МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и туризм».
Квалификация выпускника: Повар, кондитер
Дербент 2022 г.
Содержание
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, имеет межпредметные связи со
всеми профессиональными модулями и общепрофессиональными дисциплинами.
Программа
общепрофессиональной
дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
для профессии естественнонаучного профиля программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2.Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У2. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
У3. применять первичные средства пожаротушения;
У4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
У5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
специальностью;
У 6. оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных
32. ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
33. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
34. основы военной службы и обороны государства;
35. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
36. способы защиты населения от оружия массового поражения;
37. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З8. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке;
З9. применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
З10. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
обладать профессиональными компетенциями:
ОК 01
Распознавать
задачу
и/или
Актуальный
профессиональный
и
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте.
Анализировать задачу и/или
проблему и выделять еѐ составные
части.
Правильно
выявлять
и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы.
Составить план действия.
Определять
необходимые
ресурсы.
Владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать составленный план.
Оценивать
результат
и
последствия
своих
действий
(самостоятельно или с помощью
наставника).
Определять
задачи
поиска
информации
Определять
необходимые
источники информации
Планировать процесс поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять наиболее значимое в
перечне информации
Оценивать
практическую
значимость результатов поиска
Оформлять результаты поиска
Определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности
Выстраивать
траектории
профессионального и личностного
развития
Организовывать
работу
коллектива и команды
Взаимодействоватьс коллегами,
руководством, клиентами.
Излагать
свои
мысли
на
государственном языке
Оформлять документы
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте.
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях.
Методы работы в профессиональной
и смежных сферах.
Структура плана для решения задач.
Порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 06
Описывать значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной деятельности по
профессии (специальности)
ОК 07
Соблюдать
нормы
экологической безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по
профессии (специальности)
Сущность
гражданскопатриотической позиции
Общечеловеческие ценности
Правила
поведения
в
ходе
выполнения
профессиональной
деятельности
Правила
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности
Основные ресурсы задействованные
в профессиональной деятельности
Пути
обеспечения
ресурсосбережения.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
Номенклатура
информационных
источников
применяемых
в
профессиональной деятельности
Приемы
структурирования
информации
Формат оформления результатов
поиска информации
Содержание актуальной нормативноправовой документации
Современная
научная
и
профессиональная терминология
Возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Психология коллектива
Психология личности
Основы проектной деятельности
Особенности
социального
и
культурного контекста
Правила оформления документов.
ОК 09
ОК 10
Применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач
Использовать
современное
программное обеспечение
Понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные темы (профессиональные
и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на
знакомые
общие
и
профессиональные темы
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности
кратко
обосновывать
и
объяснить свои действия (текущие
и планируемые)
писать
простые
связные
сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные
темы
Современные средства и устройства
информатизации
Порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в
профессиональ-ной деятельности
правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная
лексика)
лексический минимум, относящийся
к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для
обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и
регламентами.
ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для
приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного
ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы
для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с
инструкциями и регламентами.
ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы
для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков
разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь,
кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с
инструкциями и регламентами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебная нагрузка обучающихся 60 часов, из них практические работы
обучающихся - 34 часов.
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
70
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
34
2
2.2. Тематический план и содержание учебной
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел I. " Обеспечение безопасности жизнедеятельности"
Введение в дисциплину
Содержание учебного материала
"Безопасность
Цели и задачи предмета « Безопасность жизнедеятельности». Основные понятия и
жизнедеятельности"
определения. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека.
Самостоятельная работа:
Знакомство с учебником и нормативной литературой
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Тема 2.1 Понятие и общая Содержание учебного материала
классификация
Природные ЧС. Техногенные ЧС.
чрезвычайных ситуаций
Социальные ЧС (военные конфликты, терроризм)
Тема 2.2 Защита и
Содержание учебного материала
жизнеобеспечение
населения в условиях
Основные принципы защиты населения. Основные способы защиты от ЧС.
чрезвычайных ситуаций
Практическое занятие№1:
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС
мирного и военного времени.
Тема 2.3 Чрезвычайные
Содержание учебного материала
ситуации военного времени Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения.
Особенности химического оружия. Типы биологического оружия.
Действия населения в очаге химического поражения. Дезинсекция и дератизация .
Практическое занятие №2:
"Современные средства поражения" (Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям
(обычные средства поражения; ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие,
Геофизическое оружие, Лучевое (лазерное оружие), Электромагнитное оружие,
Инфразвуковое оружие, Психотропное оружие, Не смертельное оружие.)
Объем
часов
Осваиваемые
элементы
3
2
ОК 1-11
2
ОК 1-11
2
2
4
2
10
ОК 1-11
Содержание учебного материала
Гражданская оборона . Цели и задачи ГО. Защита населения при радиоактивном и
химическом загрязнении.
Укрытие населения в защитных сооружениях. Обеспечение населения средствами
индивидуальной защиты.
Практическое занятие №3
Отработка нормативов одевания СИЗ дыхания и кожи.
Тема 2.4 Устойчивость
производств в условиях
чрезвычайных ситуациях
Тема 3.3 Вооруженные
силы Российской
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
4
Содержание учебного материала
Устойчивость объектов экономики. Категории опасных объектов. Надежность и
устойчивость объектов.
Районы расположения. Внутренняя планировка. Пути и способы повышения устойчивости
работы объектов.
Подготовленность персонала
Раздел 3. Основы военной службы
Тема 3.1 Национальная
Содержание учебного материала
безопасность Российской
Военная безопасность. Обеспечение военной безопасности. Формы современных войн
Федерации
Тема 3.2 Основы обороны
государства
6
2
ОК 1.11
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
Содержание учебного материала
Федеральный закон об обороне. Организация обороны Российской Федерации.
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
Содержание учебного материала
Военная доктрина Российской Федерации. Военная организация государства. История и
2
ОК 1.11;
Федерации
предназначение ВС. Боевая техника и вооружение Российской армии и флота. Военное
руководство страны.
Тема 3.4 Порядок
прохождения военной
службы
Содержание учебного материала
Назначения на воинские должности. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав.
Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав, строевая подготовка, ее роль в
деятельности воинских коллективов.
Тема 3.5 Боевые традиции
и символы воинской чести
Содержание учебного материала
Воинские традиции. Воинская честь, почитание воинского знамени.
Раздел 4. Значение медицинских знаний при ликвидации последствий ЧС и организации здорового образа жизни
Тема 4.1 Помощь при
Содержание учебного материала
травматических
Первая медицинская помощь при ранениях. Виды повязок. Виды кровотечений. Виды ран.
повреждениях,
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Правила наложения жгута и закрутки. Виды
кровотечениях, переломах переломов. Оказание первой помощи при переломах. Синдром длительного сдавливания.
и синдроме длительного
Травматический токсикоз. Периоды токсического токсикоза.
сдавливания.
Практическое занятие№4
«Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»
Практическое занятие№5 :
Накладывание различных видов повязок
Практическое занятие№6 :
"Отработка методов наложения шин из подручных материалов при переломах"
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
2
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
4
4
4
Тема 4.2 Помощь при
отравлениях, при шоке,
при ожогах, отморожениях,
и электротравме.
Тема 4.3 Искусственное
дыхание и закрытый
массаж сердца
Тема 4.4 Понятие здоровья
и содержание здорового
образа жизни. Вредные
привычки. Факторы риска.
Всего:
Содержание учебного материала
Основные причины отравлений. Симптомы травматического шока. Первая медицинская
помощь при травматическом шоке. Виды и степени ожогов. Особенности оказания первой
медицинской помощи при ожогах II. III и IV степени. Первая помощь при воздействии
высоких температур. Предупреждение развития перегревов. Основные признаки теплового
удара. Помощь при отморожении 1, 2, -3 и 4й степеней отморожения. Поражение
электрическим током. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
Содержание учебного материала
Методы искусственного дыхания. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.
правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
Практическое занятие №7
Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
Содержание учебного материала
Охрана собственного здоровья.
Критерии, определяющие здоровье. Составляющие
здорового образа жизни. Курение. Алкоголь и алкоголизм. Наркотики и наркомания.
Физическая зависимость.
6
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
4
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
4
6
72
ОК 1.11;
ПК 1.12;
ПК 2.1;
ПК 3.1;
ПК 4.1;
ПК 5.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.Требования
к
материально-техническому
обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
-- электронный тир
¾ посадочные места по количеству обучающихся;
¾ рабочее место преподавателя;
¾ комплект учебно-наглядных пособий «Безопасность
жизнедеятельности»;
Технические средства обучения:
¾ компьютер с лицензионным программным
обеспечением
¾ мультимедиа проектор.
2.3.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Косолапова Н.В «Безопасность
жизнедеятельности» ЭУМК электронное издание изд-во Академия
2020
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольная оценка результатов освоения учебной
дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
умения:
организовывать и проводить мероприятия Наблюдение и оценка деятельности в ходе
по защите работающих и населения от проведения и защиты практических работ
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
- предпринимать профилактические меры Наблюдение и оценка деятельности в ходе
для
снижения
уровня
опасностей проведения и защиты практических работ
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и Наблюдение и оценка деятельности в ходе
коллективной
защиты
от
оружия проведения и защиты практических работ
массового поражения;
применять
пожаротушения;
первичные
средства Наблюдение и оценка деятельности в ходе
проведения и защиты практических работ
- ориентироваться в перечне военно- Наблюдение и оценка деятельности в ходе
учетных специальностей и самостоятельно проведения и защиты практических работ
определять среди них родственные
полученной профессии;
- применять профессиональные знания в Наблюдение и оценка деятельности в ходе
ходе исполнения обязанностей военной проведения и защиты практических работ
службы на воинских в соответствии с
полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного Наблюдение и оценка деятельности в ходе
общения и саморегуляции в повседневной проведения и защиты практических работ
деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
-оказывать первую медицинскую помощь Наблюдение и оценка деятельности в ходе
пострадавшим.
проведения и защиты практических работ
Знания:
- принципы обеспечения устойчивости -Экспертная оценка результатов устных
объектов экономики, прогнозирования опросов;
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как
серьезной
угрозе
национальной
безопасности России;
основные
виды
потенциальных
опасностей
и
их
последствия
в
профессиональной деятельности и быту, -Экспертная оценка результатов устных
принципы
снижения
гражданской опросов;
обороны;
- способы защиты населения от оружия -Экспертная оценка результатов устных
массового поражения; меры пожарной опросов;
безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан -Экспертная оценка результатов устных
на военную службу и поступления на нее в опросов;
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной -Экспертная оценка результатов устных
техники и специального снаряжения, опросов;
состоящих на вооружении (оснащения)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные профессиям НПО;
область
применения
получаемых -Экспертная оценка результатов устных
профессиональных
знаний
при опросов;
исполнении
обязанностей
военной
службы;
- порядок и правила оказания первой -Экспертная оценка результатов устных
помощи пострадавшим.
опросов;