СГ.05 Основы бережливого производства

1

2

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 26
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ОК - проводить мероприятия по
- систему организации оказания меди02, ОК 03, реализации проектов по
цинской помощи населению;
ОК 04,
бережливому производству;
- права и обязанности работников в
- применять принципы и
сфере профессиональной деятельноПК 1.1, 2.1., инструменты бережливого
сти;
2.2., 3.3.
производства в медицинских
- права и свободы человека и граждаорганизациях;
нина, механизмы их реализации
ЛР 2, ЛР 3,
- выявлять потери в потоке
- основы и принципы системы бережЛР 4, ЛР 7,
создания ценности в медицинской ливого производства;
ЛР 13, ЛР 15 организации и предлагать пути их - базовые инструменты бережливого
решения;
производства;
- налаживать эффективные
- основные виды потерь, способы их
отношения в трудовом
выявления и устранения;
коллективе и решать
- основы корпоративной культуры и
возникающие конфликты в
профессиональной этики в медицинмедицинской организации.
ской организации;
- основы проектной деятельности
25F

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

14

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

6

6
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
в часах

Коды компетенций
и личностных
27
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15
26 F

1
Тема 1.
Организационные основы
здравоохранения

Тема 2.
Правовые аспекты охраны
здоровья населения

Тема 3.
Теоретические основы бережливого производства

27

2
3
Содержание учебного материала
1.Номенклатура учреждений здравоохранения.
2.Структура и задачи основных медицинских организаций.
3. Основные виды деятельности лечебно-профилактических учрежде2
ний.
4. Формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями лечебно-профилактической помощи.
Содержание учебного материала
1. Права пациентов и основные юридические механизмы их обеспечения в современном здравоохранении.
2
2. Этический кодекс медицинской сестры.
Содержание учебного материала
1. История становления концепции бережливого производства
2. Бережливое производство, понятие, задачи.

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,

7

Тема 4.
Стратегии и инструменты
бережливого производства
для выявления проблем и
их причин

Тема 5.
Реализация концепции бережливого производства в
здравоохранении

3.Идеология бережливого производства в медицинской организации
4.Специфика применения методов бережливого производства в медицинской организации.
5.Отечественные проекты «Бережливое здравоохранение».
Содержание учебного материала
1. Инструменты бережливого производства (хронометраж, карта рабочего времени, выявление узкого места, картирование потока создания
ценности, пять «почему?», время такта, балансировка нагрузки, принцип нулевой ошибки, использование 5С и др.)
2. Структурирование и оценка потерь.
3. Поиск и предварительный анализ потерь и их причин.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Картирование потока создания ценности – описание процесса создания
ценности на конкретных рабочих местах в рамках медицинской организации, выявление проблем существующего потока (например, описать и проанализировать основные аспекты взаимодействия пациента,
врача и медицинской сестры при работе на приеме и на дому).
Содержание учебного материала
1.Алгоритм внедрения бережливого производства, этапы: планирование, внедрение, развертывание, интеграция, совершенствование.

ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15
6

4

4

2

10

2

В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 2, 3
Организация работы отделений медицинской организации с использованием инструментов бережливого производства (например, регистра-

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

8
4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.

8
тура, приемное отделение, отделение (кабинет) медицинской профилактики)
Практические занятия № 4, 5
Организация рабочего места и рабочего пространства медицинской
сестры с использованием инструментов бережливого производства.
Применение инструмента 5С.
Тема 6.
Стратегия клиентоориентированности в медицинской организации

Тема 7.
Стандартизация и непрерывное совершенствование

Содержание учебного материала
1. Организация проведения и анализ социологических исследований как
инструмента мониторинга качества процессов.
2. Мотивационная основа клиентоориентированности персонала.
3.Социальный аспект клиентоориентированности.
4. Управление конфликтами в медицинской организации.
5. Инструменты выявления возможных мест возникновения конфликтов.
Содержание учебного материала
1. Понятие стандарта.
2. Функциональное предназначение стандарта.
3. Специфика разработки стандартов оказания медицинских услуг.
4.Совершенствование форм разделения и кооперации труда.
5.Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 6
Стандартизирование работы на примере действий медицинской сестры
отделения медицинской организации: создание стандартной 270перациионной карты (СОК) (прививочного кабинета, постовой медсестры,
процедурной медсестры и др.)

ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

4

2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

2

4

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

4

4

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ПК 1.1, 2.1., 2.2., 3.3.
ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР
7, ЛР 13, ЛР 15

9
Тема 9. Итоговое занятие
Всего:

Промежуточная аттестация (зачет)

2
38

10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Антоновец В.А. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. А. Антонец [и др.] ; под редакцией В. А. Антонца,
Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 303 с.
2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В.А. Медик. - 3е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021 - 672 с. – 978-5-9704-5737-5.
3. Сергеев Ю.Д. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник /
Ю. Д. Сергеев [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-5918-8
4. Столяров, С. А. Менеджмент в здравоохранении : учебник для вузов / С. А. Столяров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 764 с. — ISBN 978-5534-10638-1
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуева В. А., Зымбрян Э. Ш. и др. Организационно-аналитическая деятельность.
Сборник лекций : учебное пособие для спо / В. А. Зуева, Э. Ш. Зымбрян, Е. Б. Стародумова,
Е. И. Алленова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 176 с. — ISBN 978-58114-7637-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/163395 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Антонец [и др.] ; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд.,

11
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Университеты России). —
ISBN 978-5-534-00934-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433773 (дата обращения: 12.01.2022).
3. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 312
с. — ISBN 978-5-8114-7205-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей
4. Столяров, С. А. Менеджмент в здравоохранении : учебник для вузов / С. А. Столяров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 764 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-10638-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430971 (дата обращения: 12.01.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Арженцов В.Ф. Применение принципов бережливого производства в медицине
/ В. Ф. Арженцов // Управление качеством в здравоохранении. -2018. -No 1. -С. 14-18
2.
Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения Lean. / М.Т. Вейдер. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. –
160 с. Текст : непосредственный.
3.
Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва : Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. –. ISBN 978-5-9614-6829-8
4.
ГОСТ Р 56020-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные положения и словарь.(утвержден и введен в действие Приказом
Росстандарта от 12.05.2014 № 431-ст).
5.
ГОСТ Р 56407-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные методы и инструменты (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.05.2015 № 448-ст).
6.
ГОСТ Р 56906-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Организация рабочего пространства. (5S) (утвержден и введен в действие
Приказом Росстандарта от 31.03.2016 № 231-ст).
7.
ГОСТ Р 56908-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Стандартизация работы. (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2016 № 231-ст).
8.
Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь//Методические рекомендации МЗ РФ – Москва. – 2019
9.
Организация процесса диспансеризации на принципах бережливого производства//Методические рекомендации МЗРФ – 2017
10.
Применение методов бережливого производства в медицинских организациях.
Открытие проектов по улучшениям.//Методические рекомендации МЗРФ. – Москва. – 2017
11.
Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания
ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136
с.:
84x108
1/16
(Переплѐт)
ISBN
978-5-9614-6145-9
URL:
http://znanium.com/catalog/product/926117

12
12.
Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс [Электронный ресурс]. – URL http://www.cons-plus.ru.
13.
Интернет ресурс. Справочная система «Гарант». URL http//www.garant.ru.
14.
Бережливое
производство.
Канбан.
[Электронный
ресурс].
URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/.
15.
Система «5С» на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы //
FB.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/302971/sistema-s-na-proizvodstveopisanie-osobennosti-printsipyi-i-otzyivyi
16.
Словарь бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://bemag.ru/lean./
17.
Философия бережливого производства. [Электронный ресурс]. URL:
http://ctrgroup.com.ua/concept/detail.php?ID=33
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
28

Результаты обучения
знания:
- систему организации оказания
медицинской помощи населению;
- права и обязанности работников
в сфере профессиональной деятельности;
- права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации
- основы и принципы системы бережливого производства;
- базовые инструменты бережливого производства;
- основные виды потерь, способы
их выявления и устранения;
- основы корпоративной культуры
и профессиональной этики в медицинской организации
27F

28

Критерии оценки
- свободная ориентация в
системе организации медицинской помощи населению;
- четкое представление
прав и обязанностей медицинских работников, прав
пациентов в соответствии с
функциональными обязанностями и этическим кодексом медицинской сестры;
- знание базы по бережливому производству в соответствии с методическими
рекомендациями Министерства здравоохранения
по внедрению «бережливых
технологий»;
- изложение принципов
корпоративной культуры и
профессиональной этики в
соответствии с этическим
кодексов медицинской
сестры

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

Методы оценки
Тестовый контроль
Экспертная оценка правильности выполнения
заданий по работе с информацией, документами
Экспертная оценка решения ситуационных задач.
Зачет

13
Умения
- проводить мероприятия по
реализации проектов по
бережливому производству;
- применять принципы и
инструменты бережливого
производства в медицинских
организациях;
- выявлять потери в потоке
создания ценности в медицинской
организации и предлагать пути их
решения;
- налаживать эффективные
отношения в трудовом коллективе
и решать возникающие
конфликты в медицинской
организации.

- применение принципов и
инструментов бережливого
производства при решении
профессиональных задач в
соответствии с методическими рекомендациями
Министерства здравоохранения по внедрению «бережливых технологий»
- применение принципов
профессиональной этики в
соответствии с этическим
кодексом медицинской
сестры

Экспертная оценка выполнения практических
заданий, выполнения
условий учебных ролевых
игр
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».