ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Приложение 2.10 к ООП по специальности
09.02.07 «Информационные системы и программирование»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«Экономика
отрасли»
принадлежит
к
общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3

ОК 4
ОК 5
ОК 6

ОК 7
ОК 8
ОК 9

Код
ВД 1
ПК 1.1

1.2.1Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
техническим заданием

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы
в том числе:

94

теоретическое обучение

66

практические занятия

14

Самостоятельная работа

6

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

1
Тема 1. Общие
основы
функционирования
субъектов
хозяйствования

2
Содержание учебного материала
Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли.
Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация
предприятий. Производственная структура предприятия. Производственный
процесс и принципы его организации. Внутренняя и внешняя среда организации.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад Развитие предпринимательства в РФ (регионах), его сферы и формы.
Содержание учебного материала
Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация
элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала
Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала
(основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного
капитала в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала.
Оборотные средства: состав и структура.
Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный
состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его
использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности
труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
1. Определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли
2. Расчет амортизации основного капитала,
3. Определение показателей эффективности использования основного капитала;
-определение показателей эффективности использования оборотного капитала;
Самостоятельная работа обучающихся

3

Тема 2.
Материальнотехническая база
хозяйствующего
субъекта.

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1

22

2
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1

22

6
2
2
2
2
6

Доклад: Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике
России
Тема 3. Результаты
Содержание учебного материала
коммерческой
Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по
деятельности
признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет
косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта
хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие
качества
продукции.
Сертификация
продукции.
Понятие
конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы
измерения продукции.
Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат –
балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в
современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности работы
субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение
хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
1 Планирование численности рабочих. Расчет экономии труда от воздействия
факторов роста производительности труда
2 Расчет зарплаты различных категорий работников
3. Расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы
доходов.калькуляция себестоимости единицы продукции
4. Расчет прибыли и рентабельности
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Ценовая политика предприятия, ее цели, задачи и механизм разработки. .
Качество продукции и конкурентоспособность предприятия.
Тема 4.
Содержание учебного материала
Планирование и
Показатели технического развития и организации производства. Показатели
развитие
экономической эффективности капитальных вложений в новую технику:
деятельности
приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.
хозяйствующего
субъекта
Консультации
Промежуточная аттестация - экзамен.

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1

18

8
2
2
2
2

2
4

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1

2
6
7

Всего:

94

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет«Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
 Рабочие места обучающихся;
 Рабочее место преподавателя;
 Необходимая для проведения практических занятий методическая и
справочная
 Компьютер;
 Мультимедийный проектор, экран;
 Мультимедийные презентации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и
специальностей социально-экономического профиля. Практикум. – Москва:
Академия, 2021. – 144 с.
2. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля. Учебник. –
Москва:
Академия, 2021. – 352 с.
3. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов,
В.А. Кузьменко. — Москва :КноРус, 2016. — 407 с.. СПО. ISBN 978-5-406-050262.Номер в ЭБС:918920
4. Экономика отрасли информационных систем : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. Л. Рыжко,
Н. А. Рыжко,
Н. М. Лобанова,
Е. О. Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 176 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11628-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518508

3.2.2. Основные электронные издания
1. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13775-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476801
2. Нетёсова, О. Ю. Информационные технологии в экономике : учебное пособие для
среднего профессионального образования / О. Ю. Нетёсова. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09107-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437668.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
 Общие положения
экономической теории.
 Организацию
производственного и
технологического процессов.
 Механизмы
ценообразования на
продукцию (услуги), формы
оплаты труда в современных
условиях.
 Материально-технические,
трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и
организации, показатели их
эффективного
использования.
 Методику разработки
бизнес-плана.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
 Находить и использовать
необходимую
экономическую
информацию.
 Рассчитывать по принятой
методологии основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации.

Формы и методы
оценки

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,
без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,
без пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.

Примеры форм и
методов контроля и
оценки
• Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•

Тестирование

•

Контрольная работа

• Самостоятельная
работа.
•

Защита реферата

•

Семинар

• Защита курсовой
работы (проекта)
• Выполнение
проекта;

• Наблюдение за
выполнением
практического задания.
«Удовлетворительно»
- (деятельностью
теоретическое
содержание студента)
курса освоено частично, но • Оценка выполнения
пробелы
не
носят практического
существенного
характера, задания(работы)
необходимые умения работы с • Подготовка и
освоенным
материалом
в выступление с
основном
сформированы, докладом, сообщением,
большинство
презентацией
предусмотренных программой • Решение
обучения учебных заданий ситуационной задачи
выполнено,
некоторые
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».