ОДб.07 ГЕОГРАФИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДб.07 ГЕОГРАФИЯ__
код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Входящий в состав УГС 34.00.00 «Сестринское дело»

код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: Медицинская сестра /медицинский брат

Дербент 2025

2

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География» ................................................ 5
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 22
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...... 374
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины.......................................................................................................... 405

4

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
(профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
В основу содержания географии положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления
о роли России в современном мире.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: воспитание
чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения
культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, с
ролью России как составной части мирового сообщества; воспитание
экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам
взаимодействия
человека
и
общества;
формирование
системы
географических знаний как компонента научной картины мира, завершение
формирования основ географической культуры; развитие познавательных
интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение
опыта
разнообразной
деятельности,
направленной
на достижение целей устойчивого развития.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по
профессии/специальности)
5

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать

1

2

Дисциплинарные2
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина.

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб)
нумеруются в соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.).

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;

Дисциплинарные2
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб
4.
Владеть
географической
7

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике

ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения задач профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания

Дисциплинарные2
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах
взаимодействия
природы
и
общества, о природных и социальноэкономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных
путей решения глобальных проблем
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
8

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением

Дисциплинарные2
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов:
определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать
обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических
процессах
и
явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
9

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности

ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой

В
области
духовно-нравственного
воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,

Дисциплинарные2
сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и
явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и
другим
источникам
географической
информации качественные и количественные
показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления; определять и
находить
в
комплексе
источников
недостоверную
и
противоречивую
географическую информацию для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
10

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

грамотности в различных жизненных ориентируясь на морально-нравственные
ситуациях
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и

Дисциплинарные2
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач

11

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

Дисциплинарные2

культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб
4.
Владеть
географической
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
терминологией
и
системой
базовых
-овладение
навыками
учебно- географических понятий, умение применять
12

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

Дисциплинарные2

исследовательской, проектной и социальной социально-экономические
деятельности;
решения учебных и
Овладение
универсальными ориентированных задач
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других

понятия
для
(или) практико-

13

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста

Планируемые результаты
Общие

1

людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:

Дисциплинарные2

ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
14

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,

Дисциплинарные2
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
15

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

экологической
культуры,
способности
ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;

Дисциплинарные2
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
16

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее
многонационального
народа
России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной

Дисциплинарные2
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач

17

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях

Планируемые результаты
Общие

1

деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;

Дисциплинарные2

ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
18

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

Дисциплинарные2
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
19

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

Дисциплинарные2
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов:
оценивать
географические
факторы,
определяющие
сущность
и
динамику
важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов;
оценивать
20

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

ОК 09. Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и
документацией на государственном и личностному развитию;
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной

Дисциплинарные2
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
21

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных
и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

Дисциплинарные2
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
22

Код и наименование формируемых
компетенций

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную
окружающую среду.

Планируемые результаты
Общие

1

Дисциплинарные2

социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
овладение
навыками
учебно- использовать географические знания о
исследовательской, проектной и социальной мировом хозяйстве и населении мира, об
деятельности;
особенностях взаимодействия природы и
В области ценности научного познания:
общества для решения учебных и (или)
сформированность
мировоззрения, практико-ориентированных задач;
соответствующего современному уровню
развития,
способствующего
осознанию
своего места в поликультурном мире;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития,
способствующего
осознанию
23

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

1

Дисциплинарные2

своего места в поликультурном мире;
ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
жизни.
-овладение навыками
учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты
совместной работы; - координировать и
выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным

выбирать и использовать источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве

24

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах*
72

Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

практические занятия

26

*Профессионально ориентированное
прикладного модуля)

содержание

(содержание

16*

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Индивидуальный проект (да/нет)**

-

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

* Профессионально ориентированное содержание может быть распределено по разделам
(темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль
** Если предусмотрен индивидуальный проект по дисциплине, программа по его реализации
разрабатывается отдельно

25

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Основное содержание
Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
Географические
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
прогнозы.
направления
географических
исследований.
Источники
географической
Географическая
информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
культура
географических исследований.
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей
разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Географическая среда.
Теоретическое обучение
Естественный и
1. Географическая среда как геосистема; факторы, еѐ формирующие и изменяющие.
антропогенный
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, еѐ изменение
ландшафты
во времени. Географическая и окружающая среда.
2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного
и культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проблемы
Теоретическое обучение
взаимодействия
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня

2
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

12
4

2

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 03
26

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
человека и природы
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
Практическое занятие
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения
(исследования)
Тема 2.3. Природные
Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение
природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью,
газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные
ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и
Теоретическое обучение

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2

2
2
2

ОК 02
ОК 04
27

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
геополитика.
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
Классификация и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
типология стран мира
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
2. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств
мира, унитарное и федеративное государственное устройство
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность
Содержание учебного материала
и воспроизводство
Теоретическое обучение
населения.
1. Численность населения мира и динамика еѐ изменения. Теория демографического
Состав и структура
перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с
населения
различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и еѐ
направления в странах различных типов воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в
странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический
состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции
ОК 09

12
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 09

4

№ 4. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
28

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 5. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Размещение населения. Теоретическое обучение
Качество жизни
1. Географические особенности размещения населения и факторы, его
населения
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, еѐ особенности в
странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и
мегалополисы мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный
показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
№ 6. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
№ 7. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
мирового хозяйства.
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового
Международное

хозяйства.
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 09

4

18
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
29

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъѐм
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
часов
(при наличии)
географическое
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
разделение труда
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в еѐ формировании.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 8. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
2
постиндустриальных стран
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
2
Международная
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
2
экономическая
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой
интеграция
экономики и еѐ влияние на хозяйство стран разных социально- экономических
типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 5.3.
Содержание учебного материала (профессионально ориентированное)*
12
География главных
Теоретическое обучение
6
отраслей мирового
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных
хозяйства. Влияние
ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
мирового хозяйства на
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
уровень медицинского
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
обслуживание по
страны-производители, экспортѐры и импортѐры нефти, природного газа и угля.
странам
Организация стран-экспортѐров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
Промышленность мира. изменяющие еѐ географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
Пищевая и легкая
«зелѐная энергетика»
промышленность.
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и еѐ
Производство лекарств. географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с

Формируемые
компетенции

ПК 3.2.

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 3.2.

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 3.2.

30

Наименование
разделов и тем

Сфера нематериального
производства. Сфера
медицинского
обслуживания

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чѐрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортѐры стали, меди и
алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на
окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чѐрных и
цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортѐры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортѐры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортѐры и
импортѐры. Роль России как одного из главных экспортѐров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортѐры и импортѐры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

31

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных
финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия3*

№ 9. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объѐмов
потребление и связь электроэнергии с ростом производства лекарственных средств.
№ 10. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира.
лекарственных средств
№ 11. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортѐры и импортѐры
продовольствия лекарственных средств»
Основное содержание
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка,
Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика.
Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

6

20
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

3

* объем часов на практические занятия по теме 5.3 распределяется образовательной организацией самостоятельно в зависимости от профильной отрасли реализуемой
профессии/специальности СПО.

32

Наименование
разделов и тем

Тема 6.2. Зарубежная
Азия

Тема 6.3.
Америка

Тема 6.4.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 12. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии). Современные экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№ 13. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных
видов продукции
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие
черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов. Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие
№ 14. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт
Содержание учебного материала

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
4
33

Наименование
разделов и тем
Африка.
Австралия и Океания

Тема 6.5.
Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Теоретическое обучение
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономикогеографического положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономикогеографическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 15. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России*
Практическое занятие

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 3.2.
2
34

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 16. Изменение направления международных экономических связей России в
новых геоэкономических и геополитических условиях*
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
проблемы человечества Теоретическое обучение
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
еѐ возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику.
Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации
земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения
Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых
ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем
Практическое занятие
№ 19. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников географической информации и участия

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

4
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2
35

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
России в их решении

Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего

Объѐм
часов

Формируемые
компетенции

2
72 часа

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических
и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.

36

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Географии.
Эффективность преподавания курса географии зависит от наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется
особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и
практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
атласов, карта мира, контурных карт и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных
видов оценочных средств, промежуточной аттестации и др.);
- информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебно-методические комплекты
(УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть
дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и
другой литературой по вопросам географического образования;
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная
доска, выход в локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программ СПО на базе основного общего образования.
1. Основные источники:
1. Ю.Н. Гладкий В.В. Николина География 10 -11 кл. Москва «Просвещение»
- 2024 г.
2. Баранчиков Е.В. География: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. – 8-е изд., испр. — М., Издательский центр «Академия», 2021.
37

3. Козаренко А.Е., Шульгина О.В., Самусенко Д.Н. География. - Инфра-М,
2020. – 313 с.
4. Коломиец А.В., Сафонов А.А. География для колледжей: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и
др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 372 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-12383-8. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/458702
5. Лобжанидзе А.А. География: учебник для СПО. - ООО
«Профобразование», Саратов, 2019. – 213 с. - ISBN: 978-5-4488-0571-4
6. Лукьянова Н. С. География. – М.: КноРус, 2022. – 234 с.

2. Дополнительные источники:
1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География. Практикум: учебное пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд. стер. — М.,
Издательский центр «Академия», 2020.
4. География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
5. География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство
«Школьная пресса».
6. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. —
М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
7. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. —
М., «Просвещение», 2022.
8. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс.
— М., «Просвещение», 2022.
9. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. —
М. «Русское слово», 2021.
10. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы.
Учебник — М., ДРОФА, корпорация «Российский учебник», 2019.
11. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М.,
«Просвещение», 2018.
12. Новая географическая картина мира. Ч. 1: учебное пособие / под ред. В.
А. Колосова, Д. В. Зайца. — М.: Дрофа, 2020. — 319 с.
13. Новая географическая картина мира. Ч. 2: учебное пособие / под ред. В.
А. Колосова, Д. В. Зайца. — М.: Дрофа, 2020. — 287 с.
38

16. Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учебное пособие студ.
учреждений сред.проф. образования. – 2 изд., стер. — М., Издательский
центр «Академия», 2018.
18. Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., ДРОФА,
2021.
19. Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М.,
ДРОФА, 2021.
3. Интернет-ресурсы:
1. https://www.rgo.ru/ru - сайт Русского Географического общества
2. https://rosstat.gov.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
3.
www.school-collection.edu.ru
«Единая
коллекции
цифровых
образовательных ресурсов»
4. https://nationalatlas.ru/ - Национальный Атлас России
5. http://www.krugosvet.ru/countries.htm - Энциклопедия Кругосвет.
Справочник по странам мира и регионам
6. http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm - Россия как система. Комплексный
аналитический web-атлас (общая информация, аналитический материал,
картосхемы, приложения)
7. http://unstats.un.org/unsd/ - Статистическая база данных ООН
8. http://priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России»
9. http://www.ocean.ru/ - сайт Института океанологии им. П.П. Ширшова
Российской академии наук
10. http://www.geo.historic.ru/ - Страны мира: географический справочник
11. http://kontur-map.ru/ - Контурные карты по географии и истории

39

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей

Раздел/Тема
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 5.1– 5.3
Тема 7.1

Тип оценочных
мероприятий

тестирование
кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам
раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме тестирования

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

40

социального и культурного
контекста
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
ПК 3.2. Пропагандировать
здоровый образ жизни.

Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2

Профессиональноориентированное содержание

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».