1
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
5. ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
3
23
26
28
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 «Русский язык» является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СОО, ФГОС по специальности СПО 34.02.01
Сестринское дело, укрупнѐнной группы 34.00.00 Сестринское дело.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные
учебные дисциплины.
1.3 Планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение
содержания учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык
обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
Коды
результатов
ЛР 01
ЛР 04
ЛР 06
ЛР 07
МР 01
МР 02
МР 04
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
4
МР 05
МР 08
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
В ходе изучения общеобразовательной учебной дисциплины создаются
условия для формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 4.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
0К 5
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
ОК 9.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в
томчисле практической подготовки- 68 часов;
самостоятельная учебная работа обучающегося – 0 часов;
промежуточная аттестация – 18 часов.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки
Всего учебных занятий
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
лабораторные работы
Практическая подготовка
Самостоятельная учебная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
120
102
34
68
23
30
-
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Введение
Раздел 1
Тема 1.1 Язык и
речь. Виды
речевой
деятельности.
Тема 1.2
Функциональные
стили речи
Коды общих компетенций
и личностных
метапредметных,
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объемв
предметных результатов,
обучающихся
часах
формированию которых
способствует элемент
программы
2
3
4
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
Практическая подготовка
2
07, МР 02, МР 05, МР 08,
Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма
ПРб. 01, ПРб.04
существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как
развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Значение русского языка при освоении
профессий и специальности Сестринское дело
Язык и речь
14
Содержание учебного материала
1
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
Лекционное занятия 2. Понятия язык и речь. Речевая ситуация и ее
ПРб. 01, ПРб.04
компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность,
1
выразительность, уместность употребления языковых средств. Онтогенез
речевого развития детей
Содержание учебного материала
7
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
Лекционное занятие 3. Функциональные стили речи и их особенности.
ПРб. 01, ПРб.04
Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
1
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры
официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи.
Самостоятельная работа:
- подготовка рефератов по теме «Язык и его функции», «Русский язык в
современном мире»;
6
- подготовка сообщений по теме «Доклад и реферат как жанры научного
стиля речи», «Языковые особенности научного стиля»;
7
- сочинение на тему: «Какой я вижу свою будущую профессию».
Тема 1.3 Текст как Содержание учебного материала
произведение речи. Практическое занятия 1. Информационная переработка текста (план,
Признаки,
тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство
структура текста.
смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи
Сложное
(повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных
типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
синтаксическое
целое
Практическая подготовка
Лекционное
занятие 4. Лингвостилистический анализ текстов
профессиональной направленности
Практическая подготовка
Практическое занятие 2. Информационная переработка текстов
профессиональной направленности. Составление связного высказывания на
заданную тему, в том числе на профессиональную по специальности
Сестринское дело
Раздел 2
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Тема 2.1 Фонетика. Содержание учебного материала
Звуки и буквы.
Практические занятия 2. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.
Исторические и
Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Исторические и
позиционные
позиционные чередования. Фонетический разбор слова. Основные виды
чередования.
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические).
Орфоэпия.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных звуков. Основные
Фонетический
правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков. Ударение
анализ
разноместное и подвижное, словесное и логическое. Орфоэпические
нормы. Произношение заимствованных слов.
Самостоятельная работа:
- выполнить фонетический разбор слов;
- подготовить сообщение на тему «Функционирование звуков языка в
тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
Содержание
учебного материала
Тема 2.2
Орфография
Практическое занятие 3. Правописание безударных гласных, звонких и
глухих согласных. Употребление буквы Ь
Практическое занятие 4. Правописание О/Е после шипящих и Ц.
Практическое занятие 5. Правописание приставок на З-/С- Правописание
8
6
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
2
2
15
5
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
3
10
2
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
Раздел 3
Тема 3.1. Слово в
лексической
системе языка
Тема 3.2 Лексика с
точкизрения ее
употребления
Тема 3.3.
Фразеологические
единицы и их
употребление
И – Ы после приставок.
Практическая подготовка
Лекционное занятие 5. Выявление закономерностей функционирования
фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи
профессиональной направленности.
Практическая подготовка
Практическое занятие 6. Наблюдение над функционированием правил
орфографии в образцах письменных текстов профессиональной
направленности
Лексика и фразеология
Содержание учебного материала
Лекционное занятие 6. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные
средства. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление.
Контекстуальные
синонимы,
антонимы.
Градация.
Антитеза.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов.
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщений на тему «Происхождение фразеологизмов»;
- подготовка сообщений на тему «Антонимы и антитеза в произведениях
русских писателей 19 века»;
- произвести лексический разбор слов.
Содержание учебного материала
Лекционное занятие 7. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика
устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы
Содержание учебного материала
Практическое занятие 7. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова.
Использование фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические
единицы и их употребление.
Практическое
занятие
8.
Лексикография.
Лексические
и
фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор Работа с
энциклопедическими и лингвистическими словарями.
9
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
18
7
ОК 5, ОК 9,
ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
1
6
1
1
4
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
Содержание учебного материала
Тема 3.4.
Лексические нормы Практическое занятие 9. Лексические ошибки и их исправление.Ошибки
в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Раздел 4
Тема 4.1 Состав
слова. Корневая
морфема.
Аффиксальные
морфемы. Основа
слова
Тема 4.2
Словообразование.
Морфологические и
неморфологические
способы
Тема 4.3
Орфография
Практическая подготовка
Лекционное занятие 8. Профессионализмы. Терминологическая лексика
специальности Сестринское дело
Практическая подготовка
Практическое занятие 10. Лексический и фразеологический анализ
терминов,
профессионализмов
и
фразеологизмов
специальности
Сестринское дело. Наблюдение над функционированием лексических
единиц в речи. Выработка навыков составления текстов (устных и
письменных) с лексемами профессиональной сферы употребления.
Составление связного высказывания на профессиональную тему
Морфемика, словообразование, орфография
Содержание учебного материала
Лекционное занятия 9. Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Типы основ: членимая,
нечленимая, простая, сложная
Содержание учебного материала
Практическое занятие 11. Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об
этимологии
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщений на тему «Окказионализмы в произведениях
В.Маяковского»;
- подготовка сообщений на тему «Строение русского слова», «Слово в
разных уровнях языка».
Содержание учебного материала
Практическое занятия 12. Орфография. Правописание чередующихся
гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.
10
2
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
16
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
6
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
4
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
Правописание сложных слов.
Содержание учебного материала
Тема 4.4 Речь
Практическое занятие 13. Употребление приставок и суффиксов в
разных стилях речи
Практическая подготовка
Лекционное
занятие
10.
Морфемный,
словообразовательный,
этимологический анализ профессиональной лексики и терминов
специальности Сестринское дело.
Практическая подготовка
Практическое занятие 14. Распределение терминов специальности
Сестринское дело по словообразовательным гнездам, восстановление
словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с
помощью словообразовательных моделей и способов словообразования
Раздел 5
Морфология и орфография
Содержание учебного материала
Тема 5.1 Имя
существительное
Практическое
занятие
15.
Лексико-грамматические
разряды
как часть речи
существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен
существительных.
Употребление
имен
существительных.
Морфологический разбор существительных. Правописание падежных
окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен
существительных. Правописание сложных имен существительных
Содержание учебного материала
Тема 5.2 Имя
прилагательное как Лекционное
занятие
11.
Лексико-грамматические
разряды
часть речи
прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные,
притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и
краткая форма имен прилагательных. Род, число, падеж прилагательных.
Трудные случаи правописания прилагательных. Правописание суффиксов и
окончаний имен прилагательных. Морфологический разбор
прилагательных. Употребление прилагательных в речи
Содержание учебного материала
Тема 5.3 Имя
числительное как
Лекционное занятие 12. Лексико-грамматические разряды имен
часть речи
числительных.
Морфологический
разбор
имени
числительного.
Правописание числительных. Употребление числительных в речи.
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными
11
6
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
24
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
1
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
1
1
1
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
разного рода.
Содержание учебного материала
Тема 5.4
Местоимение как
Практическое занятие 16. Трудные случаи правописания местоимений.
часть речи.
Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
Правописание
Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоимений
местоименных форм.
Тема 5.5 Глагол как Содержание учебного материала
часть речи.
Лекционное
занятие 13.
Грамматические
признаки глагола.
Правописание
Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание
НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
глагола
Тема 5.6 Причастиеи Содержание учебного материала
деепричастие как Практическое занятие 17. Образование действительных и страдательных
самостоятельные
причастий Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
части речи
отглагольных прилагательных. Причастный оборот, его обособление в
предложении.
Самостоятельная работа:
- редактирование
текста «Правописание –н- и –нн- в суффиксах
причастий»;
- редактирование текста «Правописание не и ни с разными частями речи».
Практическое занятие 15 Деепричастие. НЕ с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с
деепричастным оборотом. Особенности предложений с деепричастным
оборотом. Употребление причастий и деепричастий. Морфологический
разбор причастия и деепричастия.
Содержание учебного материала
Тема 5.7 Наречие
как часть речи
Лекционное занятия 14. Грамматические признаки наречия. Степени
сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от словомонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в
речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи слов в предложении.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Тема 5.8 Служебные Содержание учебного материала
12
2
2
1
1
10
4
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
4
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
8
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
части речи
-
Раздел 6
Тема 6.1 Синтаксиси
пунктуация.
Основные понятия.
Основные единицы.
Словосочетание.
Виды. Синтаксис.
Связи. Разбор
словосочетания
Самостоятельная работа:
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в
продолжение, в заключение) от слов-омонимов. Союз как служебная часть
речи. Союзные слова. Правописание союзов. Употребление союзов в
простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в
тексте. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и
употребление. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные
слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
редактирование предложений, в которых допущены ошибки в
употреблении предлогов, союзов;
подготовка сообщения на тему «Нормативное употребление служебных
частей речи».
Практическая подготовка
Лекционное занятие 15. Исследование грамматических категорий частей
речи и грамматического значения слов в текстах документации
специальности Сестринское дело
Практическая подготовка
Практическое занятие 18. Составление текстов профессиональной
направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над
функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов документации специальности Сестринское дело
Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
Практическое
занятие
19.
Основные
единицы
синтаксиса.
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания.
Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
Синонимия словосочетаний.
Самостоятельная работа:
- написание сочинения «В ситуации конфликта….»;
- редактирование текста «СПП и знаки препинания в нем»;
13
4
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
28
12
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
10
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
- редактирование текста «БСП и знаки препинания в нем»;
- редактирование текста «Способы оформления чужой речи»;
- составление распоряжения, используя словосочетания в предложения
различных типов».
Содержание
учебного материала
Тема 6.2 Понятие о
предложении.
Лекционные занятия 16. Виды предложений по цели высказывания,
Классификация.
восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Простые и сложные Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические
функции и роль порядка слов в предложении.
предложения
Содержание учебного материала
Тема 6.3 Простое
предложение и его
Лекционное занятие 17. Грамматическая основа простого двусоставного
характеристика.
предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия
Двусоставные и
составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых
односоставные
как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены
предложения
предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия
согласованных и несогласованных определений.
Обстоятельства времени и места как средства связи предложений в тексте
Содержание учебного материала
Тема 6.4 Простое
осложненное
Лекционное занятие 18. Предложения с однородными членами и знаки
предложение.
препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Синтаксический
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные
определения, дополнения, обстоятельства и приложения.
разбор
Тема 6.5 Сложное Содержание учебного материала
предложение. Знаки Практические
занятия
20.
Употребление
сложносочиненных
препинания в
предложений в речи.
сложносочиненном
предложении.
Синтаксический
разбор
Содержание учебного материала
Тема 6.6
Сложноподчиненное Лекционные занятия 19. Сложноподчиненное предложение. Типы
предложение. Знаки придаточных
предложений.
Использование
сложноподчиненных
предложений в разных типах и стилях речи.
препинания с
14
1
1
1
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
1
1
1
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
1
1
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
несколькими
придаточными
Тема 6.7 Бессоюзное Содержание учебного материала
сложное
Практическое занятие 21. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложение. Знаки предложении
препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
Синтаксический
разбор
Тема 6.8 Сложное
предложение с
разными видами
связи. Сложное
синтаксическое
целое
Содержание учебного материала
Практическое занятие 22. Синонимика простых и сложных предложений
(простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения). Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.
Практическая подготовка
Лекционное занятие 20. Исследование текстов профессиональной
направленности на выявление существенных признаков синтаксических
понятий и синтаксических единиц
Практическая подготовка
Практическое занятие 23. Составление связного высказывания с
использованием
предложений
определенной
структуры
на
профессиональные темы специальности Сестринское дело.
Практическая подготовка
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщений «Выдающиеся ученые русисты»
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:
2
2
8
2
2
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
2
2
18
120
15
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
ОК 5, ОК 9, ЛР 06, ЛР
07, МР 02, МР 05, МР 08,
ПРб. 01, ПРб.04
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете
«Русский язык»;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебных пособий по
дисциплине «Русский язык»; Учебно-методический комплект дисциплины.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень
учебных изданий, Интернет-ресурсов,
литературы
дополнительной
Для обучающихся:
1. Бахвалова Т.В. Современный русский язык. Морфология. Сборник
упражнений [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.В. Бахвалова. —
Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 133 c. —
978-5-4486-0030-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73343.html
2. Парубченко, Л. Б. Орфография и пунктуация : практическое пособие
для среднего профессионального образования / Л. Б. Парубченко. — 2-е изд.,
испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 275 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14395-9. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477507
3. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего
профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под
редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452433
4. Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего
профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией
П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 314 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452165
5. Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10—11 классов
общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г.
Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - Москва : Русское слово, 2021. 376
с. ISBN 978-5-533-00744-3_21.
URL:
16
https://www.ibooks.ru/bookshelf/374160/reading (дата обращения: 12.04.2021). Текст: электронный.
6. Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10—11 классов
общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Г.
Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - Москва : Русское слово, 2021. 392
с. ISBN 978-5-533-00745-0_21.
URL:
https://www.ibooks.ru/bookshelf/374161/reading. - Текст: электронный.
Для преподавателей:
1. Ахатова З.Ф. Исторический комментарий к урокам русского языка
и при подготовке к олимпиадам [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / З.Ф. Ахатова. — Электрон. текстовые данные. —
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный
педагогический университет, Печатная галерея, 2017. — 78 c. — 2227-8397.
— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73540.html
2. Дейкина А.Д. История методики преподавания русского языка в
биографических очерках [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Д.
Дейкина, В.Д. Янченко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский
педагогический государственный университет, 2017. — 348 c. — 978-5-42630565-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75803.html
3. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум :
учебное пособие для среднего профессионального образования /
Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08274-6. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452677
4. Методика обучения русскому языку и литературному чтению :
учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 468 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00330-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/451284
5. Дроздова, О. Е. Методика преподавания русского языка.
Метапредметное обучение : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / О. Е. Дроздова. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 194 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13627-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466147
17
6. Войлова, К. А. История русского литературного языка : учебник
для
среднего
профессионального
образования /
К. А. Войлова,
В. В. Леденѐва. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 432 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410794-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/456578
Интернет-ресурсы:
1. Культура письменной речи [Электронный ресурс]: сайт. –
Электрон. дан. – Режим доступа: http://gramma.ru/. – 13.01.2021
2. Русский язык – правила, орфография, пунктуация, лексика
[Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://russkiiyazyk.ru/. – 26.01.2021
3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык
для всех [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
http://gramota.ru/. – 13.01.2021
Справочники и энциклопедии:
1. Школьный орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс] /
. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Виктория плюс, 2016. — 288 c. —
978-5-91673-010-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58081.html
18
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Оценивание личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов
образовательной
деятельности,
включая
внеурочную
деятельность. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую
оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной
деятельности
образовательной организации.
Коды
Личностные результаты освоения
результатов дисциплины включают:
ЛР 01
ЛР 04
ЛР 06
ЛР 07
Сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа
России, сформированность уважения
государственных символов (герб, флаг,
гимн)
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном
мире
толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности
19
Методы оценки:
Педагогическое наблюдение в
ходе учебных занятий и
внеурочной деятельности, в
т.ч.:
внеклассных
мероприятий,
предметной
недели,
экскурсий,
выполнения
общественных поручений и т.д
4.2 Оценивание метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения
рабочей
программы, которые
представлены тремя группами универсальных учебных действий
Метапредметные планируемые результаты
Коды
результатов
МР01
Регулятивные универсальные учебные действия
Самостоятельно определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
Самостоятельно составлять планы деятельности
Использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности Выбирать успешные стратегиив
различных ситуациях
Познавательные универсальные учебные действия
Критически оценивать и интерпретировать
МР04
информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных
источниках
Осуществлять самостоятельную информационнопознавательную деятельность
Владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов
Уметь ориентироваться в различных источниках
информации
Использовать средства информационных и
МР05
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учитывать позиции других участников деятельности;
МР02
Распознавать
конфликтогенные
ситуации
и
предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений;
Умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв
процессе совместной деятельности
Развернуто, логично и точно излагать свою точку
МР08
зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств
20
Формы и методы
контроля иоценки
Оценка
работы
над
индивидуальным
проектом
Оценка
деятельности
обучающихся при
выполнении
заданий
практических
занятий
Оценка
работы
над
индивидуальным
проектом
Оценка
результатов
выполнения
учебнопознавательных и
учебнопрактических
задач
Оценка
деятельности
обучающихся при
выполнении
заданий
практических
занятий
Оценка
защиты
индивидуального
проекта
Оценка устных и
письменных
ответов
обучающихся
4.3 Оценивание предметных результатов
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета
Предметные
планируемые
результаты
Обучающийся на базовом уровне
научится
ПРб 01
–
Сформированность
понятий о нормах –
русского литературного
языка иприменение
знаний о
них в речевой
практике
–
ПРб 02 Владение
навыками самоанализаи
самооценки на
основе наблюдений за
собственной речью
ПРб 03 Владение
умением
–с
анализировать текст
точки зрения наличияв
–
нем явной и скрытой,
основной и
второстепенной
–
информации
ПРб 04. Владение
умением представлять
–
тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций,
рефератов,сочинений
различных жанров –
–
–
–
–
использовать языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания,
монологические и диалогические тексты
определенной
функциональносмысловой
принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
выстраивать композицию текста, используя
знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно
использовать
лексические
и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных
жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностьютекста;
сознательно
использовать
изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста в соответствии с
выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды
чтения
(поисковое,
просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в
нем
явной
и
скрытой,
основной
и
второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи
информации;
21
Формы и методы
контроля и оценки
Оценка результатов
устных
ответов,
аналитической работыс
текстами разных
стилей, представления
текстов
в
виде
тезисов,
конспектов,
аннотаций, рефератов,
сочинений различных
жанров,
сформированности
понятий
о нормах
русского литературного
языка иприменения
знаний оних в
речевойпрактике,
филологического
анализа
языковых
единиц,
сочинений,
эссе (в
том числе
профессионально
ориентированных),
заданий
экзамена.
Оценка деятельности
студентов
при
выполнении заданий
практических занятий
–
–
–
–
выбирать тему, определять цель и подбирать
материал для публичноговыступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверить у обучающихся подготовку к формированию общих и
профессиональных компетенций.
Результаты по
дисциплине «Русский
язык»
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля и оценки
ОК4. Работать
в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.
Умение
организовывать работу
коллектива и
команды;
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в
ходе профессиональной деятельности
Устный опрос
Командная игра
Выполнение заданий в
группах
ОК 5. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
Умения: грамотно излагать свои мысли Выполнение
и оформлять документы по
заданий в рабочих
профессиональной тематике на
тетрадях,
государственном языке, проявлять
редактирование
толерантность в рабочем коллективе текста, контрольная
работа
Знания: особенности социального и
культурного контекста; правила
22
культурного контекста
ОК 9 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
оформления документов и построения
устных сообщений
Умения:
понимать
общий
смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты
на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые
общие и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе
и о своей профессиональной
деятельности;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых
и сложных предложений на
профессиональные темы; основные
общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная
лексика);
лексический минимум, относящийся к
описанию предметов,
средств
и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
правила
чтения текстов
профессиональной
направленности.
23
Выполнение
заданий в рабочих
тетрадях,
редактирование
текста, контрольная
работа
24
5
ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1) Язык как средство общения и форма существования национальной
культуры.
2) Значение русского языка при освоении специальности Экономика и
бухгалтерский учет
3) Понятия язык и речь.
4) Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования.
5) Научный стиль речи, его признаки и разновидности.
6) Официально – деловой стиль речи, его признаки.
7) Художественный стиль, его основные признаки, сфера
использования.
8) Публицистический стиль речи, его признаки, жанры и сфера
использования.
9) Функционально-смысловые типы речи
10) Звук и фонема
11) Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные
и акцентологические).
12) Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний
звуков.
13) Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
14) Правописание О/Е после шипящих и Ц.
15) Правописание приставок на З-/С- Правописание И – Ы после
приставок.
16) Закономерности функционирования фонетической системы языка в
образцах устной и письменной речи профессиональной направленности.
17) Лексическое и грамматическое значение слова.
18) Классификация лексики
19) Фразеологические единицы и их употребление.
20) Лексикография. Лексические и фразеологические словари.
21) Лексические ошибки и их исправление.
22) Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их
исправление
23) Профессионализмы. Терминологическая лексика специальности
Экономика и бухгалтерский учет
24) Лексический и фразеологический анализ терминов,
профессионализмов и фразеологизмов специальности экономика и
бухгалтерский учет.
25) Понятие морфемы как значимой части слова.
26) Словообразование. Морфологические способы словообразования.
Неморфологические способы словообразования.
27) Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
28) Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.
29) Правописание сложных слов.
30) Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи
25
31) Лексико-грамматические разряды существительных.
32) Правописание падежных окончаний имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
33) Лексико-грамматические разряды прилагательных.
34) Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
35) Лексико-грамматические разряды имен числительных.
36) Морфологические признаки местоимений
37) Трудные случаи правописания местоимений.
38) Грамматические признаки глагола.
39) Правописание глаголов
40) Причастие как самостоятельная часть речи
41) Образование действительных и страдательных причастий
42) Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных.
43) Причастный оборот, его обособление в предложении.
44) Морфологические признаки деепричастия.
45) Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с
деепричастным оборотом.
46) Грамматические признаки наречия.
47) Правописание наречий.
48) Отличие наречий от слов-омонимов.
49) Исследование грамматических категорий частей речи и
грамматического значения слов в текстах документации профессии
экономика и бухгалтерский учет
50) Морфологические признаки служебных частей речи
51) Правописание служебных частей речи
52) Основные единицы синтаксиса.
53) Строение словосочетания. Синтаксический разбор словосочетаний.
54) Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные
предложения
55) Простое предложение и его характеристика.
56) Двусоставные и односоставные предложения.
57) Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор
58) Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор
59) Сложноподчиненное
предложение.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении.
60) Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
61) Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор
62) Сложное предложение с разными видами связи.
63) Исследование текстов профессиональной направленности на
выявление существенных признаков синтаксических понятий и
синтаксических единиц
26
6 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1) Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
2) Языковой портрет современника.
3) Молодежный сленг и жаргон.
4) Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации
русского литературного языка.
5) А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного
языка.
6) Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
7) Формы существования национального русского языка: русский
литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
8) Язык и культура.
9) Культурно-речевые традиции русского языка и современное
состояние русской устной речи.
10) Вопросы экологии русского языка.
11) Виды делового общения, их языковые особенности.
12) Языковые особенности научного стиля речи.
13) Особенности художественного стиля.
14) Публицистический стиль: языковые особенности, сфера
использования.
15) Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
16) СМИ и культура речи.
17) Устная и письменная формы существования русского языка и
сферы их применения.
18) Стилистическое
использование
профессиональной
и
терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
19) Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
20) Русское письмо и его эволюция.
21) Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора,
аллитерация.
22) Антонимы и их роль в речи.
23) Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в
организации речи.
24) Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
25) Русская фразеология как средство экспрессивности в русском
языке.
26) В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
27
27) Строение русского слова. Способы образования слов в
русскомязыке.
28) Грамматические нормы русского языка.
29) Лексико-грамматические разряды имен
существительных
(наматериале произведений
художественной литературы).
30) Прилагательные, их разряды, синтаксическая и
стилистическаяроль (на примере лирики русских поэтов).
31) Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
32) Слова-омонимы в морфологии русского языка.
33) Роль словосочетания в построении предложения.
34) Односоставные предложения в русском языке:
особенностиструктуры и семантики.
35) Синтаксическая роль инфинитива.
36) Предложения с однородными членами и их функции в речи.
37) Обособленные члены предложения и их роль в
организациитекста.
38) Структура и стилистическая роль вводных и
вставныхконструкций.
39) Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
40) Синонимика простых предложений.
41) Синонимика сложных предложений.
42) Использование сложных предложений в речи.
43) Способы введения чужой речи в текст.
44) Русская пунктуация и ее назначение.
45) Порядок слов в предложении и его роль в
организациихудожественного текста.
28