МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей
Квалификация выпускника: администратор баз данных
Дербент 2024 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.11 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная
дисциплина
«Компьютерные
сети»
принадлежит
к
общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ОК,
Уметь
Знать
Владеть навыками
ПК
ОК 01
распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте,
анализировать и
выделять еѐ составные
части
актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится
работать и жить
структура плана для
решения задач,
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях
определять этапы
решения задачи,
составлять план
действия, реализовывать
составленный план,
определять необходимые основные источники
информации и ресурсы
ресурсы
для решения задач и/или
выявлять и эффективно
проблем в
искать информацию,
профессиональном и/или
необходимую для
социальном контексте
решения задачи и/или
методы работы в
проблемы
профессиональной и
владеть актуальными
смежных сферах
методами работы в
порядок оценки
профессиональной и
результатов решения
смежных сферах
задач профессиональной
оценивать результат и
деятельности
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
4
помощью наставника)
ОК 02
определять задачи для
поиска информации,
планировать процесс
поиска, выбирать
необходимые источники
информации
номенклатура
информационных
источников,
применяемых
профессиональной
деятельности
выделять
наиболее значимое в
перечне информации,
структурировать
получаемую
информацию, оформлять
результаты поиска
приемы
структурирования
информации
оценивать практическую
значимость результатов
поиска
современные средства и
устройства
информатизации,
порядок их применения
и
применять средства
информационных
технологий для решения
профессиональных задач
использовать
современное
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности
в
формат
оформления
результатов
поиска
информации
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности, в том
числе цифровые
средства
использовать различные
цифровые средства для
решения
профессиональных задач
ОК 05
грамотно излагать свои
мысли и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном языке
правила оформления
документов
правила построения
устных сообщений
проявлять толерантность
в рабочем коллективе
5
ОК 09
понимать общий смысл
четко произнесенных
высказываний на
известные темы
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах
на знакомые общие и
профессиональные темы
строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и
планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные темы
ПК 1.1.
Организовывать и
конфигурировать
компьютерные сети;
Строить и анализировать
модели компьютерных
сетей;
Эффективно
использовать
аппаратные и
программные
компоненты
компьютерных сетей при
решении различных
задач;
Выполнять схемы и
чертежи по
специальности с
использованием
прикладных
правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные темы
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
лексический минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности
Основные понятия
компьютерных сетей:
типы, топологии, методы
доступа к среде
передачи;
Аппаратные компоненты
компьютерных сетей;
Принципы пакетной
передачи данных;
Понятие сетевой модели;
Сетевую модель OSI и
другие сетевые модели;
Протоколы: основные
понятия, принципы
взаимодействия,
различия и особенности
распространенных
протоколов, установка
протоколов в
6
программных средств;
Работать с протоколами
разных уровней (на
примере конкретного
стека протоколов:
TCP/IP, IPX/SPX);
Устанавливать и
настраивать параметры
протоколов;
операционных системах;
Адресацию в сетях,
организацию межсетевого
воздействия
Обнаруживать и устранять
ошибки при передаче
данных;
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем в
часах
82
в том числе:
теоретическое обучение
54
практические занятия
20
Самостоятельная работа
6
Консультации
2
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.11 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем в часах
Введение
Тема 1. Общие
сведения о
компьютерной
сети
История возникновения компьютерных сетей и сети Интернет
Содержание учебного материала
2
Тема 2.
Аппаратные
компоненты
1. Понятие компьютерной сети (компьютерная сеть, сетевое взаимодействие,
автономная среда, назначение сети, ресурсы сети, интерактивная связь,
Интернет).
2. Классификация компьютерных сетей по степени территориальной
распределѐнности: локальные, глобальные сети, сети масштаба города.
3. Классификация сетей по уровню административной поддержки:
одноранговые сети, сети на основе сервера.
4. Классификация сетей по топологии.
5. Методы доступа к среде передачи данных. Классификация методов
доступа. Методы доступа CSMA/CD, CSM/CA. Маркерные методы доступа.
6. Сетевые модели. Понятие сетевой модели. Модель OSI. Уровни модели.
Взаимодействие уровней. Интерфейс.
7. Функции уровней модели OSI
Модель TCP/IP.
Практические и лабораторные занятия
1. Практическая работа №1. Построение схемы компьютерной сети.
Построение одноранговой сети
Самостоятельная работа обучающихся
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы
Содержание учебного материала
1. Физические среды передачи данных. Типы кабелей и их характеристики.
Сравнения кабелей.
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9,
ПК 1.1.
14
2
2
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9,
ПК 1.1.
9
компьютерных
сетей.
Тема 3.
Передача
данных по
сети.
2. Типы сетей, линий и каналов связи. Соединители, коннекторы для различных
типов кабелей.
3. Инструменты для монтажа и тестирования кабельных систем. Беспроводные
среды передачи данных.
4. Коммуникационное оборудование сетей. Сетевые адаптеры. Функции и
характеристики сетевых адаптеров. Классификация сетевых адаптеров.
Драйверы сетевых адаптеров. Установка и конфигурирование сетевого
адаптера.
5. Концентраторы, мосты, коммутирующие мосты, маршрутизаторы, шлюзы, их
назначение, основные функции и параметры.
Практические и лабораторные занятия
1. Практическая работа №2.. Настройка удаленного доступа к компьютеру .
Проверка правильности передачи данных
2. Практическая работа №3 Расчет Ethernet – сетей, состоящих из сегментов
различных технологий. Семинар по теме: «Аппаратные компоненты
компьютерных сетей».
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение амплитудно-частотных характеристик сетевого кабеля – витая пара;
Содержание учебного материала
1. Теоретические основы передачи данных. Понятие сигнала, данных. Методы
кодирования данных при передаче. Модуляция сигналов. Методы оцифровки.
2. Понятие коммутации. Коммутация каналов, пакетов, сообщений. Понятие
пакета.
3. Протоколы и стеки протоколов. Структура стеков OSI, IPX/SPX,
NetBios/SMB. Стек протоколов TCP/IP. Состав и назначение каждого протокола.
4. Распределение протоколов по назначению в модели OSI. Сетевые и
транспортные протоколы.
5. Протоколы прикладного уровня FTP, HTTP, Telnet, SMTP, POP3.
10
4
2
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9,
ПК 1.1.
14
6. Типы адресов стека TCP/IP. Типы адресов стека TCP/IP. Локальные адреса.
Сетевые IP-адреса.
7. Доменные имена. Формат и классы IP-адресов. Подсети и маски подсетей.
Назначение адресов автономной сети. Централизованное распределение адресов.
Отображение IP-адресов на локальные адреса. Система DNS.
10
Практические и лабораторные занятия
1. Практическая работа №4. Настройка протоколов TCP/IP в операционных
системах
2. Практическая работа №5. Работа с диагностическими утилитами протокола
ТСР/IР
3. Практическая работа №6. Решение проблем с TCP/IP
Тема 4.
Сетевые
архитектуры
4. Практическая работа №7. Преобразование форматов IP-адресов. Расчет IPадреса и маски подсети .
5. Практическая работа №8 Адресация в IP- сетях
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка доклада на тему «Сетезависимые и сетенезависимые уровни
модели OSI»
Содержание учебного материала
1. Технологии локальных компьютерных сетей.
10
2
14
2. Технология Ethernet.
3. Технологии TokenRing и FDDI.
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9,
ПК 1.1.
4. Технологии беспроводных локальных сетей.
5. Технологии глобальных сетей.
6. Принципы построения глобальных сетей.
7. Организация межсетевого взаимодействия.
Практические и лабораторные занятия
1. Практическое занятие №9. Монтаж кабельных сред технологий Ethernet
2. Практическое занятие №10. Настройка удаленного доступа к компьютеру
Семинар по теме: «Сетевые архитектуры»
4
Самостоятельная работа обучающихся
-
Консультации
2
Промежуточная аттестация
6
Всего:
82
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»,
оснащенная .
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
Компьютерные сети: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Баринов, И.В.
Баринов, А.В. Пролетарский, А.Н. Пылькин. – Москва: Академия, 2020. – 192 с.
1. Компьютерные сети : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф.
образования / А. В. Кузин.- М. : Форум : Инфра –М, 2014. - ЭОР.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Сети и телекоммуникации : учебник и практикум для вузов / К. Е. Самуйлов
[и др.] ; под редакцией К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 363 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00949-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511092
2. Дибров, М. В. Сети и телекоммуникации. Маршрутизация в IP-сетях :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В.
Дибров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
— 423 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16551-7.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/531278
3. Замятина, О. М. Инфокоммуникационные системы и сети. Основы
моделирования : учебное пособие для среднего профессионального
образования / О. М. Замятина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
159 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10682-4. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/518012
3.2.3. Дополнительные источники
1. Максимов, Н. В. Компьютерные сети : учебное пособие / Н.В. Максимов, И.И.
Попов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 464 с. —
(Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-454-0. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1714105.
2. Сети и телекоммуникации : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / К. Е. Самуйлов [и др.] ; под редакцией К. Е. Самуйлова,
И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-0480-2. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475704
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.11 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Организовывать и
конфигурировать
компьютерные сети;
Строить и анализировать
модели компьютерных сетей;
Эффективно использовать
аппаратные и программные
компоненты компьютерных
сетей при решении различных
задач;
Выполнять схемы и чертежи по
специальности с
использованием прикладных
программных средств;
Работать с протоколами разных
уровней (на примере
конкретного стека протоколов:
TCP/IP, IPX/SPX);
Устанавливать и настраивать
параметры протоколов;
Обнаруживать и устранять ошибки при
передаче данных;
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Основные понятия
компьютерных сетей: типы,
топологии, методы доступа к
среде передачи;
Аппаратные компоненты
компьютерных сетей;
Принципы пакетной передачи
данных;
Понятие сетевой модели;
Сетевую модель OSI и другие
сетевые модели;
Протоколы: основные понятия,
принципы взаимодействия,
различия и особенности
распространенных протоколов,
установка протоколов в
операционных системах;
Адресацию в сетях,
организацию межсетевого
воздействия
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,
без
пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы с
освоенным
материалом
в
основном
сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
Формы и методы оценки
Примеры форм и методов
контроля и оценки
• Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
• Тестирование
• Контрольная работа
• Самостоятельная
работа.
• Защита реферата
• Семинар
• Защита курсовой
работы (проекта)
• Выполнение проекта;
• Наблюдение за
выполнением
практического задания.
(деятельностью студента)
• Оценка выполнения
практического
задания(работы)
• Подготовка и
выступление с докладом,
сообщением, презентацией
• Решение ситуационной
задачи
Текущий контроль
(проверочные работы,
тесты)
Промежуточный контроль
(дифференцированный
зачет)
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
13
14