ОП 13 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Алахвердиев Тельман

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 13. Основы предпринимательской деятельности
код и наименование дисциплины по ФГОС

09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2023 г.
1

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП. 13. Основы предпринимательской деятельности»
принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1,
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 5,
ОК 6,
ОК 9,
ПК 7.5

- освоение способ решения проблем
творческого и поискового характера;
- формирование умения
планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
- активное использование средств
информационных и
коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и
познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее
достижения;
- сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
деятельности по специальности;
- стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения. основных этапов
развития общества в
информационных и иных сферах
деятельности;
- выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать
идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования;
определять инвестиционную
привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники
финансирования

- формирование системы знаний об
экономической и финансовой сфере в жизни
общества, как пространстве, в котором
осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и
государства;
- понимание сущности экономических
институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества;
- понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования
финансового рынка, финансовых
инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных
и обоснованных финансовых решений, что в
конечном итоге поможет им добиться
финансовой самостоятельности и успешности
в бизнесе;
- описывать значимость своей специальности;
- применять стандарты антикоррупционного
поведения. использовать основы знаний в
области информационных систем и технологий
в различных сферах деятельности;
- основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила
разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные
банковские продукты

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем в
часах
50

в том числе:
теоретическое обучение

36

практические занятия

12

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

1
Раздел 1. Содержание,
история и типология
предпринимательской
деятельности
Тема 1. Содержание и
типология
предпринимательской
деятельности

Тема 2. История
российского
предпринимательства

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
в часах

2

3

Содержание учебного материала

2

1. Понятие и содержание предпринимательства. Деловые интересы в
предпринимательстве. Субъекты бизнеса.
2. Предприятие в системе бизнеса. Конкуренция в бизнесе
В том числе: практических занятий и лабораторных работ

2

Содержание учебного материала
1. Предпринимательство на Руси до XV
предпринимательство периода XV – XIX веков.

Российское

2. Бизнес в России дореволюционного периода. Бизнес в период
руководства
коммунистической
партии.
Предпринимательство
постсоветского периода.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

века.

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

-

Раздел 2. Концепция,
родовые признаки
бизнеса и виды
предпринимательской
деятельности
6

Тема 3. Концепция и
родовые признаки
бизнеса

Тема 4. Виды
предпринимательской
деятельности

Раздел 3. Правовое и
финансовое
обеспечение
предпринимательской
деятельности
Тема 5. Правовое
обеспечение
предпринимательской
деятельности

Содержание учебного материала
1. Концепции бизнеса: позитивная концепция бизнеса, критическая
концепция бизнеса, прагматическая концепция бизнеса.

6
2

2. Родовые признаки бизнеса.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие Формирование концепции бизнеса.
Содержание учебного материала

2
2
2
6

1. Виды предпринимательской деятельности: производственная,
коммерческая,
финансовая.
Характеристика
производственной
деятельности.
2. Характеристика и сущность коммерческой деятельности. Сущность и
задачи финансовой деятельности.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ

Содержание учебного материала
1. Организационно-правовые формы бизнеса: общества, товарищества,
кооперативы, хозяйственное партнерство.
2. Процедура государственной регистрации предпринимательской
деятельности. Предпринимательский договор, понятие, виды, этапы
составления.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
Составление
сравнительной
таблицы
«Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
в России»

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
-

6
2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2

Раздел 4.
Взаимоотношения
предпринимателей с
финансовой системой и
кредитными
организациями. Риски
7

предпринимательской
деятельности
Тема 6. Финансовое
обеспечение
предпринимательской
деятельности

Тема 7.
Взаимоотношения
предпринимателей с
финансовой системой и
кредитными
организациям
Тема 8. Риски
предпринимательской
деятельности

Раздел 5. Система
налогообложения
предпринимательской
деятельности
Тема 9. Система
налогообложения
предпринимательской
деятельности

Содержание учебного материала
1. Финансовая деятельность в
деятельность в организации.

6
организации.

Инвестиционная

2. Формирование
имущества
и источники финансирования
предпринимательской
деятельности.
Основные
показатели
эффективности предпринимательской деятельности
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие Решение задач на определение эффективности
предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
1. Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной
системы, сущность, виды и формы кредита

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2
2
6
2

2. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие Составление схемы «Структура кредитной
системы, сущность, виды и формы кредита»
Содержание учебного материала
1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация
рисков.

2
2

2. Система управления рисками: процесс управления рисками на
предприятии,
методы
управления
рисками,
управление
информационными рисками, методы финансирования рисков.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
Анализ и определение
рисков в
предпринимательской деятельности

2

Содержание учебного материала
1.
Понятие
и
виды
налогов.
Система
налогообложения
предпринимательской деятельности.
2. Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ

6

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
4

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2

2
2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
8

Практическое занятие Решение задач по расчету налогов
Тема 10. Бизнеспланирование
предпринимательской
деятельности

Содержание учебного материала
1. Методические основы разработки бизнес – плана. Состав бизнесплана.
2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме бизнесплана, история бизнеса организации (описание отрасли), план
маркетинга,
производственный
план,
организационный
план,
финансовый план.
В том числе: практических занятий и лабораторных работ

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

2
4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2
50

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя
- классная доска (стандартная или интерактивная),
- наглядные материалы,
техническими средствами обучения:
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных
программ) с доступом к интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже основных печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное
пособие для СПО– М. : Издательство Юрайт, 2022. – 455 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История
предпринимательства: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. – Москва:
Издательство Юрайт, 2019. – 420 с.– (Серия: Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-10275-8. – Текст: электронный //ЭБС Юрайт [сайт].– URL:
https://urait.ru/bcode/495196

2. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 5-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 469 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-16460-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
–URL: https://urait.ru/bcode/531105
3. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность : учеб.пособие для СПО /
Г. Б. Морозов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 420
с. – (Серия :Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05995-3. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode /438944
4. Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для
СПО / Е. Ф. Чеберко. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 219 с.– (Серия
:Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05041-7. – Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode /441329
3.2.3. Дополнительные источники
10

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля
2020.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая» от 30.11.1994 (ред. от
28.06.2021, с изм. от 08.07.2021)
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая» от 26.01.1996. №14-ФЗ
(ред. От 01.07.2021. с изм. От 08.07.02021). 407
4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 22.07.2021).
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 02.07.2021).
7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
8. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от
04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
9. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ
(ред. от 11.06.2021). 1
0. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/
11. Компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс].
URL:http://www.consultant.ru/
12. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. URL:
http://www.garant.ru/
13.
Справочно-правовая
система
[Электронный
ресурс].
URL:
https://normativ.kontur.ru/
14. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL:
http://window.edu.ru/
15. Портал «Всеобуч» - справочно-информационный образовательный сайт, единое
окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduall.ru/
16. Анисимов А.П., Козлова М.Ю., Гражданское право, особенная часть в двух томах
— М.: Издательство Юрайт, - 2021. – 224 с.
17. Дорман В.Н., Кельчевская Н.Р., Основы коммерческой деятельности — М.:
Издательство Юрайт, – 2021. – 506 с.
18. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность, учебник и практикум — М.:
Издательство Юрайт, - 2021. – 457 с.
19. Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для СПО
- М.: Издательство Юрайт, - 2021. – 219 с.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины
- актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
- основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
- методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности

Критерии оценки
Характеристики
демонстрируемых знаний,
которые могут быть
проверены
- уровень освоения учебного
материала;
- умение использовать
теоретические знания и
практические умения при
выполнении
профессиональных задач;
- уровень сформированности
общих и профессиональных
компетенций.

Методы оценки
Какими процедурами
производится оценка
Оценка результатов устного
и письменного опроса
Оценка результатов
решения ситуационных
задач
Оценка результатов
самостоятельной работы.
Оценка результатов
выполнения домашних
заданий.
Оценка результатов
проведенного
дифференцированного
зачета

- номенклатура информационных
источников применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования
информации;
- формат оформления результатов
поиска информации
- содержание актуальной
нормативно-правовой
документации;
- современная научная и
профессиональная терминология;
возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
- психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности;
- основы проектной деятельности
- особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления документов и
12

построения устных сообщений
- современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности
- основы предпринимательской
деятельности;
- основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов;
- порядок выстраивания
презентации;
- кредитные банковские продукт
- структура персонала
предпринимательской фирмы;
- сущность и виды ответственности
предпринимателей
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины

Демонстрация умений
составления плана действий.

- распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять еѐ составные
части;

Демонстрация умений
выявлять достоинства и
недостатки коммерческой
идеи.

- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
- составить план действия;
определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
- реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника)

Демонстрация умений
составлять эффективную
презентацию идеи открытия
собственного дела в
профессиональной
деятельности.
Демонстрация умений
определять источники
финансирования
предпринимательской
деятельности.
Демонстрация умений
составления и оформления
бизнес-плана.

Оценка результатов
выполнения практической
работы
Оценка результатов устного
и письменного опроса
Оценка результатов
решения ситуационных
задач
Оценка результатов
самостоятельной работы.
Оценка результатов
выполнения домашних
заданий.
Оценка результатов
проведенного
дифференцированного
зачета
Отчет и защита ПЗ

- определять задачи для поиска
информации;
- определять необходимые
источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию; - выделять наиболее
13

значимое в перечне информации;
- оценивать практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
- определять актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности;
- применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования
- организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
- грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».