СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Клиническая психология» является частью
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии
ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК 03, ОК 04,
ПК 2.1, ПК 2.2.
Код 20
19F
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01,ОК 02, -Определять этапы решения
ОК 03, ОК 04 задачи;
-структурировать получаемую
информацию;
-определять и выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования;
- взаимодействовать с коллегами,
руководством;
порядок оценки результатов:
решения задач;
-приемы структурирования
информации;
-порядок выстраивания
презентации;
- психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
- правила и порядок оформления
медицинской документации в
медицинскихорганизациях, в том
числе в форме электронного
документа;
- правила работы в медицинских
информационных системах и
информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет»;
- заполнять медицинскую
документацию,
в том числе в форме электронного
документа.
- использовать в работе
медицинские информационные
системы и информационнотелекоммуникационную сеть
«Интернет».
1.3. Цели и задачи дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства общения в психотерапевтических целях;
давать психологическую оценку личности;
применять приемы психологической саморегуляции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные задачи и методы психологии;
психические процессы и состояния;
структуру личности;
основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина
болезни, пограничные расстройства);
психологию медицинского работника;
этапы профессиональной адаптации;
принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
аспекты семейной психологии;
психологические основы ухода за умирающим;
основы психосоматики;
определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и
"психотерапия";
особенности психических процессов у здорового и больного
человека;
структуру личности;
функции и средства общения;
закономерности общения;
приемы психологической саморегуляции;
основы делового общения;
пути социальной адаптации и мотивации личности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
34
в т. ч.:
теоретическое обучение
16
практические занятия
18
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
-
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименованиеразделов и тем
1
Содержание учебного материала и формы
организациидеятельности обучающихся
Объем в часах
2
3
4
8
ОК 01,ОК 02,
ОК 03, ОК 04
ПК 2.1.
ПК 2.2.
Раздел 1.Клиническая психология.
Содержание учебного материала
Введение в клиническую психологию.
Содержание учебного материала
Методология исследования в клинической
психологии.
Содержание учебного материала
Общие основы учения о психических процессах
(теория системной и динамической организации
высших психических функций)
Содержание учебного материала
Психология личности
Раздел 2. Патопсихологическая диагностика и психотерапия
Коды
компетенций и
личностных
результатов
формированию
которых
способствует
элемент
программы
2
2
2
2
6
ОК 01,ОК 02,
ОК 03, ОК 04
ПК 2.1.
ПК 2.2.
Теоретические основы и принципы
патопсихологического анализа нарушений
психической деятельности и личности.
Теория и методология производства экспертиз с
участием психолога
2
2
Психотерапия и психокоррекция
Раздел 3. Основы смежных мед.дисциплин.
2
2
ОК 01,ОК 02,
ОК 03, ОК 04
ПК 2.1.
ПК 2.2.
Содержание учебного материала
Психиатрия (основные психопатологические
синдромы и их классификация)
Неврология (общая характеристика неврологии,
неврологические заболевания).
Терапия (психосоматические расстройства).
Наркология (психологическая профилактика
зависимого поведения).
Организационно-правовые основы реабилитации;
абилитации.
2
Практические занятия их содержание
Раздел 4. Теоретические основы и методологические проблемы клинической
психологии. Предмет и объект клинической психологии.
8
ОК 01,ОК 02,
ОК 03, ОК 04
ПК 2.1.
ПК 2.2.
Методологические проблемы
клинической психологии.
Проблема метода в клинической
психологии
Практическое занятие №1
2
Проблема нормы и патологии. Норма как реально
существующий и устойчивый феномен. Возможность
дихотомии норма-патология. Устойчивость границ
нормы: психопатология обыденной жизни,
пограничные и транзиторные расстройства
Практическое занятие №2
2
Социокультурная детерминация представлений о
норме. Релятивистские представления о норме. Норма
как статистическое понятие. Адаптационные
концепции нормы. Норма как идеал.
Практическое занятие №3
2
Проблема измерения и оценки в клинической
психологии. Методы клинической психологии.
Проблема оценки эффективности терапевтического
воздействия в клинической психологии. Плацебо-
эффект и механизм его функционирования.
Практическое занятие №4
Основные исследования эффективности
психотерапевтического воздействия (Меннингерский
проект исследования психотерапии: О.Кернберг и
Р.Валлерштейн). Факторы эффективности
психотерапевтического воздействия (вера в
психотерапевтическую систему, отношения с
терапевтом, оплата и др.).
Раздел 5. Частная клиническая психология
2
10
ОК 01,ОК 02,
ОК 03, ОК 04
ПК 2.1.
ПК 2.2.
Тема 5. Клиническая психология в
соматической медицине.
Практическое занятие №5
Психосоматика и психология телесности. Понятие
болезни. Понятие внутренней картины болезни
(ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина
болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и
интеллектуальная аутопластическая картина болезни
(Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственночувственный, эмоциональный, интеллектуальный,
мотивационный. Структура динамической картины
ВКБ: чувственная ткань, первичное означение,
вторичное означение. Личностный смысл болезни и
его типы. Болезнь как семиотическая система.
2
Тема 6. Клиническая психология в
психиатрии. Основные системы
классификации психических
расстройств.
Практическое занятие №6
Классификации психических расстройств в
медицине: принципы построения и ограничения.
Нозологические и синдромальные системы
классификации. Структура основных классификация
(на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы,
оси, принципы отнесения.
2
Тема 7. Основные модели
психических расстройств в
психологии и общей медицине.
Практическое занятие №7
Медико-биологическая модель психических
расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни:
2
предиспозиционные факторы, запускающие факторы,
поддерживающие и хронифицирующие факторы.
Соотношение внешних и внутренних факторов в
этиологии.
Тема 8. Психологические модели
шизофрении и расстройств
шизофренического спектра.
ИТОГО:
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Практическое занятие №8
Исторический очерк исследований шизофрении:
Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. «Индекс
реальности» П.Жане и его роль в развитии
современной клинической психологии. Шизофрения:
распространенность, культурные и социальноэкономические факторы, факторы прогноза.
2
Практическое занятие №9
Проблема этиологии шизофрении. Различные модели
психических расстройств и шизофрения:
психосоциальные теории, когнитивнобихевиоральные теории, теория личностного дефекта,
психоаналитические теории, полиэтиологические
модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия
больных шизофренией.
2
34
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета
психологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф для методических пособий.
2. Учебно-наглядные пособия
- слайды, фотографии, компакт-диски с учебным материалом;
- таблицы (информационные, сравнительные), схемы
- психологические тесты и методики
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
-программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического
бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
2. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер.
2020. 544 с.
3. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х
частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
4. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
5. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
6. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга
2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
7. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга
4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.
8. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое
исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
9. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.
10. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280
с.
11. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. —
М.: Юрайт. 2019. 328 с.
1.
Информационные
электронные
ресурсы: справочники,
обучающие
контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
http://metod-kopilka.ru/
http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/
http://pedsovet.su/load/191
и
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и
оценка результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
уметь использовать средства общения в
психотерапевтических целях;
уметь давать психологическую оценку
личности;
уметь применять приемы психологической
саморегуляции.
Усвоенные знания:
знать основные задачи и методы психологии;
знать психические процессы и состояния;
знать структуру личности;
знать основы психосоматики (соматический
больной, внутренняя картина болезни,
пограничные расстройства);
знать психологию медицинского работника;
знать этапы профессиональной адаптации;
знать принципы профилактики
эмоционального "выгорания" специалиста;
знать аспекты семейной психологии;
знать психологические основы ухода за
умирающим;
знать основы психосоматики;
знать определение понятий "психогигиена",
"психопрофилактика" и "психотерапия";
знать особенности психических процессов у
здорового и больного человека;
знать функции и средства общения;
знать закономерности общения;
знать приемы психологической
саморегуляции;
знать основы делового общения;
знать пути социальной адаптации и мотивации
личности.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
Решение ситуационных задач.
Практикоориентированное
обучение
(отработка умений в практическом
здравоохранении).
Проектная деятельность.
Индивидуальная самостоятельная работа
для самоанализа.
Деловая игра.
Составление
рекомендаций
для
практического здравоохранения.
Тестовый контроль с применением
информационных технологий.
Экспертная оценка правильности
выполнения заданий по работе с
информацией, документами, литературой
при выполнении самостоятельной
работы.
Экспертная оценка решения
ситуационных задач.
Текущий контроль письменных
контрольных работ.
Индивидуальный и групповой опрос.
Формы оценки результатов обучения:
традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на
основе которых выставляется итоговая
отметка
Методы контроля:
Наблюдение и экспертная оценка
выполнения практических действий,
успешности выполнения тренинговых
заданий, терапевтической игры.
Методы оценки результатов
обучения:
– мониторинг
роста
творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся.
– формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего контроля.