ОУД. 05 История

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.05 ИСТОРИЯ
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2020 г.

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательного цикла
специальности 09.02.07
«Информационные системы и
программирование»
Председатель П(Ц)К
___________ Шахбанова К.А.
Подпись
ФИО
______ ____________ 2020г.

Зам. директора по учебной работе
______________ Джалилова А.Л.
подпись

______ ____________ 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021
учебный год по специальности 09.02.07. «Информационные системы и
программирование».
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Колледж экономики и права»
Разработчик: Габибуллаева Наргиз Габибуллаевна, преподаватель
общеобразовательных дисциплин ГБПОУ РД «Колледж экономики и права»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики
и права» для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета № ____ от «___» ______________ 2020г.

© Габибуллаева Наргиз Габибуллавевна, 2020
©ГБПОУ РД «Колледж экономики и права», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
2. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
4. 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.
6. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
9
24
25

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «История»
1.1.Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям) 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (базовой
подготовки), укрупненной группы специальностей
09.00.00 «Информационная и
вычислительная техника»..Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК 1, ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06. ОК 07. ОК 08.ОК 9, ОК 10 ОК 11.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы
специалистов среднего звена:
Дисциплина «История» входит в общеобразовательный цикл.

подготовки

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным контекстам

Распознавать
задачу
и/или
проблему; анализировать задачу
и/или проблему и выделять еѐ
составные
части;
определять
этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составить план действия и
реализовывать его; определить
необходимые ресурсы.

Актуальный профессиональный и
социальный контекст, основные
источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в
профессиональном и социальном
контексте; особенности денежного
обращения
(формы
расчетов),
понятие и сущность финансов,
особенности
взаимодействия
и
функционирования хозяйствующих
субъектов, финансовые ресурсы
хозяйствующих
субъектов
–
структура и состав.
Номенклатура
информационных
источников
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации.

Определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска.
Определять
актуальность
и нормативно-правовой
документации
в
профессиональной деятельности;
и применять современную научную

ОК 2
Осуществлять
поиск,
анализ и интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

ОК 3
Планировать
реализовывать
собственное
профессиональное

2

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная
и профессиональная терминология;
возможные
траектории

личностное развитие.

профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и
самообразования.
Организовывать
работу
ОК 4
Работать в коллективе и коллектива
и
команды;
команде,
эффективно взаимодействовать с коллегами,
взаимодействовать
с руководством, клиентами в ходе
коллегами,
профессиональной деятельности.
руководством,
клиентами.
Грамотно излагать свои мысли и
ОК 5
Осуществлять устную и оформлять
документы
по
письменную
профессиональной тематике на
коммуникацию
на государственном языке, проявлять
государственном языке толерантность
в
рабочем
с учетом особенностей коллективе.
социального
и
культурного контекста.
Проявлять
гражданскоОК6
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих
ценностей;
Содействовать
сохранению
ОК7
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;

ОК8

ОК 9
Использовать
информационные
технологии
профессиональной

Использовать
средства
физической
культуры
для
сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности;

Применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
в использовать
современное
программное обеспечение.
3

профессионального
самообразования.

развития

и

Значимость коллективных решений,
работать в группе для решения
ситуационных заданий.

Особенности
социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности
перед Родиной; − готовность к
служению Отечеству, его защите

толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их
достижения − умение оказывать
первую помощь
− умение использовать средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
(далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, норм информационной
безопасности
Современные средства и устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности.

деятельности
Пользоваться профессиональной
ОК 10
Пользоваться
документацией
на
профессиональной
государственном и иностранном
документацией
на языках.
государственном
и
иностранных языках.
Использовать
знания
по
ОК11
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере.

Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области
денежного обращения и финансов.

способность
использовать
межпредметные
понятия
и
универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
в
познавательной,
спортивной,
физкультурной, оздоровительной и
социальной практике;
−
готовность
учебного
сотрудничества с преподавателями
и сверстниками с использованием
специальных средств и методов
двигательной активности

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
 личностных:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к
государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
 метапредметных:
4

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической
информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 предметных:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России
в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поли культурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике.
1.4.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Рабочая программа по предмету «История» ориентирована на достижение следующих
целей:
 воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
 развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;
5

 освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
 овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
 формирование исторического мышления — способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен
знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной
и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

основные исторические термины и даты;
уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 98 часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
2. 1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачета

7

Количество
часов
98 часов
88 часов
10 часов
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

1
Раздел 1. Древнейшая стадия
истории человечества.
Тема 1.1. Введение. Природное и
социальное в человеке и
человеческом обществе.
Неолитическая революция

2

Объем
часов
3

Уровень
освоения

Содержание учебного материала
1 Значение изучения истории.
Периодизация и хронология первобытной истории. Происхождение человека.
Этапы развития первобытного общества и социальных отношений в нем.
Экономическое развитие в первобытную эпоху. Возникновение первых
цивилизаций.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

2

Содержание учебного материала

4

4

ОК 1,ОК 2.,
ОК 4., ОК 5

-

Раздел 2. Цивилизации
Древнего мира
Тема 2.1. Ранние цивилизации.
Расцвет цивилизаций бронзового
века и железный век
Востока.Античная цивилизация.
Религии Древнего мира.

Земледельческие и скотоводческие цивилизации.
Возникновение и общая характеристика цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Индия. Империя Маурьев.
Формирование древнекитайской цивилизации.Особенности возникновения
Древней Греции и Рима. Социальная структура обществ. Государства Древнего
мира Культура и религия Древнего мира.
Лабораторная работа

ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4.,
ОК 5

-

Практическое занятие
Контрольная работа

-

1

1

ОК 8, ОК 9,
ОК 10

Раздел 3. Цивилизации Запада
и Востока в Средние века.
Тема 3.1. Особенности развития
цивилизаций Востока в Средние
века
Китайско-конфуцианская
цивилизация.
Буддизм на Востоке.
Становление
западноевропейской
средневековой цивилизации.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Содержание учебного материала
1 Буддизм на Востоке в средние века.
Возникновение ислама. Мухаммед.

2
ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8

Китайско-конфуцианская цивилизация.Особенности развития Западной
Европы в средние века.
Политическое развитие Европы в V - XI веках.

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

2
-

Раздел 4. История России с
древнейших времен до конца
ХVІІ века
Тема 4.1 Восточные славяне в
Содержание учебного материала
VII—VIII вв. Рождение Киевской 1 Расселение восточных славян.
Руси.
Социально-политическое развитие восточных славян.Верования древних
Крещение Руси
славян.Предпосылки возникновения государства у восточных славян.
Норманнская теория.
Степные соседи восточных славян.
Династия Рюриковичей и внешняя политика Руси Xв.Руси.Принятие

4
ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8

христианства.
Лабораторная работа
Практическое занятие

-

Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 4.2. Древняя Русь
в
эпоху политической
раздробленности.Борьба Руси

с иноземными завоевателями

Тема 4.3.Русь на пути
к возрождению.

Содержание учебного материала
1 Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах. Киевское княжество.
Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское
княжество.Битва на Калке. Нашествие Батыя на Северо-восточную и Южную
Русь.
Русь под ордынским игом. Отражение угрозы с Запада. Последствия нашествий
на Русь
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1 Ослабление Орды.
Образование единого централизованного государства.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:

Тема 4.4. От Руси
к России

Содержание учебного материала
1 Образование Российского государства. Освобождение от ордынского ига.
Общественно- политическое развитие русского государства при Иване III и
Василии III.

4
ОК 2 ,ОК
7,ОК 8, ОК
9

2
ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4
2
ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2
-

3

Тема 4.5. Россия
в царствование Ивана Грозного

Содержание учебного материала
1
Начало правления Ивана IV.
Реформы «Избранной Рады».
Подчинение Поволжья.
Политика опричнины, ее цели и последствия.Ливонская война.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:

Тема 4.6. Смута в России начала
XVII в.

Тема 4.7. Россия
в середине и второй половине
XVII в. Русская культура в

ХIII–ХVII вв.

Содержание учебного материала
1 Понятие смуты, ее причины. Царствование Бориса Годунова.
Начало гражданской войны. Лжедмитрий I. Царствование В.И.Шуйского.
Восстание Болотникова. Новый Лжедмитрий.Польская интервенция.
Национально-освободительная борьба русского народа против захватчиков.
Первое и Второе ополчения.Прекращение Смуты.
Лабораторная работа
Практическое занятие:
Контрольная работа:
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1

2
ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8

2
ОК 1, ОК 2.,
ОК 4., ОК 5,
ОК 8, ОК 10

4

Сельское хозяйство. Промышленность. Окончательное установление
крепостного права. Политический строй. Социальные движения.
Церковная реформа. Внешняя политика.Материальная культура. Занятия и быт.
Фольклор. Письменность и литература.

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

ОК 3., ОК 4.,
ОК 6, ОК 7

4

Раздел 5. Истоки
индустриальной цивилизации:
страны Западной Европы в
ХVІ –ХVІІІ в.в.
Тема 5. 1. Модернизация как
процесс перехода от
традиционного к
индустриальному обществу.
Новации в характере мышления
в эпоху Возрождения и
Реформации

Содержание учебного материала
1 Новое время: понятие и периодизация. Модернизация. Социальный смысл
феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и
Контрреформации.
Лабораторная работа
Практическое занятие

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 5. 2. Великие
географические открытия и
начало европейской
колониальной экспансии

Тема 5 3. Государство и власть в
Новое время.

ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8
-

-

Содержание учебного материала
Начало Великих географических открытий. Открытие Америки и завоевание
Америки. Открытие юго-восточного пути в Индию. Открытие Океании и
Австралии. Итоги Великих географических открытий и колониальных
захватов начала XV- середины XVIIв.
Лабораторная работа

2

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1 Формирование абсолютизма в Западной Европе.
Европейские революции XVI –XVIIвв.

-

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7,
ОК 10
-

2
ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4
-

5

Тема 5.4. Эволюция системы
международных отношений
в раннее Новое время.
Европа XVII в.: новации в
хозяйствовании, образе жизни
и социальных нормах.

Содержание учебного материала
1 Международное положение к началу XVII века. Тридцатилетняя война и
Вестфальский мир. Научные открытия и технические изобретения.
Научная революция в Европе. Эпоха всеобщего европейского кризиса.
Урбанизация.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 5.5. Век Просвещения.
Технический прогресс и Великий
промышленный переворот

Содержание учебного материала
1 Век просвещения.
Экономическое развитие Европы в XVI –XVIIIвв.
Последствия промышленного переворота.

2

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1 Великая Французская революция.
Образование США.

-

Тема 5.6. Революции XVIII в. и
их значение для утверждения
индустриального общества

2
ОК 7,ОК 8,
ОК 9, ОК 10,
ОК 11
-

ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8

2
ОК 1, ОК 2.,
ОК 4., ОК 5,
ОК 7,ОК 8

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

2
-

6

Раздел 6. Россия в ХVΙΙΙ веке.
Тема 6.1. Россия в период
реформ Петра I

Содержание учебного материала
1 Общая характеристика периода.
Реформы Петра I.
Северная война, ее итоги.

2

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

-

ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7,
ОК 10

Тема 6. 2. Внутренняя
и
внешняя политика преемников
Петра I
(1725–1762 гг.)

Содержание учебного материала
1 Причины дворцовых переворотов. Правители эпохи дворцовых переворотов.
Семилетняя война.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 6.3.Россия во второй
половине XVIII в.

Содержание учебного материала
1 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачева. Внешняя политика России во второй
половине XVIII в.
Разделы Речи Посполитой. Павел I.

2

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7,
ОК 10

-

7

ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4

Тема 6. 4. Культура России в
середине и во второй половине
XVIII в.

Раздел 7. Становление
индустриальной цивилизации
Тема 7.1. Различные европейские
модели перехода от
традиционного
к индустриальному обществу

Тема 7. 2. Развитие
капиталистических отношений и
социальной
структуры индустриального
общества в XIX в.
Особенности духовной жизни
нового времени

Содержание учебного материала
1 Образование и письменность. Быт господствующих слоев общества.
Архитектура. Живопись, литература, театр.Наука и техника.Общественная
мысль.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

2
ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8
-

Содержание учебного материала
1

2

Европейские революции середины XIX в
Гражданская война в США.

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1 Развитие капиталистических отношений. Социальная структура
индустриального общества. Движение за эмансипацию женщин.
Наука и техника. Литература и искусство.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося

8

ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7
2
ОК 7,ОК 8,
ОК 9, ОК 10
-

Раздел 8. Процесс
модернизации в традиционных
обществах Востока
Тема 8.1.Традиционные
общества Востока в условиях
европейской
колониальной экспансии.
Попытки модернизации в
странах Востока
Раздел 9. РОССИЯ В ХIХ
ВЕКЕ
Тема 9.1. Власть и реформы в
первой половине XIX в.

Тема 9.2. Внешняя политика
Александра I и Николая I

Содержание учебного материала
1 Китайская империя. Османская империя. Революция и реформы Мэйдзи в
Японии. Начало колониальной экспансии европейцев на Восток.

2

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося:

-

ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4

-

Содержание учебного материала
1 Реформы Александра I.
Восстание декабристов 1825г.
Реформы Николая I.
Лабораторная работа

2

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

-

ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7
-

-

Содержание учебного материала
1 Внешняя политика до 1812г.
Отечественная война 1812г.
Вхождение Закавказья и Северного Кавказа в состав России.
Крымская война
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

2
ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7,
ОК 10
-

9

Тема 9.3. Россия в эпоху великих
реформ Александра II

Содержание учебного материала
1 Предпосылки реформ Александра II. Крестьянская реформа.
Земская и судебная реформы. Военная реформа. Реформы в сфере образования
и просвещения.

2

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

-

ОК 5, ОК 6,
ОК 7,ОК 8

-

Тема 9.4. Пореформенная
Россия.
Россия в системе
международных отношений
второй половины
XIX
в.

Содержание учебного материала
1 Консервативный курс Александра III. Контрреформы.
Присоединение Казахстана и Средней Азии к России.
Внешняя политика России в конце XIX в.

2

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 9.5.Интеллектуальная и
художественная жизнь
пореформенной России

Содержание учебного материала
1 Образование и просвещение.
Наука. Литература. Живопись.Архитектура.Музыка.

2

Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

-

Содержание учебного материала
1 Мир в началеXX в. Борьба за передел мира.
Планы военно-политических блоков в Европе.

2

Раздел 10. От новой истории к
новейшей
Тема 10. 1. Международные
отношения в начале XX в.

10

ОК 3., ОК 4.,
ОК 6, ОК 7

ОК 1, ОК 2.,
ОК 3

ОК 7,ОК 8,
ОК 9, ОК 10

Лабораторная работа

Тема 10. 2. «Прекрасная эпоха»:
западное общество в начале ХХ
в.
Научно-технический прогресс на
рубеже XIX–XX вв.

Тема 10.3. Россия в начале XX в.
Российская правовая система.

Тема 10.4. Первая мировая
война.

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Социальная структура стран Европы в конце XIX - начале XX в. Просвещение
стран Европы в конце XIX - начале XX в. Развитие науки и техники.
Изменения в условиях и образе жизни людей.
Лабораторная работа
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося
Содержание учебного материала
1 Революция 1905-1907гг. Начало российского парламентаризма.
Столыпинская аграрная реформа. Русско-японская война 1904-1905гг.

2
ОК 4., ОК 5,
ОК 6
2
ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

Содержание учебного материала

2

1

Причины войны. Ход военных действий. Итоги войны.

ОК 7,ОК 8,
ОК 9, ОК 10

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся

2
-

11

Тема 10. 5. Февральская
революция в России.
Приход большевиков к власти в
России.

Раздел 11. Между мировыми
войнами.
Тема 11. 1. Страны Европы в 2030 годы
ХХ в.

Тема 11. 2. Строительство
социализма в СССР:
модернизация на почве
традиционализма

1

Содержание учебного материала
Причины и ход Февральской революции. Октябрьская революция.
Формирование советского правительства. Гражданская война.

2
ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:

-

Содержание учебного материала
1 Территориальные изменения после первой мировой войны.
Европейские революции начала XXв. Мировой экономический кризис 19291934гг. Формирование фашизма в Италии. Приход к власти нацистов в
Германии.Гражданская война в Испании.

2

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

Содержание учебного материала
1 Военный коммунизм. Сущность новой экономической политики.
Индустриализация. Коллективизация. Образование СССР. Внешняя политика
СССР в 1920-1930гг.
Лабораторная работа

2

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

ОК 3., ОК 4.,
ОК 6, ОК 7

ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7,
ОК 10
-

-

12

Раздел 12. Вторая мировая
война
Тема 12.1. Вторая мировая
война: причины, ход, значение.
СССР в годы Великой
Отечественной войны.

Раздел 13. Мир во второй
половине XX века
Тема 13.1.«Холодная война».

Содержание учебного материала
Мир накануне Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны.
Великая Отечественная война. Антигитлеровская коалиция. Итоги и
последствия Второй мировой войны.

4

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

ОК 4., ОК 5,
ОК 6

-

Содержание учебного материала
1 Предпосылки начала «холодной воины».
Берлинский кризис.Характер соперничества. Региональные
конфликты.Завершение «холодной войны».
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2
ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4
-

Тема 13. 2. Научно-технический
прогресс.

Содержание учебного материала
1 Развитие науки и техники.

2

2
-

Тема 13. 3. Страны Азии,
Африки и Латинской Америкиво
второй половине XX века.

Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Крушение колониальной системы. Развитие Китая в 50-70-е годы.
Исламская революция в Иране.

ОК 2.,ОК 3.,
ОК 5, ОК 7,

13

ОК 1, ОК 2.,
ОК 3., ОК 4

Латинская Америка.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 14. СССР
в 1945–1991 годы.
Тема 14. 1. СССР
в послевоенный период:
углубление
традиционных начал в советском
обществе

Тема 14. 2. СССР в период
частичной либерализации
режима.

Тема 14. 3. СССР в конце 1960-х
— начале 1980-х годов.

-

Содержание учебного материала
1 Изменение положения СССР на международной арене. Восстановление
экономики. Власть после войны. Идеология и культура.

2

Лабораторная работа
Практическое занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

ОК 1,ОК 5,
ОК 6, ОК
7,ОК 8

-

Содержание учебного материала
1 Перемены после смерти И.В.Сталина.
Культурная жизнь общества. «Оттепель». Реформы в области экономики.
Реформы в социальной сфере. Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

2
ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7

Лабораторная работа

-

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

-

Содержание учебного материала
Свержение Н. С.Хрущева и поиски политического курса. Власть и общество.
Экономическая реформа 1965г. и ее результаты. Хозяйственный застой. 15
месяцев Ю.В.Андропова.Диссиденты. Социальная политика. Внешняя
политика.
Лабораторная работа

2

14

ОК 3., ОК 4.,
ОК 6, ОК 7

Тема 14. 4. СССР в период
перестройки.

Раздел 15. Россия и мир на
рубеже ХХ–XХI веков
Тема 15. 1. Российская
Федерация на рубеже
XX –
XXI вв.

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Начало политики перестройки. Экономические реформы. Реформы
политической системы. Национальная политика. Политика гласности.
ГКЧП и распад СССР.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

2

ОК 7,ОК 8,
ОК 9, ОК 10

-

2
ОК 2., ОК 3.,
ОК 5, ОК 7

1 «Шоковая терапия» Приватизация и ее особенности в России. Результаты
приватизации. Общественно-политическое развитие в 1991-1993
гг.Общественно-политическое развитие в 1994-1999 гг.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2
-

Дифференцированный зачет

2

Всего

98

15

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект учебно – методической документации;
 комплект наглядных пособий.
Технические средства обучения – мультимедийное обуродование (интерактивная доска).
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:









Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. — М., 2016.
Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—
11 кл. — М., 2015.
Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир: учебник – Дрофа, М., 2015.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших
дней: учебник. – М., 2016.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца ХVII
века.
10 класс. Просвещение, 2015.
Загладин Н.В. Всеобщая история. Русское слово. 11 класс. М., 2016.
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца ХIХ
века
10 класс. Дрофа. М.,2015.
Загладин Н.В., Козленко С.И. История Отечества XX - начало XXIвв 11 класс М.
«Русское слово», 2015
Дополнительные источники:








Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. – СПб., 2015.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2016.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. – М., 2015.
Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII вв. – М., 2015.
Павленко Н.И. Екатерина I. – М., 2015.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2016.
Интернет – ресурсы по истории до начала XIXвека:










http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
http://oldrus.by.ru/
http:// infolio.asf. ru/
http:// janaberestova.by.ru / resources.html
http:// avorhist. narod. ru /
http://rus-sky . com /
http:// ore13.rsl .ru / bibliograf / www . draveka . pp. ru
http:// narovol .narod .ru /
Интернет – ресурсы по истории XIX – начала XXвеков:





http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
http:// fershal. narod .ru/
http:// fershal. narod .ru / Memories / Links . htm
24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:

анализировать историческую информацию,
представленную в разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема);

различать в исторической информации факты и
мнения, исторические описания и исторические
объяснения.

устанавливать причинно-следственные связи между
явлениями, пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и явлений;


представлять результаты изучения исторического
материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Знание/понимание:

основные факты, процессы и явления,
характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории.

периодизацию всемирной и отечественной истории.

современные версии и трактовки важнейших
проблем отечественной и всемирной истории.

особенности исторического пути России, ее роль в
мировом сообществе.

основные исторические термины и даты.






Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка:

устного ответа;

письменной работы (рабочая тетрадь);
Наблюдение за деятельностью обучающихся
(работа с историческими картами, схемами).
Экспертная оценка:
• устного ответа;
• письменной работы (рабочая тетрадь);
Наблюдение за деятельностью обучающихся
(работа с историческими картами, схемами).
Экспертная оценка:
 защиты рефератов, творческих проектов
 выполнения письменных работ
Наблюдение за деятельностью обучающихся
(работа с исторической картой, схемами)

Экспертная оценка:

устного ответа

письменных работ (тесты,
терминологические диктанты, хронологические
диктанты)

выполнение практических заданий по
учебнику с использованием материала
исторических хрестоматий, дидактического
материала для обучающихся

дополнительной (самостоятельной)
работы с рекомендованными историческими
источниками
Использование приобретенных знаний и умений Экспертная оценка:
в практической деятельности и повседневной
 защиты творческого проекта
жизни для:
(индивидуальные и групповые работы),
определения собственной позиции по отношению к
явлениям современной жизни, исходя из их
 реферата с компьютерной презентацией,
исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при
критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков
окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения;
осознания себя как представителя исторически
сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.

25


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».