РП ОП.05

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

для специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Квалификация выпускника
Операционный логист

Форма обучения - очная

Дербент 2025 г.

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией
экономических дисциплин специальности
38.02.03 «Операционная деятельность в
логистике»
Председатель ПЦК
___________ Алахвердиев Т.Д.
подпись
ФИО
_____ _______________ 2025 г.

Зам. директора по учебной работе
______________ Джалилова А.Л..
подпись

ФИО

_____ _______________ 2025 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Экономика организации»
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в
логистике, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21 апреля 2022г. № 257
(далее – ФГОС СПО) и ПООП
Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Колледж
экономики и права»
Разработчики:
Османова У.Р., преподаватель ПЦК эконом. дисциплин
Квалификация по диплому - экономист
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для
применения в учебном процессе.
Заключение Методического Совета №

от « »

2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика организации» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ПК.2.2
ПК.3.3
ПК.4.1
ПК.4.2
ПК.4.3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 09

Умения

Знания

определять организационно-правовые
формы собственности организаций;
планировать
деятельность
организации;
определять состав материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
организации;
рассчитывать
по
принятой
методологии
основные
техникоэкономические
показатели
деятельности организации;
находить
и
использовать
необходимую
экономическую
информацию

сущность организации как основного
звена экономики отраслей;
основные
принципы
построения
экономической системы организации;
управление основными и оборотными
средствами и оценку эффективности их
использования;
организацию
производственного
и
технологического процессов;
состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации,
показатели
их
эффективного
использования;
способы
экономии
ресурсов,
энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования, формы
оплаты труда;
основные
технико-экономические
показатели деятельности организации и
методику их расчета;
аспекты развития отрасли, организацию
хозяйствующих субъектов в рыночной
экономике

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки

Объем в часах
67 94
10

в т. ч.:
теоретическое обучение

38

практические занятия

10

Самостоятельная работа 1
Консультации
Промежуточная аттестация- экзамен

34
2
6

1

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.

5

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
Тема 1.1. Предприятие Содержание учебного материала
как субъект и объект
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.
предпринимательской Виды предпринимательства. Понятие организаций (предприятий), их
деятельности
признаки и классификация. Порядок создания и регистрации организации
(предприятия).
Организационно-правовые
формы
собственности
организаций (предприятий). Малые и средние предприятия как субъекты.
предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда
предприятий
Самостоятельная работа обучающихся
Сравнительный анализ организационно-правовых форм экономической
деятельности
Раздел 2. Производственный процесс и принципы его организации. Основные фонды и
оборотные средства предприятия
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Производственный
Типы и методы организации производства. Производственный процесс и
процесс и принципы
принципы его организации. Длительность производственного цикла при
его организации
различных видах движения предмета труда. Производственная структура
организации (предприятия).
Самостоятельная работа обучающихся
Построение схемы простой производственной структуры предприятия и
простого производственного процесса
2

Объем, акад. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
3
9/9

6

Коды компетенций
и личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

3
19/2
5
2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

3

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

6

Тема 2.2. Основные
фонды и оборотные
средства предприятия

Содержание учебного материала
Понятие и сущность основных фондов предприятия. Классификация
основных фондов предприятия. Оценка основных фондов предприятия.
Износ и амортизация основных фондов предприятия. Показатели движения
и эффективности использования основных фондов. Производственная
мощность организации (предприятия). Понятие и сущность оборотных
средств организации (предприятия). Классификация оборотных средств
организации (предприятия). Показатели эффективности использования
оборотных средств организации (предприятия). Нормирование оборотных
средств организации (предприятия).
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Расчет величины износа и амортизации
основных фондов организации (предприятия) и показателей движения и
эффективности использования основных фондов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение порядка нормирования оборотных средств организации
(предприятия).
Раздел 3. Трудовые ресурсы и оплата труда на предприятии
Тема 3.1. Трудовые
Содержание учебного материала
ресурсы предприятия
Понятие и сущность трудовых ресурсов, персонала, кадров организации
и оплата труда на
(предприятия).
Классификация
трудовых
ресурсов
организации
предприятии
(предприятия). Показатели движения трудовых ресурсов организации
(предприятия). Показатели эффективности использования трудовых
ресурсов организации (предприятия). Понятие и сущность заработной
платы. Формы оплаты труда. Системы оплаты труда
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Расчет показателей движения и эффективности
использования трудовых ресурсов организации (предприятия)
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы: классификация трудовых ресурсов организации
(предприятия). Определение величины заработной платы при использовании
различных форм и систем оплаты труда
Раздел 4. Издержки и финансовые ресурсы предприятия

18

8

2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

2

4
10/2
10

4

2
2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

4
24/6
7

Тема 4.1. Издержки
предприятия

Тема 4.2. Финансовые
ресурсы предприятия

Тема 4.3.
Ценообразование и
экономическая
эффективность
предприятия

Содержание учебного материала
Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки». Классификации
издержек организации (предприятия). Понятие себестоимости продукции
(услуг). Расчет себестоимости по экономическим элементам затрат (смета
затрат). Сущность и методы калькулирования себестоимости продукции и
услуг.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Расчет сметы затрат на производство и оказание
услуг; составление калькуляции себестоимости продукции и услуги с
использованием различных методов
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схемы «классификация издержек организации (предприятия)»
Содержание учебного материала
Понятие и сущность финансов. Принципы организации финансов на
предприятии. Финансовые ресурсы организации (предприятия) и источники
их формирования. Финансовый механизм организации (предприятия).
Финансовые ресурсы организации (предприятия), их структура.
Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заемные финансовые
источники.
Использование
финансовых
ресурсов
организации
(предприятия). Управление финансовыми ресурсами организации
(предприятия).
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Финансовые ресурсы организации (предприятия)
и источники их формирования; финансовый механизм организации
(предприятия)
Самостоятельная работа обучающихся
Сопоставление финансовых ресурсов и источников их формирования
Содержание учебного материала
Понятие и функции цен. Состав и структура цены. Ценовая политика
организации (предприятия). Методы ценообразования. Методологический
аспект
экономической
эффективности.
Сущность
экономической
эффективности. Виды эффективности. Классификация ресурсов и затрат в
целях определения эффективности. Показатели эффективности. Методы

7

2

2
2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

3
6

6

2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

2
2
7

2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
8

расчета показателей сравнительной эффективности.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Определение цены с использование затратных
методов, рыночных и параметрических методов ценообразования
Самостоятельная работа обучающихся
Сопоставление методов ценообразования и сфер их применения.
Раздел 5. Управление организацией
Тема 5.1. Управление
Содержание учебного материала
организацией
Понятие управления. Сущность организационной структуры. Виды
организационных структур. Значение организационной структуры.
Механизмы и методы управления. Организационная структура и функции
органов управления
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схем организационных структур.
Изучение влияния организационной структуры на принципы управления
организацией (предприятием).
Тема 5.2. Финансовый Содержание учебного материала
результат и
Финансовый результат и его виды. Порядок формирования финансового
рентабельность
результата. Влияние различных факторов на финансовый результат. Понятие
и сущность доходов и расходов. Прибыль организации (предприятия):
понятие и виды. Сущность прибыли и ее источники. Чистая прибыль и ее
распределение.
Понятие
и
показатели
рентабельности.
Виды
рентабельности.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы «понятия и виды прибыли предприятия».
Составление схемы формирования финансового результата.
Тема 5.3.
Содержание учебного материала
Планирование в
Понятие и основные методы планирования и прогнозирования в
организации
организации (предприятии). Сущность планирования и его необходимость.
Этапы и виды планирования, основные принципы. Элементы планирования.
Стратегическое планирование. Текущее планирование. Использование
нормативов в планировании. Бизнес-план: сущность, назначение и основные

2
2
3
15/5
2

3

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

5

2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

3
5

2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
9

разделы

Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы «виды планирования в организации (предприятии)».
Сопоставление видов планирования и сроков их реализации.
Раздел 6. Инновационная и инвестиционная деятельность в организации
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Инновационная и
Понятие и сущность инвестиций. Виды инвестиций и инвестиционных
инвестиционная
процессов. Показатели эффективности инвестиционных проектов.
деятельность в
Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности.
организации
Понятие и сущность инновационной деятельности. Влияние инноваций на
деятельность организаций (предприятий). Виды инноваций.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную
деятельность в России, в т.ч. иностранных инвесторов.
консультации
Промежуточная аттестация- экзамен
Всего:

3
5/5

2

ПК.2.2, ПК.3.3,
ПК.4.1, ПК.4.2, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 09

3
2
6
90

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экономики организации», оснащенный оборудованием: доска учебная,
рабочее место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), техническими
средствами: компьютер с доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации,
наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Микроэкономика. Экономика предприятия (организации) : учебное пособие для
СПО / Е. А. Аникина, Л. М. Борисова, С. А. Дукарт [и др.] ; под редакцией Л. И.
Иванкиной. — Саратов : Профобразование, 2021. — 428 c. — ISBN 978-5-4488-0917-0. —
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode /99933
2. Мокий, М. С. Экономика организации : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под
редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13970-9. — Текст :
электронный

//

Образовательная

платформа

Юрайт

[сайт].

—

URL:

https://urait.ru/bcode/469434
3. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова.
— Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 498 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-06278-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474223
4. Экономика предприятия: теория и практика : учебное пособие для СПО / А. Е.
Кисова, А. А. Шпиганович, К. В. Барсукова, И. А. Черникова. — 2-е изд. — Липецк,
11

Саратов : Липецкий государственный технический университет, Профобразование, 2021.
— 149 c. — ISBN 978-5-00175-032-1, 978-5-4488-0982-8. — — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode 101616
5. Экономика строительства и коммунальной инфраструктуры : учебное пособие
для СПО / Е. Е. Ермолаев, О. Я. Гилѐва, В. А. Зайко [и др.]. — Саратов :
Профобразование, 2021. — 171 c. — ISBN 978-5-4488-1269-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode /106869
6. Экономика фирмы. Междисциплинарный анализ : учебник для спо / В. И.
Гайдук, П. С. Лемещенко, В. Д. Секерин, А. Е. Горохова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 420 с. — ISBN 978-5-8114-7880-4. — — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode /166931
3.2.2. Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации
2. ГК РФ, ч. 1, 2, 3, 4 (в действующей редакции)
3. Вазим, А. А. Основы экономики : учебник для спо / А. А. Вазим. — 2-е изд., стер.
— Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-8953-4. — — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/185907
4. Межотраслевой баланс: анализ динамики и управление макроэкономическими
тенденциями : учебное пособие для спо / Н. В. Смирнов, В. П. Пересада, Т. Е. Смирнова [и
др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-8302-0. — — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode
/183221
5. Основы экономики организации : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой,
А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 344
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14874-9. — Текст :
электронный

//

Образовательная

платформа

Юрайт

[сайт].

—

URL:

https://urait.ru/bcode/484242
6. Основы экономики организации. Практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой,
А. В. Шарковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 299 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-9916-9279-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471048

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:

демонстрирует

сущность

организации

основного

звена

знания

как принципов работы предприятий

экономики и их значимость для экономики

отраслей;

страны;

основные принципы построения демонстрирует
экономической

знания

системы принципов

организации;

построения

экономической

управление

основными

системы

и организации;

оборотными средствами и оценку демонстрирует
эффективности их использования;

принципов

организацию производственного и основными
технологического процессов;

знания
управления
и

оборотными

средствами;

состав материальных, трудовых и демонстрирует
финансовых

Устный опрос.

и

Тестирование.

ресурсов производственного

организации,

показатели

их технологического процессов;

эффективного использования;
способы

знания

экономии

демонстрирует знания состава

ресурсов, материальных,

энергосберегающие технологии;
механизмы

Контрольные работы.

финансовых

ценообразования, организации,

формы оплаты труда;

трудовых

и

ресурсов
показателей

Проверочные работы.
Оценка выполнения
практического задания.

их

эффективного использования;

основные технико-экономические демонстрирует знания способов
показатели

деятельности экономии

организации

и

методику

их энергосберегающих технологий;

расчета;
аспекты

ресурсов,

демонстрирует
развития

организацию

отрасли, механизмов

знания
ценообразования,

хозяйствующих форм оплаты труда;

субъектов в рыночной экономике

демонстрирует знания техникоэкономических
деятельности

показателей
организации

и

методику их расчета
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
3

Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной
дисциплины.

13

Уметь:

демонстрирует

определять

умение

организационно- идентифицировать

правовые формы собственности организационно-правовые
организаций;

формы

планировать

собственности

деятельность организаций;

организации;

демонстрирует умение текущего

определять состав материальных, планирования

деятельности

трудовых и финансовых ресурсов организации;
организации;
по

принятой определять

методологии основные технико- материальных,
экономические
находить
необходимую
информацию

и

умение

групповых заданий.

состав

Оценка результата

трудовых

показатели финансовых

деятельности организации;

и

ресурсов

организации;
умение
по

принятой

методологии основные техникоэкономические

выполнения практических
работ.
Текущий контроль в

использовать демонстрирует
экономическую рассчитывать

оценивание выполнения
индивидуальных и

демонстрирует

рассчитывать

Экспертное наблюдение и

форме собеседования,
решения ситуационных
задач

показатели

деятельности организации;
демонстрирует умение находить
и

использовать

необходимую

экономическую информацию

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».