МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
__ОП.09 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и туризм».
Квалификация выпускника: Повар, кондитер
Дербент 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................... ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины .... Ошибка! Закладка не определена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ........................ Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Содержание дисциплины ........................................... Ошибка! Закладка не определена.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................
3.1. Материально-техническое обеспечение .................................................................................
3.2. Учебно-методическое обеспечение ........................... Ошибка! Закладка не определена.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Физическая культура»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины «ОП.09 Физическая культура»: формирование
физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к
социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ
жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.
Дисциплина «ОП.09 Физическая культура» включена в обязательную
часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы, представленными в
матрице компетенций выпускника (п. 4.3.3 ПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 8
Уметь
Знать
использовать физкультурнооздоровительную деятельность
для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей
о роли физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа
жизни.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Объем в часах
В т.ч. в форме практ.
подготовки
Учебные занятия
32
30
Самостоятельная работа
6
-
Промежуточная аттестация
2
-
Всего
38
30
2.2. Содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание
учебного
лабораторных занятий
материала,
практических
и
Раздел 1. Физическая культура и формирование ЗОЖ (2 часа)
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Здоровый образ
жизни
Здоровье населения России. Факторы риска и их влияние на
здоровье. Современная концепция здоровья и здорового образа
жизни. Мотивация ЗОЖ. Критерии эффективности здорового
образа жизни. его основные методы, показатели и критерии
оценки,
использование
методов
стандартов,
антропометрических индексов, номограмм, функциональных
проб.
Организм, среда, адаптация. Культура питания. Возрастная
физиология. Организация жизнедеятельности, адекватная
биоритмам. Культура здоровья и вредные пристрастия.
Сексуальная культура – ключевой фактор психического и
физического
благополучия
обучающегося.
Культура
психического
здоровья.
Оптимизация
умственной
работоспособности обучающегося в образовательном процессе.
Средства физической культуры в регуляции работоспособности.
Формирование валеологической компетенции в оценке уровня
своего здоровья и формирования ЗОЖ.
Особенности организации физического воспитания в
образовательном
учреждении
(валеологическая
и
профессиональная направленность). Цели и задачи физической
культуры
В том числе практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Раздел 2. Легкая атлетика (6 часов)
Тема 2.1.
Совершенствование
техники бега на
короткие дистанции,
технике спортивной
ходьбы
Тема 2.2.
Совершенствование
техники
длительного бега
Тема 2.3.
Совершенствование
техники прыжка в
длину с места, с
разбега
Тема 2.4.
Эстафетный бег
4х100.
Челночный бег
Тема 2.5.
Выполнение
контрольных
нормативов в беге и
прыжках
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Биомеханические основы техники
бега; техники низкого старта и стартового ускорения; бег по
дистанции; финиширование, специальные упражнения
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Совершенствование техники
длительного бега во время кросса до 15-20 минут, техники бега
на средние и длинные дистанции
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала:
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Специальные упражнения прыгуна,
ОФП
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Выполнение эстафетного бега
4х100, челночного бега
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Выполнение контрольных
нормативов в беге 30 м, 60 м, 100 м, 400 м, 500 м (д), 1000 м (ю),
2000 м (д), 3000 м (ю); прыжок в длину с места, с разбега
способом «согнув ноги», бег на выносливость
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Раздел 3. Волейбол (6 часов)
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Стойки игрока и
Практическое занятие № 6. Выполнение перемещения по зонам
перемещения.
площадки, выполнение тестов по ОФП
Общая физическая
В том числе самостоятельная работа обучающихся
подготовка (ОФП)
Тема 3.2.
Приемы и передачи
мяча снизу и сверху
двумя руками. ОФП
Тема 3.3.
Нижняя прямая и
боковая подача.
ОФП
Тема 3.4.
Верхняя прямая
подача. ОФП
Тема 3.5.
Тактика игры в
защите и нападении
Тема 3.6.
Основы методики
судейства
Тема 3.7.
Контроль
выполнения
тестов по волейболу
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 7. Выполнение комплекса упражнений
по ОФП
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 8. Выполнение упражнений на
укрепление мышц кистей, плечевого пояса, брюшного пресса,
мышц ног
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 9. Выполнение упражнений на
укрепление мышц кистей, плечевого пояса, брюшного пресса,
мышц ног
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 10. Отработка тактики игры,
выполнение приѐмов передачи мяча
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 11. Отработка навыков судейства в
волейболе
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 12. Выполнение передачи мяча в парах
Практическое занятие № 13. Игра по упрощѐнным правилам
волейбола
Практическое занятие № 14. Игра по правилам
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Раздел 4. Баскетбол (6 часов)
Тема 4.1.
Стойка игрока,
перемещения,
остановки,
повороты. ОФП
Тема 4.2.
Передачи мяча. ОФП
Тема 4.3.
Ведение мяча и
броски мяча в
корзину с места, в
движении, прыжком.
ОФП
Тема 4.4.
Техника штрафных
бросков. ОФП
Тема 4.5.
Тактика игры в
защите и нападении.
Игра по
упрощенным
правилам
баскетбола. Игра по
правилам
Тема 4.6.
Практика судейства
в баскетболе
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 15. Выполнение упражнений для
укрепления мышц плечевого пояса, ног
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 16. Выполнение упражнений для
развития скоростно-силовых и координационных способностей,
упражнений для развития верхнего плечевого пояса.
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 17. Выполнение упражнений для
укрепления мышц кистей, плечевого пояса, ног, брюшного
пресса
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 18 Выполнение упражнений для
укрепления мышц кистей, плечевого пояса, ног
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 19. Игра по упрощенным правилам
баскетбола
Практическое занятие № 20. Игра по правилам
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие 21. Практика в судействе соревнований
по баскетболу
Практическое
занятие
22.
Выполнение
контрольных
упражнений: ведение змейкой с остановкой в два шага и броском
в кольцо; штрафной бросок; броски по точкам; баскетбольная
«дорожка»
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Раздел 5. Гимнастика (6 часов)
Тема 5.1.
Строевые приемы
Тема 5.2.
Техника
акробатических
упражнений
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 23. Отработка строевых приѐмов
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 24. Отработка техники акробатических
упражнений
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Тема 5.3.
Упражнения на
брусьях (юноши).
Гиревой спорт
Тема 5.4.
Упражнения на
бревне (девушки).
ППФП
Тема 5.5.
Содержание учебного материала
Брусья: висы, упоры, махи, подводящие и специальные
упражнения, соскоки. Знать правила техники безопасности;
уметь страховать партнера, комплексы упражнений с
гантелями, гирями. Разучивание и выполнение связок на
снаряде. ППФП
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 25. Разучивание и выполнение
упражнений с гирями
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
Бревно: наскок, ходьба, полушпагат, уголок, равновесие,
повороты, соскок
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 26. Разучивание и выполнение связок на
снаряде, комплексы упражнений, ритмическая гимнастика (по
курсам)
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
Требования к составлению комплекса ОРУ, терминология;
Составление
комплекса ОРУ и
проведение их
обучающимися
составление комплексов ОРУ без предметов, с предметами
(мячи,
палки,
скакалки
и
др.).
Направленность
общеразвивающих упражнений; основные положения рук, ног,
проведение с группой по одному общеразвивающему
упражнению, комплекс ОРУ
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 27. Выполнение комплекса ОРУ
Практическое занятие № 28. Контроль комбинации по
акробатике
Практическое занятие № 29. Контроль комбинации на бревне,
брусьях
Практическое занятие № 30. Контроль выполнения упражнений
по ритмической гимнастике, гиревому спорту. ППФП
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Раздел 6. Бадминтон. Атлетическая, дыхательная гимнастика (6 часов)
Тема.6.1.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Игровая стойка,
Практическое занятие № 31. Выполнение упражнений для
основные удары в
укрепления мышц кистей, плечевого пояса, ног, брюшного
бадминтоне
пресса, комплексы упражнений атлетической и дыхательной
гимнастики
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Тема 6.2.
Подачи
Тема 6.3.
Нападающий удар
Тема 6.4.
Судейство
соревнований по
бадминтону
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 32. Отработка подач
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала:
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 33. Отработка атакующих ударов,
нападающего удара «смеш»
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 34. Игра по упрощѐнным правилам.
Судейство соревнований по бадминтону
Практическое занятие №е 35. Контроль техники подач, ударов
справа, слева
Практическое занятие № 36. Контроль техники игры: одиночные,
парные игры
Практическое занятие № 37. Игра по правилам
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Раздел 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) (4 часа)
Тема.7.1.
Содержание учебного материала
Значение
психофизической
подготовки
человека
к
Сущность и
профессиональной деятельности. Социально-экономическая
содержание ППФП в
обусловленность необходимости подготовки человека к
достижении высоких
профессиональной деятельности. Основные факторы и
профессиональных
дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание
результатов
ППФП обучающихся с
учетом специфики будущей
профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом
специфики
будущей
профессиональной
деятельности.
Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда.
Анализ профессиограммы.
Средства, методы и методики формирования профессионально
значимых двигательных умений и навыков.
Средства, методы и методики формирования профессионально
значимых физических и психических свойств и качеств.
Средства, методы и методики формирования устойчивости к
заболеваниям профессиональной деятельности.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки.
Оценка эффективности ППФП.
Разработка дневника самоконтроля.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 38. Разучивание, закрепление и
совершенствование профессионально значимых двигательных
действий
Практическое занятие № 39. Формирование профессионально
значимых физических качеств
Практическое занятие № 40. Самостоятельное
проведение
студентом комплексов профессионально- прикладной физической
культуры в режиме дня специалиста
Практическое занятие № 41. Техника выполнения упражнений с
предметами и без предметов
Практическое занятие № 42. Специальные упражнения для
развития основных мышечных групп
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Необходимость и тематика определяются образовательной
организацией
Промежуточная аттестация
2ч
Всего 38 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Спортивный комплекс, оснащенный в соответствии с приложением 3
ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается
не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или)
электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Вайнер, Э. Н., Лечебная физическая культура: учебник / Э. Н.
Вайнер. — Москва: КноРус, 2024. — 346 с. — ISBN 978-5-406-11588-6. — URL:
https://book.ru/book/950520 — Текст: электронный.
2.
Кузнецов, В. С., Методика обучения предмету Физическая
культура + еПриложение : учебник / В. С. Кузнецов. — Москва: КноРус, 2023.
— 324 с. — ISBN 978-5-406-10543-6. — URL: https://book.ru/book/947193 —
Текст: электронный.
3.
Бишаева, А. А., Физическая культура: учебник / А. А. Бишаева, В.
В. Малков. — Москва: КноРус, 2024. — 379 с. — ISBN 978-5-406-11885-6. —
URL: https://book.ru/book/949923 — Текст: электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знает:
роль
физической
культуры в общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека;
основы здорового образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска
физического
здоровья
для
данной профессии;
правила и способы
Показатели освоенности
компетенций
обучающийся
понимает роль
физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном
и социальном
развитии человека;
ведѐт здоровый
образ жизни;
понимает условия
деятельности и
знает зоны риска
физического
здоровья для
Методы оценки
Устный опрос.
Тестирование.
Результаты
выполнения
контрольных
нормативов
планирования системы
индивидуальных занятий
физическими упражнениями
различной направленности
Умеет:
−
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей;
−
применять рациональные
приемы двигательных функций
в
профессиональной
деятельности;
−
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения, характерными
для данной профессии;
−
выполнять
контрольные
нормативы,
предусмотренные
государственным
стандартом
при
соответствующей
тренировке, с учетом состояния
здоровья и функциональных
возможностей своего организма
данной
специальности;
проводит индивидуальные
занятия физическими
упражнениями различной
направленности
обучающийся
использует
физкультурнооздоровительную
деятельность для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональных
целей;
применяет рациональные
приемы
двигательных
функций
в
профессиональной
деятельности;
пользуется
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности;
выполняет
контрольные
нормативы,
предусмотренные
государственным
стандартом
при
соответствующей
тренировке,
с
учетом
состояния
здоровья
и
функциональных
возможностей
своего
организм
Выполнение
комплекса
упражнений.
Выполнение
контрольных
нормативов с
учетом состояния
здоровья и
функциональных
возможностей
организма