ОУД.13 БИОЛОГИЯ

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В
ДРУГИХ ООП

19

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Химия» является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям)
СПО 34.02.01 «Сестринское дело» (базовой подготовки), укрупненной группы
специальностей 34.00.00 «Сестринское дело».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 06.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина принадлежит к общеобразовательному учебному циклу из
обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате
компетенций:

освоения

дисциплины

Код
компетенции
ОК 01

Формулировка
компетенции
Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации,
информационные
технологии для

обучающийся

осваивает

элементы

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы; составлять план действия;
определять необходимые ресурсы; владеть
актуальными методами работы
в
профессиональной
и
смежных сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия
своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и
социальный контекст,
в
котором
приходится работать и
жить;
основныеисточники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте; алгоритмы выполнения работ
в профессиональной исмежных
областях;
методы работы
в профессиональной решения
задач; порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности.
Умения:
определять
задачи для
поиска
информации; определять необходимые источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов
поиска; оформлять

4

выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

ОК 06

результаты поиска, применять
средства
информационных технологий для
решения
профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение;
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности; приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства
и устройства информатизации;
порядок
их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности, в том числе с использованием
цифровых средств.
Умения: организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей
специальности; применять стандарты
антикоррупционного поведения
Знания:
сущность
гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих
ценностей; значимость профессиональной
деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения

Цель дисциплины: дать представление о предмете биология и значении о
биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей; воспитание убежденности в возможности познания живой природы;
использовать приобретенные биологические знания и умения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
5

биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и
постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые
организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и
взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия
видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать вывод и обобщения на основе сравнения и
анализа;
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории,
эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя,
закономерностей изменчивости и наследственности;
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом,
структуры вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия
искусственного
и
естественного
отбора,
формирование
приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в
экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
-биологическую терминологию и символику.

6

2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачѐта, экзамена

Объем часов
188
170
38

18

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

1

2

3

4

Содержание учебного материала
Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов.

2

ОК 04,
ОК 05, ОК 06.

Содержание учебного материала
Клетка – элементарная живая система и основная структурно- функциональная единица
всех живых организмов.
Прокариотические и эукариотические клетки.
Химическая организация клетки.
Неорганические вещества, химический состав клетки.
Практическое занятие: изучение строения клетки.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Органические вещества клетки и живых организмов.
Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции хромосом. Биосинтез белка.
Генетический код.
Содержание учебного материала
Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Основной способ деления клеток - митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.
Деление половых клеток при их созревании - мейтоз. Биологическая сущность мейоза у
животных.
Практическое занятие: изучение типов деления клеток. Митоз, мейоз.

8

ОК2;ОК3;
ОК5

Введение
Раздел 1
Учение о клетке
Тема 1.1
Неорганические
вещества,
химический состав и
строение клетки

Тема 1.2
Органические
вещества и обмен
веществ
Тема 1.3
Энергетический
обмен

Тема 1.4
Деление клетки

4
8

ОК2;ОК3;
ОК5

4

ОК5, ОК2

4

ОК 1, ОК5,
ОК2

2
8

Внеаудиторная самостоятельная работа
Раздел 2
Организм.
Размножение и
индивидуальное
развитие организмов
Содержание учебного материала
Организм – единое целое. Размножение - важнейшее свойство живых организмов.
Тема 2.1
Формы размножения Половое и бесполое размножение. Образование половых клеток и оплодотворение.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Тема 2.2
Законы исследования Законы установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
признаков Г.
Хромосомная теория наследственности.
Менделя
Практическое занятие: Законы установленные Г. Менделем
Содержание учебного материала
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение
Тема 2.3
генетических задач.
Решение задач по
Доминантный признак и рецессивный признак, гонозигота и гетероигота,
законам Г. Менделя
генотип и фенотип.
Практическое занятие: решение задач по генетике.
Раздел 3
Основы генетики и
селекции
Содержание учебного материала
Тема 3.1
Взаимодействие генов. Генетика пола.
Генетика человека и
ее значение для
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
медицины
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Анализ модификационной изменчивости. Выявление мутантов в окружающей среде и
Тема 3.2
косвенная оценка возможного их влияния на организм.
Модификационная
Статистические закономерности модификационной изменчивости.
изменчивость
Практическое занятие: составление вариационной кривой.
Внеаудиторная самостоятельная работа

4

ОК5, ОК2,

4

ОК5, ОК2,
ОК1

2
6

ОК5, ОК2,
ОК1

6

4

ОК5, ОК2,
ОК3, ОК6,

4

ОК5, ОК2,
ОК1, ОК6,

2
9

Тема 3.3
Мутационная
изменчивость
Тема 3.4 Центры
многообразия и
происхождения
культурных растений
Тема 3.5
Селекция растений

Тема 3.6
Селекция животных
Раздел 4
Происхождение и
развитие жизни на
земле. Эволюционное
учение
Тема 4.1
Общая
характеристика
биологии в
додарвинский период
Тема 4.2
Основные положения
Ч. Дарвина
Тема 4.3 Проблема

Содержание учебного материала
Закономерности изменчивости
Наследственная или генотипическая изменчивость
Содержание учебного материала
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Практическое занятие: многообразия и происхождения культурных растений
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Генетика - теоретическая основа селекции.
Выращивание культурных растений- начальный этап селекции.
Основные достижения современной селекции культурных растений.
Практическое занятие: задачи на генетику
Содержание учебного материала
Одомашнивание животных – начальный этап селекции.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Практическое занятие: Основные методы селекции
Внеаудиторная самостоятельная работа:

4

ОК5, ОК2,
ОК1,

2

ОК5, ОК2

Содержание учебного материала
История развития эволюционных идей.
Значение работ К.Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
Внеаудиторная самостоятельная работа

4

ОК2; ОК3;
ОК5; ОК8

Содержание учебного материала
Эволюционное учение И. Дарвина.
Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины
мира.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала

4

ОК2; ОК3; ОК5

4

ОК2; ОК3; ОК5

2
6

ОК5, ОК2,
ОК6

2
4

ОК5, ОК2

2

10

рационального
использования видов
и их сохранения
развития жизни на
земле
Тема 4.4
Движение силы
эволюции
Тема 4.5
Макроэволюция, ее
доказательства
Тема 4.6
История развития
жизни на Земле
Раздел 5
Происхождение
человека
Тема 5.1
Доказательства
происхождения
человека от
животных
Тема 5.2
Движение силы
антропогенеза
Тема 5.3
Направление
ээволюции человека

Концепция вида, его критерии.
Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Содержание учебного материала
Движущие силы эволюции.
Синтетическая теория микроэволюции. Микроэволюция.
Современные представление о видообразовании.
Практическое занятие: Микроэволюция
Содержание учебного материала
Макроэволюция.
Доказательства эволюции. Причины вымирания видов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Процесс развития жизни на Земле.
Результаты исследований, получаемые в различных областях биологической науки.
Практическое занятие: этапы возникновения жизни на земле.

6

ОК2; ОК3; ОК5

2
4

ОК2; ОК3; ОК5

4

ОК2; ОК3; ОК5

Содержание учебного материала
Современные гипотезы о происхождении человека.
Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Внеаудиторная самостоятельная работа

4

ОК2; ОК3; ОК5

Содержание учебного материала
Биологические факторы жизни человека- антропогенеза. Труд - важнейший фактор
эволюции человека.
Общественный образ жизни как фактор эволюции человека.
Содержание учебного материала
Эволюция человека Единство происхождения человеческих рас. Общие предки человека
и человекообразных обезьян. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные

4

ОК2; ОК3; ОК5

6

ОК2; ОК3; ОК5

2

11

люди. Человеческие расы.
Критика расизма и социального дарвинизма.
Практическое занятие: определение эволюции человека.

2

Раздел 6
Основы экологии.
Тема 6.1
Экологические
факторы
Тема 6.2
Абиотические
факторы
Тема 6.3
Экологические
системы
Тема 6.4
Биосфера, ее
структура и функции
Тема 6.5
Биомасса планеты
Земля
Тема 6.6
Природные ресурсы и
их использование
Раздел 6 Бионика
Тема 7.1
Бионика- одно из

Содержание учебного материала
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Компоненты среды: свет, температура, влажность. Значение и характеристика
абиотических факторов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Видовая и пространственная структура Экосистем.
Причины устойчивости и смены Экосистем.
Практическое занятие: Экосистемы
Содержание учебного материала
Биосфера – глобальная Экосистема.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Изменение в
биосфере.
Содержание учебного материала
Биомасса почвы. Биомасса Мирового океана. Воздействие человека на биомассу планеты.
Свойства живого вещества.
Практическое занятие: Воздействие человека на биомассу планеты
Содержание учебного материала
Огромное государственное значение проблемы рационального использования природных
ресурсов. Природные ресурсы.
Экологическое сознание.
Практическое занятие: решение экологических задач.

4

ОК1, ОК6,

4

ОК1, ОК6,

4

ОК1, ОК6,

2
4

ОК1, ОК6,

4

ОК1, ОК6,

2
4

ОК1, ОК6,

Содержание учебного материала
Обобщение знаний о бионике, как об одной из направлений биологии и кибернетики.

4

6
ОК2; ОК3; ОК5

12

направлений
биологии

Изучение принципов и примеров использование в хозяйственной деятельности людей
морфофункциональных черт организации растений и животных.
170

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет (лаборатория) химии, биологии, микробиологии, санитарии и гигиены,
физиологии питания, экологических основ природопользования.
1) Основное оборудование:
- рабочее место преподавателя – 1;
- рабочие места обучающихся -30;
- компьютер с выходом в Интернет.
2) Учебно-наглядные пособия:
- учебные и лабораторные пособия;
- методическая литература;
- инструкции по ТБ;
- плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Константинов, В. М. Биология : учебник.-3-е изд., стер. – М : Академия,2012.- 320 с.
Дополнительные источники:
1. Биология : учебник /Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др. -7-е изд., стер. М. : Академия, 2011. - 416 с.
2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебное пособие.- 7-е изд., стер.- М.: Академия, 2009.- 384 с.
Информационные источники:
1. Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам http://windo.edu.ru - свободный доступ к каталогу образовательных интернетресурсов и полнотекстовой электронной учебно- методической библиотеке для общего и
профессионального образования.
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru.
3. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.
edu.ru
4. ЭБС "Юрайт"https://biblio-online.ru/
Периодические издания:
1. //Вестник образования – научно-методический журнал
2. //Методист – научно – методический журнал
3. //Среднее специальное образование – методический журнал
4. //Образование личности
3.3. Организация образовательного процесса
Реализация программы дисциплины предусматривает выполнение обучающимися
заданий для и практических занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы с
использованием
персонального
компьютера
с
лицензионным
программным
обеспечением и с подключением к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
14

Программа обеспечивается учебно-методическими комплексами (УМК):
лекционным материалом, методическими указаниями по проведению практических
занятий, методическими рекомендациями по выполнению самостоятельной работы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной
техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную
среду образовательной организации.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность работы
комплектом лицензионного программного обеспечения.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечиваются
печатными
и
электронными
образовательными
ресурсами,
адаптированными к ограничениям их здоровья.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализацию программы осуществляют педагогические работники образовательной
организации, а также лица, привлекаемые к реализации образовательной программы на
условиях гражданско-правового договора, имеющие образование, которое соответствует
области профессиональной деятельности.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
1

- решение задач по законам
Г.Менделя
- составление схем
моногибридного и дигибридного
скрещивания
- обоснование хромосомной
теории наследственности
- построение вариационной
кривой

- анализ модификационной
изменчивости
- выявление мутантов в
окружающей среде
- определение закономерности
наследственной изменчивости

- сравнение органических и
неорганических веществ в клетке
- сравнение анализа природных
экосистем
- анализирование белков,
углеводов, жиров в клетке
- определение химического
состава клетки
- доказательство воздействия
производственной деятельности
на окружающею среду

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

3

2

Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования
Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования
Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования
Верное нахождение путей
решения выполненных заданий
экспериментальным способом.
Правильный подбор приборов,
оборудования.
Верное демонстрация умений и
знаний на рабочем месте
Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования
Последовательность в выявлении
мутантов
Верное нахождение путей
решения выполненных заданий
экспериментальным
способом.
Правильный подбор приборов,
оборудования.
Верное демонстрация умений и
знаний на рабочем месте
Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования
Точное выполнение заданий.
Соблюдение последовательности
при решении задач
Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования
Точное выполнение заданий.
Соблюдение последовательности
при решении задач
Грамотное использование знаний
учебного материала и точность
его формулирования

Письменный опрос
Письменный опрос
Тестирование
Экспертная оценка
выполнения
практического
задания

Тестирование
Устный опрос
Экспертная оценка
выполнения
практического
задания

Письменный опрос
Тестирование
Письменный опрос
Тестирование
Письменный опрос

16

1

- доказательство происхождения
человека от животных

- создание искусственных
биогеоценозов
- создание фактора
преобразование природы
- формирование хозяйственной
деятельности людей
- формулирование информации о
биологических объектах
- решение задач по генетике

- демонстрация строения клетки

- обоснование функционирования
биологических объектов
- формулирование
приспособленности,
происхождения видов
- формирование значения работ
К. Линнея, Ж.Б. Ламарка

3

2

Верное нахождение путей
решения выполненных заданий
экспериментальным
способом.
Правильный подбор приборов,
оборудования.
Верное демонстрация умений и
знаний на рабочем месте
Точное выполнение заданий.
Соблюдение последовательности
при
решении задач
Точное выполнение заданий.
Соблюдение последовательности
при
решении задач
Знаниехозяйственной
деятельности людей
Умение формулировать
информацию о биологических
объектах
Верное нахождение путей
решения выполненных
заданий экспериментальным
способом.
Правильный подбор приборов,
оборудования.
Верное демонстрация умений и
знаний на рабочем месте
Верное нахождение путей
решения выполненных заданий
экспериментальным способом.
Правильный подбор приборов,
оборудования.
Верное демонстрация умений и
знаний на рабочем месте
Умение обосновывать
функционирование
биологических объектов
Точное выполнение заданий.
Соблюдение последовательности
при
решении задач
Знатьработы К. Линнея, Ж.Б.
Ламарка

Экспертная оценка
выполнения
практического
задания

Тестирование

Тестирование

Устный опрос
Устный опрос
Экспертная оценка
выполнения
практического
задания

Экспертная оценка
выполнения
практического
задания

Устный опрос
Тестирование

Устный опрос

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
17

Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не оценивается

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».