МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Психология общения код и наименование дисциплины по ФГОС Код и наименование специальности программирование » 09.02.07 «Информационные системы и Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» код и наименование укрупненной группы специальностей Квалификация выпускника: Администратор баз данных Дербент 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС ПСО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и рограммирование» Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ОК умения знания ОК 01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять \тапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах; Стркутуру плана для решения задач; Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Определять задачи для поиска информации; Опрделять необходимые источники информации; Планировать процесс поиска; Структурировать получаемую информацию; Выделять наиболее значимое в перечне информации; Оценивать практическую значимость результатов поиска; Оформлять результаты поиска Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; Приемы структурирования информации; Формат оформления результатов поиска информации ОК 03 Определять актуальность Содержание актуальной нормативно-правовой документации нормативно-правовой в профессиональной деятельности; Применять современную научную профессиональную терминологию; Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования документации; Современная научная и профессиональная терминология; Возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Организовать работу коллектива и команды; Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; Основы проектной деятельности. ОК 05 Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. Особенности социального и культурного контекста; Правила оформления документов и построения устных сообщений. ОК 06 Описывать значимость своей профессии (специальности); Применять стандарты антикоррупционного поведения. Сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; Значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); Стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. ОК 09 Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; Использовать современное программное обеспечение. Современные средства и устройства информатизации; Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности ОК 10 Понимать общий смысл четко Правила построения простых и произнесенных высказываний на сложных предложений на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; Строить простые высказывания о себе и своей профессиональной деятельности; Кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие, планируемые); Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. профессиональные темы; Основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); Лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; Особенности произношения; Правила чтения текстов профессиональной направленности. Требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) теоретическое обучение практические занятия Объем часов 48 46 28 18 самостоятельная работа консультирование Итоговая аттестация в форме зачѐта на 3ем семестре 2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения» Наименованиеразделов и тем 1 Тема 1. Психология общения: Введение в учебную дисциплину Тема 2. Общее и индивидуальное в психике человека Тема 3. Невербальные средства общения Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: 1. Назначение учебной дисциплины «Психология общения», определение, роль общения в профессиональной деятельности 2. Виды и функции общения. Структура общения с точки зрения разных авторов. Общение в системе общественных и межличностных отношений Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе на одну из тем: 1. С кем мы общаемся? Выбор партнера по общению. 2. Возникновение первого впечатления о партнере по общению. 3. Коммуникативные барьеры. Пути их преодоления. 4. Значения жестов в различных культурах. 5. Роль невербальных средств общения. 6. Особенности опосредованного общения. 7. Успешное и неуспешное, затратное и незатратное общение. 8. Путипредупрежденияконфликтов Содержание учебного материала: Темперамент и характер, черты характера Свойства темперамента Тест – мой темперамент Самостоятельная работа обучающихся: Содержание учебного материала: Основные каналы общения Особенности невербального общения Средства невербального общения Объем часов 3 2 ОК1, ОК05 2 ОК10, ОК06 2 ОК09, ОК01, ОК04 Тема 4. Вербальное общение. Речевые средства общения Тема 5. Психологические защиты. Барьеры в общении Тема 6. Конструктивное общение. Эмоции. Сила эмоций. Контроль эмоций. Тема 7. Механизмы межличностного восприятия Содержание учебного материала: Функции вербального общения Виды вербального общения Речевые средства общения Содержание учебного материала: Что такое психологические защиты Общие характеристики защитных механизмов Стратегии защиты Барьеры в общении Экспресс-опрос Содержание учебного материала: Способы снижения эмоциональной напряженности Что такое эмоции Положительные и отрицательные эмоции Управление своими эмоциями и чувствами Содержание учебного материала: Что такое восприятие Понятие о межличностном восприятии Механизмы межличностного восприятия 2 ОК05, ОК04 2 ОК10, ОК01 15 мин. 4 ОК05, ОК04 2 ОК09, ОК03 Содержание учебного материала: Тема 8. Активное и пассивное слушание Тема 9. Манипулирование Умение слушать Виды слушания Активное слушание Пассивное слушание Эмпатическое слушание Содержание учебного материала: Понятие «Манипуляция» Причины манипуляции. Способы манипулирования людьми и как им 2 2 ОК03, ОК01 ОК04, ОК09 противостоять Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Тема 10. Приемы расположения к себе. самопрезентация Содержание учебного материала: Понятие о самопрезентации Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка 2 ОК02, ОК10 Экспресс-опрос Тема 11. Конфликт. Невербальное проявление конфликта. Стили разрешения конфликтов. Содержание учебного материала: Что такое конфликт? Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Конфликтная ситуация. Инцидент. Способы разрешения конфликтов. Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта. Кодекс поведения в конфликте. 4 ОК03, ОК06 Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Тема 12. Коллектив и личность. Социально –психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Тема 13. Лидерство Тема 14. Стресс и его особенности Содержание учебного материала: Виды групп. Коллектив. Распределение ролей в коллективе. Социальнопсихологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Содержание учебного материала: Отличительные признаки лидера и руководителя. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления Содержание учебного материала Стресс и его особенность. Профилактика стрессов. Как справиться с чрезмерными эмоциями. 2 ОК03, ОК01 2 2 ОК05, ОК06 ОК10, ОК06 Тема 15. Деловая беседа Тема 16. Психологические особенности ведения дискуссий и публичных выступлений. Тема 17. Гнев и агрессия Тема 18. Деловой тикет Содержаниеучебногоматериала: Особенности деловой беседы Принцип построения деловой беседы Аргументация в процессе деловой беседы Экспресс-опрос Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы зачет 2 ОК02, ОК03 - 2 ОК01, ОК03 - Содержание учебного материала: Деловой этикет – его составляющие, особенности Понятие dress-code как составляющее делового этикета Особенности речевого этикета Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Привести примеры взаимодействия в конфликте (3 вида) Всего:48 Дифференцированный ОК04, ОК09 - Содержание учебного материала: Техника проведения дискуссий, подготовка к ним Техника самопрезентации Особенности публичных выступлений Содержание учебного материала: Гнев, агрессия – их различия, источники, особенности Методы работы с негативными эмоциями Использование проективных методик как способа разрешения вытесненных эмоций Самостоятельная работа обучающихся Презентация или реферат на тему: «Я и моя профессия» 2 ОК05, ОК06 2 - УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: доска, стенд, рабочие места кабинета – 15 парт, 30 стульев Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Освоенныеумения: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. позитивно решать различные проблемные и конфликтные ситуации преодолевать трудности, быть успешным в учебе и будущей работе Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Контрольный экспресс-опрос практические занятия Контрольный экспресс-опрос практические занятия Контрольный экспресс-опрос практические занятия Контрольный экспресс-опрос практические занятия Усвоенныезнания: -взаимосвязь общения и деятельности, устный опрос цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; устный опрос -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила Индивидуальныезадания. слушания, ведения беседы, убеждения; устный опрос -этическиепринципыобщения -источники, причины, виды и способы практические занятия разрешения конфликтов. Анализ проблемных ситуаций. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых литературы учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной Основныеисточники: 1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебник / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2018. - 270 c. 2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c. 3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c. 4. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c. 5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c. 6. Бордовская, Н.В. Психология делового общения (для бакалавров) / Н.В. Бордовская; под ред. С.Н. Костромина. - М.: КноРус, 2018. - 439 c. Интернет-источники: Библиотека психологического форума MyWord.ru. Более двух тысяч электронных книг по психологии, сборники тестов, а так же различные программы в области психологии. Подборка электронных книг по психологии в "Библиотеке Мошкова" Флогистон: Психология из первых рук Публикации сайта "Мир психологии" Каталог психологической литературы Электронное собрание книг включает психологические издания, которые можно отнести к категории популярной психологии. Психея (Психологический факультет Самарского университета) Объемное собрание книг, учебников, словарей, и статей по психологии. Библиотека сайта "Psychology.ru: Психология на русском языке"