СГ.07 Основы философии

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в цикл социально-экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 1

Распознавать задачу и/или
анализировать
Выбирать
способы проблему;
решения
задач задачу и/или проблему и
выделять еѐ составные части;
профессиональной
определять этапы решения
деятельности,
применительно
к задачи; выявлять и эффективно
искать
информацию,
различным
необходимую
для
решения
контекстам
задачи и/или проблемы;

Актуальный профессиональный
и
социальный
контекст,
основные
источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного обращения (формы
расчетов), понятие и сущность
особенности
составить план действия и финансов,
взаимодействия
и
реализовывать его; определить
функционирования
необходимые ресурсы.
хозяйствующих
субъектов,
финансовые
ресурсы
хозяйствующих субъектов –
структура и состав.

ОК 2

Определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять
наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска.

Номенклатура информационных
источников
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации.

Определять
актуальность
нормативно-правовой
Планировать
и
документации
в
реализовывать
профессиональной
собственное
применять
профессиональное и деятельности;
современную
научную
личностное развитие
профессиональную
терминологию; определять и

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории профессионального
развития и самообразования.

Осуществлять поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

ОК 3

4

выстраивать
траектории
профессионального развития и
самообразования.
Организовывать
работу Значимость
коллективных
и
команды; решений, работать в группе для
Работать в коллективе коллектива
взаимодействовать
с решения ситуационных заданий.
и
команде,
коллегами,
руководством,
эффективно
клиентами
в
ходе
взаимодействовать с
профессиональной
коллегами,
деятельности.
руководством,
клиентами.
ОК 4

Грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном
языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе.

Особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

ОК 06. Проявлять Проявлять
гражданскогражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
патриотическую
поведение
на
основе
позицию,
традиционных
общечеловеческих ценностей;
демонстрировать

патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности
перед Родиной; − готовность к
служению Отечеству, его защите

ОК 5
Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста.

осознанное поведение
на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей,
числе с

в

том

учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 9

Применять

средства Современные
5

средства

и

Использовать
информационные
технологии
профессиональной
деятельности

информационных технологий
для
решения
в профессиональных
задач;
использовать
современное
программное обеспечение.

устройства
информатизации;
порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины
обучающийся
должен уметь:
-прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки,
искусства, социальной и политической мысли;
-анализировать современные философские и научные представления о природе
человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого
бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и.т.д.
-критически анализировать основные концепции исторического
развития;
-понимать место и роль отдельного человека в истории;
-понимать, что такое истинная и сложная культура и что значит быть культурным
человеком;
-осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода
из нее.
В результате освоения дисциплины
обучающийся
должен знать:
-наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи,
появляющиеся в истории философии;
-основные категории научной картины мира;
-роль науки в современной жизни;
-соотношение веры и разума;
-основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских
мыслителей на историческую самобытность России;
-знать философские представления относительно возможных путей будущего
мирового развития.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Доклады:
К теме 2.2. Современная цивилизация и
психическое здоровье личности.
К теме 3.1. Объективный мир и его картина.
Научные конструкции Вселенной.
К теме 4.1. Проблема ―Конца истории‖.
Итоговая аттестация в форме диф. зачета

7

Количество часов
40
32
20
12

8

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел I Основные идеи
мировой философии об
античности до новейшего
времени.
Введение в философию, ее
смысл, функции и роль в
обществе

Тема 1.Философия
античного мира и Средних
веков

Содержание учебного материала

2
ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной
жизни. Становление философии из мифологии.
Лабораторные работы
1.

Практическое занятие №1: «Роль философии в обществе»

2

Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:

-

Содержание учебного материала

4

1.

Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ
и Платон, система Аристотеля,Демокрит и Эпикур, умники, стоики и
скептики)

2.

Философия древнего Рима. Средневековая философия: патристика
(Августин) и схоластика (Фома Аквинский)
8

ОК 1, ОК 02.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

Тема 1.2.Философия
Нового и новейшего
времени.

Раздел II. Человексознание-познание.

Лабораторные работы
Практическое занятие №2:
« Спор номиналистов и реалистов в Средние века ».

2

Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1.
Философия Нового времени, спор сенсуалистов и рационалистов.

6

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и
эволюционизма.
3
Русская философия
ХIХ-ХХ вв. о путях развития российской
цивилизации. Русская идея. Философские взгляды славянофилов и
западников.
Лабораторные работы
2.

-

Практическое занятие №3«Спор сенсуалистов и рационалистов в философии
Нового времени»
Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала

6

1.
2.

Тема 2. Человек как
главная философская
проблема.

ОК 1, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

-

ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

Философия о происхождении и сущности человека. Основные
антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.
Проблема «я», образ «я», внутренне и внешнее «я». Личность и
сущность. Основные характеристики человека: несводимость,
невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

Основополагающие категории человеческого бытия: творчество,
счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Лабораторные работы
Практическое занятие №4«Основные антропологические константы: сознание,
речь, труд, общество»
Контрольные работы
9
3.

2
-

Тема 2.2.Проблема
сознания.

Тема 2.3.Учение о
познании.

Самостоятельная работа:
Содержание учебного материала

2

Проблема сознания. Сознание, мышление, язык. Три стороны сознания.
Сознание и бессознательное. Мозг и сознание. Основные идеи З.Фрейда
и К.Юнга.
Лабораторные работы

ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.

1.

-

Практическое занятие №5
«Философия о происхождении и сущности сознания»
Контрольные работы
Самостоятельная работа:
«Современная цивилизация и психическое здоровье личности»
Содержание учебного материала
1.
Чувство, разум, воля и их роль в познании.
2.
Память, мышление, воображение и их роль в познании.
Лабораторные работы

2

Практическое занятое: № 6«Память, мышление, воображение и их роль в
познании»
Контрольные работы
Самостоятельная работа

2

4
4
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

-

Содержание учебного материала
Раздел III Духовная жизнь
человека (наука, религия,
искусство)

1.
3.
4.

Философия и научная картина мира. Пространство и душа. Числа
правят миром.
Искусство как феномен, организующий жизнь. Искусство и творение
мира.
Гений – совершенный человек. Проблема гения, гениальность.

Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа:
«Объективный мир и его картина.

6

4
10

ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

Научные конструкции Вселенной»
Раздел IV. Социальная
жизнь.
Тема 4.1. Философия и ее
история.

Содержание учебного материала
1.
2.

ОК 1, ОК 02.,
ОК 03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.,
ОК 9, ОК 10

Русская философия об исторической самобытности России. Н.Бердяев
Э.Чаадаев о судьбах России.
Культура и культ. Культура и цивилизация.

Лабораторная работа
Практические занятия:
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
«Проблема ―Конца истории‖».
Примерная тематика курсовой работы ( проекта )
Самостоятельная работа обучающихся по курсовой работе ( проектом)

2

Всего:

32

11

-

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальноэкономических дисциплин»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- телевизор
- DVD
- видеокамера
- проектор
- магнитофон
- принтер.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по философии.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий.
Основные источники:
1. В.Д.Губин «Основы философии» Учеб.пособие.- 2—е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРАМ,2017.-288с.-(Профессиональное образование)
2. А.А.Горелов
«Основы
философии»:
Учеб.
пособие
для
студ.сред.проф.учеб.заведений.3-е.,испр-М.: Изд.центр «Академия», 2017.-256с
3. В.А.Канке. «Основы философии»: Учебник для студентов средних специальных
заведений.-М.: Логос, 2019-288с
4. В.П.Кохановский «Основы философии»: учебник для студентов учреждений
СПО.5-е изд.- Ростов-на-Дону :Феникс, 2017.320с
5. .Основы Философии.2-е изд
.Учебник, Дмитриева В.В.,
Дымченко
Л.Д.,2018,Москва Юрайт.
6. Основы Философии2-е. изд. Учебное пособие, Светлов В.А.,2018,Москва ,Юрайт.

Дополнительная литература:
1. Философия: учебник /А.Г.Спиркин.2-е изд.М.: Гардарики,2018-736с.
2. Философия : учебное пособие для ВУЗ/от.ред. В.П.Кохановский.-изд.18-е.- Ростовна-Дону:Феникс,2018-574
3. Философии. Справочник студента – М, «АСТ»,2017г.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

http://www.mavicanet.com/directory/rus/23135/html
http://www.aonb.ru/iatp/guide/nayka.html#10
http://edu-navigator.ru/res/14872/
http://www/internet-biblioteka.ru/philosophy
12

4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные знания, освоенные умения)
1
Освоенные знания:
наиболее вдающихся представителей
философской мысли и основные идеи,
появляющиеся в истории философии;
основные категории научной картины мира;

роль науки в современной жизни;
соотношение веры и разума;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Текущий контроль в форме: оценки
результатов опроса. Итоговый контроль в
форме зачета по дисциплине.
Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.
Текущий контроль в форме: тестирования;
защиты реферата. Итоговый контроль в
форме зачета по дисциплине.
Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.

основные концепции исторического развития
и особенно взгляды русских мыслителей на
историческую самобытность России:

Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.

знать философские представления
относительно возможных путей будущего
мирового развития.

Текущий контроль в форме: тестирования.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине.

Усвоенные умения:
прослеживать влияние фундаментальных
философских идей на развитие науки,
искусства, социальной и политической
мысли;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

анализировать современные философские и
научные представления о природе человека,
вырабатывать самостоятельное отношение к
таким категориям человеческого бытия, как
любовь, творчество, смерть, вера, счастье
и.т.д;
критически анализировать основные
концепции исторического развития;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине
13

понимать место и роль отдельного человека в
истории;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

понимать, что такое истинная и сложная
культура и что значит быть культурным
человеком;

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

осознавать причины кризиса современной
цивилизации и возможные пути выхода из
нее.

Текущий контроль в форме: практического
занятия.
Итоговый контроль в форме зачета по
дисциплине

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».