Приложение 1.3 к ООП по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПМ 03. Приготовление, оформление и подготовка к реализации
холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного
ассортимента
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и туризм».
Квалификация выпускника: Повар, кондитер
Дербент 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРЕДМЕТА
26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
27
ПРЕДМЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ.03.
Приготовление,
оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных
изделий, закусок разнообразного ассортимента
1.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью
образовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
СПО
(приказ
Минобрнауки России №1569 от 09.12.2016. Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер),
профессионального стандарта «Повар» (приказ Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 6 Юн
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29
сентября 2015 г., регистрационный № 39023) и примерной рабочей
программы (№ 43.01.09-170331 дата регистрации 31.03.2017 протокол № 1 от
28.03.2017. Организация разработчик: Федеральное учебно-методическое
объединение в системе среднего профессионального образования по
укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм).
Рабочая программа может быть применена для профессионального обучения,
дополнительного профессионального обучения незанятого населения.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить
основной вид деятельности: «Приготовление, оформление и подготовка к
реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного
ассортимента» и соответствующих ему профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные
материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок
в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 3.2. Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение
холодных соусов, заправок разнообразного ассортимента.
ПК 3.3. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации салатов разнообразного ассортимента.
ПК 3.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации бутербродов, канапе, холодных закусок разнообразного
ассортимента.
ПК 3.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья
разнообразного ассортимента.
ПК 3.6. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного
ассортимента.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным основным видом деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен:
Иметь практический опыт в: подготовке, уборке рабочего места, выборе,
подготовке к работе, безопасной эксплуатации технологического
оборудования,
производственного
инвентаря,
инструментов,
весоизмерительных приборов;
выборе, оценке качества, безопасности продуктов, полуфабрикатов,
приготовлении, творческом оформлении, эстетичной подаче салатов,
холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента,
в том числе региональных; упаковке, складировании неиспользованных
продуктов; порционировании (комплектовании), упаковке на вынос,
хранении с учетом требований к безопасности готовой продукции; ведении
расчетов с потребителями.
Уметь: рационально организовывать, проводить текущую уборку рабочего
места, выбирать, подготавливать к работе, безопасно эксплуатировать
технологическое оборудование, производственный инвентарь, инструменты,
весоизмерительные приборы с учетом инструкций и регламентов; соблюдать
правила сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов, подготовки и
применения пряностей и приправ;
выбирать, применять, комбинировать способы приготовления, творческого
оформления и подачи салатов, холодных блюд, кулинарных изделий, закусок
разнообразного ассортимента, в том числе региональных; порционировать
(комплектовать), эстетично упаковывать на вынос, хранить с учетом
требований к безопасности готовой продукции.
Знать: требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной
санитарии и личной гигиены в организациях питания; виды, назначение,
правила безопасной эксплуатации технологического оборудования,
производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов,
посуды и правила ухода за ними; ассортимент, рецептуры, требования к
качеству, условия и сроки хранения, методы приготовления, варианты
оформления и подачи салатов, холодных блюд, кулинарных изделий, закусок
разнообразного ассортимента, в том числе региональных; нормы расхода,
способы сокращения потерь, сохранения пищевой ценности продуктов при
приготовлении; правила и способы сервировки стола, презентации салатов,
холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента,
в том числе региональных.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
Всего 524 часов, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося 492
(обязательных
учебных
занятий)
часов;
внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы обучающегося – 14 часов.
МДК 03.01 – 66 часов, в том числе: аудиторной учебной работы
обучающегося -62 (обязательных учебных занятий) часов;
МДК 03.02 – 230 часов, в том числе: аудиторной учебной работы
обучающегося - 214(обязательных учебных занятий) часов;
УП – 72 часа.
ПП – 144 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися основным видом деятельности: «Приготовление,
оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных
изделий,
закусок
разнообразного
ассортимента», в
том
числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом
вышеназванных ФГОС СПО.
Код
ВД 3
ПК 3.1.
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд,
кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента
Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы
для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в
соответствии с инструкциями и регламентами
Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных
соусов, заправок разнообразного ассортимента
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации салатов разнообразного ассортимента
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации бутербродов, канапе, холодных закусок разнообразного
ассортимента
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья
разнообразного ассортимента
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного
ассортимента
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения.
(в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747)
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
(в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747)
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды
Наименования разделов
Объем времени, отведенный на освоение
профессионального модуля[1]*
профессиональных
междисциплинарного курса (курсов)
компетенций
Обязательная аудиторная
Самостоятельная
учебная нагрузка
обучающегося
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
3
4
1
2
ПК 3.1
ОК1-7, 9,10
МДК.
03.01 01 Организация
приготовления,
подготовки
к
реализации и хранения холодных
блюд, кулинарных изделий и
закусок
разнообразного
ассортимента
66
22
ПК 3.2-3.6
ОК1-7, 9,10
МДК.
03.02 Процессы
приготовления и подготовки к
реализации
холодных
блюд,
кулинарных изделий, закусок
Учебная практика
Производственная практика
230
46
Всего:
512
работа
обучающегося,
часов
5
Практика
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
6
7
72
72
144
144
68
72
144
2.2 Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
Содержание учебного материала , лабораторные работы и практические
разделов
занятия, внеаудиторная ( самостоятельная ) учебная работа обучающихся,
и тем
курсовая работы (проект) ( если предусмотрены)
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
2
МДК. 03.01. Организация приготовления , подготовки к реализации и презентации холодных блюд,
кулинарных изделий, закусок
Раздел модуля 1. Организация процессов приготовления и подготовки к реализации холодных блюд,
кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента
Тема 1.1
Содержание
Характеристика
1. Классификация, ассортимент холодной кулинарной продукции, значение в
процессов
питании.
приготовления
2. Технологический цикл приготовления холодной кулинарной продукции.
подготовки к
Характеристика, последовательность этапов.
реализации и
3. Инновационные технологии, обеспечивающие оптимизацию процессов
хранения холодных
приготовления и подготовки к реализации и безопасность готовой
блюд, кулинарных
продукции. Технология Cook&Serve – технология приготовления пищи на
изделий, закусок
охлаждаемых поверхностях.
Тема 1.2
Содержание
Организация и
1. Организация работ по приготовлению холодных блюд и закусок на
Техническое
предприятиях (в организациях) с полным циклом и цеховой структурой и с
оснащение
бесцеховой структурой. Организация и техническое оснащение рабочих мест.
работ по
Виды, назначение технологического оборудования , правила безопасной
приготовлению,
эксплуатации.
Объем часов
3
66
62
15
25
хранению, подготовке
к
реализации холодных
блюд, кулинарных
изделий, закусок
2. Санитарно-гигиенические требования к организации работы повара по
приготовлению холодных блюд и закусок. Система XACCП в общественном
питании, как эффективный инструмент управления, безопасностью
приготавливаемой предприятиями общественного питания продукции и
блюд.
3. Организациия подготовки к реализации (порционирования ( комплектования),
упаковки для отпуска на вынос, хранения на раздаче/прилавке). Техническое
оснащение работ. Виды торгово-технологического оборудования, правила
безопасной эксплуатации. Оборудование, посуда ивентарь для реализации
готовых холодных блюд и закусок по типу «шведского стола».
4. Правила ведения расчетов с потребителем при отпуске продукции на вынос
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Организация рабочего места повара по приготовлению
различных групп холодной кулинарной продукции. Решение ситуационных задач по
подбору технологического
22
8
Оборудования, производственного инвентаря, инструментов, кухонной посуды для
приготовления бутербродов, салатов, холодных блюд и закусок
Практическое занятие 2. Тренинг по организации рабочего места повара по
приготовлению салатов, бутербродов, отработке умений безопасной эксплуатации
механического оборудования: слайсера, электрохлеборезки.
7
Практическое занятие 3. Тренинг по организации хранения подготовленных продуктов,
полуфабрикатов, готовых салатов, бутербродов, холодных блюд и закусок, отработке
умений безопасной эксплуатации технологического оборудования: аппарата для
вакуумирования, шкафов холодильных, интенсивного охлаждения
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1
1. Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным преподавателем).
2. Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и справочной литературы, нормативных документов.
4. Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для
обработки традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов разнообразного ассортимента.
5. Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологического оборудования,
инвентаря, инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6. Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
7. Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
8. Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.
Раздел модуля 2. Приготовление и подготовка к реализации бутербродов, салатов, холодных блюд и закусок
разнообразного ассортимента
МДК 03.02. Процессы приготовления, подготовка к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных
изделий, закусок
Классификация, ассортимент холодной кулинарной продукции, значение в питании.
7
4
230
230
Тема 2.1.
Приготовление,
Подготовка к
реализации
Холодных соусов,
Салатных заправок
Содержание
1. Классификация, ассортимент, пищевая ценность, значение в питании холодных
соусов, заправок.
Ассортимент, требования к качеству, условия и сроки хранения, кулинарное
назначение концентратов для холодных соусов и заправок, готовых соусов и заправок
промышленного производства.
2. Характеристика, правила выбора, требования к качеству основных продуктов и
дополнительных
ингредиентов нужного типа, качества и количества
в соответствии с технологическими требованиями к компонентам для холодных
соусов, заправок и соусным полуфабрикатам промышленного производства (уксусы,
растительные масла, специи и т.д.)
3. Методы приготовления отдельных соусных полуфабрикатов: ароматизированных
масел, эмульсий, смесей пряностей и приправ, овощных и фруктовых пюре,
молочнокислых продуктов и т.д.
4. Ассортимент, рецептуры, технология приготовления, кулинарное назначение, условия
и сроки хранения холодных соусов и заправок.
Тема 2.2.
Приготовление,
Подготовка к
реализации
Содержание
1. Классификация, ассортимент, значение в питании салатов разнообразного
ассортимента.
Актуальные направления в приготовлении салатов.
16
Салатов
разнообразного
ассортимента
2. Правила выбора основных продуктов и ингредиентов ним нужного типа, качества и
количества в соответствии с технологическими требованиями. Подготовка
ингредиентов для салатов, условия и сроки их хранения. Актуальные, гармоничные
варианты сочетаний ингредиентов для салатов и салатных заправок. Правила подбора
заправок. Салаты из свежих и вареных овощей: ассортимент, рецептуры,
приготовление, оформление и отпуск. Требования к качеству, условия и сроки
хранения салатов.
3. Правила сервировки стола, выбор посуды для отпуска салатов и винегретов, способы
подачи салатов и винегретов в зависимости от типа предприятия питания и способов
обслуживания.
4. Особенности приготовления салатов региональных кухонь мира
Тематика практических занятий и лабораторных работ
36
10
Тема 2.3.
Лабораторная работа 1. Приготовление, оформление и отпуск салатов из сырых овощей и
фруктов: салат «Греческий», салата «Цезаря», салата из сыра с яблоком, салат из морской
капусты, салат-коктейль с ветчиной и сыром, салат из яблок с сельдереем, фруктовый салат. 10
Органолептическая оценка качества (бракераж) готовой продукции
Лабораторная работа 2. Приготовление, оформление и отпуск салатов из вареных овощей
винегрет с сельдью, салат мясной, салат картофельный с сельдью, салат из вареных овощей
с йогуртом). Органолептическая оценка качества (бракераж) готовой продукции.
6
Лабораторная работа 2.Приготовление, оформление и отпуск салатов и зсырых овощей и
фруктов: салат» Греческий
Содержание
1. Классификация, ассортимент бутербродов. Значение в питании. Ассортимент
холодных закусок из овощей, грибов, рыбы, мяса, птицы. Значение в питании.
2. Правила выбора основных гастрономических продуктов и дополнительных
Тема 2.4.
ингредиентов при приготовлении бутербродов с учетом технологических требований,
принципов совместимости и взаимозаменяемости.
3. Технологический процесс приготовления, оформления и отпуска бутербродов:
открытых (простых, сложных), закрытых, гастрономических продуктов порциями.
Требования к качеству, условия и сроки хранения. Оптимизация процесса
приготовления с использованием технологии Cook&Serve.
4. Технология приготовления, оформления, отпуска холодных закусок из овощей, рыбы,
мяса, птицы. Варианты оформления и отпуска для различных форм обслуживания и
способов подачи. Правила и варианты отпуска икры. Требования к качеству, условия
и сроки хранения.
5. Приготовление горячих бутербродов: взвешивание, нарезка вручную и на слайсере,
укладка наполнителей, порционирование, запекание, подача.
6. Правила сервировки стола, выбор посуды для отпуска бутербродов, роллов,
гастрономических продуктов порциями, способов подачи в зависимости от типа
предприятия питания и способа подачи блюд
7. Правила, варианты выкладывания нарезанных гастрономических продуктов на
блюдах для банкетов, банкетов-фуршетов, для отпуска по типу «шведского стола».
8. Комплектование, упаковка бутербродов, гастрономических продуктов порциями,
холодных закусок для отпуска на вынос.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 3-4. Приготовление, оформление и отпуск открытых, закрытых
бутербродов, закусочных бутербродов - канапе, роллов, гастрономических продуктов
порциями, холодных закусок из яиц, сыра, овощей, сельди, рыбы, мяса, птицы. Оценка
качества (бракераж) готовой продукции
Практическое занятие 4. Расчет количества сырья, выхода бутербродов
Содержание
48
10
10
8
Приготовление,
подготовка к
реализации
холодных блюд из
рыбы, мяса, птицы
1. Ассортимент, значение в питании простых холодных блюд и закусок.
2. Правила выбора основных продуктов и ингредиентов к ним и их соответствне
требованиям к качеству холодных блюд и закусок.
3. Приготовление, оформление и отпуск холодных блюд из рыбы, нерыбного водного
сырья (рыбы под маринадом, рыбы заливной (порционными кусками), рыбы под
майонезом). Подбор гарниров, соусов, заправок. Оформление тарелки
4. Приготовление, оформление и отпуск блюд из мяса, птицы (паштетов, ростбифа
холодного, мяса, птицы заливной, студня, рулетов и т.д.)
5. Правила сервировки стола, выбор посуды для отпуска бутербродов, гастрономических
продуктов порциями, способов подачи в зависимости от типа предприятия питания и
способа подачи блюд
6. Комплектование, упаковка холодных блюд и закусок из рыбы, нерыбного водного
сырья, птицы для отпуска на вынос
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 5. Приготовление, оформление и отпуск холодных блюд из рыбы и
нерыбного
водного сырья. Оценка качества (бракераж) готовой продукции
Лабораторная работа 6. Приготовление, оформление и отпуск холодных блюд из мяса,.
Оценка качества (бракераж) готовой продукции
Лабораторная работа 7. Приготовление, оформление и отпуск холодных блюд из
домашней птицы. Оценка качества (бракераж) готовой продукции
Практическое занятие 5. Расчет сырья, выхода готовых холодных блюд.
Практическое занятие 6. Разработка ассортимента холодных блюд и закусок в
соответствии с заказом
(тематический вечер, праздник и т.д.) для различных форм обслуживания
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 2
68
12
2
2
2
2
2
1. Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам,
составленным
преподавателем).
2. Работа с нормативной и технологической документацией, справочной литературой.
3. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, учебной и
справочной литературы, нормативных документов.
4. Составление схем подбора и размещения оборудования, инвентаря, инструментов на рабочем месте для
обработки
традиционных видов сырья и приготовления полуфабрикатов разнообразного ассортимента.
5. Сбор информации, в том числе с использованием Интернет о новых видах технологическогооборудования,
инвентаря,
инструментов и подготовка сообщений и презентаций.
6. Освоение учебного материала темы с помощью ЭОР.
7. Анализ производственных ситуаций, решение производственных задач.
8. Подготовка компьютерных презентаций по темам раздела.
10
Учебная практика по ПМ.03
Виды работ:
1. Оценка качества, безопасности и соответствия основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним
технологическим требованиям к бутербродам, салатов и простых холодных блюд и закусок, Подготовка их к
использованию.
2. Организация рабочего места повара, подбор производственного технологического оборудования, инвентаря,
инструментов и методы безопасного использования их при выполнении следующих действий:
взвешивания/измерения, нарезки вручную и на слайсере, измельчении, смешивании, прослаивании,
порционировании, фаршировании, взбивании, настаивании , запекании, варке, задевании желе. Поддержание
рабочего места в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями
3. Использование различных технологий приготовления бутербродов, салатов и простых холодных блюд и
закусок с учетом качества и требований к безопасности готовой продукции, соблюдая технологические
санитарно-гигиенические режимы.
4. Определение степени готовности основных холодных блюд и закусок, определение достаточности специй в
салатах, доведение до вкуса, подготовке бутербродов, салатов и простых холодных блюд и закусок для
подачи.
5. Сервировка стола и оформление простых холодных блюд и закусок с учетом требований к безопасности
готовой продукции.
6. Обеспечивать температурный и временной режим подачи бутербродов, салатов и простых холодных блюд и
закусок с учетом требований к безопасности пищевых продуктов.
Соблюдение температурного и временного режима при хранении основных холодных блюд и закусок.
Производственная практика (концентрированная) по ПМ. 03
Виды работ:
1. Оценка качества, безопасности и соответствия основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним
технологическим требованиям к бутербродам, салатам и простых холодных блюд и закусок при приемке
72
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Всего
продуктов со склада.
Подготовка основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним к использованию.
Организация рабочего места повара, подбор производственного техпологического оборудования, инвентаря,
инструментов и методы безопасного использования их при выполнении следующих действий в холодном
цехе: взвешивания/измерения, нарезки вручную и на слайсере, измельчение, смешивание, прослаивание,
порционирование, фарширование, взбивание, настаивание, запекание, варке, охлаждение, заливание желе.
Поддержание рабочего места в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями нарезке вручную и
на слайсере, измельчение, смешивание, прослаивание, порционирование, фарширование, избивание,
настаивание, запекание, варке, охлаждение, заливание желе. Поддержание рабочего места в соответствии с
санитарно- гигиеническими требованиями
Использование различных технологий приготовления бутербродов, гастрономических продуктов порциями,
салатов, простых холодных блюд и закусок по ассортименту и меню базы практики и с учетом качества и
требований к безопасности готовой продукции, с соблюдением технологических и санитарно-гигиенических
режимов.
Определение степени готовности основных продуктов и дополнительных ингредиентов, доведение до вкуса.
Оформление и подача бутербродов, гастрономических продуктов порциями, салатов, простых холодных
блюд и с закусок учетом требований к безопасности готовой продукции на раздаче.
Обеспечение условий, температурного и временного режима охлаждения, хранения и реализации простых
холодных блюд и закусок с учетом требований к безопасности пищевых продуктов, типа предприятия и
способов обслуживания.
144
524
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Материально-техническое обеспечение
1.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных
кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-учебно-методическое обеспечение профессионального модуля ПМ 03
«Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд,
кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента», включающее в
себя презентации учебных курсов, учебно-методические пособия по
проведению практических занятий, методические указания по проведению
контроля полученных знаний и навыков;
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
комплект
учебно-наглядных
пособий:
«Технология
приготовления
бутербродов»,
«Технология
приготовления
салата
Столичного», «Технология приготовления яиц отварных с гарниром» и так
далее.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и выходом в сеть Интернет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Плиты электрические
Печь конвекционная или пароконвекционная
Холодильная камера
Зонт вытяжной
Комплект ученической мебели
Стол с моечной ванной
Стол производственный с бортом
Морозильная камера
Взбивальная машина
Аэрогриль
Немеханическое оборудование (подставки, разделочные доски, стеллажи
кухонные, шкафы)
Наборы
производственного
инвентаря,
посуды,
приборы
для дегустации
Кухонная посуда и инвентарь
Весы электрические
2.
Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
Печатные издания:
1.ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с.
2.ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу.
- Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с.
3.ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и
определения.- Введ. 2015- 01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
4.ГОСТ 30390-2013
Услуги общественного питания. Продукция
общественного питания, реализуемая населению. Общие технические
условия – Введ. 2016 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с.
5.ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия
общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 –
01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с.
6.ГОСТ
31986-2012
Услуги
общественного
питания.
Метод
органолептической оценки качества продукции общественного питания. –
Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 11 с.
7.ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические
документы на продукцию общественного питания. Общие требования к
оформлению, построению и содержанию.- Введ. 2015 – 01 – 01. – М.:
Стандартинформ, 2014.- III, 16 с.
8.ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов
и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции
общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.
– III, 10 с.
9.Сборник технических нормативов – Сборник рецептур на продукцию для
обучающихся во всех образовательных учреждениях/ под общ. ред. М.П.
Могильного, В.А.Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2015.- 544с.
10.Сборник технических нормативов – Сборник рецептур на продукцию
диетического питания для предприятий общественного питания/ под общ.
ред. М.П. Могильного, В.А.Тутельяна. - М.: ДеЛи плюс, 2013.- 808с.
11.Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте
России 29.09.2015 № 39023).
12.Анфимова Н.А. Кулинария : учебник для студ. учреждений
сред.проф.образования / Н.А. Анфимова. – 11-е изд., стер. – М. :
Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с..
13.Ботов М.И., Оборудование предприятий общественного питания : учебник
для студ.учреждений высш.проф.образования / М.И. Ботов, В.Д. Елхина, В.П.
Кирпичников. – 1-е изд. - М.: Академия, 2013. – 416 с.
14.Золин В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного
питания: учеб.для учащихся учреждений сред.проф.образования / В.П.Золин.
– 13-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 320 с.
15.Кащенко В.Ф. Оборудование предприятий общественного питания:
учебное пособие/В.Ф. Кащенко, Р.В. Кащенко. – М.: Альфа, 2015. – 416 с.
16.Лутошкина Г.Г. Техническое оснащение и организация рабочего места:
учеб.для учащихся учреждений сред.проф.образования / Г.Г. Лутошкина,
Ж.С. Анохина. – 1-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 240
с.
17.Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач.
проф. образования / З.П. Матюхина. - М.: Академия, 2014. – 336 с.
Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой
промышленности: учебник для НПО/ Л.В. Мармузова. - М.: Академия, 2014
– 160 с.
18.Радченко С.Н Организация производства на предприятиях общественного
питания: учебник для нач. проф. образования /С.Н. Радченко.- «Феникс»,
2013-373 с.
19.Профессиональные стандарты индустрии питания. Т.1 / Федерация
Рестораторов и Отельеров. - М.: Ресторанные ведомости, 2013. – 512 с.
20.Семичева Г.П. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок:
учеб.для учащихся учреждений сред.проф.образования / Г.П. Семичева. – 1-е
изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с
21.Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях
общественного питания : учеб.пособие для студ. учреждений
сред.проф.образования / В.В. Усов. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2015. – 432 с.
Электронные издания:
1.Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых
продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1
дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г.
№ 213-ФЗ].
2.Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг
общественного
питания
[Электронный
ресурс]:
постановление
Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].
3.СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и
условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]:
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая
2003 г. № 98.
4.СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением
санитарных
правил
и
выполнением
санитарноэпидемиологических (профилактических) мероприятий [Электронный
ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
13 июля 2001 г. № 18 [в редакции СП 1.1.2193-07 «Дополнения № 1»]. –
Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/1002/4/0.php-show_art=2758.
5.СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой
ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27
6.СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности
в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный
ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и
дополнения»
№
4»].
–
Режим доступа http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&
backlink=1
Дополнительные источники:
1.CHEFART. Коллекция лучших рецептов/[сост. Федотова Илона Юрьевна].
– М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2016 - 320 с.: ил.
3. Организация образовательного процесса
Условия проведения организации учебной и производственной
практики соответствуют требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер (приказ Минобрнауки России №1569
от 09.12.2016. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер), профессионального стандарта «Повар»
(приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
8 сентября 2015 г. № 6 Юн зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 29 сентября 2015 г., регистрационный № 39023),а так
же учитывают особенности регионального рынка труда. Учебная и
производственная практика организованы таким образом, что созданы
условия для освоения обучающимися компетенций, предусмотренных
программами соответственно учебной и производственной практики.
В рабочей программе профессионального модуля предусмотрены
практические, лабораторные и самостоятельные занятия.
Освоению данного модуля предшествует изучение дисциплин «Основы
микробиологии, физиологии, санитарии гигиены в пищевом производстве»,
«Техническое оснащение и организация рабочего места».
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация
педагогических
работников
образовательной
организации отвечает требованиям, указанным в профессиональных
стандартах(среднее и высшее профессиональное образование).
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
образовательной
программы,
должны
получать
дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в
том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности не
реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников, обеспечивающих освоение
обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не
менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе
педагогических работников, реализующих образовательную программу,
должна быть не менее 25 процентов.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ОСНОВНОГО
ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Код и наименование
Критерии оценки
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
Выполнение всех действий по организации и содержанию
ПК 3.1
Подготавливать рабочее рабочего места повара в соответствии с инструкциями и
место,
оборудование, регламентами, стандартами чистоты (система ХАССП),
сырье,
исходные требованиями охраны труда и техники безопасности:
материалы
для
адекватный выбор и целевое, безопасное использование
приготовления холодных
оборудования,
производственного
инвентаря,
блюд,
кулинарных
инструментов, посуды, соответствие виду выполняемых
изделий,
закусок
работ (виду и способу механической и термической
разнообразного
кулинарной обработки);
ассортимента
в
рациональное
размещение
на
рабочем
месте
соответствии
с
оборудования, инвентаря, посуды, инструментов,
инструкциями
и
сырья, материалов;
регламентами
соответствие содержания рабочего места требованиям
стандартов
чистоты,
охраны
труда,
техники
безопасности;
своевременное проведение текущей уборки рабочего
места повара;
рациональный выбор и адекватное использование
моющих и дезинфицирующих средств;
правильное
выполнение
работ
по
уходу за
весоизмерительным оборудованием;
соответствие
методов
мытья
(вручную
и
в
посудомоечной машине), организации хранения
кухонной посуды и производственного инвентаря,
инструментов инструкциям, регламентам;
Методы оценки
Текущий контроль:
экспертное
наблюдение и оценка
в процессе
выполнения:
- практических/
лабораторных
занятий;
- заданий по учебной
и производственной
практикам;
- заданий по
самостоятельной
работе
Промежуточная
аттестация:
экспертное
наблюдение и оценка
выполнения:
- практических
заданий на
зачете/экзамене по
МДК;
- выполнения
заданий экзамена по
соответствие организации хранения продуктов,
полуфабрикатов, готовой холодной кулинарной
продукции требованиям к их безопасности для жизни и
здоровья человека (соблюдение температурного
режима, товарного соседства в холодильном
оборудовании, правильность охлаждения,
замораживания для хранения, упаковки на вынос,
складирования);
соответствие
методов
подготовки
к
работе,
эксплуатации
технологического
оборудования,
производственного
инвентаря,
инструментов,
весоизмерительных приборов требованиям инструкций
и регламентов по технике безопасности, охране труда,
санитарии и гигиене;
правильная, в соответствии с инструкциями, безопасная
правка ножей;
точность, соответствие заданию расчета потребности в
продуктах, полуфабрикатах;
соответствие
оформления заявки на продукты
действующим правилам
Приготовление, творческое оформление и подготовка к
реализации холодной кулинарной продукции:
адекватный
выбор
основных
продуктов
и
дополнительных ингредиентов, в том числе специй,
приправ, точное распознавание недоброкачественных
продуктов;
соответствие потерь при приготовлении холодной
кулинарной продукции действующим нормам;
оптимальность процесса приготовления соусов, салатов,
бутербродов, холодных блюд, кулинарных изделий и
закусок (экономия ресурсов: продуктов, времени,
энергетичеких затрат и т.д., соответствие выбора
ПК 3.2.
Осуществлять
приготовление,
непродолжительное
хранение холодных
соусов, заправок
разнообразного
ассортимента
ПК 3.3.
Осуществлять
приготовление,
творческое
оформление и
модулю;
- экспертная оценка
защиты отчетов по
учебной и
производственной
практикам
подготовку к
реализации салатов
разнообразного
ассортимента
ПК 3.4.
Осуществлять
приготовление,
творческое
оформление и
подготовку к
реализации
бутербродов, канапе,
холодных закусок
разнообразного
ассортимента
ПК 3.5.
Осуществлять
приготовление,
творческое
оформление и
подготовку к
реализации холодных
блюд из рыбы,
нерыбного водного
сырья разнообразного
ассортимента
ПК 3.6.
Осуществлять
приготовление,
творческое
оформление и
подготовку к
реализации холодных
способов и техник приготовления рецептуре,
особенностям заказа);
профессиональная демонстрация навыков работы с
ножом;
правильное,
оптимальное,
адекватное
заданию
планирование и ведение процессов приготовления,
творческого оформления и подготовки к реализации
холодной
кулинарной
продукции,
соответствие
процессов инструкциям, регламентам;
соответствие процессов приготовления и подготовки к
реализации стандартам чистоты, требованиям охраны
труда и техники безопасности:
корректное использование цветных разделочных
досок;
раздельное
использование контейнеров для
органических и неорганических отходов;
соблюдение требований персональной гигиены в
соответствии с требованиями системы ХАССП
(сан. спец. одежда, чистота рук, работа в перчатках
при выполнении конкретных операций, хранение
ножей в чистом виде во время работы, правильная
(обязательная)
дегустация
в
процессе
приготовления, чистота на рабочем месте и в
холодильнике);
адекватный
выбор и целевое, безопасное
использование
оборудования,
инвентаря,
инструментов, посуды;
соответствие
времени
выполнения
работ
нормативам;
соответствие массы холодной кулинарной продукции
требованиям рецептуры, меню, особенностям заказа;
точность
расчетов закладки продуктов при
блюд из мяса,
домашней птицы, дичи
разнообразного
ассортимента
ОК 01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
изменении выхода холодной кулинарной продукции,
взаимозаменяемости сырья, продуктов;
адекватность оценки качества готовой продукции,
соответствия ее требованиям рецептуры, заказу;
соответствие внешнего вида готовой холодной
кулинарной продукции требованиям рецептуры,
заказа:
соответствие температуры подачи виду блюда,
кулинарного изделия, закуски;
аккуратность порционирования холодных блюд,
кулинарных изделий, закусок при отпуске (чистота
тарелки, правильное использование пространства
тарелки, использование для оформления блюда
только съедобных продуктов)
соответствие объема, массы блюда размеру и
форме тарелки;
гармоничность, креативность внешнего вида
готовой
продукции
(общее
визуальное
впечатление: цвет/сочетание/баланс/композиция)
гармоничность вкуса, текстуры и аромата готовой
продукции в целом и каждого ингредиента
современным
требованиям,
требованиям
рецептуры, отсутствие вкусовых противоречий;
соответствие текстуры (консистенции) каждого
компонента блюда/изделия заданию, рецептуре
эстетичность, аккуратность упаковки готовой
холодной кулинарной продукции для отпуска на
вынос
точность распознавания сложных проблемных ситуаций
в различных контекстах;
адекватность анализа сложных ситуаций при решении
задач профессиональной деятельности;
Текущий контроль:
экспертное
наблюдение и оценка
в процессе
деятельности,
применительно
к
различным контекстам.
ОК. 02
Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК.03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие
ОК 04.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством, клиентами
ОК. 05
оптимальность определения этапов решения задачи;
адекватность определения потребности в информации;
эффективность поиска;
адекватность определения источников нужных ресурсов;
разработка детального плана действий;
правильность оценки рисков на каждом шагу;
точность оценки плюсов и минусов полученного
результата, своего плана и его реализации, предложение
критериев оценки и рекомендаций по улучшению плана
оптимальность планирования информационного поиска
из широкого набора источников, необходимого для
выполнения профессиональных задач;
адекватность анализа полученной информации, точность
выделения в ней главных аспектов;
точность структурирования отобранной информации в
соответствии с параметрами поиска;
адекватность интерпретации полученной информации в
контексте профессиональной деятельности;
актуальность используемой нормативно-правовой
документации по профессии;
точность, адекватность применения современной
научной профессиональной терминологии
эффективность участия в деловом общении для
решения деловых задач;
оптимальность планирования профессиональной
деятельность
грамотность устного и письменного изложения
выполнения:
- заданий для
практических/
лабораторных
занятий;
- заданий по учебной
и производственной
практике;
- заданий для
самостоятельной
работы
Промежуточная
аттестация:
экспертное
наблюдение и оценка
в процессе
выполнения:
- практических
заданий на
зачете/экзамене по
МДК;
- заданий экзамена
по модулю;
- экспертная оценка
защиты отчетов по
учебной и
производственной
практикам
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
общечеловеческих
ценностей
ОК 07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК. 09
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 10.
Пользоваться
своих
мыслей по профессиональной тематике на
государственном языке;
толерантность поведения в рабочем коллективе
понимание значимости своей профессии
точность соблюдения правил экологической
безопасности при ведении профессиональной
деятельности;
эффективность обеспечения ресурсосбережения на
рабочем месте
адекватность, применения средств информатизации и
информационных технологий для реализации
профессиональной деятельности
адекватность понимания общего смысла четко
произнесенных
высказываний
на
известные
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языке
на
и
профессиональные темы);
адекватность применения нормативной документации в
профессиональной деятельности;
точно, адекватно ситуации обосновывать и объяснить
свои действия (текущие и планируемые);
правильно писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы