сг 01

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______СГ.01 История России
код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности
38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Входящий в состав УГС 38.00.00 «Информационная и вычислительная техника»
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: Операционный логист

Дербент 2025г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Умения

Знания

ориентироваться
в
современной
экономической,
политической
и
культурной ситуации в России;
выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социальноэкономических,
политических
и
культурных проблем;
пользоваться
историческими
источниками, научной и учебной
литературой, средствами ИКТ;
раскрывать
смысл
и
значение
важнейших исторических событий;
обобщать
и
анализировать
особенности
исторического
и
культурного развития России на
рубеже XX-XIX вв;
давать оценку историческим событиям
и обосновывать свою точку зрения с
помощью исторических фактов и
собственных аргументов;
демонстрировать
гражданскопатриотическую позицию

основные периоды государственнополитического развития на рубеже XXXIX вв., особенности формирования
партийно-политической
системы
России;
итоги «шоковой терапии», проблемы и
противоречия становления рыночной
экономики,
причины
и
итоги
финансовых кризисов 1998, 2008-2009
гг., основные этапы эволюции внешней
политики России, роль и место России в
постсоветском пространстве;
основные тенденции и явления в
культуре; роль науки, культуры и
религии в сохранении и укреплении
национальных
и
государственных
традиций;
ретроспективный
анализ
развития
отрасли

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки

Объем в часах
40
-

в т. ч.:
теоретическое обучение

16 24

практические занятия

6

Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация

8
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

1

2

3

Раздел 1. Российская Федерация в конце XX- начале XXI века
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предпосылки
Формирование новой российской государственности, государственное
формирования
строительство Российской Федерации в 1991-1999 гг. Октябрьские события
новой российской 1993 года. Особенности формирования партийно-политической системы
государственности
России в условиях демократической формы правления. Государственнов конце XX- начале политическое развитие Российской Федерации в новом тысячелетии.
XXI века.
В том числе практических занятий

Тема 1.2.
Социальноэкономическое
развитие

2

Практическое занятие № 1. Написание эссе по тематике: уроки октября 1993
года; политическая культура взаимодействия власти и оппозиции.
Содержание учебного материала
«Шоковая терапия» как способ перехода к рыночной экономике. Реформы Е.Т.
Гайдара. Экономический курс В.С. Черномырдина.
Финансово-экономический кризис 1998 года и преодоление его последствий.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ выступления Президента РФ в январе 2008 года в части вхождения
России в пятерку крупнейших экономических держав мира»: выявление
причин и экономических последствий вхождения России в пятерку
крупнейших экономических держав мира

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

295
3/1

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

1
1
4/2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

Тема 1.3.
Кризис
государственности
на
Северном
Кавказе
и
его
преодоление

Тема 1.4.
Основные
направления
внешней политики

Содержание учебного материала
Региональные проблемы Кавказа. Осетино-Ингушский конфликт. Первая
чеченская война. Ичкерия. Вторая чеченская война. Проблемы восстановления
Чечни. Радикальный исламизм и терроризм.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Подготовка аналитического отчета по теме:
Проблемы восстановления Чечни;
Борьба с террором: кто побеждает?
http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/borda-s-terrorom-ktopobezhdaet (ВЦИОМ. Новости: Борьба с террором: кто побеждает? (wciom.ru))
Содержание учебного материала
Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве.
Договор о коллективной безопасности. Содружество независимых государств
(СНГ); Таможенный союз (ТС); ЕврАзЭС; БРИКС. Особенности
миротворческой миссии России в постсоветский период
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ преимуществ и недостатков вступления России в СНГ, ТС, ЕврАзЭС,
БРИКС. Выявить союзы, в которые вступила Россия за последние 10 лет.
Провести анализ выступления В.В. Путина на Мюнхенской конференции по
безопасности 10 февраля 2007 года.
Содержание учебного материала

Тема 1.5.
Нарастание
Украина перед геополитическим выбором. Нарастание кризиса. Отстранение
кризиса
и Президента Украины В.Ф. Януковича от должности. Референдум о
национальное
национальном самоопределении в Крыму и образование Крымского
самоопределение в федерального округа Российской Федерации. Социально-экономическое
Крыму
развитие Крыма в составе Российской Федерации
В том числе практических занятий

3/1
2
1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

1

5/1

2
1
1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

2

3/1

2

1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

Тема 1.6.
Основные
тенденции
и
явления в культуре
на рубеже XX – XXI
вв.

Практическое занятие № 4. Подготовка аналитического отчета по теме «Крым
в России» с использованием следующих документов:
Крым в России: год спустя.
http://wciom.ru/presentation/page-19 (ВЦИОМ. Новости: Крым в России: год
спустя (wciom.ru))
Республика Крым: социально-политическая ситуация накануне выборов.
http://wciom.ru/presentation/page-7 (ВЦИОМ. Новости: Республика Крым:
социально-политическая ситуация накануне выборов (wciom.ru))
5 лет с момента воссоединения Крыма с Россией: мнение крымчан.
http://wciom.ru/presentation/page-8 (ВЦИОМ. Новости: 5 лет с момента
воссоединения Крыма с Россией: мнение крымчан (wciom.ru))
Содержание учебного материала

Особенности развития культуры России на рубеже XX – XXI вв.
Государственная
поддержка
отечественной
культуры;
сохранение
традиционных
нравственных
ценностей.
Восстановление
системы
кинопроката; лидеры театральной жизни; культура на телевидении и радио.
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование
«массовой культуры». Реформы системы образования.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Раздел 2. Россия и глобальный мир
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Россия в процессе Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир. Усиление Китая.
глобализации
Мировой финансовый кризис и его последствия (2008-2009 гг.). Пандемия и ее
влияние на мировое развитие. Войны, революции на Ближнем Востоке;
Сирийский конфликт.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ влияния пандемии на развитие экономики России: последствия и меры

1

3/1

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

1
1
9/1
5/1

2
1
1
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

предпринятые Правительством РФ для стабилизации экономической ситуации
Содержание учебного материала

Тема 2.2.
Россия в мировой Интеграция России в международные экономические организации.
экономике
Санкционная война: санкции и контрсанкции.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ последствий введенных санкций в отношении России разными
странами.
Изучение
понятий
«экономическое
эмбарго»
и
«импортозамещение».
Промежуточная аттестация
Всего:

4/2

2
2
40

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 06

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Истории», оснащенный оборудованием: доска учебная, рабочее
место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), техническими
средствами: компьютер с доступом к интернет-ресурсам, средства
визуализации, наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий
в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими
изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для
студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.
2. Бугров, К. Д. История России : учебное пособие для СПО / К. Д.
Бугров, С. В. Соколов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 125 c.
— ISBN 978-5-4488-1105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/104903
3. Зуев, М. Н. История России XX-начала XXI века : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я.
Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. - 200 с. - (Профессиональное образование). ISBN978-5-534-01245-3. – Текст : непосредственный.
4. История : учебное пособие для СПО / В. Н. Курятников, Е. Ю.
Семенова, Н. А. Татаренкова, В. В. Федотов. — Саратов : Профобразование,
2021. — 433 c. — ISBN 978-5-4488-1226-2. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование :
[сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106826
5. Сафонов, А. А. История (конец XX-началоXXI века) : учебное пособие
для среднего профессионального образования / А.А. Сафонов, М.А. Сафонова. Москва : Юрайт, 2021. - 245 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5534-12892-5. - Текст : непосредственный.
6. Тропов И. А. История : учебник для СПО / И. А. Тропов. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 576 с. — ISBN 978-5-8114-9976-2

7. Чураков, Д. О. История России XX - начала XXI века : учебник для
среднего профессионального образования / Д.О. Чураков [и др.] ; под редакцией
Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. - Москва : Юрайт, 2020. - 311 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534 - 13853 - 5. - Текст :
непосредственный.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва :
Академия, 2016. - 448 с. - ISBN 978-5-4468-2871-5. – Текст : непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией
Л.И. Семенниковой. - 7-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. - 328 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09384. Текст :
непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего
профессионального образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. - 234 с. (Профессиональное образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст :
непосредственный.
4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение,
2015. - 80 с. - ISBN 978-5- 09-034351-0. - Текст : непосредственный.
5. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная
библиотека
Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) :
официальный сайт. – Москва. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.htl. –
Текст : электронный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знание
основные
тенденции основных
тенденций
экономического,
экономического,
политического и культурного политического и культурного
развития России в XX-XXI развития России в XX-XXI
вв.;
вв.;
основные
источники демонстрирует
знание
информации и ресурсы для основных
источников
решения задач и проблем в информации и ресурсов для
историческом контексте;
решения задач и проблем в
приемы
структурирования историческом контексте;
Устный опрос.
информации;
демонстрирует
знание
Тестирование.
формат
оформления приемов
структурирования
Оценка выполнения
результатов
поиска информации;
практического задания
информации;
демонстрирует
знание
(эссе, сочинения).
возможные
траектории формата
оформления
Подготовка и
личностного
развития
в результатов
поиска
выступление с
соответствии с принятой информации;
сообщением и/или
системой ценностей;
демонстрирует
знание
презентацией
психологию коллектива и возможных
траекторий
психологию личности;
личностного
развития
в
роль науки, культуры и соответствии с принятой
религии в сохранении и системой ценностей;
укреплении национальных и демонстрирует
знание
государственных традиций;
психологии
коллектива
сущность
гражданско- психологии личности;
патриотической позиции;
демонстрирует знание роли
общечеловеческие ценности;
науки, культуры и религии в
содержание и назначение сохранении и укреплении
важнейших
правовых
и национальных
и
законодательных
актов государственных традиций;
государственного значения;
демонстрирует
знание
перспективные направления и
сущности
гражданскоосновные проблемы развития
патриотической позиции;
РФ на современном этапе
демонстрирует
знание
общечеловеческих ценностей;
демонстрирует
знание
содержания и назначения
важнейших
правовых
и
законодательных
актов

государственного значения;
демонстрирует знание
перспективных направлений и
основных проблем развития
РФ на современном этапе
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение
ориентироваться
в ориентироваться
в
современной экономической, современной экономической,
политической и культурной политической и культурной
ситуации в России и мире;
ситуации в России и мире;
распознавать задачу и/или демонстрирует
умение
проблему в историческом распознавать задачу и/или
контексте;
проблему в историческом
анализировать задачу и/или контексте;
проблему в историческом демонстрирует
умение
контексте и выделять ее анализировать задачу и/или
составные части;
проблему в историческом
оценивать
результат
и контексте и выделять ее
последствия
исторических составные части;
событий;
демонстрирует
умение
определять задачи поиска оценивать
результат
и
Экспертное
исторической информации;
последствия
исторических
наблюдение и
определять
необходимые событий;
оценивание
источники информации;
демонстрирует
умение
выполнения
структурировать получаемую определять задачи поиска
индивидуальных и
информацию;
исторической информации;
групповых заданий.
выделять наиболее значимое демонстрирует
умение
Текущий контроль в
в перечне информации;
определять
необходимые
форме собеседования,
оценивать
практическую источники информации;
решения
значимость
результатов демонстрирует
умение
ситуационных задач
поиска
и
оформлять структурировать получаемую
результаты поиска;
информацию;
выстраивать
траекторию демонстрирует
умение
личностного
развития
в выделять наиболее значимое
соответствии с принятой в перечне информации;
системой ценностей;
демонстрирует
умение
организовывать
и оценивать
практическую
мотивировать коллектив для значимость
результатов
совместной деятельности;
поиска и умение оформлять
излагать свои мысли в результаты поиска;
контексте
современной демонстрирует
умение
экономической, политической выстраивать
траекторию
и культурной ситуации в личностного
развития
в
России и мире;
соответствии с принятой
осознавать
личную системой ценностей;
ответственность за судьбу демонстрирует
умение

России;
проявлять
социальную
активность и гражданскую
зрелость;
применять
средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач;
анализировать правовые и
законодательные
акты
мирового и регионального
значения;
определять
значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
профессии (специальности)
для развития экономики в
историческом контексте

организовывать
и
мотивировать коллектив для
совместной деятельности;
демонстрирует
умение
излагать свои мысли в
контексте
современной
экономической, политической
и культурной ситуации в
России и мире;
демонстрирует
умение
осознавать
личную
ответственность за судьбу
России;
демонстрирует
умение
проявлять
социальную
активность и гражданскую
зрелость;
демонстрирует
умение
применять
средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач;
демонстрирует
умение
анализировать правовые и
законодательные
акты
мирового и регионального
значения;
демонстрирует
умение
определять
значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
профессии (специальности)
для развития экономики в
историческом контексте


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».