Приложение 2.4 к ООП по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
код и наименование дисциплины по ФГОС
Код и наименование профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и туризм».
Квалификация выпускника: Повар, кондитер
Дербент 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономические и правовые основы профессиональной деятельности».
1.1. Область применения программы
Программа
дисциплины
является
частью
программы
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии
43.01.09 Повар, кондитер.
Программа дисциплины может быть использована для освоения:
- основных видов профессиональной деятельности (ВПД) для присвоения
квалификаций:
- Повар
- Кондитер
- и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).
Содержание данной дисциплины будет влиять на формирование
следующих общих и профессиональных компетенций:
Код ПК,
ОК
ПК
1.11.4,
ПК
2.12.8,
ПК
3.13.6,
ПК
4.14.5,
ПК 5.1-5.5
Умения
Знания
организовывать
рабочее
место
для
обработки
сырья,
приготовления
полуфабрикатов, готовой
продукции, ее отпуска в
соответствии с правилами
техники
безопасности,
санитарии и пожарной
безопасности;
определять
вид,
выбирать в соответствии
с
потребностью
производства
технологическое
оборудование, инвентарь,
инструменты;
подготавливать
к
работе,
использовать
технологическое
оборудование по его
назначению с учѐтом
правил
техники
классификацию,
основные
технические
характеристики, назначение,
принципы
действия,
особенности
устройства,
правила
безопасной
эксплуатации
различных
групп
технологического
оборудования;
принципы организации
обработки сырья,
приготовления
полуфабрикатов, готовой
кулинарной и кондитерской
продукции, подготовки ее к
реализации;
правила выбора
технологического
оборудования, инвентаря,
инструментов, посуды для
различных процессов
приготовления и отпуска
кулинарной и кондитерской
безопасности, санитарии
и пожарной безопасности,
правильно
ориентироваться
в
экстренной ситуации
продукции;
способы
организации
рабочих
мест
повара,
кондитера в соответствии с
видами
изготавливаемой
кулинарной и кондитерской
продукции;
правила
электробезопасности,
пожарной безопасности;
правила охраны труда в
организациях питания
ОК 01
ОК 02
Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте.
Анализировать задачу
и/или проблему и выделять
еѐ составные части.
Правильно выявлять и
эффективно искать
информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы.
Составить план
действия.
Определять
необходимые ресурсы.
Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать
составленный план.
Оценивать результат и
последствия своих действий
(самостоятельно или с
помощью наставника).
Определять задачи
поиска информации
Определять
необходимые источники
информации
Планировать процесс
поиска
Структурировать
Актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения
работ в профессиональной и
смежных областях.
Методы работы в
профессиональной и смежных
сферах.
Структура плана для
решения задач.
Порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности
Номенклатура
информационных источников
применяемых в
профессиональной деятельности
Приемы
структурирования информации
Формат оформления
результатов поиска информации
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
получаемую информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать
практическую значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска
Определять
актуальность нормативноправовой документации в
профессиональной
деятельности
Выстраивать
траектории
профессионального и
личностного развития
Организовывать
работу коллектива и
команды
Взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.
Излагать свои мысли
на государственном языке
Оформлять
документы
Описывать
значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по профессии
(специальности)
Соблюдать нормы
экологической безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по профессии
(специальности)
Применять средства
информационных технологий
для решения
профессиональных задач
Использовать
современное программное
обеспечение
Понимать
общий
смысл четко произнесенных
высказываний на известные
темы (профессиональные и
бытовые),
Содержание актуальной
нормативно-правовой
документации
Современная научная и
профессиональная
терминология
Возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
Психология коллектива
Психология личности
Основы проектной
деятельности
Особенности социального
и культурного контекста
Правила оформления
документов.
Сущность гражданскопатриотической позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения в ходе
выполнения профессиональной
деятельности
Правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережения.
Современные средства и
устройства информатизации
Порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональ-ной деятельности
правила
построения
простых
и
сложных
предложений
на
профессиональные темы
основные
понимать тексты на
базовые профессиональные
темы
участвовать
в
диалогах
на
знакомые
общие и профессиональные
темы
строить
простые
высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности
кратко обосновывать
и объяснить свои действия
(текущие и планируемые)
писать
простые
связные
сообщения
на
знакомые
или
интересующие
профессиональные темы
общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности
произношения
правила чтения текстов
профессиональной направленн
1.2. Место дисциплины в структуре : дисциплина относится к профессиональному
циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-проводить анализ состояния рынка товаров и услуг в области
профессиональной деятельности;
-ориентироваться в общих вопросах основ экономики организации питания;
-определять потребность в материальных, трудовых ресурсах;
-применять нормы трудового права при взаимодействии с подчинѐнным
персоналом;
-применять экономические и правовые знания в конкретных производственных
ситуациях;
-защищать свои права в рамках действующего законодательства РФ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-принципы рыночной экономики;
-организационно-правовые формы организаций;
-основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- способы ресурсосбережения в организации;
-понятие, виды предпринимательства;
-виды предпринимательских рисков, способы их предотвращения и
минимизации;
-нормативно - правовые документы, регулирующие хозяйственные
отношения;
-основные положения законодательства, регулирующего трудовые
отношения;
-формы и системы оплаты труда;
-механизм формирования заработной платы;
-виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 4 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
1. Изучение и анализ информации о состоянии рынка
ресторанных услуг Российской федерации, тенденциях его
развития.
2. Изучение Гражданского кодекса Российской Федерации,
Федерального закона "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации".
3. Составление компьютерных презентации по теме
«Предпринимательство на современном этапе развития
российской экономики», «Ресурсы предприятий и пути их
сбережения»
4. Разработка схемы действий при оформлении на работу (в
соответствии с Трудовым кодексом)
Аттестация в форме дифференцированного зачёта
10
4
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОП.04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
1
Раздел 1 Экономические и
правовые основы производственной
деятельности.
Тема 1.1. Принципы рыночной
экономики.
2
Тема 1.2.Предприятие (организация)
как субъект хозяйствования.
Объем
часов
3
Содержание:
1. Понятие экономики и права. Цели, задачи и структура дисциплины, связь с другими
дисциплинами.
2.Основные направления социально-экономического развития России.
Производство как процесс создания полезного продукта.
3.Факторы производства, их классификация. Производственные возможности общества и
ограниченность ресурсов.
4.Основные понятия рыночной экономики. Рынок, понятие и виды, инфраструктура и
конъюнктура рынка, элементы рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены,
конкуренция).
5.Монополия, антимонопольное законодательство.
6.Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.
10
Содержание:
1. Сущность предпринимательства, его виды. Субъекты предпринимательской деятельности, и их
правовое положение. Значение малого бизнеса для экономики страны, меры
господдержки малому бизнесу. Виды предпринимательских рисков и способы их
предотвращения и минимизации.
2. Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). Признаки отрасли
общественного питания, еѐ роль и значение в экономике страны. Понятие организации, краткая
характеристика, классификация, цели и задачи деятельности. Ресурсы предприятий. Пути
ресурсосбережения в организации.
3. Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и особенности,
достоинства и недостатки. Правовое регулирование хозяйственных отношений.
Практические занятия:
1.Определение организационно-правовых форм и видов коммерческих и некоммерческих
организаций, особенностей правового регулирования их деятельности. (Решение ситуационных
задач)
2. Построение различных типов производственных структур.
10
5
Раздел 2. Основы трудового права
и формы оплаты труда.
Тема 2.1. Основные положения
законодательства, регулирующие
трудовые отношения
Тема 2.2. Механизм формирования и
формы оплаты труда.
27
Содержание:
1.Основные понятия трудового законодательства. Правовое регулирование трудовых отношений.
2.Трудовой договор.
3.Рабочее время и время отдыха.
4.Дисциплина труда и трудовой распорядок.
5.Материальная ответственность сторон трудового договора. Договор о материальной
ответственности. Защита трудовых прав работников.
Практические занятия:
1. Составление трудового договора.
2. Определение материальной ответственности работодателей и работников.
Решение ситуационных задач.
3. Составьте таблицу, характеризующую правоотношения в сфере труда.
Самостоятельная работа:
1. Разработка схемы действий при оформлении на работу (в соответствии с Трудовым кодексом)
2. Работа с дополнительной литературой.
3.Заполните таблицу, указав конкретные санкции и нормативные акты,
их устанавливающие, в сфере реализации юридической ответственности
работодателя за нарушения трудовых прав граждан.
4. Проведите сравнительный правовой анализ в сфере особой социально-правовой защиты
различных категорий работников.
Содержание:
1. Политика государства в области оплаты труда. Механизм формирования оплаты труда по
трудовому законодательству. Формы и системы заработной платы. Формирование фонда оплаты
труда в организации, определение средней заработной платы.
2.Мотивация труда, виды и способы. Техническое нормирование труда.
3.Гарантии и компенсации при оплате труда. Удержания из заработной платы, их виды. Права
предприятий и организаций по защите интересов трудящихся
Аттестация в форме дифференцированного
ВСЕГО
10
5
4
20
зачёта
64
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Дисциплина реализуется в учебном кабинете Социально- экономических
дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядных пособий по предмету;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы права: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый
уровень. Под редакцией С.Я. Казанцева. М. «Академия» 2013г.
2. Право. 10—11 кл. Базовый и углублѐнный уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И.
Никитина: Дрофа; Москва; 2018 г.
3. Основы правоведения. Под редакцией А.И. Яковлева. М. «Академия» 2013г.
4. Основы экономики: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый
уровень. Под редакцией Н.Н. Кожевникова. М. «Академия» 2014г.
5. Экономика: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый
уровень. Под редакцией И.В. Липсис. М. «Вита» 2018г.
6. Румынина В.В. Основы права./ Учеб. Для ССУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2012
7. Мицкевич А.В. Основы права. Учеб. Для ССУЗов - М.: Норма, 2013
8. Носова С.С. Основы экономики: Учебник – М: КНОРУС, 2012.
9. Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательства: учебник –
М: «Академия», 2012
Дополнительные источники:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. – Омега-Л, 2019 г.
2. Конституция Российской Федерации (с гимном России). - Проспект,
2019 г.
3. Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные
законы. С новыми поправками. - Мартин, 2019 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 02.04.19
г. Части 1-4. - Проспект, 2019 г.
5. Трудовой кодекс РФ на 02.04.19. - Проспект, 2019 г.
6. Семейный кодекс РФ на 10.04.19. - Проспект, 2019 г.
7. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях по состоянию на 05.03.19 г. - Проспект, 2019 г.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М. 2015г.
9. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" с
образцами заявлений. - Питер, 2018 г.
10. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" №2300-1.
- Проспект, 2019 г.
11. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" № 62ФЗ. - Проспект, 2019 г.
12. Федеральный закон Российской Федерации "Об акционерных
обществах" № 208-ФЗ. - Проспект, 2019 г.
13. Все о правах человека. Сборник нормативных актов. - Проспект, 2019
г.
14. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной
Ассамблеей ООН. - Проспект, 2019 г.
15. Уголовно – процессуальный кодекс РФ. М. 2012г.
Образовательные порталы сети Интернет:
1.http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/5/p/page.html;
2.http://www.garant. ru
3.http://www. economi. gov.ru
4.http://www.bibliotekar. ru
5.http://www.consultant.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Умения:
- проводить анализ состояния рынка
товаров и услуг в области
профессиональной деятельности;
- ориентироваться в общих вопросах
основ экономики организации питания;
- определять потребность в
материальных, трудовых ресурсах;
- применять нормы трудового права
при взаимодействии с подчинѐнным
персоналом;
- применять экономические и правовые
знания в конкретных
производственных ситуациях;
- защищать свои права в рамках
действующего законодательства РФ.
Знания:
- принципы рыночной экономики;
- организационно-правовые формы
организаций;
- основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности;
- способы ресурсосбережения в
организации;
- понятие, виды предпринимательства;
виды предпринимательских рисков,
способы их предотвращения и
минимизации;
- нормативно – правовые документы,
регулирующие хозяйственные
отношения;
- находить и использовать
экономическую информацию в целях
обеспечения собственной
конкурентоспособности на
рынке труда;
- производить расчѐт основных
показателей хозяйственной
деятельности организации;
- давать оценку эффективности
деятельности организации;
- уметь правильно составлять
трудовой договор и контракты при
производственных отношениях;
- правильно составлять договорную
документацию.
- уметь пользоваться основными
международными документами по
правам человека;
- защищать свои трудовые права в
рамках действующего
законодательства.
Фронтальный опрос,
тестирование.
Оценка деятельности
обучающегося в
процессе
выполнения
индивидуальных
практических заданий.
Анализ результатов
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся.
- основные формы организации
производства в отрасли, состав,
структуру и основные показатели
использования производственных
ресурсов;
- трудовые ресурсы организации;
- цели, функции и механизм
разработки бизнес – плана
организации;
- механизмов ценообразования на
продукцию, форм оплаты труда в
современных условиях;
- целей и задач структурного
подразделения, структуры
Фронтальный опрос,
тестирование.
Оценка деятельности
обучающегося в
процессе выполнения
индивидуальных
практических заданий.
Анализ результатов
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся.
- основные положения
законодательства, регулирующего
трудовые отношения;
- формы и системы оплаты труда;
механизм формирования заработной
платы;
- виды гарантий, компенсаций и
удержаний из заработной платы.
организации, основ экономических
знаний, необходимых в отрасли;
- представления о трудовом договоре,
контракте и атрибутах его составления;
- представления об основных
обязанностях работника и
администрации в трудовых
правоотношениях;
- иметь представление об основаниях
прекращения трудового договора;
- меры правового воздействия,
применяемые к нарушителям трудовой
дисциплины, а также основание и
условие привлечения к материальной
ответственности за ущерб,
причинѐнный предприятию;
- формы оплаты труда;
- знать основные льготы,
предоставленные законом в области
рабочего времени, времени отдыха,
оплаты.