СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» является обязательной частью социальногуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 2, ОК5, ОК 6.
1.2. Цель
и планируемые результаты освоения дисциплины:
14
Код
13F
ПК, ОК,
ОК 02, ОК
05, ОК 06
ЛР 1, ЛР 3,
ЛР 5, ЛР 8,
Умения
Знания
- проводить комплексный поиск
исторической информации в
источниках разного типа;
- определять последовательность
и длительность исторических
событий, явлений, процессов;
- характеризовать место,
обстоятельства, участников,
результаты важнейших
исторических событий;
- работать с историческими
документами;
- анализировать историческую
информацию, представленную в
разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинноследственные связи между
явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых
исторических процессов и
явлений.
- основных дат и временных периодов
отечественной истории;
- основных фактов, процессов,
явлений, характеризующих
целостность отечественной истории;
- современных версий и трактовок
важнейших проблем отечественной
истории;
- особенности исторического пути
России, ее роли в мировом сообществе;
- исторической обусловленности
современных общественных процессов
- традиционных ценностей
многонационального народа России.
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
8
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем в часах
Коды
компетенций и
личностных
результатов 15,
14F
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
Раздел 1 Советский Союз в послевоенный период
Тема 1.1.
СССР в 1945-1953 годы. Основные тенденции во внутренней,
внешней политике и
культуре
15
3
Содержание учебного материала
1.Влияние последствий войны на советскую систему и общество.
2.Переход страны на мирный путь развития.
3.Поствоенные ожидания и проблемы общества.
2
4.Проблемы сельского хозяйства.
5.Итоги четвертой пятилетки.
1.Особенности политического режима 1945-1953 годов. Ужесточение внутренней политики.
2.Поствоенные репрессии и их характер.
3.Смерть И.В.Сталина и настроения в обществе.
2
4.Смена политического курса. Переход политического лидерства к
Н.С.Хрущеву.
5.Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике,
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
4
10
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
7
Тема 1.2.
Советское общество
конца 1950-х-начала
1960-х годов
культурной сфере.
6.ХХ съезд КПСС.
1. Рост влияния СССР на международной арене.
Углубление военно-блокового противостояния, отношения со
странами «капиталистического лагеря».
2. СССР и страны восточной Европы.
3. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.
Содержание учебного материала
2
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
1. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР
послеХХ съезда КПСС.
2. Борьба за власть в конце 1950-х годов.
3. Экономика и политика в конце 1950-х – начале 1960 –х годов.
4. Административные реформы.
5. Развитие науки и культуры в послевоенные
годы.
Самостоятельная работа обучающихся №1
Духовная жизнь в период «оттепели».
Раздел 2. Развитие СССР и его место в мире в конце 1960- - начале 1980-х годов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основные тенденции
1. Приход к власти Л.И.Брежнева: его окружение и смена
развития СССР
политиче-ского курса.
2. Особенности идеологической, национальной и
социально-экономической политики.
3. Экономические реформы 1960- годов.
4. Новые ориентиры аграрной политики.
2
2
16
2
1. Характеристика «застоя» в политической жизни СССР 1970-х го-
дов.
2. Партийный аппарат и общество. Власть номенклатуры.
3. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».
2
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
8
4.Нарастание застойных явлений в экономике и кризис идеологии.
1. Внешняя политика СССР.
2. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США,
странами «третьего мира»: «холодная война» и мировые конфлик- 2
ты.
3. Доктрина ограниченного суверенитета.
Тема 2.2.
Дезинтеграционные
процессы в России и
Европе во второй половине 1980-х-начале
1990-х годов
Содержание учебного материала
1.
Нарастание кризисных явлений в социальноэкономической иидейно-политической сферах.
2. М.С.Горбачев и его окружение: курс на реформы.
3.
Политизация жизни и подъем гражданской активности
населения.4.Изменения в советской внешней политике.
5.
Подъем национальных движений, нагнетание
националистиче-ских и сепаратистских настроений.
Самостоятельная работа обучающихся №2
Локальные национальные и религиозные конфликты.
Тема 2.3.
Распад СССР и образование СНГ
2
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
2
Содержание учебного материала
1. Последний этап «перестройки»: 1990-1991 годы.
2. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей
ролиКПСС.
3. Становление многопартийности.
4. Б.Н.Ельцин – единый лидер демократических сил.
2
5.Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и
респуб-ликанского законодательства)
6. Углубление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.
7. Провозглашение независимости сопредельных республик.
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
9
1.Августовский политический кризис 1991 года.
2.Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
3.Оформление фактического распада СССР и создание СНГ.
Самостоятельная работа обучающихся №3
Россия как преемник СССР на международной
арене.
Раздел 3. Российская Федерация в 1991-2020 годы
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Постсоветское про1. Становление новой России. Начало радикальных экономических
странство 1990-е годы
реформ.
ХХ века.
2. «Шоковая терапия».
3. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992-1993 годах.
4. Трагические события осени 1993 года в Москве («черный октябрь»)
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8
2
2
12
2
1. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного
устройства.
2. Проблемы построения федеративного государства.
3.Утверждение государственной символики.
4.Итоги радикальных преобразований 1992-1993 годов.
5.Подписание Федеративного договора (1992 г) и отдельных со2
глашений центра с республиками.
6. Опасность исламского фундаментализма.
7. Восстановление конституционного порядка в Чеченской республике.
8. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
1. Новые приоритеты внешней политики.
2
2. Мировое признание новой России суверенным государством.
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
10
Тема 3.2.
Россия в 2000-е годы
Тема 3.3.
Итоговое занятие
Всего:
3.Российская Федерация в планах международных организаций:
военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
1.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и
пр.
2.Внутренняя политика России на северном Кавказе.
3. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного
2
конфликта в этом регионе.
4. Отношения со странами Дальнего Востока.
Самостоятельная работа обучающихся №4
2
Изменения в территориальном устройстве России. Возвращение
Крыма.
Содержание учебного материала
1.Россия в 2000-е годы: выводы времени и задачи модернизации.
2.Президенство В.В.Путина. Многопартийность. Политические
партии и электорат.
3. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового
пространства страны.
4. Экономическое развитие страны: периоды подъема и кризиса.
2
5.Основные направления социальной политики.
6. Задачи инновационного развития. Россиянин в глобальном информационном пространстве.
7. Тенденции в развитии образования и культуры.
8. Религиозные конфессии, повышение их роли в жизни страны.
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
ОК 02, ОК 05,
ОК 06
ЛР 1, ЛР 3, ЛР
5, ЛР 8,
2
40
11
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный оборудованием:рабочее
место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихсядоска
классная
стенд информационный учебнонаглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий
и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История : учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 21е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. - 448с. - (Среднее профессиональное образование) –
Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-0054-0043-7
2. Артемов, В. В. История: дидактические материалы : учебное пособие для СПО / В.
В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2020. - (Профессиональное образование). – Текст : непосредственный - ISBN 978-5-4468-9252-5
3. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период :
учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 216 с. — ISBN 978-58114-3123-6.
4. Зуев, М. Н. История России XX-начала XXI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. - 200
с. - (Профессиональное образование). - ISBN978-5-534-01245-3. – Текст : непосредственный.
5. Карпачев С.П. История России: учебное пособие для СПО/С.П.Карпачев – 2-е изд.,
переработанное и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019 – 248 с. – (Серия: Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-08753-6
6. Кириллов, В. В. История России: учебник для СПО / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 502 с. — Серия : Профессиональное образование. ISBN 978-5-9916-6616-9
7. Некрасова М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ М.Б.Некрасова – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство
12
Юрайт, 2021 – 263 с. – (Профессиональное образование) – Текст: непосредственный ISBN 9785-534-05027-1
8. Семин В.П. История: учебное пособие / В.П. Семин, Ю.Н. Арзамаскин. — Москва:
КноРус, 2021. — 304с.
9. Соловьев К.А. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ К.А.Соловьев и др.) – Москва: Издательство Юрайт, 2021 – 252 с – (Профессиональное образование) – Текст: непосредственный ISBN 978-5-534-01272-9.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период :
учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 216 с. — ISBN 978-58114-3123-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/169260 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Кузьмина, О. В. История : учебник / О. В. Кузьмина, С. Л. Фирсов. - Москва :
ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 160 с. : ил. - 160 с. - ISBN 978-5-9704-5758-0. - Текст : электронный
//
ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457580.html
3. Некрасова, М. Б. История России [Электронный ресурс] : учебник и практикум для
СПО / М. Б. Некрасова. - 5-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 363 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5- 534-05027-1. https://www.biblio-online.ru/viewer/istoriyarossii-433317
4. История России. ХХ — начало XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Л. И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л. И. Семенниковой. — 7-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09384-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427726
3.2.3. Дополнительные источники
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/window/library
2. Иллюстрированная энциклопедия Отечественной истории [Электронный ресурс]. –
URL: http://hiztory.ru, свободный
3. История России [Электронный ресурс]. – URL: http://histerl.ru
4. История России, Всемирная история «История.ру». [Электронный ресурс] – URL:
http://www.istorya.ru
5. Исторические источники по истории России в ХХ века из библиотеки электронных
ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] –
URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm
6. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь – URL:
http://www.rubricon.com/konst_1.asp
7.Проект Российского военно-исторического общества - История России. Чистый исторический интернет: карты, тексты документов, публицистика, персоналии и др. [Электронный ресурс] – URL: http://histrf.ru/mediateka/maps/interactive-map
13
8. Сто главных документов российской истории [Электронный ресурс] – URL:
http://doc.histrf.ru/
9. Федеральный историко-документальный просветительский портал [Электронный
ресурс] – URL: (https://portal.historyrussia.org/).
10. Федеральный портал История РФ. 100 главных документов российской истории.
ХХ век [Электронный ресурс] – URL: http://doc.histrf.ru/20/
11. Энциклопедический словарь «История Отечества» [Электронный ресурс] – URL:
http://www.rubricon.com/io_1.asp
. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
Критерии оценки
- раскрытие содержания
материала в объеме, предусмотренном программой
учебной дисциплины;
- изложение материала грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию,
факты и аргументы, даты,
определения и т.д.;
- понимание взаимосвязей
характеризуемых исторических событий и явлений;
- демонстрация знаний основных дат отечественной
истории
Методы оценки
Текущий контроль в форме фронтального и индивидуального опроса, модульные письменные работы, тестирование.
Итоговый контроль в
форме дифференцированного зачета
умения
- способность анализировать содержащуюся в раз- проводить комплексный поиск
ных источниках информаисторической информации в
цию о событиях и явлениях
источниках разного типа;
прошлого и настоящего
- определять последовательностьи
России;
длительность исторических
- способность рассматрисобытий, явлений, процессов;
вать события в соответ- характеризовать место,
ствии с принципом истообстоятельства, участников,
ризма, в их динамике, взарезультаты важнейших
имосвязи и взаимообусловисторических событий;
Оценка результатов выполнения творческой работы (подготовка и защита реферата, написание
эссе)
Экспертное наблюдение
за ходом ведения дискуссии
Результаты обучения
знания
- основных дат и временных
периодов отечественной истории;
- основных фактов, процессов,
явлений, характеризующих
целостность отечественной
истории;
- современных версий и трактовок
важнейших проблем
отечественной истории;
- особенности исторического пути
России, ее роли в мировом
сообществе;
- исторической обусловленности
современных общественных
процессов
- традиционных ценностей многонационального народа России
15 F
16
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
14
- работать с историческими
документами;
- анализировать историческую
информацию, представленную в
разных знаковых системах (текст,
карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинноследственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
ленности;
- способность применять
исторические знания при
анализе различных проблем
современного общества.