СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………….
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………..
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИ И ИММУНОЛОГИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы микробиологи и иммунологии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 44
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
43F
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 3.4., ПК
3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
- проводить забор, транспортировку и хранение материала для
микробиологических
исследований;
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме
человека;
- факторы иммунитета, его значение
для человека и общества, принципы
иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
44
Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объемв часах
Коды компетенций и
личностных
результатов 45,
44F
формированию
которых способствует
элемент программы
1
2
Раздел 1. Общая микробиология
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предмет и задачи ме- 1.История развития микробиологии и иммунологии.
дицинской микробио- 2.Роль микроорганизмов в жизни человека и общества.
логии и иммунологии. 3.Научные и практические достижения медицинской микробиолоОрганизация микрогии и иммунологии.
биологической служ4.Принципы классификации микроорганизмов на бактерии, грибы,
бы
простейшие, вирусы.
5.Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность).
6.Классификация микроорганизмов по степени их биологической
опасности.
7.Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и
оснащение базовой лаборатории.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, прави-
45
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
3
6
6
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
6
ла работы
2
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Экология микроорга1. Микробиоценоз почвы, воды, воздуха.
низмов
2. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Нормальная микрофлора различных биотопов человека: кожи,
слизистых оболочек ротовой полости, верхних дыхательных пу2
тей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы.
4. Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоро- вья
человека.
5. Дисбактериоз, причины, симптомы, корреляция.
Раздел 2. Бактериология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Морфология бакте1.Прокариоты и эукариоты.
рий и методы ее изу2.Классификация бактерий. Принципы подразделения бактерий на
чения
группы.
3.Общие принципы организации микробной клетки и других инфекционных агентов.
4.Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся.
5.Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные
структуры, их химический состав и назначение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 2
Изучение морфологии бактерий. Микроскопические методы изучения бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам. Правила техники безопасности при проведении микроско-
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
8
4
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
7
Тема 2.2.
Физиология бактерий, методы ее изучения
Раздел 3. Вирусология
Тема 3.1.
Классификация и
структура вирусов.
Методы изучения вирусов.
пических исследований.
Содержание учебного материала
1.Химический состав бактериальной клетки.
2.Ферменты бактерий.
3.Питание, рост и размножение бактерий.
4. Микробиологические методы исследования.
5.Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для микробиологического исследования.
Меры предосторожности.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3
Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств. Питательные среды, их назначение и применение. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации.
Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий. Особенности культивирования хламидий и риккетсий.
Культивирование анаэробов.
4
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
2
2
2
2
Содержание учебного материала
1.Особенности классификации вирусов.
2.Структура вирусов.
3.Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных
паразитов.
4.методы культивирования и индикации вирусов.
5.Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды.
6.Репродукция вирусов: продуктивный тип репродукции и его стадии, понятие об абортивном и интегративном типах.
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
8
7.Генетика вирусов и ее значение для современной медицины.
8.Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней
Раздел 4.Учение об иммунитете
4
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Иммунитет, его зна1.Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества.
чение для человека
2.Виды иммунитета.
3. Иммунная система человека.
4. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Основные формы иммунного реагирования.
5. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципи2
тации, лизиса, связывания комплемента и др., их механизмы и
применение.
6. Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная
цепная реакция, механизм и применение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Постановка простейших серологических реакций и их учет
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Патология иммунной 1. Иммунопатологические процессы. Общая характеристика. Типосистемы
вые формы иммунопатологических процессов. Иммунологическая
толерантность.
2. Аллергические реакции. Определение понятий: аллергия, аллерген, сенсибилизация. Виды, стадии развития аллергических реакций.
3. Характеристика отдельных видов аллергических реакций. Анафилактический шок. Сывороточная болезнь. Механизмы развития,
структурно-функциональные характеристики, значение.
10
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
2
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
9
4. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Определение, механизмы развития, клиническое значение.
5. Иммунный дефицит: понятие, этиология, классификация. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Общая характеристика, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5
Аллергодиагностика инфекционных заболеваний. Кожноаллергические пробы, их учет.
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
Иммунотерапия и
1. Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, сывоиммунопрофилактика ротки, иммуноглобулины.
2. Иммуномодуляторы, эубиотики, бактериофаги, диагностические
препараты, их состав, свойства, назначение
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 6
Изучение препаратов, применяемых для иммунопрофилактики и
иммунотерапии.
Раздел 5. Паразитология и протозоология
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Общая характери1. Общая характеристика и классификация простейших: саркодостика простейших
вые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лямблия, трихомонада,
трипаносома), споровиков (малярийный плазмодий, токсоплазма)
и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизнедеятельности.
2. Источники инвазий, путь заражения, жизненный цикл паразита.
3. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
-
2
8
4
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
10
Тема 5.2.
Медицинская гельминтология
Практическое занятие № 7
Методы микробиологической диагностики протозоозов: микро2
скопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и
биологическое
4
Содержание учебного материала
1.Общая характеристика и классификация гельминтов.
2.Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов.
3.Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами.
4.Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды.
2
5.Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале
(кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва,
вода) и промежуточных хозяевах.
6.Профилактика гельминтозов.
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 07
ПК 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5.,
ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР 10
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 8
Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и
микроскопическое исследование, серологическое исследование
(реакция связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, 2
прямой гемагглютинации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ). Аллергическое исследование (кожные пробы)
Тема 6.
Итоговое занятие
Всего:
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
36/16
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «основ микробиологии и иммунологии», оснащенный оборудованием: Рабочее
место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.Доска
классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри,плакаты,
слайды, фотографии)
Микроскопы
Микропрепараты бактерий, грибов, простейших Лабораторная
посуда для забора материала на исследование; техническими
средствами обучения:
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий
и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Долгих, В. Т. Основы иммунологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10473-8
2. Емцев В.Т. Микробиология: учебник для СПО/ В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. 8-е
изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 468 с. – (Профессиональное образование).- ISBN 978-5-534-09738-2
3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии : учеб. пособие / К. С. Камышева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022.- 382 с. – (Среднее медицинское образование). – ISBN 978-5-222-30285-9
4. Леонова, И. Б. Основы микробиологии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05352-4.
5. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / [М. Н. Бойченко, Е. В. Буданова, А. С. Быков и др.] ; под редакцией В. В. Зверева, Е. В. Будановой. - Москва : Академия,
2020. – 320 с. : ил.; 22 см. - (Профессиональное образование).; ISBN 978-5-4468-3981-0.
12
6. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. (СПО). Учебник :
учебник / В.Б. Сбойчаков, А.В. Москалев, М.М. Карапац, Л.И. Клецко. — Москва :
КноРус, 2021 — 274 с. — ISBN 978-5-406-06914-1
7. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. —
5-е изд.,стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В.
В. Зве- рева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 368 с. - ISBN 978-59704-6199-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461990.html
2. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология :
Т. 1 : учебник / ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 448 с. - ISBN 978-5-9704-5835-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант
студента" : [сайт]. - URL
: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458358.html
3. Зверева, В. В. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология :
Т. 2 : учебник / под ред. Зверева В. В. , Бойченко М. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 472 с. - ISBN 978-5-9704-5836-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант
студента" : [сайт]. - URL
: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970458365.html
4. Шапиро Я. С. Микробиология : учебное пособие для спо / Я. С. Шапиро. —
5-е изд.,стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-9457-6.
— Текст : элек- тронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/195466 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа:
для авто- риз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52905-2007 (ИСО 15190:2003); Лаборатории медицинские.
Требования без-опасности. Настоящий стандарт устанавливает требования по
формированию и поддержа- нию безопасной рабочей среды в медицинских
лабораториях;
2. Методические указания МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и
транспортирования био-материалов в микробиологические лаборатории".
3. Методические указания МУК 4.2.3145-13 «Лабораторная диагностика
гельминтозови протоозов»;
4. Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.
Н.Ф. Га-малеи РАМН [Электронный ресурс]. URL: http://www.gamaleya.ru/
5. Словарь по микробиологии [Электронный
ресурс]. URL:http://en.edu.ru:8100/db/msg/2351