1
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является
обязательной частью обшепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК05,09
.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
37F
ОК 01, ОК правильно читать и писать на
латинском языке медицинские
02, ОК 05,
(анатомические, клинические
ОК 09
и фармацевтические)
термины;
ПК 2.2., 3.1.,
использовать элементы латинПК 3.2., ПК
ской грамматики для перевода
3.3., ПК 3.4.,
и построения медицинских
ПК 3.5., ПК
терминов;
4,1., ПК 4.2., использовать элементы латинской грамматики для перевода
ПК 4.3., ПК
и построения медицинских
4.5., ПК 4.6.,
терминов;
ПК 5.1., ПК
переводить рецепты и оформ5.2., ПК 5.3.,
лять их по заданному нормаПК 5.4.
тивному образцу
ЛР 6, ЛР 7,
ЛР 9,
4
латинский алфавит, правила
чтения и ударения;
элементы грамматики латинского языка, необходимые для
понимания и образования медицинских терминов, а также
для написания и перевода рецептов
500 терминологических единиц
и терминоэлементов на уровне
долговременной памяти в качестве активного терминологического запаса
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
68
в т. ч.:
теоретическое обучение
16
практические занятия
34
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)
18
5
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объемв
часах
Коды компетенций и
личностных
результатов 39,
38F
формированию
которых способствует
элемент программы
1
Раздел 1. Фонетика
Тема 1.1.
Введение.
История латинского языка. Латинский алфавит.
2
3
Содержание учебного материала
1.Введение. Краткая история латинского языка.
2.Вклад латинского и древнегреческого языков в развитие медицинской и
фармацевтической терминологии, мировой культуры.
3.Латинский алфавит.
2
Тема 1.2.
Фонетика. Правила постановки ударения.
Содержание учебного материала
1.Звуки и буквы латинского языка.
2.Особенности произношения гласных, дифтонгов, согласных, буквосочетаний.
3.Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
4
Практическое занятие № 1
Отработка произношения гласных, дифтонгов, согласных, буквосочета-
39
4
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
6
2
-
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
2
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
7
ний. Чтение вслух слов, латинских изречений. Отработка постановки ударения.
Раздел 2. Анатомическая терминология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Имя существи1.Имя существительное. Грамматические категории имен существительтельное.
ных: род, число, падеж, склонение.
2.Пять склонений имен существительных, признаки каждого склонения.
3.Способ записи существительных в словаре - словарная форма.
4.Несогласованное определение
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 2.3.
Имя прилагательное
Тема 2.4.
Имя существительное 3, 4 и 5
склонений
Практическое занятие № 2
Имя существительное 1 и 2 склонения.
Отработка навыков согласования существительных
Содержание учебного материала
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род,
число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой группы. Согласованное определение.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3
Отработка алгоритма согласования прилагательного 1 группы с существительным.
Содержание учебного материала
1.3-е склонение имен существительных.
2.Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го
склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде.
3.Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.
4.4-ое и 5ое склонение существительных.
7
16
6
2
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
4
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
4
4
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
6
2
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
8
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Согласование прилагательных 1 группы и 2 группы с существительными3
склонения
Раздел 3. Фармацевтическая терминология
Тема 3.1. Правила Содержание учебного материала
выписы-вания
1. Общие сведения о структуре рецепта.
рецептов
2. Правила выписывания рецептов в соответствии с действующим законодательством.
3. Модель грамматической зависимости в строке рецепта.
4. Глагольные формулировки в составе рецепта, наиболее употребительные рецептурные формулировки с предлогами.
5. Способы выписывания лекарственных средств.
6.Оформление рецептурной строки на латинском языке.
7. Дополнительные надписи в рецептах.
8. Прописная и строчная буквы в фармацевтическом наименовании и в рецепте.
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
4
4
18
6
2
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
4
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5
Оформление латинской части рецепта. Использование важнейших рецептурных сокращений (допустимые и недопустимые сокращения). Два спо- 4
соба выписывания комбинированных препаратов. Предлоги в рецептах.
Винительный падеж при прописывании таблеток, суппозиториев.
Содержание учебного материала
Тема 3.2. Химическая номенклатура 1. Латинские названия важнейших химических элементов, кислот и оксидов.
2. Названия солей.
В том числе практических и лабораторных занятий
8
6
2
4
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
9
Практическое занятие № 6
Выписывание лекарственных средств, содержащих химические соединения. Выписывание солей.
4
Тема 3.3. Частотные Содержание учебного материала
отрезкив названиях 1. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов,
лекар-ственных
позволяющие определить принадлежность данного лекарственного средпрепара-тов
ства к определенной фармакотерапевтической группе.
2. Номенклатура лекарственных средств.
6
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7
Способы образования названий лекарственных средств. Извлечение полезной информации из названий лекарственных средств с опорой на значения частотных отрезков.
Раздел 4. Клиническая терминология
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Клиническая тер1.Терминологическое словообразование. Состав слова.
минология. Терми- 2.Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Структура терминов.
нологическое сло3. Важнейшие латинские и греческие приставки.
вообразование.
1.Однословные клинические термины – сложные слова.
2.Начальные и конечные терминоэлементы.
3. Греческие терминоэлементы, обозначающие названия наук, методов исследования, терапевтические и хирургические методы лечения.
4. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.
4
органов и тканей.
логии.
9
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
2
4
14
10
2
2
1. Греческие терминоэлементы, обозначающие патологические изменения
2. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической термино-
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
2
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
10
3.Названия процессов и состояний, относящихся к клеткам крови, тканям
и физиологическим веществам.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 8
Анализ клинических терминов по терминоэлементам, конструирование
терминов в заданном значении, толкование клинических терминов. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской
терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском
языке. Латинские пословицы и афоризмы.
Тема 4.2.
Профессиональные
термины в сестринском деле
Содержание учебного материала
Практическое значение латинского языка для медицинской сестры.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 9
Систематизация учебного материала по курсу. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
Промежуточная аттестация
4
4
4
4
4
50/34
18
10
ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК
09
ПК 2.2., 3.1., ПК 3.2., ПК
3.3., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК
4,1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК
4.5., ПК 4.6., ПК 5.1., ПК
5.2., ПК 5.3., ПК 5..
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Фармакология и основы латинского языка с медицинской терминологией»,
оснащенный оборудованием:
Посадочные места по количеству обучающихся. Доска
классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия (таблицы фонетические, морфологические, грамматические,
схемы, плакаты с латинскими поговорками, пословицами, афоризмами идр.)
Учебно-наглядные пособия (демонстрационные образцы лекарственных препаратов,наборы
аннотаций к лекарственным препаратам, таблицы, схемы и др.);
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий
и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Васильева Л. Н. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Рабочая
тетрадь : учебное пособие / Л. Н. Васильева, Р. М. Хайруллин. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5700-7.
2. Зимина М. В. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебное
пособие для спо / М. В. Зимина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с.
— ISBN 978-5-8114-9144-5.
3.
Городкова Ю. И. Латинский язык (для медицинских и
фармацевтических
колледжей
и
училищ):
учебник
– Москва: КНОРУС, 2021 – 264 с.- (Среднее профессиональное образование) –
ISBN 978-5-406-06300-2
4. Емельянова Л. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией: упражнения и лексические минимумы : учебное пособие для спо / Л. М. Емельянова, А. В. Туровский. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-7188-1.
5. Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебник / Ю. Ф. Панасенко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 352 с. - ISBN 978-5-9704-5172-4.
11
12
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бухарина, Т. Л. Латинский язык : учеб. пособие / Бухарина Т. Л. , Новодранова В.
Ф. , Михина Т. В. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 496 с. - ISBN 978-5-9704-5301-8. - Текст
:
электронный
//
ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970453018.html
2. Васильева Л. Н. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Рабо-чая
тетрадь : учебное пособие / Л. Н. Васильева, Р. М. Хайруллин. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-5700-7. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/145852 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
3. Зимина М. В. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебное
пособие для спо / М. В. Зимина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с.
— ISBN 978-5-8114-9144-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187666 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4. Емельянова Л. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией: упражнения и лексические минимумы : учебное пособие для спо / Л. М. Емельяно-ва, А. В. Туровский. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-7188-1.
— Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156367 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Панасенко, Ю. Ф. Латинский язык : учебник / Панасенко Ю. Ф. - Москва :
ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 352 с. - ISBN 978-5-9704-5146-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970451465.html
6. Петрова, Г. Вс. Латинский язык и медицинская терминология : учебник / Петрова Г.
Вс. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5075-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450758.html
3.2.3. Дополнительные источники
1. Петрученко О.А. Латинско-русский словарь. В 2-х ч. Ч.1. От А до М /
О.А.Петрученко. – Москва: Юрайт, 2018. – 410с.
2. Петрученко О.А. Латинско-русский словарь. В 2-х ч. Ч.2. От N до Z /
О.А.Петрученко. – Москва: Юрайт, 2018. – 412с.
3. Медицинский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.wmed.ru/dic.htm
5. Онлайновые словари Polyglossum (анатомический латино-русско-латинский словарь) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ets.ru/cgi-bin/udict
6.
Медицинские
термины.
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=7222
7. История латинского языка, история латыни. Словообразование. Словарь [Электронный ресурс]. URL: http://latinsk.ru/
8. Lingua Latina aeterna [Электронный ресурс]. URL: http://www.linguaeterna.com
9. ORBIS LATINUS online [Электронный ресурс]. URL: http://www.columbia.edu/.html
12
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
40
Результаты обучения
знания:
латинский алфавит, правила
чтения и ударения;
элементы грамматики латинского языка, необходимые для
понимания и образования медицинских терминов, а также
для написания и перевода рецептов
500 терминологических единиц и терминоэлементов на
уровне долговременной памяти в качестве активного терминологического запаса
39 F
Критерии оценки
- воспроизведение элементов латинской грамматики
и способов словообразования;
- определение основных
грамматических форм частей речи по терминоэлементам;
- воспроизведение лексического минимума медицинских терминов на латинском языке, осуществление
перевода;
- правильное объяснение и
перевод терминов и устойчивых латинских выражений;
Умения
- демонстрация правильного чтения латинских слов с
правильно читать и писать на
латинском языке медицинские объяснением правил постановки ударения;
(анатомические, клинические
и фармацевтические) терми- - письменное воспроизведение медицинских термины;
использовать элементы латин- нов с соблюдением правил
ской грамматики для перевода орфографии латинского
языка;
и построения медицинских
- доступное объяснение
терминов;
клинических терминов в
использовать элементы латин- соответствии с продуктивской грамматики для перевода ными моделями;
и построения медицинских
- заполнение рецептов сотерминов;
гласно правилам
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу
40
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
13
Методы оценки
Контроль навыков чтения
и письма,
контроль навыков словообразования,
контроль лексического
минимума тестирование,
терминологический диктант,
контроль выполнения
упражнений
Дифференцированный зачет
Экспертная оценка выполнения практических
заданий
Дифференцированный
зачет