МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
для специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Квалификация выпускника
Операционный логист
Форма обучения - очная
Дербент 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
2
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Моделирование логистических систем» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
05.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код умений
Умения
Код знаний
Знания
Код ПК,
ОК
ПК.4.1
ПК.4.3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
У ОП 04.01 применять
методы
моделирования
и
исследования
операций
для
решения
профессиональных задач;
У ОП 04.02 решать
прикладные
экономические
и
технические
задачи
методами
математического
моделирования;
У ОП 04.03 применять методы теории
массового
обслуживания
при
решении
экономических
и
технических
задач,
использовать
указанные
методы
в практической
деятельности;
У ОП 04.04 строить
графовые
и
сетевые
модели
для
решения пошаговых
оптимизационных задач
З ОП 04.01 методы моделирования
логистических
процессов;
З ОП 04.02 основные
методы
исследования операций;
основные
элементы
теории
массового
обслуживания;
З ОП 04.03 основные
элементы
теории графов и сетей
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
32
в т.ч. в форме практической подготовки
10
в т. ч.:
теоретическое обучение
22
практические занятия
10
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
–
Диф.зачет
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
2
Раздел 1. Введение в моделирование логистических систем и исследование операций
Тема 1.1. Предмет и Содержание учебного материала
задачи
Математика
и научно-технический прогресс. Математические
моделирования
символы
и обозначения при построении и исследовании
логистических
математических
моделей. Исследование операций: основные
систем и
понятия
и принципы исследования операций в логистике.
исследования
Математические модели операций. Прямые и обратные задачи
операций
исследования
операций.
Выбор
решения
в
условиях
неопределенности.
Многокритериальные задачи оптимизации
логистических систем. «Системный подход». Алгоритмы при
проведении исследований операций
Исследование
операций: основные понятия и принципы
исследования операций в логистике. Математические модели
операций. Прямые и обратные задачи исследования операций.
Выбор
решения
в
условиях
неопределенности.
Многокритериальные задачи оптимизации логистических систем.
«Системный подход». Алгоритмы при проведении исследований
операций
Раздел 2. Математическое программирование в логистике
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Задачи линейного программирования
Математическое
программирование
Основная задача линейного программирования (ОЗ).
в логистике
Геометрическая
интерпретация
ОЗ
линейного
Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Код У, З
4
5
ПК.4.1, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05
У ОП 04.01
У ОП 04.02
У ОП 04.03
У ОП 04.04
З ОП 04.01
З ОП 04.02
З ОП 04.03
6/0
6/0
2
2
2
10/2
8/2
2
2
2
ПК.4.1, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05
У ОП 04.01
У ОП 04.02
У ОП 04.03
У ОП 04.04
5
программирования.Задача о назначении. Транспортная задача.
Решение задач линейного программирования с помощью MS Excel
В том числе практических занятий
Практическое
занятие
№
1.
Решениезадач
линейного
программирования графическим методом
Тема 2.2. Нелинейное
программирование.
Целочисленное
программирование.
Динамическое
программирование
2
2
Содержание учебного материала
Задачи нелинейного программирования в логистике. Задачи
целочисленного программирования в логистике. Классические
методы оптимизации. Модели выпуклого программирования. Общая
постановка задачи динамического программирования.
Понятие принципа оптимальности
2/0
Раздел 3. Методы моделирования логистических систем
Тема 3.1. Графовые Содержание учебного материала
методы и модели
Элементы математической теории организации. Элементы теории
организации и
сетей и графов в логистике. Понятие графовых и сетевых моделей.
планировании в
Методы оптимизации решения задач на графах в логистике
логистике
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Оптимизация логистических систем
графовыми методами
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Марковские
Понятие о марковском процессе. Потоки событий в логистике.
случайные
Уравнение Колмогорова для вероятности состояний. Финальные
процессы
вероятности состояний
Тема 3.3. Теория
Содержание учебного материала
массового
Задачи теории массового обслуживания в логистике. Классификация
систем массового обслуживания. Схема гибели и размножения.
обслуживания в
Формула Литтла. Простейшие системы массового обслуживания и
логистике
их характеристики. Системы массового
обслуживания в логистике.
16/8
6/4
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Решение задач массового обслуживания
З ОП 04.01
З ОП 04.02
З ОП 04.03
2
2
4
4
ПК.4.1, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05
4/0
6/4
2
У ОП 04.01
У ОП 04.02
У ОП 04.03
У ОП 04.04
З ОП 04.01
З ОП 04.02
З ОП 04.03
ПК.4.1, ПК.4.3,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05
4
2
6
Практическое занятие № 4. Моделирование логистических систем с
использованием теории массового обслуживания
Промежуточная аттестация
Всего:
4
Диф.зачет
32/10
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет«Моделирование логистических систем», оснащенный оборудованием: доска учебная, рабочее
место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), техническими средствами: компьютер с
доступом к интернет-ресурсам, средства визуализации, наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные
и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном
процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Горев, А. Э. Теория транспортных процессов и систем : учебник для среднего
профессионального образования / А. Э. Горев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13578-7. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471089
2. Катаргин, Н. В. Анализ и моделирование логистических систем / Н. В. Катаргин, О. Н.
Ларин, Ф. Д. Венде. — 2-е стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-81148672-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/179155
3. Методы оптимизации. Задачник : учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. В. Токарев, А. В. Соколов, Л. Г. Егорова, П. А. Мышкис. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 292 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53412490-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475317
4. Панов, С. А. Моделирование логистических систем : учебное пособие / С. А. Панов. —
Дубна : Государственный университет «Дубна», 2018. — 205 с. — ISBN 978-5-89847-541-3. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/154497
3.2.2. Дополнительные источники
1. Красс, М. С. Математика в экономике: математические методы и модели : учебник для
бакалавров / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов ; ответственный редактор М. С. Красс. — 2-е изд., испр.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 541 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-59916-3138-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426162
2. Палий, И. А. Линейное программирование : учебное пособие для вузов / И. А. Палий. —
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 175 с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-534-04716-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/472883
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует знание методов
Устный опрос.
моделирования
логистических
методы
моделирования
Тестирование.
процессов;
логистических процессов;
Контрольные работы.
основные методы исследования демонстрирует знание основных
Проверочные работы.
8
операций;
основные
элементы
теории
массового обслуживания;
основные элементы теории графов
и сетей
методов исследования операций; Оценка выполнения
демонстрирует знание основных практического задания.
элементов теории массового
обслуживания;
демонстрирует знание основных
элементов теории графов и сетей
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение
применять методы моделирования применять
методы
и
исследования операций для моделирования и исследования
решения профессиональных задач; операций
для
решения
решать
прикладные профессиональных задач;
экономические
и технические демонстрирует умение решать
Экспертное наблюдение и
задачи методами математического прикладные
экономические и оценивание выполнения
моделирования;
технические
задачи методами
индивидуальных и
применять
методы
теории математического
групповых заданий.
массового
обслуживания
при моделирования;
Оценка результата
решении
экономических
и демонстрирует
умение выполнения практических
технических задач, использовать применять
методы
теории
работ.
указанные методы в практической массового
обслуживания при
Текущий контроль в
деятельности;
решении
экономических
и
форме собеседования,
строить
графовые и сетевые технических задач, использовать
решения ситуационных
модели для решения пошаговых
указанные
методы
в
задач
оптимизационных задач
практической деятельности;
демонстрирует умение строить
графовые и сетевые модели для
решения пошаговых
оптимизационных задач
9
10