МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование специальности
38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Входящий в состав УГС 38.00.00 «Информационная и вычислительная техника»
код и наименование укрупненной группы специальностей
Квалификация выпускника: Операционный логист
Дербент 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 06
ОК 07
Умения
Знания
пользоваться первичными средствами
пожаротушения;
применять правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера и при угрозе
террористического акта;
обеспечивать устойчивость объектов
экономики;
прогнозировать развитие событий и
оценку последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму;
применять правила поведения и
действия по сигналам гражданской
обороны;
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по
специальности;
определять виды Вооруженных Сил,
рода войск;
ориентироваться в воинских званиях
военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации;
владеть общей физической и строевой
подготовкой;
пользоваться знаниями в области
обязательной подготовки граждан к
военной службе;
основы
пожаробезопасности
и
электробезопасности;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
задачи
и
основные
мероприятия
гражданской обороны;
основы военной службы и обороны
государства;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на
нее в добровольном порядке;
область
применения
получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей
военной
службы;
основы оказания первой доврачебной
демонстрировать основы оказания
первой
доврачебной
помощи
пострадавшим;
оказывать
первую
медицинскую
помощь в различных ситуациях;
осуществлять
профилактику
инфекционных заболеваний;
определять показатели здоровья и
оценивать физическое состояние;
составлять индивидуальные карты
здоровья с режимом дня, графиком
питания
помощи пострадавшим;
общие
характеристики
поражений
организма человека от воздействия
опасных факторов;
классификация и общие признаки
инфекционных заболеваний;
основы здорового образа жизни
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
Объем в часах
68
-
в т. ч.:
теоретическое обучение
46
практические занятия
20
Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация
2
1
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1.
Чрезвычайные
ситуации мирного
времени и защита от
них
Тема 1.2.
Способы защиты
населения от оружия
массового поражения
2
Содержание учебного материала
Цели и задачи изучения дисциплины. Понятие и общая классификация
чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера. Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Терроризм и
меры
по
его
предупреждению.
Основы
пожаробезопасности
и
электробезопасности
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера
Практическое занятие № 2. Правила безопасного поведения при угрозе
террористического акта
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Ядерное оружие и его поражающие факторы. Действия населения в очаге
ядерного поражения. Химическое оружие и его характеристика. Действия
населения в очаге химического поражения. Средства индивидуальной защиты
населения
Биологическое оружие и его характеристика. Действие населения в очаге
биологического поражения. Защита населения при радиоактивном и
химическом заражении местности. Средства коллективной защиты населения
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Правила поведения и действия в очаге химического
и биологического поражения
Практическое занятие № 4. Использование средств индивидуальной защиты от
поражающих факторов при ЧС
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Объем, ак. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
3
22/10
Коды компетенций
и личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
8/4
4
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
2
–
8/4
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
4
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Организационные и
Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Единая
правовые основы
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
обеспечения
ситуаций (РСЧС). Государственные службы по охране здоровья и безопасности
безопасности
граждан
жизнедеятельности в Понятие и основные задачи гражданской обороны. Организационная структура
чрезвычайных
гражданской обороны. Основные мероприятия, проводимые ГО. Действия
ситуациях
населения по сигналам
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Правила поведения и действия по сигналам
гражданской обороны
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки
Модуль «Основы военной службы» (для юношей)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основы военной
Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российской
безопасности
Федерации, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы
Российской
граждан
Федерации
Организация обороны Российской Федерации
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Общая физическая и строевая подготовка
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Вооруженные Силы
Русская военная сила – от княжеских дружин до ракетно-космических войск.
Российской
Назначение и задачи Вооруженных Сил
Федерации
Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами
Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 гг
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 7. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их
создания, их основные задачи
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Воинская
Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет граждан. Призыв
обязанность в
граждан на военную службу
Российской
Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их
Федерации
на воинский учет и при призыве на военную службу
–
6/2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
2
–
46/10
46/10
8/2
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
2
–
8/2
6
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
–
10/2
8
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 8. Обязательная подготовка граждан к военной
службе
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Символы воинской
Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевые
чести. Боевые
традиции Вооруженных сил РФ
традиции
Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной
Вооруженных Сил
службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
России
Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 9. Воинские звания и военная форма одежды
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Организационные и
Военная служба – особый вид государственной службы. Воинские должности и
правовые основы
звания военнослужащих. Правовой статус военнослужащих
военной службы в
Права
и
обязанности
военнослужащих.
Социальное
обеспечение
Российской
военнослужащих. Начало, срок и окончание военной службы. Увольнение с
Федерации
военной службы
Прохождение военной службы по призыву. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 10. Общая физическая и строевая подготовка
Самостоятельная работа обучающихся
Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Общие правила
Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика поражений организма
оказания первой
человека от воздействия опасных факторов. Общие правила и порядок оказания
помощи
первой медицинской помощи
Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма
Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при
различных повреждениях
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Первая помощь при отсутствии сознания, при
остановке дыхания и отсутствии кровообращения (остановке сердца)
2
2
–
8/2
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
2
–
10/2
8
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
2
–
46/10
22/6
16
6
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
Практическое занятие № 7. Первая помощь при наружных кровотечениях, при
травмах различных областей тела
Практическое занятие № 8. Первая помощь при ожогах и воздействии высоких
температур, при воздействии низких температур
Практическое занятие № 9. Первая помощь при попадании инородных тел в
верхние дыхательные пути, при отравлениях
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Профилактика
Из истории инфекционных болезней. Классификация инфекционных
инфекционных
заболеваний. Общие признаки инфекционных заболеваний
заболеваний
Воздушно-капельные инфекции. Желудочно-кишечные инфекции. Пищевые
отравления бактериальными токсинами
Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 10. Правила госпитализации инфекционных больных
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Обеспечение
Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ жизни и его
здорового образа
составляющие
жизни
Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Вредные привычки.
Факторы риска. Понятие об иммунитете и его видах
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 11. Составление индивидуальных карт здоровья с
режимом дня, графиком питания с возможностью отслеживать свои показания
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
1
1
2
–
14/2
12
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
2
2
–
10/2
8
2
2
–
2
68
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06, ОК 07
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет
«Безопасности
жизнедеятельности»,
оснащенный
оборудованием: доска учебная, рабочее место преподавателя, столы, стулья (по
числу обучающихся), техническими средствами: компьютер с доступом к
интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия; комплекты
индивидуальных средств защиты; робот-тренажѐр для отработки навыков
первой доврачебной помощи; контрольно-измерительные приборы и приборы
безопасности; огнетушители порошковые (учебные); огнетушители пенные
(учебные); огнетушители углекислотные (учебные); устройство отработки
прицеливания; учебные автоматы АК-74; винтовки пневматические;
медицинская аптечка с техническими средствами обучения; войсковой прибор
химической разведки (ВПХР); рентгенметр ДП-5В.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий
в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими
изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для спо / Н. В. Горькова, А. Г.
Фетисов, Е. М. Мессинева, Н. Б. Мануйлова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2022. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-9372-2. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193389
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В.
П. Соломина. – Москва : Юрайт, 2021. – 399 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534-02041-0. – Текст : непосредственный.
3. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В.
П. Соломина. – Москва : Юрайт, 2021. – 399 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534-02041-0. – Текст : электронный // Электронная библиотечная
система Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469524.
4. Безопасность жизнедеятельности. Практикум : учебное пособие / В. А.
Бондаренко, С. И. Евтушенко, В. А. Лепихова – Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРАМ, 2019. – 150 с. – Текст: электронный. – ISBN 978-5-16-107123-6. – URL:
https://znanium.com/catalog/product/995045.
5. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей
среды (техносферная безопасность) в 2 ч.: учебник для среднего
профессионального образования / С. В. Белов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Юрайт, 2020. — 350 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-99169962-4. – Текст : непосредственный.
6. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей
среды (техносферная безопасность) в 2 ч.: учебник для среднего
профессионального образования / С. В. Белов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 350 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-9916-9962-4. – Текст : электронный // Электронная библиотечная система
Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453161.
7. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум : учебное
пособие / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – Москва: КноРус, 2021. – 156 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN : 978-5-406-08196-9. – Текст :
непосредственный.
8. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л.
Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 c. — ISBN 978-5-44880820-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/93574
9. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Мисюк. – 3-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 499 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-00398-7. – Текст : непосредственный.
10. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Мисюк. – 3-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 499 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-00398-7. – Текст : электронный // Электронная библиотечная система
Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433458.
11. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на
производстве : учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. — Саратов, Москва :
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-0964-4,
978-5-4497-0809-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система
IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/100492.html. — Режим
доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/100492
12. Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и
оказание первой помощи при неотложных состояниях) : учебное пособие ; под ред.
И. В. Гайворонского / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский,
С. В. Виноградов — 3е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2021. —
311 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-299-01110-4. – Текст :
непосредственный.
13. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019
3.2.2. Дополнительные источники
1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск:
Сибирское университетское издательство, 2017. – 214 c.
2. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и
информационный журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
3. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие /
Бондаренко В.А., Евтушенко С.И., Лепихова В.А. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ
ИНФРА-М, 2019. – 150 с.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru.
5. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова,
В.Д. Горичева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 212 с. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471671 .
6. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа:
http://bzhde.ru.