ОП.02 Основы товароведения проф.

Приложение 2.2 к ООП по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы товароведения продовольственных
товаров
код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и туризм».

Квалификация выпускника: Повар, кондитер

Дербент 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4
6
8
26
30

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы товароведения продовольственных товаров»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров
является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в укрупнѐнную группу
43.00.00 Сервис и туризм.

Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01. - ОК09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам.

ОК 02.
Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности.

Уметь

Знать

Распознавать задачу и/или
проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте.
Анализировать задачу
и/или проблему и выделять
еѐ составные части.
Правильно выявлять и
эффективно искать
информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы.
Составить план действия.
Определять необходимые
ресурсы.
Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать составленный
план.
Оценивать результат и
последствия своих действий
(самостоятельно или с
помощью наставника).
Определять задачи поиска
информации
Определять необходимые
источники информации.
Планировать процесс
поиска.
Структурировать

Актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить.
Основные источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и
смежных областях.
Методы работы в
профессиональной и смежных
сферах.
Структура плана для решения
задач.
Порядок оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

Номенклатура
информационных источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы структурирования
информации

получаемую информацию.
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать практическую
значимость результатов
поиска
Оформлять результаты
поиска
ОК 03.
Определять актуальность
Планировать и реализовывать нормативно-правовой
собственное
документации в
профессиональное и
профессиональной
личностное развитие.
деятельности
Выстраивать траектории
профессионального и
личностного развития
ОК 04.
Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста.

Организовывать работу
коллектива и команды
Взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.

ОК 06.
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе общечеловеческих
ценностей.
ОК 07.
Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.

Описывать значимость
своей профессии
Презентовать структуру
профессиональной
деятельности по профессии
(специальности)

Излагать свои мысли на
государственном языке
Оформлять документы

Формат оформления
результатов поиска
информации

Содержание актуальной
нормативно-правовой
документации
Современная научная и
профессиональная
терминология
Возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
Психология коллектива
Психология личности
Основы проектной
деятельности
Особенности социального и
культурного контекста
Правила оформления
документов.

Сущность гражданскопатриотической позиции
Общечеловеческие ценности
Правила поведения в ходе
выполнения
профессиональной
деятельности
Соблюдать нормы
Правила экологической
экологической
безопасности при ведении
безопасности
профессиональной
Определять направления
деятельности
ресурсосбережения в
Основные ресурсы
рамках профессиональной задействованные в
деятельности по профессии профессиональной
(специальности)
деятельности Пути
обеспечения
ресурсосбережения.

ОК 09.
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 10.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5

Применять средства
информационных
технологий для решения
профессиональных задач
Использовать современное
программное обеспечение
Понимать общий смысл
четко
произнесенных
высказываний на известные
темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые профессиональные
темы
участвовать в диалогах на
знакомые
общие
и
профессиональные темы
строить
простые
высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности
кратко обосновывать
и
объяснить свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые или
интересующие
профессиональные темы
-Обеспечивать хранение
сырья и пищевых
продуктов в соответствии с
инструкциями и
регламентами, стандартами
чистоты, соблюдением
товарного соседства.
-Проверять
органолептическим
способом
качество,
безопасность
сырья,
продуктов.
-Распознавать
недоброкачественные
продукты.
-Использовать нитраттестер для оценки
безопасности сырья.
-Соблюдать условия, сроки
хранения, товарное
соседство пищевых
продуктов при

Современные средства и
устройства информатизации
Порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональ-ной
деятельности
правила построения простых
и сложных предложений на
профессиональные темы
основные
общеупотребительные глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к описанию
предметов,
средств
и
процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности

-Ассортимент, требования к
качеству, условия и сроки
хранения сырья и продуктов.
-Виды, назначение и правила
эксплуатации приборов для
экспресс оценки качества и
безопасности пищевого сырья,
продуктов и материалов.
-Правила, условия, сроки
хранения пищевых
продуктов.
-Регламенты, стандарты, в
том числе система анализа,
оценки и управления
опасными факторами
(система ХАССП (НАССР)),
касающиеся хранения особо
скоропортящихся продуктов.

складировании, хранении.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

86

в том числе:
теоретическое обучение

40

практические занятия

40

Самостоятельная работа

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
1
Тема 1.
Химический состав и
классификация
продовольственных товаров

Тема 2. Товароведная
характеристика
продовольственных
товаров

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
часов

2
Содержание учебного материала
1.Пищевые вещества: вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты.
Состав пищевых веществ, значение в питании. Энергетическая ценность пищевых продуктов

3

2. Классификация продовольственных товаров. Ассортимент, качество и безопасность
продовольственных товаров.

2

Содержание учебного материала
4. Свежие овощи, плоды, грибы. Ассортимент и характеристика, значение в питании,
5. Общие требования к качеству свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки, в том
числе региональных.
6. Кулинарное назначение овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки.
7. Условия и сроки хранения свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки
8. Крупа, мука, макаронные изделия Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие
требования к качеству зерна и продуктов его переработки: круп, муки, макаронных изделий, хлеба и
хлебобулочных изделий.
9. Кулинарное назначение зерновых товаров. Условия и сроки хранения зерновых товаров
10. Хлеб и хлебобулочные изделия Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие
требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий.
11. Кулинарное назначение. Условия и сроки хранения.
12. Молоко и молочные продукты. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие
требования к качеству молока и молочных продуктов.
13. Кулинарное назначение молочных товаров. Условия и сроки хранения молочных товаров
14. Рыба, рыбные продукты. Ассортимент и характеристика, значение в питании.
15. Общие требования к качеству рыбы, рыбных продуктов.
16. Кулинарное назначение рыбы, рыбных продуктов.
17. Условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов

4

8

2

2

2

2

Осваиваемые
элементы
компетенций
5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5

18. Нерыбные продукты моря. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству нерыбных продуктов моря.
19. Кулинарное назначение. Условия и сроки хранения.
20. Мясо, мясопродукты. Ассортимент и характеристика, значение в питании мяса,
общие требования к качеству, кулинарное назначение мяса.
21. Условия, сроки хранения мяса, мясных продуктов мяса.
22. Ассортимент и характеристика, значение в питании мясопродуктов,
общие требования к качеству, кулинарное назначение мясопродуктов,
23. Условия, сроки хранения мяса, мясных продуктов.
24. Птица, дичь. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству.
25. Кулинарное назначение. Условия, сроки хранения птицы и дичи.
26. Яйцо и яичные продукты, пищевые жиры.. Ассортимент и характеристика, значение в питании,
общие требования к качеству, кулинарное назначение. Условия, сроки хранения яичных продуктов,
пищевых жиров.
27. Кондитерские товары. Ассортимент, характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству кондитерских и вкусовых товаров.
28. Кулинарное назначение. Условия и сроки хранения.
Самостоятельная работа
Вкусовые товары, пищевые добавки. Ассортимент, характеристика, значение в питании, общие
требования к качеству. Кулинарное назначение. Условия и сроки хранения.

Всего:

2

10

2
2

2

6

Практические занятия
30. Изучение хозяйственно-ботанических сортов корнеплодов, семечковых плодов и оценка качества

40

31. Ознакомление с ассортиментом круп и макаронных изделий и оценка качества
32. Оценка качества молока, молочных продуктов, сыров
33.Оценка качества рыбных продуктов
34.Оценка качества мясных продуктов
35. Оценка качества консервов
36. Дифференцированный зачет

10
5
5
5
5

10

86

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы
товароведения продовольственных товаров.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- доска учебная;
- рабочее место для преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и
др.;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- телевизор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:

Анфимова Н.А. Кулинария : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования
/ Н.А. Анфимова. – М. : Академия, 2020. – 400 с.
Качурина Т.А. Приготовление блюд из рыбы : учебник для студ. среднего проф.
образования / Т.А. Качурина. – М. : Академия, 2019. – 160 с.
Производственное обучение по профессии «Повар». В 4 ч. Ч.2. Супы, соусы, блюда
из овощей, круп, макаронных изделий и бобовых : учеб. пособие для нач. проф.
образования/ В.П. Андросов, Т.В. Пыжова, Л.И. Федорченко и др. – М. :
«Академия»; ОАО «Московские учебники», 2020 – 160 с.
Производственное обучение по профессии «Повар». В 4 ч. Ч.4. Блюда из яиц и
творога, сладкие блюда и горячие напитки, блюда лечебного питания, изделия из
дрожжевого теста : учеб. пособие для нач. проф. образования / В.П. Андросов, Т.В.
Пыжова, Л.И. Федорченко и др. – М. : ИЦ «Академия»; ОАО «Московские
учебники», 2020 – 128 с.
Самородова И.П. Приготовление блюд из мяса и домашней птицы : учебник для
студ. среднего проф. образования / И.П. Самородова. – М. : Академия, 2019. – 128 с.
Соколова Е.И. Приготовление блюд из овощей и грибов : учебное пособие /
Е.И. Соколова. – М. : Академия, 2017. – 306 с.
Интернет- ресурсы:
1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1, свободный. –
Заглавие с экрана.
2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного
питания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html,
свободный. – Заглавие с экрана.
3. СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям

хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/, свободный. –
Заглавие с экрана.
4. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности
пищевых продуктов [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/, свободный. –
Заглавие с экрана.
5. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и
продовольственного сырья [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/, свободный. – Заглавие с
экрана.
6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.foodprom.ru/journalswww,
свободный. – Заглавие с экрана.
7. Товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://zaita.ru/kachestvo/tovarovedenie-i-ekspertiza-kachestvapotrebitelskix-tovarov.html, свободный. – Заглавие с экрана.
8. Электронная библиотека https://www.book.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Знать:

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

-ассортимент,
товароведные Оценка результатов контрольной работы.
характеристики, требования к качеству,
упаковке,
транспортированию
и
реализации, условия и сроки хранения Оценка результатов практических работ.
основных групп продовольственных
товаров;
-виды сопроводительной документации
на различные группы продуктов;
-методы
контроля
качества,
безопасности
пищевого
сырья,
продуктов;
-современные способы обеспечения
правильной сохранности запасов и
расхода продуктов;
-виды
складских
помещений
и
требования к ним;
-правила оформления заказа на продукты
со склада и приема
продуктов,
поступающих
со
склада
и
от
поставщиков
Уметь:
-проводить органолептическую оценку
качества и безопасности
продовольственных продуктов и сырья;
-оценивать условия и организовывать
хранение продуктов и запасов с учетом
требований системы анализа, оценки и
управления опасными факторами
(ХАССП);
-оформлять учетно-отчетную
документацию по расходу и хранению
продуктов;
-осуществлять контроль хранения и
расхода продуктов

Оценка результата практических работ.
Наблюдение за выполнением практической
работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».