МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
для специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Квалификация выпускника
Операционный логист
Форма обучения - очная
Дербент 2025 г.
1
ОДОБРЕНА
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
экономических дисциплин специальности
38.02.03 «Операционная деятельность в
логистике»
Председатель ПЦК
___________ Алахвердиев Т.Д.
подпись
ФИО
_____ _______________ 2025 г.
Зам. директора по учебной работе
______________ Джалилова А.Л..
подпись
ФИО
_____ _______________ 2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 «Финансы, денежное обращение и
кредит» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность
в логистике, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21 апреля 2022г. № 257 (далее
– ФГОС СПО) и ПООП
Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
экономики и права»
учреждение РД «Колледж
Разработчики:
Алахвердиев Т.Д., преподаватель ПЦК эконом. дисциплин
Квалификация по диплому - экономист
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для применения
в учебном процессе.
Заключение Методического Совета №
от « »
2025 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 09
Код умений
Умения
Код знаний
Знания
У ОП 10.01
оперировать кредитнофинансовыми понятиями и
категориями,
ориентироваться в схемах
построения и
взаимодействия различных
сегментов финансового
рынка;
З ОП 10.01
сущность финансов, их
функции и роль в
экономике;
У ОП 10.02
анализировать показатели,
связанные с денежным
обращением;
З ОП 10.02
принципы финансовой
политики и финансового
контроля;
У ОП 10.03
анализировать структуру
государственного бюджета,
источники финансирования
дефицита бюджета;
составлять сравнительную
характеристику различных
ценных бумаг по степени
доходности и риска;
З ОП 10.03
законы денежного
обращения, сущность,
виды и функции денег;
З ОП 10.04
У ОП 10.05
определять и анализировать
уровень инфляции;
З ОП 10.05
У ОП 10.06
определять
кредитоспособность
заемщика
З ОП 10.06
основные типы и
элементы денежных систем,
виды денежных
реформ;
структуру кредитной и
банковской системы,
функции банков и
классификацию
банковских операций;
цели, типы и
инструменты денежнокредитной политики;
структуру финансовой
системы, принципы
функционирования
бюджетной системы и
основы бюджетного
устройства;
У ОП 10.04
4
З ОП 10.07
виды и классификации
ценных бумаг, особенности
функционирования
первичного и вторичного
рынков ценных бумаг;
З ОП 10.08
характер деятельности и
функции
профессиональных
участников рынка ценных
бумаг;
З ОП 10.09
кредит и кредитную
систему в условиях
рыночной экономики;
особенности
и
отличительные черты
развития кредитного дела
и денежного обращения в
России на основных
этапах формирования ее
экономической системы
З ОП 10.10
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
64
в т.ч. в форме практической подготовки
26
в т. ч.:
теоретическое обучение
38
практические занятия
26
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
–
диф.зачет
5
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
2
Раздел 1. Понятие о финансах и финансовой системе, управлении финансами
Тема 1.1.
Социальноэкономическая
сущность финансов
и их функции в
условиях
рыночной
экономики
Содержание учебного материала
Понятие о финансах, история их возникновения. Сущность и
функции финансов и роль их в экономике
Коды
Объем, акад. ч / в
компетенций,
том числе в форме
формированию
практической
которых
подготовки, акад.
способствует
ч
элемент
программы
3
32/14
8/0
2
Сферы финансовых отношений. Типы финансовых отношений.
Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов в расширенном
воспроизводстве. Финансовая система, еѐ сферы.
Финансовая политика, типы финансовой политики. Общее понятие
об управлении финансами. Органы управления финансами.
Понятие о финансовом аппарате; его составные части.
Тема 1.2. Деньги,
Содержание учебного материала
денежное обращение Сущность и функции денег. Виды денег. Понятие о денежном
и
обращении. Наличное и безналичное обращение, их единство и
денежная система
взаимосвязь. Закон денежного обращения. Денежная масса и
скорость обращения денег.
4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
2
8/4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
Код У, З
5
У ОП 10.01
У ОП 10.02
У ОП 10.03
У ОП 10.04
У ОП 10.05
У ОП 10.06
З ОП 10.01
З ОП 10.02
З ОП 10.03
З ОП 10.04
З ОП 10.05
З ОП 10.06
З ОП 10.07
З ОП 10.08
З ОП 10.09
З ОП 10.10
6
Понятие о денежной системе. Основные типы и элементы
денежной системы. Денежная система Российской Федерации и еѐ
элементы
Инфляция, еѐ сущность и формы проявления.
Особенности инфляционного процесса в России. Виды и типы
инфляции. Виды денежных реформ и методы их проведения.
В том числе практических занятий
Влияние различных факторов на денежную массу и скорость
обращения денег
Деньги, денежная система.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Экономическая
Основные звенья (составляющие) государственных финансов.
сущность
Государственные
финансы:
государственный
бюджет,
государственных
внебюджетные
фонды, государственный кредит. Социальнофинансов
экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные
функции бюджета.
Уровни бюджетной системы Российской Федерации. Принципы
функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный бюджет – главное звено бюджетной системы, его
значение в решении общегосударственных задач. Доходы и
расходы федерального бюджета. Основные задачи в области
государственных расходов. Бюджетный дефицит и методы его
финансирования.
Социально-экономическая
сущность
внебюджетных
фондов. Источники внебюджетных фондов.
Социальные и экономические внебюджетные фонды.
В том числе практических занятий
Анализ
структуры государственного бюджета, источники
финансирования дефицита бюджета.
Расходы федерального бюджета. Основные задачи в области
государственных расходов.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Финансы
Сущность и функции финансов коммерческих организаций:
организаций
финансовые
отношения, принципы финансов коммерческих
различных
форм организаций. Факторы, влияющие на организацию финансов
2
4
2
2
8/4
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
4
2
2
8/6
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
У ОП 10.02
У ОП 10.03
У ОП 10.04
У ОП 10.05
7
коммерческих
организаций. Финансы домашнего хозяйства.
Домашние хозяйства как субъект экономической деятельности.
Функции финансов домохозяйств. Бюджет домашнего хозяйства:
доходы домашнего хозяйства, денежные расходы и их состав.
Финансы
учреждений
и
организаций,
осуществляющих
некоммерческую
деятельность;
финансы
общественных
объединений и пр.
В том числе практических занятий
Расчѐт
балансовой
и
чистой
прибыли организаций,
функционирующих на коммерческих началах.
Анализ бюджета домашнего хозяйства.
Раздел 2. Структура кредитной и банковская системы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Банковская
Кредитная и банковская системы РФ, еѐ структура и функции
система
отдельных звеньев. Задачи и функции Центрального банка России.
Российской
Роль Центрального банка России в регулировании денежноФедерации
кредитной системы. Коммерческие банки России. Функции
коммерческих банков. Виды банковских операций. Кредитная
политика
коммерческих банков. Организация и порядок
кредитования.
Принципы кредитования. Кредитный договор.
Инвестиционная деятельность и политика коммерческих банков.
Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков.
Функции Сберегательного банка и его операции. Виды вкладов и
ценных бумаг Сберегательного банка.
В том числе практических занятий
Виды банковских операций.
Расчѐт процентного дохода от вклада денежных средств.
Расчѐт дохода от инвестиционной деятельности
У ОП 10.06
З ОП 10.01
З ОП 10.02
З ОП 10.03
З ОП 10.04
З ОП 10.05
З ОП 10.06
З ОП 10.07
З ОП 10.08
З ОП 10.09
З ОП 10.10
собственности
Тема 2.2 Развитие
кредитного дела в
Российской
Федерации
Содержание учебного материала
Понятие «кредит». Необходимость кредита. Сущность кредита и
его элементы. Кредит как форма движения ссудного капитала.
Особенности и источники ссудного капитала. Структура рынка
6
4
2
16/8
8/6
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
6
2
2
2
8/2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
У ОП 10.02
У ОП 10.03
У ОП 10.04
У ОП 10.05
У ОП 10.06
З ОП 10.01
З ОП 10.02
З ОП 10.03
З ОП 10.04
З ОП 10.05
З ОП 10.06
З ОП 10.07
З ОП 10.08
З ОП 10.09
З ОП 10.10
8
ссудных капиталов. Понятие «ссудный процент» и его значение.
Основные
критерии дифференциации процентных ставок.
Основные принципы кредита. Функции кредита. Роль кредита в
экономике.
Классификация кредита по базовым признакам.
Банковский
кредит как наиболее распространѐнная форма
кредитных отношений в экономике. Сроки погашения. Способы
погашения и взимания ссудного процента. Наличие обеспечения.
Целевое назначение. Категории заѐмщиков. Коммерческий кредит
как одна из первых форм кредитных отношений в экономике.
Формы векселей. Потребительский кредит как целевая форма
кредитования физических лиц. Государственный кредит и его
признаки. Международный кредит и его классификация по
базовым признакам. Ростовщический кредит как специфическая
форма кредита.
В том числе практических занятий
Расчѐт платежеспособности заемщика и суммы начисленных
процентов за пользование кредитом
Раздел 3. Функционирование первичного и вторичного рынка ценных бумаг
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Рынок ценных
бумаг
Понятие
«ценная бумага». Классификация ценных бумаг.
Основные виды ценных бумаг. Акции: условия выпуска, виды,
правила выплаты дивидендов. Виды облигаций, их выпуск, доходы
от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты.
Вексель, его виды и особенности. Производные ценные бумаги.
Структура рынка ценных бумаг
2
2
8/4
8/4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
У ОП 10.01
У ОП 10.02
У ОП 10.03
У ОП 10.04
У ОП 10.05
У ОП 10.06
З ОП 10.01
З ОП 10.02
З ОП 10.03
9
Характер деятельности и функции профессиональных участников
рынка ценных бумаг. Сущность фондовой биржи и еѐ значение для
рыночной экономики. Формы бирж. Цель и задачи фондовых
бирж. Требования, предъявляемые к фондовой бирже. Условия
создания и деятельности фондовых бирж. Фондовые биржи в
России, этапы их развития. Современная биржевая ситуация в
России. Биржевая торговля. Виды биржевых сделок. Биржевые
индексы и их место в биржевой торговле. Виды инвестиционных
фондов
в Российской Федерации. Общая характеристика
современного российского рынка ценных бумаг. Деятельность
организации на фондовом рынке.
З ОП 10.04
З ОП 10.05
З ОП 10.06
З ОП 10.07
З ОП 10.08
З ОП 10.09
З ОП 10.10
2
В том числе практических занятий
Определение суммы дивидендов по акциям
Виды биржевых сделок. Биржевые индексы.
4
2
2
Раздел 4. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
Тема 4.1 Валютные Содержание учебного материала
отношения и
Валюта
и валютные отношения. Валютная система как
валютная система
совокупность
экономических
отношений,
связанных
с
функционированием
валюты.
Национальная,
мировая
и
международная валютные системы. Котировка валют. Валютный
курс, инструменты его регулирования. Валютные ценности.
Конвертируемость
валюты. Валютные операции. Валютный
рынок.
Валютные запасы. Валютные фонды организаций.
Валютное регулирование и валютный контроль.
. Валютный курс, инструменты его регулирования. Валютные
ценности.
Конвертируемость валюты. Валютные операции.
Валютный
рынок. Валютные запасы. Валютные фонды
организаций. Валютное регулирование и валютный контроль.
8/0
4/0
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
2
У ОП 10.01
У ОП 10.02
У ОП 10.03
У ОП 10.04
У ОП 10.05
У ОП 10.06
З ОП 10.01
З ОП 10.02
З ОП 10.03
З ОП 10.04
З ОП 10.05
З ОП 10.06
З ОП 10.07
З ОП 10.08
З ОП 10.09
З ОП 10.10
10
Тема 4.2.
Международные
кредитные
отношения
Содержание учебного материала
Международное экономическое сотрудничество в современных
условиях. Международный валютный фонд (МВФ), его цели.
Формирование
капитала
МВФ.
Виды
кредитов МВФ.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), его цели.
Источники ресурсов банка. Виды кредитов МБРР. Международная
ассоциация
развития (МАР), Международная финансовая
корпорация (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних
инвестиций и цели их деятельности. Банк международных
расчѐтов (БМР), его задачи. Региональные валютно-кредитные
организации и их цели. Парижский и Лондонский клубы, их роль в
решении
финансовых проблем страны-должника. Всемирная
торговая организация (ВТО).
Международная финансовая корпорация (МФК), Агентство по
гарантиям многосторонних инвестиций и цели их деятельности.
Банк международных расчѐтов (БМР), его задачи. Региональные
валютно-кредитные
организации и их цели. Парижский и
Лондонский клубы, их роль в решении финансовых проблем
страны-должника. Всемирная торговая организация (ВТО).
Промежуточная аттестация
Всего:
4/0
2
2
диф.зачет
64/26
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Финансы денежное обращение и кредит», оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя классная доска (стандартная или интерактивная),
- наглядные материалы,
техническими средствами обучения:
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных
программ) с доступом к интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.
Перечень оборудования не является окончательным и может изменяться в соответствии с
особенностями учебного заведения. Например, возможно дополнительное оснащение
принтером или иным техническим средством.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания:
1.
Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https:// urait.ru /bcode/491482
2.
Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для среднего профессионального
образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 4-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785-534-13969-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467398
3.2.2. Дополнительные источники
1. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 559 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534- 14391-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/477061
2. Кропин, Ю. А. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Ю. А. Кропин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 397 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53411208-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452216
3. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 2-е изд.,
12
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 366 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534- 10231-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452598
4. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
5. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
6.
Официальный
сайт
Министерства
Финансов
Российской
Федерации
https://www.minfin.ru/
7. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
8. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
9. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/
10. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193400
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует знание сущности
сущность финансов, их функции и финансов, их функции и роль в
роль в экономике;
экономике;
принципы финансовой политики и демонстрирует
знание
финансового контроля;
принципов
финансовой
законы
денежного обращения, политики
и
финансового
сущность, виды и функции денег;
контроля;
основные
типы и элементы демонстрирует
знание закона
денежных систем, виды денежных денежного
обращения,
реформ;
сущность,
видов и функций
структуру
кредитной
и денег;
банковской
системы, функции демонстрирует знание основных
Устный опрос.
банков
и
классификацию типов и элементов денежных
Тестирование.
банковских операций;
систем,
видов
денежных
Контрольные работы.
цели,
типы
и инструменты реформ;
Проверочные работы.
денежно-кредитной политики;
демонстрирует
знание
Оценка выполнения
структуру финансовой системы, структуры
кредитной
и
практического задания.
принципы
функционирования банковской системы, функций
бюджетной системы и основы банков
и
классификации
бюджетного устройства;
банковских операций;
виды и классификации ценных демонстрирует
знание целей,
бумаг,
особенности типов и инструментов денежнофункционирования первичного и кредитной политики;
вторичного рынков ценных бумаг; демонстрирует
знание
характер деятельности и функции структуры финансовой системы,
профессиональных
участников принципов
функционирования
рынка ценных бумаг;
бюджетной системы и основ
кредит и кредитную систему в бюджетного устройства;
13
условиях рыночной экономики;
особенности
и отличительные
черты развития кредитного дела и
денежного обращения в России на
основных этапах формирования ее
экономической системы
демонстрирует знание видов и
классификации ценных бумаг,
особенностей функционирования
первичного
и вторичного рынков ценных
бумаг;
демонстрирует знание функций
профессиональных участников
рынка ценных бумаг;
демонстрирует знание основных
видов
кредита и принципов
функционирования
кредитной
системы в условиях рыночной
экономики;
демонстрирует
знание
особенностей и отличительны
черт развития кредитного дела и
денежного обращения в России на
основных
этапах
формирования
ее
экономической системы
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение
оперировать
кредитнооперировать
кредитнопонятиями
и
финансовыми
понятиями
и финансовыми
категориями, ориентироваться в категориями, ориентироваться в
построения
и
схемах
построения
и схемах
различных
взаимодействия
различных взаимодействия
сегментов финансового рынка;
сегментов финансового рынка;
умение
анализировать
показатели, демонстрирует
анализировать
показатели,
связанные
с
денежным
связанные
с
денежным Экспертное наблюдение и
обращением;
анализировать
структуру обращением;
оценивание выполнения
демонстрирует
умение
индивидуальных и
государственного
бюджета,
структуру
групповых заданий.
источники
финансирования анализировать
государственного
бюджета,
Оценка результата
дефицита бюджета;
финансирования выполнения практических
составлять
сравнительную источники
работ.
характеристику
различных дефицита бюджета;
демонстрирует
умение
Текущий
контроль в
ценных
бумаг
по
степени
составлять
сравнительную
форме собеседования,
доходности и риска;
различных решения ситуационных
определять
и
анализировать характеристику
ценных
бумаг
по
степени
задач
уровень инфляции;
доходности и риска;
определять
кредитоспособность
демонстрирует
умение
заемщика
определять
и
анализировать
уровень инфляции;
демонстрирует
умение
определять кредитоспособность
заемщика