РП ОП 08 Общественное здоровье и здравоохранение

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Общественное здоровье и здравоохранение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является
вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код 44
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01,
-владеть актуальными методами
-алгоритмы выполнения работ в
ОК 02,
работы в профессиональной и
профессиональной и смежных областях;
смежных сферах;
-приемы структурирования
информации;
43F

ПК 1.3.

-проводить отбор проб для
определения качества
предстелизированной очистки
мед.изделий;

ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК
4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

- формировать общественное
мнение в пользу здорового образа
жизни и мотивировать пациентов
на ведение здорового образа жизни

методы контроля качества дезинфекции;

- принципы здорового образа жизни,
основы сохранения и укрепления
здоровья;
факторы, способствующие
сохранениюздоровья;
формы и методы работы по формированию здорового образа жизни;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

практические занятия

-

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

3

Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы,самостоятельная работа обучающихся

1

2

Тема 1.1.
Содержание и задачи
дисциплины ОЗЗ

Тема 1.2.

Объем часов
3

Содержание учебного материала
Определение здоровья; процесс «здоровье-болезнь» и возможности
вмешательства.Понятие общественного здоровья. Взаимоотношение
индивидуального, группового иобщественного здоровья. Факторы, влияющие
на индивидуальное, групповое иобщественное здоровье, их значение и
взаимодействие. Методы исследования общественного здоровья.
1. Изучение этапов статистического исследования. Составление плана и
программы статистического исследования. Сбор статистических
показателей. Обработка статистических показателей. Анализ
полученных данных. Представление статистических данных в
графическом и табличном вариантах. Построение графиков, диаграмм,
картограмм, картодиаграмм. Комплексный подход к оценке здоровья
популяции; проблемы, связанные с измерением здоровья. Показатели
индивидуального здоровья, их разновидности, значение, источники
информации. Показатели общественного здоровья (демографические
показатели, показатели заболеваемости, инвалидности, физического
развития).
2. Медицинская статистика. Определение и значение. Статистические
показатели.Абсолютные и относительные величины, их применение.
Статистические коэффициенты: интенсивности, экстенсивности,
соотношения, наглядности. Графическое представление данных.
Диаграммы, картограммы, картодиаграммы. Виды диаграмм. Требования
к построению диаграмм. Табличное представление данных. Макеты
таблиц: простые, групповые, комбинационные. Требования к построению
таблиц. Методы оценки достоверности результатов статистического
исследования.
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
4

4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

4
5

Здоровье населения
как экономическая
категория

Тема 1.3.
Заболеваемость
населения

Медицинская
демография. Медико-социальные аспекты
демографических процессов. Определение демографии, ее
основные разделы. Методы
изучения численности населения,
его состава и территориального размещения.
Характеристика изменений численности, возрастного и полового состава
населения.Типы и показатели возрастно-половой структуры населения.
Виды и показатели механического движения населения (статика и динамика).
Общие и специальные показатели естественного движения населения,
методика их расчета, анализа и оценки. Факторы, влияющие на уровень и
тенденции общих и специальных показателей естественного движения
населения.
Основные типы воспроизводства населения, их характеристика. Источники
медико-демографической информации.
Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медикосоциальная проблема: болезни системы кровообращения, злокачественные
новообразования,болезни органов дыхания, нервно-психические заболевания,
алкоголизм, наркомания,травматизм, туберкулез, инфекционные заболевания.
Особенности организациимедицинской помощи при данных заболеваниях.
Содержание учебного материала
Определение понятия заболеваемости. Роль государственной статистики
заболеваемости в изучении состояния здоровья населения.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных
со здоровьем (МКБ–Х), принципы и особенности ее построения.
Виды заболеваемости. Учетно-отчетная документация, используемая для
сбора ианализа информации о заболеваемости. Определение понятия
инвалидности как одного из критериев здоровья населения. Источники
информации. Понятие о показателях первичной инвалидности,
распространенности инвалидности (контингенты).
Физическое развитие как один из критериев оценки состояния здоровья
населения. Антропометрические, соматометрические и физиометрические
признаки. Индексыфизического развития.
Основные показатели физического развития в различных возрастно-половых
группах, их особенности и тенденции. Факторы, влияющие на динамику
физическогоразвития. Методы изучения физического развития.

ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

Роль

первичного звена впрофилак

4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

6

Методика вариационно- статистической разработки антропометрических
данных. Выведение стандартовфизического развития.
Изучение методик расчета заболеваемости для планирования лечебнопрофилактических мероприятий. Изучение заболеваемости населения.
Первичные статистические документы.

Тема 1.4.
Организация лечебнопрофилактической
помощи городскому
населению

Содержание учебного материала
Основные задачи по укреплению здоровья населения, принципы разработки
политики и стратегии укрепления здоровья населения и профилактики
заболеваний. Определение понятия «Охрана здоровья населения». Основные
Федеральные законыи подзаконные акты в области охраны здоровья
населения. Программы государственных гарантий населению.
Ответственность граждан в сфере охраны здоровья населения. Изучение
медико-социальных показателей здоровья, первичных учетных и
статистических документов. Расчет, оценка и интерпретация
демографических показателей.
Организация деятельности поликлиники и СМП. Проведение анализа работы
лечебно-профилактического учреждения по основным показателям
деятельности наосновании учетно-отчетной документации: поликлиника –
укомплектованность, коэффициент совместительства, охват и регулярность
диспансерного наблюдения, средняя длительность лечения, первичная
инвалидность и др.
Организация деятельности стационара. Изучение особенностей работы
различныхвидов стационаров. Проведение анализа работы стационара –
среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания
больного, больничнаялетальность, процент послеоперационных

4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

7

осложнений и др. Определение мероприятий по оптимизации деятельности
учреждения

Тема 1.5.
Организация
лечебнопрофилактической
помощи женщинам и
детям

Содержание учебного материала
Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. Изучение
особенностей организации первичной медико-санитарной помощи женщинам и
детям.Определение лечебно-профилактической помощи. Номенклатура
учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи женщинам и
детям. Структура и задачи основных медицинских организаций для оказания
медицинской помощи женщинам и детям. Основные виды деятельности
лечебно-профилактических учреждений для оказания медицинской помощи
женщинам и детям. Формы преемственности и взаимосвязи между
учреждениями лечебно-профилактической помощи для оказания медицинской
помощи женщинам и детям.. Основные показатели
работы женской консультации, роддома, детской поликлиники, детской
больницы,

4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

8

используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения.
Тема 1.6.
Организация лечебнопрофилактической
помощи сельскому
населению

Тема 1.7
Основы
экономики
здравоохранения

Тема 1.8

Содержание учебного материала
Особенности медицинской помощи сельскому населению в связи со спецификой
условий организации сельскохозяйственного производства и расселения в сельских
районах. Этапы организации медицинской помощи сельскому населению.
Сельский врачебный участок: его структура и функции. Участковая
больница: организация амбулаторной и стационарной помощи. Фельдшерскоакушерский пункт. Особенности охраны материнства и детства на селе. Районные
медицинские учреждения: центральная районная больница.
Основные направления совершенствования медицинской помощи сельскому
населению.
Содержание учебного материала
Термины и понятия качества медицинской помощи. Основные характеристикикачества
медицинской помощи. Компоненты системы качества медицинской
помощи. Основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических и
стационарных учреждений. Методы оценки качества медицинской помощи. Факторы,
влияющие на качество медицинской помощи. Виды контроля качества медицинской
помощи. Объекты контроля качества. Управленческий цикл по непрерывному
улучшению качества.
Оценка качества медицинских услуг. Знакомство со стандартами оказания
медицинской помощи. Национальный стандарт РФ «Технологии выполнения
простых медицинских услуг».
Понятие о нетрудоспособности (временной, стойкой). Экспертиза временной
нетрудоспособности: определение, уровни проведения. Виды временной
нетрудоспособности. Основные документы, удостоверяющие временную
нетрудоспособность. Особенности организации экспертизы временной
нетрудоспособности. Формы преемственности и взаимосвязи между
медучреждениями и органами социальной защиты населения. Медико-социальная
экспертиза (МСЭ). Критерии установления инвалидности. Причины инвалидности.
Содержание учебного материала

4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК 4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

4

9

Маркетинг в
здравоохранении

Итого

Менеджмент в здравоохранении. Основные термины и понятия. Управление
работойлечебно-профилактического учреждения. Методы, принципы, функции
управления.
Роль менеджеров в медицинских учреждениях.
Планирование здравоохранения. Основные принципы планирования
здравоохранения. Методы планирования в здравоохранении. Программно-целевое
планирование. Планирование внебольничной и стационарной помощи.
Планированиедолжностей среднего медицинского персонала.
Маркетинг в здравоохранении. Виды управления спросом на медицинские услуги.
Основные этапы маркетинговой деятельности, функции, принципы, цели.
Финансирование здравоохранения. Источники финансирования здравоохранения.
Модели и методы финансирования здравоохранения. Смета лечебного
учреждения, разделы. Принципы организации и оплаты труда медицинского
персонала лечебно-профилактических учреждений.
Основы экономики здравоохранения. Роль и место здравоохранения в
экономическойсистеме общества. Основные экономические показатели лечебнопрофилактической помощи населению.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач.
Подготовить реферативные сообщения (по заданию преподавателя):
«Санитарно-противоэпидемическая деятельность поликлиники»
« Диагностические центры, их функции и организация работы»
«Организация неотложной помощи»
«Диспансеры: функции и организация работы»
«Альтернативные формы стационарной помощи»
«Передвижные виды медицинской помощи»
«Организация санаторно-курортного лечения»

ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК
4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

3
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.3.,ПК 3.2.,
ПК 3.5., ПК
4.2.,
ЛР 9, ЛР10.

32/3

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетаобщественного
здоровья и здравоохранения.
Оборудование учебного кабинета:

1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф для методических пособий;
- книжный шкаф для методических пособий.
2. Учебно-наглядные пособия
- слайды, фотографии, компакт-диски с учебным материалом;
- таблицы (информационные, сравнительные)
- плакаты, схемы
3.Технические средства обучения:

- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
программное
обеспечение
образовательными ресурсами.

для

Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
дополнительной литературы
Основные источники:

пользования

изданий,

электронными

Интернет-ресурсов,

1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В. А. Медик, В.
И. Лисицин.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.-496 с.
2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В. А. Медик, В.
К. Юрьев.- 2-е изд., испр. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015.-608 с.
Дополнительная литература:

1. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских
работников [Электронный ресурс]: учеб.пособие / под ред. С.И.
Двойникова.
М.
:
ГЭОТАР-Медиа,
2017.
http://old.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440940.html
2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Электронный
ресурс] / Ю. Д. Сергеев [и др.] - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. http://old.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444375.html

11

3. Базы данных, информационно–справочные и поисковые системы:
«Консультант плюс» http//www.consultant.ru
«Гарант» http//www.garant.ru
«Российская медицина» http//www.scsml.rssi.ru

4. Информационные электронные ресурсы: справочники, обучающие и
контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.

12

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
- консультировать по вопросам правового
взаимодействия гражданина с системой
здравоохранения;
- рассчитывать и анализировать показатели
общественного здоровья населения;
- вести утвержденную медицинскую
документацию;
Усвоенные знания:
- факторы, определяющие здоровье населения;
- показатели общественного здоровья населения,
методику их расчета и анализа;
- первичные учетные и статистические
документы;
- основные показатели, используемые для
оценки деятельности лечебнопрофилактического учреждения;
- систему организации оказания медицинской
помощи городскому и сельскому населению;
- законодательные акты по охране здоровья
населения и медицинскому страхованию;
- принципы организации экономики,
планирования и финансирования
здравоохранения;
- принципы организации и оплаты труда
медицинского персонала в лечебнопрофилактических учреждениях
- виды административных правонарушений и
административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный
порядок разрешения споров.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
Тестовый контроль с применением
информационных технологий.
Экспертная оценка правильности
выполнения заданий по работе с
информацией, документами,
литературой при выполнении
самостоятельной работы.
Экспертная оценка решения
ситуационных задач.
Текущий контроль письменных
контрольных работ.
Формы оценки результатов обучения:
- накопительная система баллов, на
основе которой выставляется итоговая
отметка.
- традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную
работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка
Методы контроля:
Наблюдение и экспертная оценка
выполнения практических действий,
домашних заданий.
Методы оценки результатов обучения:
– мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков
получения нового знания каждым
обучающимся.
– формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего
контроля.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».