.1.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2

Объем часов

Содержание учебного материала
1 Устное народное творчество Дагестана. Пословицы, поговорки, загадки, сказки.
2 Поэтические предания. «Парту Патима».
3 «Песня о Хочбаре», «Песня об Айгази».
4 Литература народов Дагестана средневековой эпохи.
5 Литература народов Дагестана 17-19 веков.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия Поэтические предания. «Парту Патима».«Песня о Хочбаре», «Песня об Айгази».
Контрольные работы
Самостоятельная работа

10

Содержание учебного материала
1 Омарла Батырай, жизнь и творчество. Циклы стихов «Олюбви», «О жизни», «О герое».
2 Ирчи Казак, жизнь и творчество. «Из сибирских стихов».
3 Етим Эмин, творческий путь. «Если спросят друзья», «Слово умирающего Эмина».
4 Махмуд из Кахаб-росо, жизнь и творчество. Поэма «Мариам».
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа

Содержание учебного материала
1 Сулейман Стальский, творческий путь. «Рассказ о себе», «Соловей».
2 Гамзат Цадаса, жизнь и творчество. Стих. «Маленькой Пати». Поэма «Сказание о чабане».
3 А.-П.Салаватов, творческий путь. Народная драма «Айгази».
4 А.Гафуров, жизнь и творчество. «Рассказы Абуталиба», «Я догадалась», «Марш героев».
5 Эффенди Капиев, творческий путь. «Поэт», «От автора».
Лабораторные работы
Практические занятия
Анализ пьесы А.-П. Салаватова «Карачач». Гамзат Цадаса, поэма «Сказание о чабане».
Контрольные работы
Самостоятельная работа

3

Уровень
освоения
4

1
2
не предусмотрены

2
не предусмотрены

2

3
8
2

не предусмотрены
не предусмотрены
не предусмотрены

3

10
2

не предусмотрены

4
не предусмотрены

2
3

6

Раздел 4.
Литература народов
новейшего времени
1946-1992гг
Тема 4.1.

Содержание учебного материала

40

1. Аткай Аджаматов, творческий путь. «Я горжусь». Поэма «Оленьи рога».
2. Кияс Меджидов, жизнь и творчество. Роман «Сердце, оставленное в горах».
3. Хизгил Авшалумов, жизнь и творчество. Повесть «Возмездие».
4. Муталиб Митаров, творческий путь. Поэма «Сказание о чунгуре».
5. Расул Гамзатов, жизнь и творчество. Стихотворение «Родной язык».
6. Сборник «Высокие звезды». Книга «Мой Дагестан».
7. Юсуп Хаппалаев. Стихотворение «Сыну». Поэма «Первая борозда».
8. Рашид Рашидов, стихотворение «Поклоняюсь высокому солнцу». Поэма «Гимн человеку».
9. Ахмедхан Абу-Бакар, творческий путь. Повесть «Белый сайгак». Тема труда в творчестве писателя.
10. Фазу Алиева, жизнь и творчество. Стихотворение «Закон гор». Роман «Восьмой понедельник».
11. Кадрия, жизнь и творчество. Поэма «Сказание о любви».
Лабораторные работы
Практические занятия
Хизгил Авшалумов, рассказ «Встреча у родника».
Расул Гамзатов, поэма «Горянка».

2

не предусмотрены

10
2

Фазу Алиева, роман «Восьмой понедельник».
Ахмедхан Абу-Бакар, повесть «Белый сайгак».

Контрольные работы: Тема Родины в поэзии Р.Гамзатова и Ф.Алиевой
Самостоятельная работа обучающихся
Сатирические произведения Хизгила Авшалумова.
Цикл стихотворений Расула Гамзатова о матери.
Анализ художественного фильма «Тучи покидают небо» по произведению А.Абубакара.
Анализ поэмы Фазу Алиевой «Восемнадцатая весна».
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Форма контроля:
Дифференцированный зачет.

3
8

Всего:

2
3

95

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
парты, стулья;
доска;
учебники, тетради;
таблицы, схемы, графики;
методические пособия, рекомендации для обучающихся.
Технические средства обучения:
компьютер или ноутбук;
мультимедийный проектор или интерактивная доска;
классная доска, мел;
экран (при отсутствии интерактивной доски)
телевизор,
видео и аудио-записи, CD, DVD.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
З.А.Магомедов, С.М.Хайбулаев, Х.М.Халилов Литература народов Дагестана,
Учебник-хрестоматия, Махачкала, 2006г.
С.М.Хайбулаев, А.Ю.Абдулатипов, С.Х.Ахмедов Литература народов Дагестана,
Учебник-хрестоматия, Махачкала, 2000г.
К.И.Абуков, Антология дагестанской поэзии,1-4 том, Махачкала, 1980г.
Дополнительная литература
Б.А.Алиев Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане, Махачкала,
1988г.
Б.И.Гаджиев Легенды и были о Дагестане, Махачкала, 1991г.
К.И.Абуков Мне отдельного счастья не надо, Махачкала, 2005г.
Л.Антопольский У очага поэзии, Москва, 1972г.
С.М.Хайбулаев Наследие и открытия, Махачкала, 1983г.З.Казбекова Дагестан в
европейской литературе, Махачкала, 1994г.
З.З.Гаджиева Аварская элегическая лирика, Махачкала, 1999г.
Ч.Юсупова Дагестанская поэма, Махачкала, 1989г.
Интернет – ресурсы:
http://www.bcstreferat.ru
http://www.dgpu.ru
http://www.dagblog.ru
http://iyalidhc.ru
http://gazeta - hv.ru

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
-воссоздание
в
воображении
художественных картин, нарисованных
писателем;
— анализирование произведения с учетом
его идейно-художественной целостности
и авторской позиции;
—
определение
принадлежности
произведения к одному из литературных
родов (эпос, лирика, драма);
— выявление основной проблематики
произведения;
— определение идейно-художественной
роли элементов сюжета, композиции,
системы образов и изобразительновыразительных средств языка в их
единстве;
—
умение
характеризовать
героя
произведения, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
— выявление авторского отношения к
героям и событиям произведения;
— выяснение взаимосвязи мировоззрения
и творчества писателя (на основе
изученных произведений);
—
обоснование
своей
оценки
прочитанного произведения.
— знание основных этапов развития
литератур народов Дагестана;
— усвоение важнейших биографических
сведений о поэтах и писателях Дагестана,
значение их творчества;
— знание характерных особенностей
эпохи, отраженных в художественном
произведении;
— умение определять сюжет, особенности
композиции и системы образов изученных
произведений;
— знание понятий о типическом
характере на примере главных действующих лиц изученных произведений;
— умение определять жанрово-стилевые
особенности изученных произведений;
— знание существенных понятий:

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Устные: коллоквиум по прозе, коллоквиум
по поэзии (чтение наизусть).
Письменные:
— творческие работы:
сочинение
— научно-критические:
1) аннотация книги или отдельного
произведения с соблюдением структуры
аннотирования — 1 страница,
2) рецензия на одно произведение для детей
— 5 страниц,
3) обзор критических материалов о
проблемах дагестанской литературы, либо
обзор самих дагестанских периодических
изданий — 3 страницы;
- практические занятия, тестирования,
индивидуальные задания:
- составление выставки произведений
писателей и анализ этих произведений.
Упражнения в выразительном чтении и
рассказывании рассказов, сказок и
сказочных повестей. Чтение диалогов в
лицах; инсценирование отрывков.
Анализ композиции, ведущих образов, языка
произведений.
- контрольные работы по темам;
- зачет.

9

художественный образ, литературный
тип, индивидуальный стиль писателя;
— знание родов, жанров литературы;
— знание текстов, рекомендуемых
программой для заучивания наизусть.

10


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».