ОДп.09 ФИЗИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДп.09ФИЗИКА_

код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Входящий в состав УГС 34.00.00 «Сестринское дело»

код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: Медицинская сестра /медицинский брат

Дербент 2025

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательнойдисциплины ...................................................................... 4
2. Структураисодержание общеобразовательной дисциплины ..................... .13
3. Условияреализациипрограммы общеобразовательной дисциплины ........ 20
4. Контрольиоценкарезультатовосвоения общеобразовательнойдисциплины
.......................................................................................................................... 23

3

1.
Общая
характеристика
примерной
программыобщеобразовательнойдисциплины

рабочей

Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
(профессии/специальности)

В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательной дисциплиной на уровне среднего
общего образования. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводится три
зачетные единицы.
В зависимости от профессиональной направленности получаемой профессии /
специальности среднего профессионального образования преподаватель самостоятельно
определяет последовательность изучения и объем часов, отводимый на изучение отдельных
тем, а также может проводить лабораторные работы по своему усмотрению с учѐтом
имеющегося оборудования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:
 формирование
у
обучающихся
уверенности
в
ценности
образования,значимостифизическихзнанийдлясовременногоквалифицированногоспециалистапр
иосуществленииегопрофессиональнойдеятельности;
 формирование естественно-научной грамотности;
 овладениеспецифическойсистемойфизическихпонятий,терминологиейисимволикой;
 освоениеосновныхфизическихтеорий,законов,закономерностей;
 овладениеосновнымиметодаминаучногопознанияприроды,используемыми в физике
(наблюдение, описание, измерение, выдвижениегипотез,проведениеэксперимента);
 овладениеумениямиобрабатыватьданныеэксперимента,объяснятьполученныерезульта
ты,устанавливатьзависимостимеждуфизическимивеличинамивнаблюдаемомявлении,делатьвыв
оды;
 формирование умения решать физические задачи разныхуровнейсложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в
процессе
приобретения
знаний
с
использованием
различныхисточниковинформацииисовременныхинформационныхтехнологий;уменийформули
роватьиобосновыватьсобственнуюпозициюпоотношениюкфизическойинформации,получаемой
из разныхисточников;
 воспитаниечувствагордостизароссийскуюфизическуюнауку.
ОсвоениекурсаОД«Физика»предполагаетрешениеследующихзадач:
 приобретение
знанийофундаментальныхфизическихзаконах,лежащихвосновесовременнойфизическойкартины
мира,принципов действия технических устройств и производственных процессов, о
наиболееважных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние
наразвитиетехникиитехнологии;
 пониманиефизическойсущностиявлений,проявляющихсяврамкахпроизводственнойде
ятельности;
 освоениеспособовиспользованияфизическихзнанийдлярешенияпрактическихипрофесс
иональныхзадач,объясненияявленийприроды,производственныхитехнологическихпроцессов,пр
инциповдействиятехническихприборовиустройств,обеспечениябезопасностипроизводстваиохра
ныприроды;
4

 формированиеуменийрешатьучебнопрактическиезадачифизическогосодержаниясучѐтомпрофессиональнойнаправленности;
 приобретениеопытапознанияисамопознания;уменийставитьзадачиирешатьпроблемыс
учѐтомпрофессиональнойнаправленности;
 формированиеуменийискать,анализироватьиобрабатыватьфизическуюинформациюсу
чѐтомпрофессиональнойнаправленности;
 подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплины модулей
профессионального
цикла:
формирование
у
них
умений
и
опытадеятельности,характерныхдляпрофессий/должностейслужащихилиспециальностей,получ
аемыхвпрофессиональныхобразовательныхорганизациях;
 подготовкакформированиюобщихкомпетенцийбудущегоспециалиста:самообразовани
я,коммуникации,
проявления
гражданско-патриотической
позиции,
сотрудничества,принятиярешенийвстандартнойинестандартнойситуациях,проектирования,пров
еденияфизическихизмерений,эффективногоибезопасногоиспользованияразличныхтехническиху
стройств,соблюденияправилохранытрудаприработесфизическимиприборамииоборудованием.
Особенность
формирования
совокупности
задач
изучения
физики
длясистемысреднегопрофессиональногообразованиязаключаетсявнеобходимостиреализациипро
фессиональнойнаправленностирешаемыхзадач,учѐтаособенностейсферыдеятельностибудущихс
пециалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 смысл
понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
 смыслфизическихвеличин:скорость,ускорение,масса,сила,импульс,работа,
механическая
энергия,
внутренняя
энергия,
абсолютная
температура,средняякинетическаяэнергиячастицвещества,количествотеплоты,элементарныйэле
ктрическийзаряд;
 смыслфизическихзаконовклассическоймеханики,всемирноготяготения,сохраненияэне
ргии,импульсаиэлектрическогозаряда,термодинамики,электромагнитнойиндукции,фотоэффекта
;
 вкладроссийскихизарубежныхученых,оказавшихнаибольшеевлияниенаразвитиефизик
и;
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
 проводить наблюдения ,планировать и выполнять эксперименты,
 выдвигать гипотезы и строить модели,
 применятьполученныезнанияпофизикедляобъясненияразнообразныхфизическихявлен
ийисвойстввеществ;
 практически использовать физические знания;
 оценивать достоверность естественно-научно йинформации;
 использоватьприобретенныезнанияиумениядлярешенияпрактическихзадачповседневн
ойжизни,обеспечениябезопасностисобственнойжизни,рациональногоприродопользованияиохра
ныокружающейсреды.
 описыватьиобъяснятьфизическиеявленияисвойствател:свойствагазов,жидкостейитвердых
тел;электромагнитнуюиндукцию,распространениеэлектромагнитныхволн;волновыесвойствасвета;
излучениеипоглощениесветаатомом;фотоэффект;
 отличать гипотезы от научных теорий;
 делать выводы на основе экспериментальных данных;
 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
5

основой
для
выдвижения
гипотез
и
теорий,
позволяют
проверитьистинностьтеоретическихвыводов;физическаятеориядаетвозможностьобъяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
 приводитьпримерыпрактическогоиспользованияфизическихзнаний:законовмеханики,т
ермодинамикииэлектродинамикивэнергетике;различныхвидовэлектромагнитныхизлученийдляр
азвитиярадиоителекоммуникаций,квантовойфизикивсозданииядернойэнергетики,лазеров;
 восприниматьинаосновеполученныхзнанийсамостоятельнооцениватьинформацию,сод
ержащуюсявсообщенияхСМИ,Интернете,научно-популярныхстатьях.
 применятьполученныезнаниядлярешенияфизическихзадач;
 определятьхарактерфизическогопроцессапографику,таблице,формуле*;
измерятьрядфизическихвеличин,представляярезультатыизмеренийсучетомихпогрешност
ей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК (ОК указываются из
нового макета ФГОС СПО 2022года по профессии/специальности)

6

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Общие1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и

-сформировать представления о роли и месте
физики и астрономии в современной научной
картине мира, о системообразующей роли физики
в развитии естественных наук, техники и
современных технологий, о вкладе российских и
зарубежных ученых-физиков в развитие науки;
понимание физической сущности наблюдаемых
явлений микромира, макромира и мегамира;
понимание роли астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научнотехническом
развитии,
роли
физики
в
формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических
задач;
- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения
физической величины; решать качественные
задачи, выстраивая логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на изученные
законы, закономерности и физические явления;
- владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические
процессы
(связанными
с

1Указываются

формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
(предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022 для
базового и углубленного уровня обучения
2Дисциплинарные

7

проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной
и социальной практике

ОК02.Использовать
современные средства

В областиценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,

механическим движением, взаимодействием тел,
механическими колебаниями и волнами; атомномолекулярным строением вещества, тепловыми
процессами; электрическим и магнитным полями,
электрическим
током,
электромагнитными
колебаниями и волнами; оптическими явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и
атомного ядра, радиоактивностью); владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
позволяющими
характеризовать
процессы, происходящие на звездах, в звездных
системах, в межгалактической среде; движение
небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения механической энергии,
закон сохранения импульса, принцип
суперпозиции сил, принцип равноправности
инерциальных систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые
законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона,
закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения
энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, постулаты
Бора, закон радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей при
анализе физических явлений и процессов
- уметь учитывать границы применения изученных
физических моделей: материальная точка,
8

поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности

инерциальная система отсчета, идеальный газ;
модели строения газов, жидкостей и твердых тел,
точечный электрический заряд, ядерная модель
атома, нуклонная модель атомного ядра при
решении физических задач
- уметь формировать собственную позицию по
отношению к физической информации,
получаемой из разных источников, умений
использовать цифровые технологии для поиска,
структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации;
развитие умений критического анализа
получаемой информации

9

ОК03.Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы
с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий

- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин,
выбирая оптимальный способ измерения и
используя известные методы оценки погрешностей
измерений, проводить исследование зависимостей
физических величин с использованием прямых
измерений, объяснять полученные результаты,
используя физические теории, законы и понятия, и
делать выводы; соблюдать правила безопасного
труда при проведении исследований в рамках
учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и
лабораторного оборудования; сформированность
представлений о методах получения научных
астрономических знаний;
- овладеть (сформировать представления)
правилами записи физических формул рельефноточечной системы обозначений Л. Брайля (для
слепых и слабовидящих обучающихся)

10

ОК04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными

- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой
проблемы

11

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В областиэстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего физической науке;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств

- уметь распознавать физические явления
(процессы) и объяснять их на основе изученных
законов: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел,
движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, колебательное движение,
резонанс, волновое движение; диффузия,
броуновское движение, строение жидкостей и
твердых тел, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, связь средней кинетической
энергии теплового движения молекул с
абсолютной температурой, повышение давления
газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь
между параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация тел, взаимодействие
зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник
с током и движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение, преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света,
дисперсия света; фотоэлектрический эффект,
световое давление, возникновение линейчатого
спектра атома водорода, естественная и
12

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

В областиэкологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике
ПК 1.1. Проводить мероприятия В области планирование действий в окружающей
по сохранению и укреплению
среде на основе знания целей устойчивого развития
здоровья населения, пациента и человечества
его окружения.
ПК 3.2. Участвовать в оказании
медицинской помощи при
чрезвычайных ситуациях.

искусственная радиоактивность
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с
бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей
среде; понимание необходимости применения
достижений физики и технологий для
рационального природопользования

- владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические процессы

13

2. Структураисодержание общеобразовательной дисциплины
2.1Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
1.Основноесодержание

Объемв
часах
108
106

вт. ч.:
Теоретическое обучение

84

Лабораторные занятия

14

Практические занятия

8

Промежуточная аттестация(дифференцированный
зачет)

2

14

2.2.Тематическийпланисодержаниедисциплины«Физика»
Наименованиераз
деловитем
1
Введение.
Физикаиметоды
научногопознания

Тема1.1
Основы кинематики

Тема1.2
Основыдинамики

Тема1.3

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
часов
(проект) (если предусмотрены)
2
3
2
Содержаниеучебногоматериала:
Физика—фундаментальная наукаоприроде.Естественно-научный
методпознания,еговозможностииграницыприменимости.Экспериментитеориявпроцессепоз
нанияприроды.Моделированиефизическихявленийипроцессов.Рольэкспериментаитеории
впроцессепознанияприроды.Физическаявеличина.Физическиезаконы.Границы
применимостифизическихзаконовитеорий.Принципсоответствия.Понятиеофизическойкарти
немира.Погрешностиизмеренийфизическихвеличин
Раздел1.Механика
12
4
Содержаниеучебногоматериала:
Механическоедвижениеиеговиды.Материальнаяточка.Скалярныеивекторныефизическиевел
ичины.Относительностьмеханическогодвижения.Системаотсчета.Принципотносительности
Галилея.Траектория.Путь.
Перемещение.Равномерноепрямолинейноедвижение.Скорость.Уравнениедвижения.
Мгновеннаяисредняяскорости. Ускорение.Прямолинейное движение
спостояннымускорением.Движениеспостояннымускорениемсвободногопадения.
Равномерноедвижениеточкипо окружности, угловаяскорость.
Центростремительноеускорение.Кинематикаабсолютнотвердоготела
4
Содержаниеучебногоматериала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе.Силатяжестиисилавсемирноготяготения.Законвсемирноготяготения.Перваякосмич
ескаяскорость.ДвижениепланетималыхтелСолнечнойсистемы.Вес.
Невесомость.Силыупругости.Силытрения
4
Содержаниеучебногоматериала:

Формируемыеобщие
ипрофессиональные
компетенции
4
ОК03
ОК05

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК1.1., ПК 3.2.

15

Законы сохранения
вмеханике

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическаяработаимощность.Кинетическаяэнергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения
механической
энергии.
Работасилытяжестиисилыупругости.Применениезаконовсохранения.Использованиезаконов
механикидляобъяснениядвижениянебесныхтелидляразвития космических исследований,
границы применимости классической механики
Раздел2.Молекулярнаяфизикаи термодинамика
Тема2.1
Содержаниеучебногоматериала:
Основы молекулярно- Основныеположениямолекулярно-кинетическойтеории.Размерыимассамолекулиатомов.
кинетической теории
Броуновское
движение.
Строениегазообразных,жидкихитвердыхтел.Идеальныйгаз.Давлениегаза.Основноеуравнен
иемолекулярно-кинетическойтеориигазов.Температураиееизмерение. Абсолютный нуль
температуры.
Термодинамическая
шкала
температуры.Температуразвезд.
Скоростидвижениямолекулиихизмерение.
Уравнениесостоянияидеальногогаза.Изопроцессыиихграфики.Газовые законы
Лабораторныеработы:
1.Изучениеодного из изопроцессов
Тема 2.2
Содержаниеучебногоматериала:
Основы термодинамики Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового
баланса.
Первоеначало
термодинамики.
Адиабатный
процесс.
Второеначалотермодинамики.Тепловыедвигатели.КПДтепловогодвигателя.Охранаприрод
ы
Тема 2.3
Содержаниеучебногоматериала:
Агрегатные
Испарениеиконденсация.Насыщенныйпариегосвойства.Относительная влажность воздуха.
состояниявеществаи
Приборыдля
определения
влажности
фазовые
воздуха.Кипение.Зависимостьтемпературыкипенияотдавления.Характеристикажидкого
переходы
состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание.
Капиллярныеявления.Характеристикатвердогосостояния
вещества.
Кристаллическиеи
аморфные тела
Лабораторныеработы:
2. Определениевлажностивоздуха
Контрольнаяработа№1«Молекулярнаяфизикаитермодинамика»

Тема3.1

Раздел3.Электродинамика
Содержаниеучебногоматериала:

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК1.1., ПК 3.2.

20
4

2
6

4

2
2
32
6

ОК01
ОК02
ОК03
16

Электрическое поле

Электрическиезаряды.Элементарныйэлектрическийзаряд.Законсохранениязаряда.ЗаконКул
она.Электрическоеполе.Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции
полей.
Проводники
вэлектрическомполе.Диэлектрикивэлектрическомполе.Поляризациядиэлектриков.Потенци
ал.Разностьпотенциалов.Эквипотенциальныеповерхности.Связьмеждунапряженностьюира
зностьюпотенциаловэлектрическогополя.Электроемкость.Конденсаторы.Энергиязаряженн
огоконденсатора.Применениеконденсаторов

Содержаниеучебногоматериала:
Условия,необходимыедлявозникновенияиподдержанияэлектрическоготока.Силатока.
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
последовательное
соединение
проводников.
Работаимощностьпостоянноготока.ТепловоедействиетокаЗаконДжоуля—
Ленца.Электродвижущаясилаисточникатока.ЗаконОмадляполнойцепи
Лабораторныеработы:
3. Изучениезаконовпоследовательногоипараллельногосоединенийпроводников.
4. ИзмерениеЭДСивнутреннегосопротивленияисточникатока
Тема
Содержаниеучебногоматериала:
3.3Электрический ток Электрическийтоквметаллах,вэлектролитах,газах,ввакууме.
в различных средах
Электролиз.ЗаконэлектролизаФарадея.Видыгазовыхразрядов.Термоэлектроннаяэмиссия.П
лазма.Электрическийтоквполупроводниках.Собственнаяипримеснаяпроводимости.Рnпереход.Полупроводниковыеприборы. Применениеполупроводников

ОК04
ОК05
ОК07
ПК1.1., ПК 3.2.

Тема3.2
Законы постоянного
тока

Тема3.4
Магнитное поле

Содержаниеучебногоматериала:
Векториндукциимагнитногополя.Взаимодействие
токов.
СилаАмпера.ПрименениесилыАмпера.Магнитныйпоток.Действиемагнитногополянадвижу
щийсязаряд.СилаЛоренца.ПрименениесилыЛоренца.Магнитные
свойствавещества.Солнечная активность и еѐ влияние на Землю. Магнитные бури
Тема
Содержаниеучебногоматериала:
3.5Электромагнитна
Явлениеэлектромагнитнойиндукции.Законэлектромагнитнойиндукции.
яиндукция
ПравилоЛенца.Вихревое
электрическое
поле.
ЭДС
индукции
в
движущихсяпроводниках.Явлениесамоиндукции.Индуктивность.Энергия
магнитногополятока. Электромагнитноеполе
Лабораторныеработы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольнаяработа№2«Электрическоеполе.Законыпостоянноготока. Магнитноеполе.Электромагнитнаяиндукция»

6

2
2
4

4

4

2
2
17

Тема
4.1Механические
колебания и волны

Тема
4.2Электромагнитныек
олебанияиволны

Тема5.1
Природа света

Тема5.2
Волновые свойства
света

Раздел4.Колебания иволны
Содержаниеучебногоматериала:
Гармоническиеколебания.Свободныемеханическиеколебания.Превращениеэнергииприкол
ебательномдвижении.Математический
маятник.
Пружинный
маятник.Вынужденныемеханическиеколебания. Резонанс.
Поперечныеипродольныеволны.Характеристикиволны.Звуковыеволны.Ультразвуки
егоприменение
Содержаниеучебногоматериала:
Свободные
электромагнитные
колебания.
Превращение
энергии
в
колебательномконтуре.Периодсвободныхэлектрическихколебаний.ФормулаТомсона.Затух
ающиеэлектромагнитныеколебания.Вынужденныеэлектрическиеколебания.Переменныйто
к. Резонансвэлектрическойцепи.Генераторпеременноготока.Трансформаторы.Получение,
передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитныеволны.Свойства электромагнитных
волн.Открытыйколебательныйконтур. Опыты Г. Герца.ИзобретениерадиоА.С. Поповым.
Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитныхволн
Раздел5.Оптика
Содержаниеучебногоматериала:
Точечныйисточниксвета.Скоростьраспространениясвета.Законыотраженияипреломлениясв
ета.ПринципГюйгенса.
Солнечные
и
лунные
затмения.
Полноеотражение.Линзы.Построениеизображениявлинзах.Формулатонкойлинзы.Увеличен
иелинзы.Глазкакоптическая система.Оптическиеприборы.Телескопы
Лабораторныеработы:
6.Определениепоказателяпреломлениястекла
Содержаниеучебногоматериала:
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках.Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция
света.Дифракциянащеливпараллельныхлучах.Дифракционнаярешетка.Поляризацияпопере
чныхволн.Поляризациясвета.Поляроиды.Дисперсиясвета.Видыизлучений.Видыспектров.С
пектрыиспускания.Спектрыпоглощения.Спектральныйанализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовоеизлучение.Инфракрасноеизлучение.Рентгеновскиелучи.Ихприродаисвой
ства.Шкала электромагнитныхизлучений
Лабораторныеработы:
7. Определениедлинысветовойволныспомощьюдифракционнойрешетки

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07

10
4

6

16
4

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ПК1.1., ПК 3.2.

2
4

2
18

Контрольнаяработа№3«Колебания иволны. Оптика»
Движениесоскоростьюсвета.Постулатытеорииотносительностииследствияизних.Инвариант
Тема5.3
Специальная
ностьмодуляскоростисветаввакууме.Энергияпокоя.Связьмассыиэнергии
теорияотносительности Свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел6.Квантовая физика
Тема6.1
Содержание учебногоматериала:
Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка.Тепловоеизлучение.Корпускулярноволновойдуализм.Фотоны.ГипотезадеБройляоволновыхсвойствахчастиц.Давление света.
Химическое действие света.Опыты П.Н. Лебедеваи Н.И.
Вавилова.Фотоэффект.УравнениеЭйнштейнадляфотоэффекта.Применениефотоэффекта
Тема 6.2
Содержаниеучебногоматериала:
Физика атома
Развитиевзглядовнастроениевещества.
Модели
строения
атомного
иатомногоядра
ядра.Ядернаямодельатома.ОпытыЭ. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору.
Квантовые постулаты Бора.Лазеры.Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные
превращения.
Способынаблюденияирегистрациизаряженныхчастиц.Строениеатомногоядра.Дефектмассы
,энергиясвязииустойчивостьатомныхядер.Ядерныереакции.Ядернаяэнергетика.Энергетиче
скийвыходядерныхреакций.Искусственнаярадиоактивность.Делениетяжелыхядер.Цепнаяя
дернаяреакция.Управляемаяцепнаяреакция.Ядерныйреактор.Термоядерный
синтез.
Энергия
звезд.
Получениерадиоактивныхизотопови
ихприменение.Биологическоедействиерадиоактивныхизлучений.Элементарные частицы
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7.Строение Вселенной
Тема 7.1
Содержаниеучебногоматериала:
Строение Солнечной Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
системы
Тема 7.2
Содержаниеучебногоматериала:
Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звѐзд. Классификация звѐзд. Звѐзды и источники их энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Лабораторные работы:
8. Изучение карты звездного неба
Промежуточнаяаттестация: дифференцированныйзачет
Всего:

2
2

10
4

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК1.1., ПК 3.2.

4

2
6
2

2

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК1.1., ПК 3.2.

2
2
108

19

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечениюРеализацияпрограммыдисциплинытребуетналичияучебногока
бинетафизики.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Цифроваялабораторияпофизикедляучителя;
2.
Цифроваялабораторияпофизикедляученика;
3.
Весытехническиесразновесами;
4.
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.
Комплект для лабораторного практикума по механике;
6. Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по электричеству(с генератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой
энергии, био-, механической и термоэлектрическойэнергетики);
9.
Амперметр лабораторный;
10. Вольтметр лабораторный;
11. Колориметр с набором калориметрических тел;
12. Термометрлабораторный;
13. Комплектдляизученияосновмеханики,пневматикиивозобновляемыхисточниковэнергии;
14. Барометр-анероид;
15. Блокпитаниярегулируемый;
16. Веб-камеранаподвижномштативе;
17. Видеокамерадляработысоптическимиприборами;
18. Генераторзвуковой;
19. Гигрометр(психрометр);
20. Грузнаборный;
21. Динамометрдемонстрационный;
22. Комплектпосудыдемонстрационнойспринадлежностями;
23. Манометржидкостнойдемонстрационный;
24. Метрдемонстрационный;
25. Микроскопдемонстрационный;
26. НасосвакуумныйКомовского;
27. Столикподъемный;
28. Штативдемонстрационныйфизический;
29. Электроплитка;
30. Набордемонстрационныйпомеханическимявлениям;
31. Набордемонстрационныйподинамикевращательного движения;
32. Набордемонстрационныйпомеханическимколебаниям;
33. Набордемонстрационныйволновыхявлений;
34. ВедеркоАрхимеда;
20

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

МаятникМаксвелла;
Набортелравногообъема;
Набор телравноймассы;
Прибордлядемонстрацииатмосферногодавления;
Призма,наклоняющаясясотвесом;
Рычагдемонстрационный;
Сосудысообщающиеся;
Стаканотливнойдемонстрационный;
ТрубкаНьютона;
ШарПаскаля;
Набордемонстрационныйпомолекулярнойфизикеитепловым явлениям;
Набордемонстрационныйпогазовымзаконам;
Наборкапилляров;
Трубкадлядемонстрацииконвекциивжидкости;
Цилиндрысвинцовыесостругом;
Шарскольцом;
Высоковольтныйисточник;
ГенераторВан-де-Граафа;
Дозиметр;
Камертонынарезонансныхящиках;
Комплектприборовипринадлежностейдлядемонстрациисвойствэлектромагнитныхволн;
Комплектприборовдляизученияпринциповрадиоприемаи радиопередачи;
Комплектпроводов;
Магнитдугообразный;
Магнитполосовойдемонстрационный;
Машинаэлектрофорная;
Маятникэлектростатический;
НаборпоизучениюмагнитногополяЗемли;
Набордемонстрационныйпомагнитномуполюкольцевыхтоков;
Набордемонстрационныйпополупроводникам;
Набордемонстрационныйпопостоянномутоку;
Набордемонстрационныйпоэлектрическомутокуввакууме;
Набордемонстрационныйпоэлектродинамике;
Набордлядемонстрациимагнитныхполей;
Набордлядемонстрацииэлектрическихполей;
Трансформаторучебный;
Палочкастеклянная;
Палочкаэбонитовая;
ПриборЛенца;
Стрелкимагнитныенаштативах;
Султанэлектростатический;
Штативыизолирующие;
Электромагнитразборный;
21

78. Набордемонстрационныйпогеометрическойоптике;
79. Набордемонстрационныйповолновойоптике;
80. Спектроскопдвухтрубный;
81. Наборспектральныхтрубоксисточникомпитания;
82. Установкадляизученияфотоэффекта;
83. НабордемонстрационныйпопостояннойПланка;
84. Комплектнаглядныхпособийдляпостоянногоиспользования;
85. Комплектпортретовдляоформлениякабинета;
86. Комплектдемонстрационныхучебныхтаблиц.
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях могут
проводиться в имеющихся в образовательной организации мастерских или лабораториях.
3.2. Информационноеобеспечениеобучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента
издания.
2.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательнойдисциплиныпредставлены в методических рекомендациях по организации
обучения.

1. Рекомендуемые

печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины
Основные источники:
1.
Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 10 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 416с.
2.
Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 11 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 399с.
Дополнительные источники:
3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2019. - 448 с.
Перечень Интернет-ресурсов:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30
2. КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/
3. Открытая
физика.
–
Режим
доступа:
http://www.physics.ru/courses/
op25part2/design/index.htm
4. Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /
5. Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/
6. Физика.ru. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
7. ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /
Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/

22

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и
приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с
предметными результатами.
Коди наименование
Формируемых компетенций
ОК01.Выбиратьспособы
решениязадачпрофессиональнойдеятел
ьностиприменительнокразличным
контекстам

ОК 02.
Использоватьсовременныесредствапо
иска, анализаиинтерпретации
информации
иинформационныетехнологиидля
выполнения задачпрофессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать
иреализовыватьсобственноепрофес
сиональноеиличностноеразвитие,п
редпринимательскуюдеятельность
впрофессиональнойсфере,использо
вать знания пофинансовой
грамотности
вразличныхжизненных
ситуациях
ОК 04.
Эффективновзаимодействовать и
работатьвколлективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных

Раздел/Тема
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3., 3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

Тип оценочных
мероприятий

-

устныйопрос;

- фронтальныйопрос;
- оценкаконтрольныхр
абот;
- наблюдение заходом
выполнениялабораторны
хработ;
- оценкавыполненияла
бораторныхработ;
- оценкапрактических
работ
(решениякачественных,р
асчетных задач);
- оценка
тестовыхзаданий;
- наблюдение заходом
выполненияиндивидуаль
ныхпроектов и
оценкавыполненныхпро
ектов;
- оценкавыполнениядо
машнихсамостоятельны
хработ;
- наблюдение
иоценкарешениякейсзадач;
- наблюдение и оценка
деловой игры;
- Дифференцированны
й зачет

23

ситуациях
ПК 1.1. Проводить мероприятия по
сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 3.2. Участвовать в оказании
медицинской помощи при
чрезвычайных ситуациях.

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».