РП ОП .14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 14 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

для специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Квалификация выпускника
Операционный логист

Форма обучения - очная

Дербент 2025 г.

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией
экономических дисциплин специальности
38.02.03 «Операционная деятельность в
логистике»
Председатель ПЦК
___________ Алахвердиев Т.Д.
подпись
ФИО
_____ _______________ 2025 г.

Зам. директора по учебной работе
______________ Джалилова А.Л..
подпись

ФИО

_____ _______________ 2025 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 14 Социальная адаптация и основы социальноправовых знаний разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная
деятельность в логистике, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21 апреля
2022г. № 257 (далее – ФГОС СПО) и ПООП.

Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
экономики и права»

учреждение РД «Колледж

Разработчики:
Алиев И.Г., преподаватель ПЦК социально-гуманитарных дисциплин
Квалификация по диплому - политолог
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для
применения в учебном процессе.
Заключение Методического Совета №

от « »

2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

10

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП 14 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Социальная адаптация и основы социально–правовых знаний»
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК

Код умений
У ОП 14.01

У ОП 14.02

У ОП 14.03

ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 07,
ОК 08,
ОК 09

У ОП 14.04

У ОП 14.05

У ОП 14.06

У ОП 14.07

Умения
использовать нормы
позитивного социального
поведения;
использовать свои права
адекватно
законодательству;
обращаться в надлежащие
органы за
квалифицированной
помощью;
анализировать и
осознанно применять
нормы закона с точки
зрения конкретных
условий их реализации;
составлять необходимые
заявления, обращения;

составлять резюме,
осуществлять самопрезентацию при
трудоустройстве;
использовать
приобретенные знания и
умения
в
различных
жизненных
и
профессиональных
ситуациях.

Код
знаний
З ОП 14.01 механизмы
адаптации;

Знания
социальной

З ОП 14.02 основополагающие
международные
документы,
относящиеся
к
правам
инвалидов;
З ОП 14.03 основы гражданского и
семейного законодательства;

З ОП 14.04 основы трудового
законодательства,
особенности регулирования
труда инвалидов;
З ОП 14.05 основные правовые гарантии
инвалидов в области
социальной защиты и
образования;
З ОП 14.06 функции органов труда и
занятости населения

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

12

практические занятия

18

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация - Зачет

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
Наименование разделов Содержание учебного материала и формы организации
практическ
и тем
деятельности обучающихся
ой
подготовки,
акад. ч
1

2

Раздел 1.Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Механизмы социальной адаптации: психические
Основы социальной
адаптации. Механизмы механизмы, социально-психологические механизмы,
социальной адаптации социальные механизмы.

3

4

6/2
6/2
2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие №1 Социально психологическая адаптация личности».

2

Раздел 2.Законодательство о правах инвалидов
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Международные
Стандартные
правила
обеспечения
равных
договоры о правах
возможностей для инвалидов, 1993.; Всемирный доклад
инвалидов.
ВОЗ об инвалидности, 2011.; Конвенция ООН о правах
инвалидов, 2006 г. и др.
Тема 2.3 Перечень
Содержание учебного материала
гарантий инвалидам в Приказ Министерства просвещения РФ от 21 апреля
Российской Федерции
2022 г. N 257 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального
образования по специальности

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09

12/6
2/0
2

10/6
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09

Код У, З

5

У ОП 14.01,У ОП 14.02 У
ОП 14.03, У ОП 14.04
У ОП 14.05, У ОП 14.06
У ОП 14.07, З ОП 14.01
З ОП 14.02, З ОП 14.03
З ОП 14.04, З ОП 14.05
З ОП 14.06

У ОП 14.01,У ОП 14.02 У
ОП 14.03, У ОП 14.04
У ОП 14.05, У ОП 14.06
У ОП 14.07, З ОП 14.01
З ОП 14.02, З ОП 14.03
З ОП 14.04, З ОП 14.05
З ОП 14.06

38.02.03 Операционная деятельность в логистике"
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 апреля
2022
г. N 257 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального
образования по специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике"
В том числе практических занятий
Практическое занятие №2 Составление перечня
гарантий, обеспечиваемых инвалидам в РФ на
основании материалов сайтов https://i-mio.org/,
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhkainvalidov.htm
Практическое занятие №3 Составление перечня
гарантий, обеспечиваемых инвалидам в РФ на
основании материалов сайтов https://i-mio.org/,
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhkainvalidov.htm
Практическое занятие №4 Составление перечня
гарантий, обеспечиваемых инвалидам в РФ на
основании материалов сайтов https://i-mio.org/,
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhkainvalidov.htm
Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства
Тема 3.1 Основы
гражданского
законодательства.

Содержание учебного материала
Понятие и система гражданского права. Гражданский
кодекс РФ. Понятие гражданско-правового договора.
Правоспособность
и
дееспособность
граждан.
Законодательство
о защите прав потребителей.
Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.
Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод
трудового права. Понятие
и
виды трудового

2

6
2

2

2

6/4
6/4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09

У ОП 14.01, У ОП 14.02
У ОП 14.03, У ОП 14.04
У ОП 14.05, У ОП 14.06
У ОП 14.07, З ОП 14.01
З ОП 14.02, З ОП 14.03
З ОП 14.04, З ОП 14.05
З ОП 14.06

7

правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового
договора. Трудовая дисциплина и ответственность в
сфере труда.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие № 5 Составление брачного
договора
Практическое занятие № 6 Порядок заключения
трудового договора
Раздел 4. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов.
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Государственная
Интегрированное
профессиональное
обучение
политика в области
инвалидов. Специализированные профессиональные об
профессиональной
Специальные
условия
для
получения
подготовки и
профессионального образования обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья.
профессионального
образовательные
организации.
образования
инвалидов
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие №7 Порядок договора
Практическое занятие №8 Порядок договора
Практическое занятие №9 Порядок договора
Промежуточная аттестация - зачет
Всего:

4
2
2

8/6
2

6

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08, ОК 09

У ОП 14.01,У ОП 14.02 У
ОП 14.03, У ОП 14.04
У ОП 14.05, У ОП 14.06
У ОП 14.07, З ОП 14.01
З ОП 14.02, З ОП 14.03
З ОП 14.04, З ОП 14.05
З ОП 14.06

2
2
2
2
32/18

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы
следующие специальные помещения:

учебной

дисциплины

предусмотрены

Кабинет «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», оснащенный
оборудованием: доска учебная, рабочее место преподавателя, столы, стулья (по числу
обучающихся), техническими средствами: компьютер с доступом к интернет-ресурсам,
средства визуализации, наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования
в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания

1. Конституция РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Сборник кодексов Российской Федерации -[Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.consultant.ru
3. Конвенция ООН о правах инвалидов - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
4. Конвенция о правах ребенка - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Международные договоры в сфере защиты прав инвалидов - [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents
9. Информационно - правовое обеспечение «Гарант» - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aero.garant.ru
10. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование:
уч. пос. для студ. высш. уч. заведений / Н.В.Антипьева. – М.: Владос-Пресс, 2018. -224 с
11. Основы права. Учебник и практикум для СПО/ отв. Ред. Вологдин А.А. – М.:
Научная школа, 2019. – 409 с.
12. Самарина, В.П. Основы предпринимательства./ В.П. Самарина. – М.: КноРус,
2018. – 222 с.
13. Шашкова, О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка / О.В. Шашкова. - М.:
Эксмо, 2018. - 128 c.
3.2.2. Интернет-ресурсы учебных пособий, монографий и текстов по дисциплине:
http://www.consultant.ru – Справочная система
http://www.invalidnost.com – МСЭ
http://prava-invalidov.com – Юридическая помощь http://romir.ru - Каталог Право России
http://www.allpravo.ru – Электронная библиотека
9

http://www.hri.ru – Электронная библиотека международных документов по правам человека
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhka-invalidov.htm - сайт «Жизнь после травмы
спинного мозга». Реабилитация и социализация инвалидов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
(освоенные
умения,
усвоенные
обучения
знания)
−оценка результатов выполнения практических занятия
уметь:
−использовать нормы позитивного
с №1;
социального поведения;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−использовать
свои права адекватно −оценка результатов выполнения практического
законодательству
занятия с №2;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−обращаться в надлежащие органы за
−оценка результатов выполнения практических занятий
квалифицированной помощью;
с № 3-4;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−анализировать и осознанно применять −оценка результатов выполнения заданий в рамках
нормы закона с точки зрения конкретных самостоятельной внеаудиторной работы;
условий их реализации.
− итоговая контрольная работа.
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
−составлять
резюме,
осуществлять
самостоятельной внеаудиторной работы;
самопрезентацию при трудоустройстве;
− итоговая контрольная работа.
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
−использовать приобретенные знания и
самостоятельной внеаудиторной работы;
умения
в различных жизненных и
− итоговая контрольная работа.
профессиональных ситуациях.
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
знать:
устного (фронтального, индивидуального) опроса по
−механизмы социальной адаптации;
темам 1;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−составлять
обращения;

необходимые

заявления,

−основополагающие
международные −оценка результатов выполнения заданий в рамках
документы относящихся к правам устного (фронтального, индивидуального) опроса по
инвалидов;
темам 2.1; 2.2 и 2.3;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
10

−основы
гражданского
законодательства;

и

семейного −оценка результатов выполнения заданий в рамках
устного (фронтального, индивидуального) опроса по
темам 3.1 и 3.2;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−основы трудового законодательства, −оценка результатов выполнения заданий в рамках
особенности
регулирования
труда устного (фронтального, индивидуального) опроса по
инвалидов;
темам 4.1 и 4.2;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−основные правовые гарантии инвалидов −оценка результатов выполнения заданий в рамках
в области социальной защиты и
устного (фронтального, индивидуального) опроса по
образования;
темам 5.1 и 5.2;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.
−функции органов труда и занятости
населения.

−оценка результатов выполнения заданий в рамках
устного (фронтального, индивидуального) опроса по
разделам 6,7.;
−оценка результатов выполнения заданий в рамках
самостоятельной внеаудиторной работы;
− итоговая контрольная работа.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».