РП ОП 09 Психология

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии

ФГОС СПО по специальности

34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК 03, ОК 04,
ПК 2.1,ПК 2.2.

Код 20
19F

Умения

Знания

ПК, ОК, ЛР
ОК 01,ОК 02, -Определять этапы решения
ОК 03, ОК 04 задачи;
-структурировать получаемую
информацию;
-определять и выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования;
- взаимодействовать с коллегами,
руководством;

-порядок оценки результатов
решения задач;
-приемы структурирования
информации;
-порядок выстраивания
презентации;
- психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности.

ПК 2.1.
ПК 2.2.

- правила и порядок оформления
медицинской документации в
медицинскихорганизациях, в том
числе в форме электронного
документа.
- правила работы в медицинских
информационных системах и
информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет»;

- заполнять медицинскую
документацию,
в том числе в форме электронного
документа.
- использовать в работе
медицинские информационные
системы и информационнотелекоммуникационную сеть
«Интернет».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства общения в психотерапевтических целях;
давать психологическую оценку личности;
применять приемы психологической саморегуляции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные задачи и методы психологии;
психические процессы и состояния;
структуру личности;
основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина
болезни, пограничные расстройства);
психологию медицинского работника;
этапы профессиональной адаптации;
принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
аспекты семейной психологии;
психологические основы ухода за умирающим;
основы психосоматики;
определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и
"психотерапия";
особенности психических процессов у здорового и больного
человека;
структуру личности;
функции и средства общения;
закономерности общения;
приемы психологической саморегуляции;
основы делового общения;
пути социальной адаптации и мотивации личности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32часа;
самостоятельной работы обучающегося 10 часа.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

18

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

10

2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименованиеразделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы
организациидеятельности обучающихся

Объем в
часах

2

3

4

6

ОК 01, ОК02,ОК
03,ОК 04.
ПК 2.1.,ПК 2.2

Раздел 1. Психологические особенности овладения профессией «медицинская
сестра»
1.1. Понятие профессионализации
личности.

1.2. Психологические особенности
профессии «медицинская сестра».
Типология медицинских сестер.

Содержание учебного материала
Профессиональный труд. Классификация
профессий. Понятие профессионализации.
Теории профессионального становления. Этапы
профессионализации. Профпригодность.
Требования к психофизиологическим
особенностям труда.
Модель специалиста. Понятие
профессионализма. Уровни профессионализма.
Профессиональная компетентность и
индивидуальный стиль деятельности. Стили
профессиональной деятельности по А.К.
Марковой. Типология медицинских сестер
Самостоятельная работа обучающихся№1
Психогигиена пациента. Самоанализ.

Раздел 2. Основы медицинской психологии

Коды
компетенций и
личностных
результатов
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

2

2
12

ОК 01, ОК02,ОК
03,ОК 04.

ПК 2.1.,ПК 2.2
2.1. Предмет медицинской
психологии
2.2. Основы психосоматики

2.3. Внутренняя картина болезни
2.4 Влияние хронических
соматических заболеваний на
психику пациента и его личность

Медицинская психология: предмет, задачи,
методы. Структура медицинской психологии.
Составляющие здоровья: телесная, психическая,
социальная
Понятия «психосоматика», «здоровый образ
жизни», «здоровье», «вторичная выгода».
Варианты взаимодействия «соматического» и
«психического» факторов в болезни.
Самостоятельная работа обучающихся№2
Психогигиена и психопрофилактика
сестринского персонала
Понятие о внутренней картине болезни.
Факторы, формирующие отношение к болезни.
Типы реагирования на болезнь.
Явления психической жизни при хронических
соматических заболеваниях. Психологический
профиль пациентов с отдельными
соматическими заболеваниями.
Самостоятельная работа обучающихся№3
Психологические особенности ухода за
умирающимНаписание эссе «Важность изучения
курса «Психология профессиональной
деятельности» для профессиональной
подготовки академической медицинской
сестры/брата».

Раздел 3. Психология оказания медицинской помощи
3.1. Общение с пациентами и их
родственниками.

Общие правила общения с пациентами и их
близкими. Понятия об «эмпатии», «ролевом
поведении», «идентификации» и «трансфере».
Значение возраста и профессиональной

2

2

2

2

2

2

6

2

ОК 01, ОК02,ОК
03,ОК 04.
ПК 2.1.,ПК 2.2

3.2. Психология особенностей
выполнения сестринских
манипуляций.

2.3.Психология в
профессиональной деятельности

деформации. Особенности психологического
взаимодействия медсестрапациент в
учреждениях различного профиля. Особенности
общения с пациентами различных возрастных
групп, с различным уровнем личностной
зрелости. Информирование больного.
Психологическая подготовка пациента к
обследованию, проведению лечебных
мероприятий. Проведение болезненных
манипуляций. Уважение чувств пациентов.
Психологические особенности работы с
обнаженным телом подростков, пациентов
противоположного пола. Работа с болью и
страхом
Понятия «труд», «профессия»,
«профессионализм», «профпригодность». Типы
профессий.

2

2

Практические занятия их содержание
Раздел 1. Психологические особенности овладения профессией «медицинская сестра»

6

Практическое занятие №1
Изучить понятия профессионализации,
ознакомиться с современными направлениями еѐ
развития. Составить схему этапов
профессионализации. Составить глоссарий
понятий по теме.
Практическое занятие №2
Студенты делятся на 4 подгруппы. Каждой
подгруппе дается следующее задание:
соотнесите типологии медицинской сестры:
характеристики личности, особенности
выполнения деятельности, отношение к

2

1.1. Понятие профессионализации
личности.

1.2. Психологические особенности
профессии «медицинская сестра».
Типология медицинских сестер.

2

ОК 01, ОК02,ОК
03,ОК 04.
ПК 2.1.,ПК 2.2

пациентам и коллегам. Аргументировать свой
ответ. Привести 3 примера данного вида из
практики.
Самостоятельная работа обучающихся№4
Психология особенностей выполнения
сестринских манипуляций. Решение
ситуационных задач
Раздел 2. Основы медицинской психологии
2.1.Предмет медицинской
психологии

2.2. Основы психосоматики

2.3. Внутренняя картина болезни

2.4 Влияние хронических
соматических заболеваний на
психику пациента и его личность

Практическое занятие №3
Выявить специфику предмета медицинской
психологии. Проанализировать общую и
частную медицинскую психологию. Составить
схему «История развития медицинской
психологии».
Практическое занятие №4
Проанализировать понятие психосоматики.
Сопоставить уровни получения медицинского
образования. Осветить проблемы
психосоматики. Составить таблицу с основными
психосоматическими заболеваниями.
Практическое занятие №5
Провести анализ влияния определенной ВКБ на
поведение пациента. Особенности
психологического взаимодействия медсестрапациент у пациентов с различной внутренней
картиной болезни. Представить в виде таблицы.
Практическое занятие №6
Написать эссе на тему : «Влияние хронических
соматических заболеваний на психику пациента
и его личность».

Раздел 3. Психология оказания медицинской помощи

2

8

2

2

2

2

8

ОК 01, ОК02,ОК
03,ОК 04.
ПК 2.1.,ПК 2.2

3.1. Общение с пациентами и их
родственниками.

3.2. Психология особенностей
выполнения сестринских
манипуляций.

3.4. Познавательные
процессы

Итого :
Итоговая аттестация в виде
дифференцированного зачета

Практическое занятие №7
Проанализировать организацию процесса
общения с пациентами. Представить
рекомендации медицинским сестрам по
организации общения с пациентами разного
возраста. Изучить общие правила общения с
пациентами и их близкими.
Практическое занятие №8
Составление памятки: «Вопросы, которые
полезно задавать пациенту». Техники работа с
болью и страхом. Составления глоссария
понятий.
Самостоятельная работа обучающихся №5
Изучение федерального государственного
образовательного стандарта высшего
медицинского образования. Дискуссия на тему
«Сущность ФГОС высшего медицинского
образования: за и против».
Практическое занятие №8
Диагностика состояния познавательных
процессов.
Разработка плана занятий группы поддержки
(для семей пациентов, пациентов, имеющих
какую-либо психопатологию).

2

2

2

2

32
10-сам.работа

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета
психологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф для методических пособий.
2. Учебно-наглядные пособия
- слайды, фотографии, компакт-диски с учебным материалом;
- таблицы (информационные, сравнительные), схемы
- психологические тесты и методики
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
-программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Манникова Е.Н. Основы психологии: Учебное пособие. – М.: 2006. – 368 с.
2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2013. – 414 с.
4. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей. Ростов-наДону: «Феникс», 2009. – 634 с.
5. Соловьѐва С.Л. Одерышева Е.В. Медицинская психология. СПб.: СПб ГМА, 2009 –
164 с.
Дополнительные источники:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество
России, 2001. – 276 с.
3. Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
4. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б. Основы медицинской психологии. Минск: 2001,- 177с.
5. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2003. - 608 с.
Информационные электронные ресурсы: справочники, обучающие и контролирующие
программы, тесты для диагностики уровня знаний.
http://metod-kopilka.ru/
http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/
http://pedsovet.su/load/191

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и
оценка результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
























Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
уметь использовать средства общения в
психотерапевтических целях;
уметь давать психологическую оценку личности;
уметь применять приемы психологической
саморегуляции.
Усвоенные знания:
знать основные задачи и методы психологии;
знать психические процессы и состояния;
знать структуру личности;
знать основы психосоматики (соматический больной,
внутренняя картина болезни, пограничные
расстройства);
знать психологию медицинского работника;
знать этапы профессиональной адаптации;
знать принципы профилактики эмоционального
"выгорания" специалиста;
знать аспекты семейной психологии;
знать психологические основы ухода за умирающим;
знать основы психосоматики;
знать определение понятий "психогигиена",
"психопрофилактика" и "психотерапия";
знать особенности психических процессов у
здорового и больного человека;
знать функции и средства общения;
знать закономерности общения;
знать приемы психологической саморегуляции;
знать основы делового общения;
знать пути социальной адаптации и мотивации
личности.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
Решение ситуационных задач.
Практикоориентированное
обучение
(отработка умений в практическом
здравоохранении).
Проектная деятельность.
Индивидуальная самостоятельная работа
для самоанализа.
Деловая игра.
Составление
рекомендаций
для
практического здравоохранения.
Тестовый контроль с применением
информационных технологий.
Экспертная оценка правильности
выполнения заданий по работе с
информацией, документами, литературой
при выполнении самостоятельной
работы.
Экспертная оценка решения
ситуационных задач.
Текущий контроль письменных
контрольных работ.
Индивидуальный и групповой опрос.
Формы оценки результатов обучения:
традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на
основе которых выставляется итоговая
отметка
Методы контроля:
Наблюдение и экспертная оценка
выполнения практических действий,
успешности выполнения тренинговых
заданий, терапевтической игры.
Методы оценки результатов
обучения:
– мониторинг
роста
творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся.
– формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего контроля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».