ОГСЭ.05 Психология общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 Психология общения
код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности
программирование »

09.02.07 «Информационные системы и

Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная
техника»
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: Администратор баз данных

Дербент 2021

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

образовательной

программы:
Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью
Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование
общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС ПСО по специальности
09.02.07 «Информационные системы и рограммирование»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,
ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ОК 10.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Код
ОК

умения

знания

ОК
01

Распознавать задачу и/или проблему
в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять ее составные
части; определять \тапы решения
задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
составить план действия;
определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или
с помощью наставника)

Актуальный профессиональный
и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить;
Основные
источники
информации и и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
Методы
работы
в
профессиональной и смежных
сферах;
Стркутуру плана для решения
задач;
Порядок оценки результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности.

ОК
02

Определять задачи для поиска
информации;
Опрделять необходимые источники
информации;
Планировать процесс поиска;
Структурировать получаемую
информацию;
Выделять наиболее значимое в
перечне информации;
Оценивать практическую
значимость результатов поиска;
Оформлять результаты поиска

Номенклатура
информационных источников
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
Приемы
структурирования
информации;
Формат
оформления
результатов
поиска
информации

ОК
03

Определять
актуальность Содержание
актуальной
нормативно-правовой документации нормативно-правовой

в профессиональной деятельности;
Применять современную научную
профессиональную терминологию;
Определять
и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и самообразования

документации;
Современная
научная
и
профессиональная
терминология;
Возможные
траектории
профессионального развития и
самообразования

ОК
04

Организовать работу коллектива и
команды;
Взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности.

Психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности;
Основы
проектной
деятельности.

ОК
05

Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе.

Особенности социального и
культурного контекста;
Правила
оформления
документов
и
построения
устных сообщений.

ОК
06

Описывать
значимость
своей
профессии (специальности);
Применять
стандарты
антикоррупционного поведения.

Сущность
гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих ценностей;
Значимость профессиональной
деятельности по профессии
(специальности);
Стандарты
антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения.

ОК
09

Применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
Использовать
современное
программное обеспечение.

Современные
средства
и
устройства информатизации;
Порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности

ОК
10

Понимать общий смысл четко Правила построения простых и
произнесенных высказываний на сложных
предложений
на

известные темы (профессиональные
и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы;
Участвовать в диалогах на знакомые
общие и профессиональные темы;
Строить простые высказывания о
себе и своей профессиональной
деятельности;
Кратко обосновывать и объяснять
свои
действия
(текущие,
планируемые);
Писать простые связные сообщения
на знакомые или интересующие
профессиональные темы.

профессиональные темы;
Основные
общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная
лексика);
Лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной
деятельности;
Особенности произношения;
Правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
теоретическое обучение
практические занятия

Объем часов
48
46
28
18

самостоятельная работа
консультирование

Итоговая аттестация в форме зачѐта на 3ем семестре

2

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименованиеразделов и тем
1
Тема 1.
Психология общения:
Введение в учебную дисциплину

Тема 2.
Общее и индивидуальное в
психике человека
Тема 3.
Невербальные средства
общения

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала:
1. Назначение учебной дисциплины «Психология общения», определение,
роль общения в профессиональной деятельности
2. Виды и функции общения. Структура общения с точки зрения разных
авторов. Общение в системе общественных и межличностных
отношений
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить эссе на одну из тем:
1. С кем мы общаемся? Выбор партнера по общению.
2. Возникновение первого впечатления о партнере по общению.
3. Коммуникативные барьеры. Пути их преодоления.
4. Значения жестов в различных культурах.
5. Роль невербальных средств общения.
6. Особенности опосредованного общения.
7. Успешное и неуспешное, затратное и незатратное общение.
8. Путипредупрежденияконфликтов
Содержание учебного материала:
Темперамент и характер, черты характера
Свойства темперамента
Тест – мой темперамент
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала:
Основные каналы общения
Особенности невербального общения
Средства невербального общения

Объем часов
3

2

ОК1,
ОК05

2

ОК10,
ОК06

2

ОК09,
ОК01,
ОК04

Тема 4.
Вербальное общение. Речевые
средства общения
Тема 5.
Психологические защиты.
Барьеры в общении

Тема 6.
Конструктивное общение.
Эмоции. Сила эмоций.
Контроль эмоций.

Тема 7.
Механизмы межличностного
восприятия

Содержание учебного материала:
Функции вербального общения
Виды вербального общения
Речевые средства общения
Содержание учебного материала:
Что такое психологические защиты
Общие характеристики защитных механизмов
Стратегии защиты
Барьеры в общении
Экспресс-опрос
Содержание учебного материала:
Способы снижения эмоциональной напряженности
Что такое эмоции
Положительные и отрицательные эмоции
Управление своими эмоциями и чувствами
Содержание учебного материала:
Что такое восприятие
Понятие о межличностном восприятии
Механизмы межличностного восприятия

2

ОК05,
ОК04

2

ОК10,
ОК01

15 мин.

4

ОК05,
ОК04

2

ОК09,
ОК03

Содержание учебного материала:
Тема 8.
Активное
и пассивное слушание

Тема 9.
Манипулирование

Умение слушать
Виды слушания
Активное слушание
Пассивное слушание
Эмпатическое слушание
Содержание учебного материала:
Понятие «Манипуляция»
Причины манипуляции. Способы манипулирования людьми и как им

2

2

ОК03,
ОК01

ОК04,
ОК09

противостоять
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы
Тема 10.
Приемы расположения к себе.
самопрезентация

Содержание учебного материала:
Понятие о самопрезентации
Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка

2

ОК02,
ОК10

Экспресс-опрос

Тема 11.
Конфликт. Невербальное
проявление конфликта. Стили
разрешения конфликтов.

Содержание учебного материала:
Что такое конфликт? Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов.
Конфликтная ситуация. Инцидент. Способы разрешения конфликтов. Основные
приемы, необходимые для предотвращения конфликта. Кодекс поведения в
конфликте.

4

ОК03,
ОК06

Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы
Тема 12.
Коллектив и личность. Социально
–психологические особенности
взаимодействия людей в малой
группе.

Тема 13.
Лидерство

Тема 14.
Стресс и его особенности

Содержание учебного материала:
Виды групп. Коллектив. Распределение ролей в коллективе. Социальнопсихологические особенности взаимодействия людей в малой группе.
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы

Содержание учебного материала:
Отличительные признаки лидера и руководителя.
Психологические качества лидера.
Типы лидеров.
Стили управления

Содержание учебного материала
Стресс и его особенность. Профилактика стрессов.
Как справиться с чрезмерными эмоциями.

2
ОК03,
ОК01

2

2

ОК05,
ОК06

ОК10,
ОК06

Тема 15.
Деловая беседа

Тема 16.
Психологические особенности
ведения дискуссий и публичных
выступлений.

Тема 17.
Гнев и агрессия

Тема 18.
Деловой тикет

Содержаниеучебногоматериала:
Особенности деловой беседы
Принцип построения деловой беседы
Аргументация в процессе деловой беседы
Экспресс-опрос

Самостоятельная работа обучающихся:
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы

зачет

2

ОК02,
ОК03

-

2
ОК01,
ОК03
-

Содержание учебного материала:
Деловой этикет – его составляющие, особенности
Понятие dress-code как составляющее делового этикета
Особенности речевого этикета
Самостоятельная работа обучающихся:
Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы
Привести примеры взаимодействия в конфликте (3 вида)

Всего:48
Дифференцированный

ОК04,
ОК09

-

Содержание учебного материала:
Техника проведения дискуссий, подготовка к ним
Техника самопрезентации
Особенности публичных выступлений

Содержание учебного материала:
Гнев, агрессия – их различия, источники, особенности
Методы работы с негативными эмоциями
Использование проективных методик как способа разрешения вытесненных
эмоций
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация или реферат на тему:
«Я и моя профессия»

2

ОК05,
ОК06
2
-

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: доска, стенд, рабочие места кабинета – 15 парт, 30 стульев
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенныеумения:
-применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения.
позитивно решать различные проблемные
и конфликтные ситуации
преодолевать трудности, быть успешным
в учебе и будущей работе

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Контрольный экспресс-опрос
практические занятия
Контрольный экспресс-опрос
практические занятия
Контрольный экспресс-опрос
практические занятия
Контрольный экспресс-опрос
практические занятия

Усвоенныезнания:
-взаимосвязь общения и деятельности, устный опрос
цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
устный опрос
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила Индивидуальныезадания.
слушания, ведения беседы, убеждения;
устный опрос
-этическиепринципыобщения
-источники, причины, виды и способы практические занятия
разрешения конфликтов.
Анализ проблемных ситуаций.

Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых
литературы

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основныеисточники:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебник / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2018. - 270 c.
2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания.
Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.:
КД Либроком, 2018. - 368 c.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания:
Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД
Либроком, 2018. - 368 c.
4. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016.
- 327 c.
5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО /
А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
6. Бордовская, Н.В. Психология делового общения (для бакалавров) / Н.В. Бордовская; под ред. С.Н.
Костромина. - М.: КноРус, 2018. - 439 c.

Интернет-источники:


Библиотека психологического форума MyWord.ru. Более двух тысяч электронных книг по психологии, сборники
тестов, а так же различные программы в области психологии.



Подборка электронных книг по психологии в "Библиотеке Мошкова"



Флогистон: Психология из первых рук



Публикации сайта "Мир психологии"



Каталог психологической литературы Электронное собрание книг включает психологические издания, которые
можно отнести к категории популярной психологии.



Психея (Психологический факультет Самарского университета) Объемное собрание книг, учебников, словарей, и
статей по психологии.



Библиотека сайта "Psychology.ru: Психология на русском языке"


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».