РП ОП.01 Анатомия и физиология человека

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………….
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Умения
Знания
Код
31F

ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ОК - применять знания о строении и - строение человеческого тела и
функциях органов и систем
функциональные системы
02, ОК 08
организма человека при оказании человека, их регуляция и
саморегуляция при взаимодействии
ПК 3.1., ПК сестринской помощи и
сестринского ухода за
с внешней средой.
3.2., ПК 3.3., пациентами.
- основная медицинская терминоПК 4,1., ПК
логия;
4.2., ПК 4.3.,
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
ПК 4.5., ПК
-физиологические характеристики
4.6., ПК 5.1.,
основных процессов жизнедеяПК 5.2., ПК
тельности организма человека;
5.3., ПК 5.4.
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
ЛР 6, ЛР 7,
саморегуляцию при
ЛР 9, ЛР 13
взаимодействии с внешней средой.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

182

в т. ч.: из вариативной части

42

теоретическое обучение

74

практические занятия

90

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)

18

6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
в часах

Коды
компетенций и
личностных
результатов 33,
32F

формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
Раздел 1. Анатомия и физиология – науки, изучающие человека
6
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Определение органа.
1.Характеристика организма человека как целостной биологичеСистемы органов
ской системы и социального существа.
2. Части тела человека.
4
3. Оси и плоскости тела человека.
4.Орган, системы органов.
5. Гистология – учение о тканях. Классификация тканей
В том числе практических и лабораторных занятий

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

4
ОК 01, ОК
ОК 08
ПК 3.1.,
3.2., ПК
ПК 4,1.,
4.2., ПК
ПК 4.5.,
4.6., ПК

02,
ПК
3.3.,
ПК
4.3.,
ПК
5.1.,

2

Практическое занятие № 1
Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Изу2
чение посредством работы с атласами, учебником, методическими пособиями, микропрепаратами.
Раздел 2. Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата.
33

4

ПК

5.2.,

ПК

5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
20

7
Процесс движения.
Тема 2.1.
Кость как орган. Соединение костей.
Основы миологии.

Содержание учебного материала
1.Общий план строения скелета человека.
2.Строение кости как органа, классификация костей скелета человека.
3.Соединения костей.
4.Строение сустава. Классификация суставов, биомеханика суставов
5.Скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
6. Мышца как орган. Вспомогательный аппарат мышц.
7.Классификация мышц, группы мышц.
8.Мышечное сокращение. Утомление мышц.
9.Мышцы головы и шеи, туловища, верхних и нижних конечностей
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 2 - 9
Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения.
С помощью муляжей, фантомов и анатомических атласов изучение
- строения костей черепа (мозговой и лицевой отделы), соединений костей черепа; изучение особенностей черепа новорожденного; проецирование на поверхности тела отдельных костей и их
частей: сосцевидный отросток височной кости, наружный затылочный бугор, теменные и лобные бугры;
- мышц головы (жевательные и мимические, их расположение и
функции);
- строения позвоночного столба, грудной клетки; проецирование

24

6

18

16

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

8
на поверхности тела отдельных костей и их частей: яремной вырезки грудины, мечевидного отростка грудины, остистых отростков позвонков;
- мышц живота, груди, спины;
- скелета верхней конечности, его отделов; изучение строения
лопатки и ключицы, костей свободной верхней конечности; изучение движений в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти); типичные места переломов конечностей;
- мышц верхней конечности: расположение, функции;
- скелета нижней конечности; изучение скелета тазового пояса и
свободной нижней конечности; стопа, своды стопы; таз как целое; половые различия таза; изучение движений в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы, суставы стопы); типичные места переломов
конечностей;
- мышц нижней конечности (мышцы таза, мышцы бедра, мышцы
голени, мышцы стопы);
- движений в суставах при сокращении мышц; мышцысинергисты и мышцы–антагонисты; изучение видов мышечного
сокращения.
- топографии и функций мышц живота, спины, груди. Слабые
места передней брюшной стенки;
- топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка;
- топографические образования нижней конечности.

Раздел 3. Морфофункциональная характеристика системы органов дыхания. Процесс
дыхания.

8

9
Тема 3.1 Система орга- Содержание учебного материала
нов дыхания. Анатомия 1. Обзор дыхательной системы. Роль системы дыхания для оргаи физиология органов
низма. Значение кислорода.
дыхания.
2. Этапы дыхания.
3. Строение и функции органов дыхательной системы.
4.Потребность дышать, структуры организма человека, еѐ удовлетворяющие
5.Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания.
6.Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении.
7.Резервные возможности системы дыхания.
8.Защитные дыхательные рефлексы. Дыхание при речи.
9. Функциональная система поддержания постоянства газового
состава крови
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 10-12
Изучение с помощью препаратов, муляжей, таблиц топографии
органов дыхательной системы, строения и функций воздухоносных путей (полость носа, гортань, трахея, главные бронхи).
Демонстрация на муляже проекции хрящей гортани, бифуркации
трахеи, правого и левого главных бронхов.
Изучение строения легких с использованием препаратов, планшетов и муляжей. Изучение строения плевры, плевральной полости. Опасность перелома ребер при сердечно-легочной реанимации.
Демонстрация на муляже верхних и нижних границ легких
Определение частоты дыхательных движений в минуту в покое и

10

4

6

6

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

10
после физической нагрузки. Спирометрия. Дыхательные объемы.
Раздел 4. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Процесс
кровообращения и лимфообращения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Общие данные о строе- 1. Кровообращение. Общий план строения сердечно-сосудистой
нии и функциях серсистемы.
дечно-сосудистой си2. Морфофункциональная характеристика системы крово- и лимстемы.
фообращения.
3. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
4. Роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма.
5. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке, приеме пищи, при гипоксии, стрессе и других состояниях.
6. Микроциркуляция, еѐ роль в механизме обмена жидкости различных веществ между кровью и тканями

Тема 4.2.
Строение и деятельность сердца

Содержание учебного материала
1. Положение и строение сердца, границы и проекция на грудную
клетку.
2. Цикл сердечной деятельности.
3. Особенности свойств сердечной мышцы. Понятие о возбудимости, проводимости, сократимости и автоматии сердца.
4. Проводящая система сердца, еѐ функциональные особенности.
5.Сердечный цикл и его фазовая структура.
6.Систолический и минутный объемы крови, сердечный индекс.
7.Работа сердца. Регуляция сердечной деятельности.
8.Принципы наружного массажа сердца при сердечно-легочной
реанимации

16
2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

6

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР

11
9, ЛР 13
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 13
С помощью фантомов, муляжей изучение пространственного
представления о сердечно-сосудистой системе. Изучение на фантоме проекции границ сердца. Изучение строения сердца. Давать
сравнительную характеристику каждого отдела сердца и деятельности клапанного аппарата.

4

Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Сосуды большого круга 1. Системное кровообращение.
кровообращения.
2. Основные сосуды большого круга и область их кровоснабжения (аорта, общая сонная артерия, подключичная артерия, общая
подвздошная артерия, бедренная артерия).
3. Системы верхней и нижней полых вен. Система воротной вены
4.Основные законы гемодинамики.
5. Общее периферическое сопротивление сосудов. Механизм
формирования сосудистого тонуса.
6. Факторы, обеспечивающие движение крови и лимфы по сосудам высокого и низкого давления.
7. Кровяное давление, его виды (систолическое, диастолическое,
пульсовое, периферическое, артериальное, венозное).
8.Факторы, определяющие величину кровяного давления.

8

В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 14, 15
На муляжах, таблицах, с помощью атласов изучение топографии
крупных артерий большого круга кровообращения с указанием
области их кровоснабжения. Места наиболее поверхностного
расположения крупных сосудов и точки их прижатия в случае

4

4

4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

12
кровотечения общей сонной артерии, плечевой артерии, бедренной артерии, большеберцовой артерии.
На муляжах, таблицах, с помощью атласов изучение топографии
крупных вен системы верхней и нижней полых вен, системы воротной вены. Венозные анастомозы.
Тема 4.4 .
Лимфатическая система

Содержание учебного материала
1.Значение лимфатической системы.
2.Лимфа и ее состав.
3.Лимфатические сосуды.
4.Движение лимфы.
5. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.
6. Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной системой.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 16
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
лимфатической системы человека. Месторасположение поверхностных лимфоузлов (затылочных, околоушных, шейных, поднижнечелюстных, подмышечных, локтевых, паховых). Лимфатические сосуды, лимфоидные органы, функции лимфатической
системы. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.

Раздел 5 Морфофункциональная характеристика системы органов пищеварения.
Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Строение и функции
1. Общий план строения пищеварительной системы.
пищеварительной си2. Значение пищеварения и методы его исследования.
стемы
3. Переваривающая, всасывающая и двигательная функции орга-

4
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

2

2

2

24
2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК

13
нов пищеварения.
4. Строение стенки желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез.
5. Топография и строение органов желудочно-кишечного тракта,
печени, поджелудочной железы.
6. Брюшина, строение. Образования брюшины: связки, брыжейки,
сальники.
7. Отношение органов брюшной полости к брюшине.
Тема 5.2 Полость рта,
глотка, пищевод, желудок: строение и функции.

Содержание учебного материала
1.Процессы пищеварения на уровне полости рта.
2.Механическая и химическая обработка пищи.
3.Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов.
4.Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и
нервной систем.
5. Состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения.
6. Акт глотания. Регуляция глотания.

3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
10

4

6
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 17,18
Топография органов пищеварительного тракта с характеристикой
их функции. Изучение строения и функций полости рта, органов
полости рта. Изучение строения и функций глотки, пищевода.
Изучение расположения, места открытия выводных протоков
6
слюнных желез.
Определение проекции желудка на поверхности передней брюшной стенки на фантоме. Изучение с использованием препаратов,
муляжей, планшетов желудка, функции органа. Изучение состава
и свойств желудочного сока.

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

14
Тема 5.3
Содержание учебного материала
Пищеварительные же- 1. Печень как пищеварительная железа. Функции печени как жизлезы. Печень и поджененно-важного органа.
лудочная железа.
2. Желчь, ее состав. Пути желчевыведения. 3.Регуляция
выработки желчи. Желчевыводящие пути.
4. Поджелудочная железа. Поджелудочный сок: состав и значение.
5. Регуляция выработки поджелудочного сока

4

2

2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 19
Определение проекции поджелудочной железы, печени, желчного пузыря на поверхности передней брюшной стенки на фантоме.
2
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
поджелудочной железы, печени, желчного пузыря. Желчь, состав, свойства. Изучение желчевыводящих путей.
Тема 5.4
Кишечник: строение и
пищеварение в нем.

Содержание учебного материала
1.Процессы пищеварения на уровне тонкой и толстой кишки.
2.Механическая и химическая обработка пищи.
3.Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов.
4.Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание.
5. Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и
нервной систем.
6. Роль микроорганизмов в процессе пищеварения в толстой кишке

10

В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 20,21
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
строения и функций кишечника. Тонкая кишка – расположение,

6

4

6

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

15
проекция на переднюю брюшную стенку. Изучение пищеварения
в тонкой кишке.
Изучение строения толстой кишки с использованием муляжей,
атласов, планшетов, макропрепаратов. Проекция отделов толстой
кишки на брюшную стенку. Изучение пищеварения в толстой
кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий.
Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Акт дефекации, его регуляция. Составление сравнительной характеристики
строения стенки желудка, тонкой и толстой кишки и характеристики процессов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта.
Тема 5.5
Содержание учебного материала
Обмен веществ и энер- 1. Общее понятие об обмене веществ в организме.
гии. Обмен белков, жи- 2. Обмен веществ между организмом и внешней средой как осров и углеводов.
новное условие жизни и сохранение гомеостаза.
3. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
4.Общее представление об обмене и специфическом синтезе в
организме белков, жиров, углеводов.
5. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный азотистый баланс.
6. Значение минеральных веществ и микроэлементов.

2

Тема 5.7
Обмен энергии и тепла.
Терморегуляция организма

6

Содержание учебного материала
1.Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических
процессов.

2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК

16
2. Температура человека и ее суточное колебание.

3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

3. Температура различных участков кожных покровов и внутрен-

них органов человека.
4. Физическая и химическая терморегуляция. 5.Обмен
веществ как источник образования теплоты.
6. Роль отдельных органов в терморегуляции. Теплоотдача. Способы отдачи теплоты с поверхности тела (излучение, испарение,
проведение).
7. Физиологические механизмы теплоотдачи.
8. Центр терморегуляции. Нервные и гуморальные механизмы
терморегуляции.
9. Функциональная система, обеспечивающая поддержание температуры внутренней среды при изменении температуры внешней среды.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 22
Изучение обмен веществ и энергии организма с внешней средой.
Оценка пищевого рациона. Заслушивание подготовленных сообщений и рекомендаций по диетотерапии
Раздел 6 Морфофункциональная характеристика органов выделения.
Процесс выделения. Система органов репродукции.
Тема 6.1 Общие вопро- Содержание учебного материала
сы анатомии и физио- 1. Процесс выделения. Роль выделительных органов в поддержалогии мочевыделинии постоянства внутренней среды. Выделительная функция
тельной системы.
других систем организма.
Строение и функции
2. Топография и строение органов мочевыделительной системы.
почек
3. Критерии оценки деятельности мочевыделительной системы.
4.Механизм образования мочи. Состав и свойства первичной и

2
2

16
8

4

ОК 01, ОК
ОК 08
ПК 3.1.,
3.2., ПК
ПК 4,1.,
4.2., ПК

02,
ПК
3.3.,
ПК
4.3.,

17
вторичной мочи в норме.
5. Регуляция деятельности почек нервной и эндокринной системами.
6. Адаптивные изменения функции почек при различных условиях внешней среды.
7. Клиническое значение исследования мочи. Понятие о полиурии, анурии, олигурии, гематурии.

Тема 6.3
Мочевыводящие пути.
Физиология органов
мочевыведения.

ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 23, 24
Определение топографии органов мочевыделительной системы
на муляжах, таблицах с указанием функциональной особенностей каждого органа.
Определение проекции почек на поверхности поясничной области (на фантоме, друг на друге). Изучение строения почек. Фиксирующий аппарат, структурно-функциональная единица почки
– нефрон. Изучение особенностей кровоснабжения почки.

4

Содержание учебного материала
1.Строение мочевыводящих путей: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 25,26
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала:
мужского и женского. Критерии оценки процесса выделения.
Изучение клинических анализов мочи. Наличие клеток эпителия,
лейкоцитов, эритроцитов, белка, сахара как свидетельство патологических процессов в организме.

6

4

2
4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР

18
9, ЛР 13
Тема 6.4
Процесс репродукции.
Половая система человека

Содержание учебного материала
Первичные и вторичные половые признаки. Наружные и внутренние половые органы мужчины. Топография и строение органов мужской половой системы Особенности гистологического
строения мужской половых желез. Эндокринная деятельность
половых желез
Наружные и внутренние половые органы женщины. Топография
и строение органов
женской половой системы Особенности гистологического строения женских половых желез. Эндокринная деятельность половых
желез. Менструальный цикл

10

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 27
Определение топографии органов мужской и женской половых
систем на муляжах и таблицах.
Функциональная характеристика репродуктивных систем женского и мужского организмов

4

Раздел 7 Внутренняя среда организма. Система крови. Иммунная система человека
Тема 7.1 Кровь: состав Содержание учебного материала
и функции.
1.Внутренняя среда организма, постоянство ее состава.
2.Кровь как часть внутренней среды организма.
3.Количество крови, состав крови: плазма – химические свойства, физиологические показатели, значение; форменные элементы крови – гистологическая и функциональная характеристика.
4.Группы крови. Резус-фактор.
5.Свертывание крови.
В том числе практических и лабораторных занятий

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

6

4

8
8

4

4

ОК 01, ОК
ОК 08
ПК 3.1.,
3.2., ПК
ПК 4,1.,
4.2., ПК
ПК 4.5.,
4.6., ПК

02,
ПК
3.3.,
ПК
4.3.,
ПК
5.1.,

19
Практические занятия № 28,29
Изучение форменных элементов крови на гистологических препаратах. Изучение клинических анализов крови.
Изучение принципа определения группы крови и резус-фактора.
Изучение свертывающей и противосвертывающей систем крови
(основные факторы свертывания, плазменные, тромбоцитарные
ингибиторы свертывания крови)
Содержание учебного материала
Тема 7.2 Органы кроветворения и иммунной 1. Кроветворение. Кроветворные органы.
системы
2. Центральные и периферические органы иммунной системы, их
роль в иммунном ответе организма.
3. Топография и строение органов кроветворения и иммунной системы.
Раздел 8. Система управления в организме. Физиологические основы процессов регуляции
Тема 8.1 Гуморальная
Содержание учебного материала
регуляция процессов
1. Понятие гуморальной регуляции деятельности организма челожизнедеятельности.
века.
Анатомо2. Гормоны, их структура, значение. Тканевые гормоны.
физиологическая ха3.Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе.
рактеристика эндо4.Нарушения функции эндокринных желез.
кринных желѐз
5.Классификация желез внутренней секреции
6.Топография эндокринных желез, особенности строения.
7.Механизмы действия гормонов, биологический эффект
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 30, 31
Определение с помощью таблиц, муляжей, топографии эндокринных желез. Изучение строения гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, подже-

ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

4

2

2

26
6

2

4
4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

20
лудочной железы, половых желез. Функциональная характеристика гормонов, с указанием проявлений гипо- и гиперфункции.
Гормон вилочковой железы.
Тема 8.2
Содержание учебного материала
Нервная регуляция
1. Интегрирующая роль нервной системы. Центральна и перифепроцессов жизнедеярическая нервная система.
тельности. Общая ха2. Соматическая и вегетативная нервная система.
рактеристика строения 3. Деятельность нервной системы (виды нейронов, рефлекторная
и деятельности нервной дуга, синапс, медиаторы).
системы.
4. Понятие рефлекса, классификация рефлексов.
5.Спинной мозг: строение и функции.
6. Головной мозг: строение и функции.
7. Топография, строение и функции отделов головного мозга,
оболочки мозга. Кора больших полушарий. Локализация функции в коре головного мозга
8. Спинномозговые нервы. Черепные нервы.
9. Вегетативная нервная система.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 32,33
Изучение строения спинного мозга (утолщения, борозды, конский хвост, центральный канал, серое и белое вещество, сегменты, корешки, проводящие пути, оболочки) Расположение спинного мозга с указанием взаимоотношения между серым и белым
веществом и особенностями формирования спинномозговых нервов.
Изучение строения головного мозга с помощью препаратов, муляжей, таблиц. Определение и описание топографии отделов головного мозга с характеристикой строения и функции их образо-

12

6

6

6

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

21

Тема 8.3 Периферическая нервная система

ваний
Содержание учебного материала
Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы.
Нервные сплетения. Черепные нервы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 34
Изучение с помощью препаратов, таблиц, муляжей периферической нервной системы. Образование спинномозговых нервов.
Нервные сплетения: топография, область иннервации шейного,
плечевого, пояснично-крестцового сплетения. Определение проекции шейного, плечевого, пояснично-крестцового сплетений.
Черепные нервы: состав нерва, область иннервации.

Содержание учебного материала
Тема 8.4.
Вегетативная нервная 1. Вегетативная нервная система, симпатический парасимпатичесистема
ский отделы вегетативной нервной системы.
2. Вегетативные сплетения.

Тема 8.5 Высшая нерв-

4
2
2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

6
2

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 35
Сравнение строения соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы Показать на таблицах и муляжах центры
парасимпатической и симпатической частей вегетативной нервной системы, локализацию наиболее крупных вегетативных
сплетений.

4

Содержание учебного материала

2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

22
ная деятельность чело- 1. Понятие о высшей нервной деятельности.
века
2. Инстинкты, условные рефлексы. Особенности образования
условных рефлексов, механизмы. Торможение условных рефлексов. Динамический стереотип.
3. Психическая деятельность (ВНД) - физиологическая основа
психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая,
свойства коры, лежащие в основе условно- рефлекторной деятельности.
4. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, речь.
5. Сигнальные системы. Деятельность I-ой сигнальной системы.
6.Деятельность II-ой сигнальной системы. Типы высшей нервной
деятельности человека.
Тема 8.6.
Содержание учебного материала
Сенсорные системы ор- 1. Учение И. П. Павлова об анализаторах.
ганизма. Анатомия и
2. Общий план строения анализатора
физиология анализато- 3. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый,
ров
центральный.
4. Строение зрительного анализатора, вспомогательного аппарата
глаза, зрение.
5. Строение слухового и вестибулярного аппаратов, их деятельность.
6. Строение и значение органов вкуса и обоняния
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 36
С помощью наглядных пособий изучить строение анализаторов с
указанием функционального значения образований органов
чувств. Характеристика зрительного, слухового, вкусового, обо-

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

6

2

4
4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

23
нятельного анализаторов по схеме: периферический нервный
прибор – проводниковый аппарат – центральный отдел анализатора.
Тема 8.7.
Анатомия и физиология кожи

Содержание учебного материала

4

1. Строение и функции кожи.
2. Кожные рецепторы. Кожная чувствительность.

3.Корковые отделы анализатора.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 37
Изучение строения и функций кожи. Кожная чувствительность
Виды кожных рецепторов. Производные кожи: волосы, ногти.
Отделы и строение проприоцептивной сенсорной системы. Корковые отделы анализатора

Итого по ОП.01 Анатомия и физиология человека
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

2
2

2

164
18
182/90

24
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащенный
оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия:
1. Анатомические плакаты по разделам:
- ткани;
- скелет;
- мышечная система;
- дыхательная система;
- пищеварительная система;
- сердечно-сосудистая система;
- лимфатическая система;
- кровь;
- мочевая система;
- половая система;
- нервная система;
- железы внутренней секреции;
- анализаторы
2. Барельефные модели и пластмассовые препараты по темам:
- мышцы;
- головной и спинной мозг;
- печень, кожа, почки, желудок, тонкая и толстая кишка;
- кости туловища, головы, верхних и нижних конечностей;
- набор зубов;
- скелет на подставке;
- суставы, череп
3. Влажные и натуральные препараты:
- внутренние органы;
- головной мозг;
- сердце;
- препараты костей и суставов
4. Муляжи, планшеты, разборный торс человека, пластинаты по всем разделам
дисциплины.
Набор таблиц по анатомии (по темам).
Набор микропрепаратов по анатомии и основам патологии (по темам).
Модели анатомические (Сердце, Легкие, Печень, Почки, Головной мозг, Ствол головного мозга, Скелет человека, Модель системы ЖКТ, Модель уха и глаза);

25
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах :
учебное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —
608 с. — ISBN 978-5-8114-7040-2
2. Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические занятия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3
3. Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное пособие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144
с. — ISBN 978-5-8114-7108-9
4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный учебник
Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2020 - 672 с. ISBN: 978-5-9704-4594-5, 978-5-9704-5759-7
5. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0.
6. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие для
спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —
104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8.
7. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное пособие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. — ISBN 9785-8114-2649-2
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических занятий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7.
9. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для внеаудиторной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5.
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий : учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0

26
11. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
под-готовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0.
12. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология человека:
учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа – 2021. - 560 с.- ISBN 978-5-9704-6228-7
13. Федюкович, Н.И., Анатомия и физиология человека : учебник - Ростов-на Дону,
Феникс, 2021. – 573 с.: ил. – (среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-30111-1
14. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии :
учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев;. – Ростов на Дону : Издательство Феникс, 2021. –
411 с. – (Среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-34893-2.
3.2.2. Основные электронные издания
Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах : учебное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 608 с.
— ISBN 978-5-8114-7040-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154378 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические занятия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/136179 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное пособие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144 с.
— ISBN 978-5-8114-7108-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155673 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный учебник
/ И. В. Гайворонский [и др. ] ; под ред. И. В. Гайворонского. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,
2020. - 672 с. : ил. - 672 с. - ISBN 978-5-9704-5759-7. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457597.html
2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400684-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452350
3. Замараев, В. А. Анатомия: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —
268 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07846-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453012
4. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160133 (дата обраще-

27
ния: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие для
спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. —
104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189366 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
6. Кондакова, Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. — ISBN
978-5-8114-2649-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/101859 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
7. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических заня-тий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151668 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для внеауди-торной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138190 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий : учебное
пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187695 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
подго-товки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136172 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Сапин, М. Р. Анатомия человека : атлас : учеб. пособие для медицинских училищ
и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Клочкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022.
- 376 с. - ISBN 978-5-9704-6577-6. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970465776.html
12. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека : учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 4-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-6228-7. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970462287.html
3.2.3. Дополнительные источники
1.
. Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии /
Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-Москва : Медицина, 2020. - 463 с.; 25 см.; ISBN 5-225-02707-5
2.
Анатомия – анатомический атлас человека [Электронный ресурс] – Электрон.

28
дан. — М.: Webstudia.biz - URL: http://www.anatomy.tj/ , свободный. — Загл. с
экрана.- Яз.рус.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
34

Результаты обучения
знания:
- строение человеческого тела и
функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой.
- основную медицинскую терминологию;
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
-физиологические характеристики
основных процессов жизнедеятельности организма человека;
-функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой
33 F

Критерии оценки
- демонстрация знаний анатомических образований,
уверенно представляя их на
скелете, муляже и называя
соответствующие функции;
- демонстрация проекций
зон внутренних органов
при необходимости оказания медицинской помощи;
- при описании строения и
функции органа уверенное
использование медицинской терминологии

Умения
- правильное определение
- применять знания о строении и
топографии органов;
функциях органов и систем
- свободное применение
организма человека при оказании знаний анатомии при решесестринской помощи и
нии практических заданий
сестринского ухода за
по оказанию сестринской
пациентами.
помощи при различных изменениях физиологических
процессов
- оценка и определение
нарушений физиологических показателей функций
организма, используя данные нормальных показателей

34

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением информационных технологий.
Экспертная оценка правильности выполнения
заданий
Экспертная оценка решения ситуационных задач.
Устный опрос
Работа с немыми иллюстрациями
Экзамен

Экспертная оценка выполнения практических
заданий
Экзамен

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».