МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД «КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 13. Основы предпринимательской деятельности код и наименование дисциплины по ФГОС 09.02.07 «Информационные системы и программирование» е код и наименование дисциплины по ФГОС Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» » код и наименование укрупненной группы специальностей Квалификация выпускника: администратор баз данных Дербент 2023 г. 1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП. 13. Основы предпринимательской деятельности» принадлежит к общепрофессиональному циклу. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, Умения Знания ОК ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 7.5 - освоение способ решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели и путей ее достижения; - сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; - стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. основных этапов развития общества в информационных и иных сферах деятельности; - выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования - формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; - понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; - понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; - знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов; - формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе; - описывать значимость своей специальности; - применять стандарты антикоррупционного поведения. использовать основы знаний в области информационных систем и технологий в различных сферах деятельности; - основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы Объем в часах 50 в том числе: теоретическое обучение 36 практические занятия 12 Самостоятельная работа - Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Содержание, история и типология предпринимательской деятельности Тема 1. Содержание и типология предпринимательской деятельности Тема 2. История российского предпринимательства Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 2 3 Содержание учебного материала 2 1. Понятие и содержание предпринимательства. Деловые интересы в предпринимательстве. Субъекты бизнеса. 2. Предприятие в системе бизнеса. Конкуренция в бизнесе В том числе: практических занятий и лабораторных работ 2 Содержание учебного материала 1. Предпринимательство на Руси до XV предпринимательство периода XV – XIX веков. Российское 2. Бизнес в России дореволюционного периода. Бизнес в период руководства коммунистической партии. Предпринимательство постсоветского периода. В том числе: практических занятий и лабораторных работ ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 века. Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 - Раздел 2. Концепция, родовые признаки бизнеса и виды предпринимательской деятельности 6 Тема 3. Концепция и родовые признаки бизнеса Тема 4. Виды предпринимательской деятельности Раздел 3. Правовое и финансовое обеспечение предпринимательской деятельности Тема 5. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности Содержание учебного материала 1. Концепции бизнеса: позитивная концепция бизнеса, критическая концепция бизнеса, прагматическая концепция бизнеса. 6 2 2. Родовые признаки бизнеса. В том числе: практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие Формирование концепции бизнеса. Содержание учебного материала 2 2 2 6 1. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая. Характеристика производственной деятельности. 2. Характеристика и сущность коммерческой деятельности. Сущность и задачи финансовой деятельности. В том числе: практических занятий и лабораторных работ Содержание учебного материала 1. Организационно-правовые формы бизнеса: общества, товарищества, кооперативы, хозяйственное партнерство. 2. Процедура государственной регистрации предпринимательской деятельности. Предпринимательский договор, понятие, виды, этапы составления. В том числе: практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России» 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 - 6 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 Раздел 4. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями. Риски 7 предпринимательской деятельности Тема 6. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности Тема 7. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациям Тема 8. Риски предпринимательской деятельности Раздел 5. Система налогообложения предпринимательской деятельности Тема 9. Система налогообложения предпринимательской деятельности Содержание учебного материала 1. Финансовая деятельность в деятельность в организации. 6 организации. Инвестиционная 2. Формирование имущества и источники финансирования предпринимательской деятельности. Основные показатели эффективности предпринимательской деятельности В том числе: практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие Решение задач на определение эффективности предпринимательской деятельности Содержание учебного материала 1. Финансовая система и финансовый рынок. Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 6 2 2. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой. В том числе: практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита» Содержание учебного материала 1. Понятие и сущность рисков в предпринимательстве. Классификация рисков. 2 2 2. Система управления рисками: процесс управления рисками на предприятии, методы управления рисками, управление информационными рисками, методы финансирования рисков. В том числе: практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие Анализ и определение рисков в предпринимательской деятельности 2 Содержание учебного материала 1. Понятие и виды налогов. Система налогообложения предпринимательской деятельности. 2. Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой. В том числе: практических занятий и лабораторных работ 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 8 Практическое занятие Решение задач по расчету налогов Тема 10. Бизнеспланирование предпринимательской деятельности Содержание учебного материала 1. Методические основы разработки бизнес – плана. Состав бизнесплана. 2. Структура бизнес-плана: титульный лист, оглавление, резюме бизнесплана, история бизнеса организации (описание отрасли), план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план. В том числе: практических занятий и лабораторных работ Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего: 2 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 50 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: - оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя - классная доска (стандартная или интерактивная), - наглядные материалы, техническими средствами обучения: - компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к интернет-ресурсам; - мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже основных печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для СПО– М. : Издательство Юрайт, 2022. – 455 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 420 с.– (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10275-8. – Текст: электронный //ЭБС Юрайт [сайт].– URL: https://urait.ru/bcode/495196 2. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 469 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16460-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/531105 3. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность : учеб.пособие для СПО / Г. Б. Морозов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 420 с. – (Серия :Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05995-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode /438944 4. Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 219 с.– (Серия :Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05041-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode /441329 3.2.3. Дополнительные источники 10 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020. 2. «Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая» от 30.11.1994 (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) 3. «Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая» от 26.01.1996. №14-ФЗ (ред. От 01.07.2021. с изм. От 08.07.02021). 407 4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 22.07.2021). 5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021). 6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021). 7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021). 8. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021). 9. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021). 1 0. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/ 11. Компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/ 12. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ 13. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/ 14. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/ 15. Портал «Всеобуч» - справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduall.ru/ 16. Анисимов А.П., Козлова М.Ю., Гражданское право, особенная часть в двух томах — М.: Издательство Юрайт, - 2021. – 224 с. 17. Дорман В.Н., Кельчевская Н.Р., Основы коммерческой деятельности — М.: Издательство Юрайт, – 2021. – 506 с. 18. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность, учебник и практикум — М.: Издательство Юрайт, - 2021. – 457 с. 19. Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для СПО - М.: Издательство Юрайт, - 2021. – 219 с. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Критерии оценки Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены - уровень освоения учебного материала; - умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач; - уровень сформированности общих и профессиональных компетенций. Методы оценки Какими процедурами производится оценка Оценка результатов устного и письменного опроса Оценка результатов решения ситуационных задач Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета - номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации - содержание актуальной нормативно-правовой документации; - современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности - особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и 12 построения устных сообщений - современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности - основы предпринимательской деятельности; - основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; - порядок выстраивания презентации; - кредитные банковские продукт - структура персонала предпринимательской фирмы; - сущность и виды ответственности предпринимателей Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины Демонстрация умений составления плана действий. - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; Демонстрация умений выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи. - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Демонстрация умений составлять эффективную презентацию идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. Демонстрация умений определять источники финансирования предпринимательской деятельности. Демонстрация умений составления и оформления бизнес-плана. Оценка результатов выполнения практической работы Оценка результатов устного и письменного опроса Оценка результатов решения ситуационных задач Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведенного дифференцированного зачета Отчет и защита ПЗ - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее 13 значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования - организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем 14