2
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 29
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 02, ОК
- анализировать состояние
- основные понятия финансовой
03, ОК 05,
финансовых рынков, используя
грамотности и основные
ОК 09
различные источники
законодательные акты,
информации;
регламентирующие ее вопросы;
ЛР 2, ЛР 3,
- применять теоретические знания
- виды принятия решений в
ЛР 10,
по финансовой грамотности для
условиях ограниченности
практической деятельности и
ресурсов;
- основные виды планирования;
повседневной жизни;
- устройство банковской
- сопоставлять свои потребности
системы, основные виды банков и
и возможности, оптимально
их операций;
распределять свои материальные
- сущность понятий
и трудовые ресурсы, составлять
«депозит» и «кредит», их виды и
семейный бюджет и личный
принципы;
финансовый план;
- схемы кредитования
- грамотно применять полученные
физических лиц;
знания для оценки собственных
- устройство налоговой
экономических действий в
системы, виды налогообложения
качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя, физических лиц;
- признаки финансового
члена семьи и гражданина;
мошенничества;
- анализировать и извлекать
- основные виды ценных
информацию, касающуюся
бумаг и их доходность;
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
- формирование
созданных в различных знаковых инвестиционного портфеля;
системах (текст, таблица, график,
- классификацию инвестиций,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
основные разделы бизнес-плана;
и др.);
- виды страхования;
28F
29
Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
5
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
14
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (диф.зачет)
8
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
в часах
Коды
компетенций и
личностных
результатов 30,
29F
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
Раздел 1. Банковская система России
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Банк и банков- 1.Понятия «сбережения», «инфляция».
ские депозиты
2.Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции.
3.Депозиты.
4.Номинальная и реальная процентная ставка по депозиту.
5.Управление рисками по депозитам
Самостоятельная работа обучающихся
3
8
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод, комиссия.
Тема 1.2.
Кредиты
30
Содержание учебного материала
1.Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц (потребительский, ипотечный).
2.Принципы кредитования, схема погашения кредитов.
3.Типичные ошибки при использовании кредита
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
4
2
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
7
Заключение кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при
приобретении ее в кредит. Кейс – «покупка машины»
Самостоятельная работа обучающихся
2
Субъекты финансового рынка. Инфраструктура финансового рынка.
Содержание учебного материала
1. Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических
лиц.
2. Виды платежных средств
3. Чеки, банковские карты (дебетовые, кредитные).
4.Электронные деньги
Раздел 2. Фондовый рынок
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Фондовый ры- 1.Инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам.
нок и его ин2.Сроки и доходность инвестиций.
струменты
3. Инфляция.
4. Ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность.
5.Валютная и фондовая биржи
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 2
Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств. Кейс – «Куда вложить деньги?»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Рассчетнокассовые операции
2
2
4
4
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
Финансовые посредники. Выбор финансовых посредников.
Раздел 3. Налоговая система в Российской Федерации
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Налоги
1. Налоги, виды налогов.
2. Субъект, предмет и объект налогообложения.
3.Ставка налога, сумма налога.
4.Системы налогообложения.
5.Налоговые льготы, налоговые вычеты.
6.Налоговая декларация
В том числе практических и лабораторных занятий
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
4
4
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
8
Практическое занятие № 3
Подача налоговой декларации
Раздел 4. Страхование
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Страховой ры- 1.Страховые услуги, страховые риски.
нок России
2.Участники страхового договора.
3. Виды страхования в России.
4. Использование страхования в повседневной жизни
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования.
Кейс – «Страхование жизни»
Самостоятельная работа обучающихся
2
4
4
Практическое занятие № 5
Создание собственной компании: шаг за шагом. Написание бизнес-плана
Раздел 6. Пенсионная система Российской Федерации
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Обеспечение
1.Пенсионный фонд и его функции.
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами
Раздел 5. Собственный бизнес
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Создание соб1.Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
ственного биз- 2.Планирование рабочего времени, венчурист.
неса
3. Предпринимательство, предприниматель.
4. Банкротство.
В том числе практических и лабораторных занятий
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
4
4
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
9
2.Негосударственные пенсионные фонды.
3.Трудовая и социальная пенсии.
4. Обязательное пенсионное страхование.
5. Добровольное пенсионное обеспечение.
Раздел 7. Финансовое мошенничество
Содержание учебного материала
Тема 7.1.
Финансовые
1. Основные виды и признаки финансовых пирамид.
пирамиды и
2. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернезащита от моте, по телефону, при операциях с наличными.
шенничества
3. Правила финансовой безопасности
Раздел 8. Личное финансовое планирование
Содержание учебного материала
Тема 8.1.
Домашняя бух- В том числе практических и лабораторных занятий
галтерия
Практическое занятие № 6
Составление личного финансового плана на основе анализа баланса личного
(семейного) бюджета.
Промежуточная аттестация (зачет)
Тема 9.
Итоговое занятие
Всего:
Самостоятельная работа обучающихся :
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
старости
2
2
2
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
2
2
2
4
ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 09
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 10
32
8
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN
978-5-16-016714-5.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221162 (дата обращения: 13.01.2022). – Режим доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное пособие
для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 312 с. —
ISBN 978-5-8114-7205-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
— URL: https://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429626
11
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. —
Текст
:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/466897
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всѐ о будущей пенсии для учѐбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook 2018_1.pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс].
URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Cайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Aинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL: www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и
среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/rn77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всѐ о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalog-nalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.investing.com
12
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В. Шаркова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.— 1168 c.— URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
31
Результаты обучения
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской системы,
основные виды банков и их
операций;
сущность понятий
«депозит» и «кредит», их виды и
принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды налогообложения
физических лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы увеличения пенсий
30F
31
Критерии оценки
- правильное изложение
основных понятий финансовой грамотности, используя нормативную и правовую документацию;
- владение знаниями различных банковских операций, кредитов, схем кредитования, основных видов
ценных бумаг, налогообложения физических лиц,
страхования и пенсионного
обеспечения.
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
Методы оценки
Тестовый контроль с применением информационных технологий.
Экспертная оценка правильности выполнения
заданий по работе с информацией, документами
Экспертная оценка решения ситуационных задач.
Зачет
13
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
- применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической деятельности и
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности
и возможности, оптимально
распределять свои материальные
и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный
финансовый план;
- грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в
качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя,
члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
- соблюдение основных
норм налогового и финансового законодательства
при оформлении кредита,
различных видов страхования;
- использование материалов
из информационных источников в текстовой, цифровой и графической формах
для понимания основных
экономических тенденций и
формирования финансовых
планов;
- принятие финансовых решений с учетом знаний о
правах потребителей;
- способность выполнять
практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с банковскими
операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Экспертная оценка выполнения практических
заданий, выполнения
условий учебных ролевых
игр
Зачет