РП ОП .03 Латинский язык с медиц.терминологией

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является
обязательной частью обшепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК05,09
.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
37F

ОК 01, ОК  правильно читать и писать на
латинском языке медицинские
02, ОК 05,
(анатомические, клинические
ОК 09
и фармацевтические)
термины;
ПК 2.2., 3.1.,
 использовать элементы латинПК 3.2., ПК
ской грамматики для перевода
3.3., ПК 3.4.,
и построения медицинских
ПК 3.5., ПК
терминов;
4,1., ПК 4.2.,  использовать элементы латинской грамматики для перевода
ПК 4.3., ПК
и построения медицинских
4.5., ПК 4.6.,
терминов;
ПК 5.1., ПК
 переводить рецепты и оформ5.2., ПК 5.3.,
лять их по заданному нормаПК 5.4.
тивному образцу
ЛР 6, ЛР 7,
ЛР 9,

4

 латинский алфавит, правила
чтения и ударения;
 элементы грамматики латинского языка, необходимые для
понимания и образования медицинских терминов, а также
для написания и перевода рецептов
 500 терминологических единиц
и терминоэлементов на уровне
долговременной памяти в качестве активного терминологического запаса

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

68

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

34

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)

18

5

6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объемв
часах

Коды компетенций и
личностных
результатов 39,
38F

формированию
которых способствует
элемент программы
1
Раздел 1. Фонетика
Тема 1.1.
Введение.
История латинского языка. Латинский алфавит.

2

3

Содержание учебного материала
1.Введение. Краткая история латинского языка.
2.Вклад латинского и древнегреческого языков в развитие медицинской и
фармацевтической терминологии, мировой культуры.
3.Латинский алфавит.

2

Тема 1.2.
Фонетика. Правила постановки ударения.

Содержание учебного материала
1.Звуки и буквы латинского языка.
2.Особенности произношения гласных, дифтонгов, согласных, буквосочетаний.
3.Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

4

Практическое занятие № 1
Отработка произношения гласных, дифтонгов, согласных, буквосочета-

39

4

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

6

2

-

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.

2

ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

7
ний. Чтение вслух слов, латинских изречений. Отработка постановки ударения.
Раздел 2. Анатомическая терминология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Имя существи1.Имя существительное. Грамматические категории имен существительтельное.
ных: род, число, падеж, склонение.
2.Пять склонений имен существительных, признаки каждого склонения.
3.Способ записи существительных в словаре - словарная форма.
4.Несогласованное определение
В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 2.3.
Имя прилагательное

Тема 2.4.
Имя существительное 3, 4 и 5
склонений

Практическое занятие № 2
Имя существительное 1 и 2 склонения.
Отработка навыков согласования существительных
Содержание учебного материала
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род,
число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой группы. Согласованное определение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3
Отработка алгоритма согласования прилагательного 1 группы с существительным.
Содержание учебного материала
1.3-е склонение имен существительных.
2.Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го
склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде.
3.Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.
4.4-ое и 5ое склонение существительных.

7

16
6

2

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.

4
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
4
4
4
4

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

6

2

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК

8
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Согласование прилагательных 1 группы и 2 группы с существительными3
склонения
Раздел 3. Фармацевтическая терминология
Тема 3.1. Правила Содержание учебного материала
выписы-вания
1. Общие сведения о структуре рецепта.
рецептов
2. Правила выписывания рецептов в соответствии с действующим законодательством.
3. Модель грамматической зависимости в строке рецепта.
4. Глагольные формулировки в составе рецепта, наиболее употребительные рецептурные формулировки с предлогами.
5. Способы выписывания лекарственных средств.
6.Оформление рецептурной строки на латинском языке.
7. Дополнительные надписи в рецептах.
8. Прописная и строчная буквы в фармацевтическом наименовании и в рецепте.

4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

4
4
18
6

2

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

4
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5
Оформление латинской части рецепта. Использование важнейших рецептурных сокращений (допустимые и недопустимые сокращения). Два спо- 4
соба выписывания комбинированных препаратов. Предлоги в рецептах.
Винительный падеж при прописывании таблеток, суппозиториев.
Содержание учебного материала
Тема 3.2. Химическая номенклатура 1. Латинские названия важнейших химических элементов, кислот и оксидов.
2. Названия солей.
В том числе практических и лабораторных занятий

8

6
2
4

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК

9
Практическое занятие № 6
Выписывание лекарственных средств, содержащих химические соединения. Выписывание солей.

4

Тема 3.3. Частотные Содержание учебного материала
отрезкив названиях 1. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов,
лекар-ственных
позволяющие определить принадлежность данного лекарственного средпрепара-тов
ства к определенной фармакотерапевтической группе.
2. Номенклатура лекарственных средств.

6

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7
Способы образования названий лекарственных средств. Извлечение полезной информации из названий лекарственных средств с опорой на значения частотных отрезков.
Раздел 4. Клиническая терминология
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Клиническая тер1.Терминологическое словообразование. Состав слова.
минология. Терми- 2.Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Структура терминов.
нологическое сло3. Важнейшие латинские и греческие приставки.
вообразование.
1.Однословные клинические термины – сложные слова.
2.Начальные и конечные терминоэлементы.
3. Греческие терминоэлементы, обозначающие названия наук, методов исследования, терапевтические и хирургические методы лечения.
4. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.

4

органов и тканей.
логии.

9

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

2

4
14
10
2

2

1. Греческие терминоэлементы, обозначающие патологические изменения
2. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической термино-

4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

2

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

10
3.Названия процессов и состояний, относящихся к клеткам крови, тканям
и физиологическим веществам.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 8
Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование
терминов в заданном значении, толкование клинических терминов. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской
терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском
языке. Латинские пословицы и афоризмы.
Тема 4.2.
Профессиональные
термины в сестринском деле

Содержание учебного материала
Практическое значение латинского языка для медицинской сестры.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 9
Систематизация учебного материала по курсу. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

Всего:
Промежуточная аттестация

4

4

4
4

4

50/34
18

10

ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5..
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9

11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Фармакология и основы латинского языка с медицинской терминологией»,
оснащенный оборудованием:
Посадочные места по количеству обучающихся. Доска
классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (таблицы фонетические, морфологические, грамматические,
схемы, плакаты с латинскими поговорками, пословицами, афоризмами идр.)
Учебно-наглядные пособия (демонстрационные образцы лекарственных препаратов,наборы
аннотаций к лекарственным препаратам, таблицы, схемы и др.);
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий
и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Васильева Л. Н. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Рабочая
тетрадь : учебное пособие / Л. Н. Васильева, Р. М. Хайруллин. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5700-7.
2. Зимина М. В. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебное
пособие для спо / М. В. Зимина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с.
— ISBN 978-5-8114-9144-5.
3.
Городкова Ю. И. Латинский язык (для медицинских и
фармацевтических
колледжей
и
училищ):
учебник
– Москва: КНОРУС, 2021 – 264 с.- (Среднее профессиональное образование) –
ISBN 978-5-406-06300-2
4. Емельянова Л. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией: упражнения и лексические минимумы : учебное пособие для спо / Л. М. Емельянова, А. В. Туровский. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-7188-1.
5. Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебник / Ю. Ф. Панасенко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 352 с. - ISBN 978-5-9704-5172-4.

11

12
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бухарина, Т. Л. Латинский язык : учеб. пособие / Бухарина Т. Л. , Новодранова В.
Ф. , Михина Т. В. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 496 с. - ISBN 978-5-9704-5301-8. - Текст
:
электронный
//
ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970453018.html
2. Васильева Л. Н. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Рабо-чая
тетрадь : учебное пособие / Л. Н. Васильева, Р. М. Хайруллин. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5700-7. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/145852 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
3. Зимина М. В. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебное
пособие для спо / М. В. Зимина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с.
— ISBN 978-5-8114-9144-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187666 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4. Емельянова Л. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией: упражнения и лексические минимумы : учебное пособие для спо / Л. М. Емельяно-ва, А. В. Туровский. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-7188-1.
— Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156367 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Панасенко, Ю. Ф. Латинский язык : учебник / Панасенко Ю. Ф. - Москва :
ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 352 с. - ISBN 978-5-9704-5146-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970451465.html
6. Петрова, Г. Вс. Латинский язык и медицинская терминология : учебник / Петрова Г.
Вс. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5075-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450758.html
3.2.3. Дополнительные источники
1. Петрученко О.А. Латинско-русский словарь. В 2-х ч. Ч.1. От А до М /
О.А.Петрученко. – Москва: Юрайт, 2018. – 410с.
2. Петрученко О.А. Латинско-русский словарь. В 2-х ч. Ч.2. От N до Z /
О.А.Петрученко. – Москва: Юрайт, 2018. – 412с.
3. Медицинский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.wmed.ru/dic.htm
5. Онлайновые словари Polyglossum (анатомический латино-русско-латинский словарь) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ets.ru/cgi-bin/udict
6.
Медицинские
термины.
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=7222
7. История латинского языка, история латыни. Словообразование. Словарь [Электронный ресурс]. URL: http://latinsk.ru/
8. Lingua Latina aeterna [Электронный ресурс]. URL: http://www.linguaeterna.com
9. ORBIS LATINUS online [Электронный ресурс]. URL: http://www.columbia.edu/.html

12

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
40

Результаты обучения
знания:
 латинский алфавит, правила
чтения и ударения;
 элементы грамматики латинского языка, необходимые для
понимания и образования медицинских терминов, а также
для написания и перевода рецептов
 500 терминологических единиц и терминоэлементов на
уровне долговременной памяти в качестве активного терминологического запаса
39 F

Критерии оценки
- воспроизведение элементов латинской грамматики
и способов словообразования;
- определение основных
грамматических форм частей речи по терминоэлементам;
- воспроизведение лексического минимума медицинских терминов на латинском языке, осуществление
перевода;
- правильное объяснение и
перевод терминов и устойчивых латинских выражений;

Умения
- демонстрация правильного чтения латинских слов с
 правильно читать и писать на
латинском языке медицинские объяснением правил постановки ударения;
(анатомические, клинические
и фармацевтические) терми- - письменное воспроизведение медицинских термины;
 использовать элементы латин- нов с соблюдением правил
ской грамматики для перевода орфографии латинского
языка;
и построения медицинских
- доступное объяснение
терминов;
клинических терминов в
 использовать элементы латин- соответствии с продуктивской грамматики для перевода ными моделями;
и построения медицинских
- заполнение рецептов сотерминов;
гласно правилам
 переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу

40

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

13

Методы оценки
Контроль навыков чтения
и письма,
контроль навыков словообразования,
контроль лексического
минимума тестирование,
терминологический диктант,
контроль выполнения
упражнений
Дифференцированный зачет

Экспертная оценка выполнения практических
заданий
Дифференцированный
зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».