ОП 09. СТАНД-ЦИЯ, СЕРТ-ЦИЯ И ТЕХН-ОЕ ДОК-ИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена: Учебная дисциплина «Стандартизация, сертификация и техническое
документирование» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.

Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3

ОК 4
ОК 5
ОК 6

ОК 7
ОК 8
ОК 9

Код
ВД 1
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6

− 1.1.1Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
техническим заданием
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием
Выполнять
отладку
программных
модулей
с
использованием
специализированных программных средств
Выполнять тестирование программных модулей
Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода
Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем в часах
52

в том числе:
теоретическое обучение

36

практические занятия

14

Форма аттестации
V семестр – дифференцированный зачет

2

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
Раздел 1. Основы стандартизации
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Государственная
система стандартизации
Российской Федерации.

Тема 1.2. Стандартизация в
различных сферах.

Тема 1.3. Международная
стандартизация.

Тема 1.4. Организация работ по
стандартизации в Российской
Федерации.

2

Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в сфере
информационных технологий, требований международных стандартов серии ИСО
9000 в части создания систем менеджмента качества, структуры и основных
требований национальных и международных стандартов в сфере средств
информационных технологий
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Организационная структура технического комитета ИСО 176, модель описания
системы качества в стандартах ИСО 9001 и 9004 и модель функционирования
системы менеджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Международная стандартизация. Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии РФ и его основные задачи.
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Содружества Независимых Государств и других национальных организациях.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.
Правовые основы стандартизации и ее задачи.
Органы и службы по стандартизации.
Порядок разработки стандартов. Государственные контроль и надзор за
соблюдением обязательных требований стандартов.
Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Объем
в часах

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы

3

4

2

2

0
4
4
0
2
2
0
4

4

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2
ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2
ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

0

5

Тема 1.5. Организация работ по
стандартизации в области ИКТ и
открытые системы.

Тема 1.6. Системы менеджмента
качества.

Содержание учебного материала
Организация работ по стандартизации в области ИКТ и открытые системы.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ и его
основные задачи.
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Содружества Независимых Государств и других национальных организациях.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Системы менеджмента качества.
Менеджмент качества.
Предпосылки развития менеджмента качества.
Принципы обеспечения качества программных средств.
Основные международные стандарты в области ИТ: ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и
ИСО/МЭК 9126-1
В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Содержание учебного материала
Основные понятия сертификации. Цели и функции сертификации. Правовые
основы сертификации.
Понятие о системе сертификации. Процедура сертификации. Формы сертификации.
Аккредитация.
Сертификация программных продуктов.
Формирование требовании к характеристикам и качеству программных продуктов.
Организация сертификационных испытании программных продуктов на
соответствие требованиям
Подготовка сертификационных программных продуктов испытаний.
Сертификационные испытания на соответствие требованиям.
Удостоверение качества и завершение сертификационных испытаний программных
продуктов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Нормативно-правовые документы и стандарты в области защиты информации и
информационной безопасности. Международные правовые и нормативные акты
обеспечения информационной безопасности процессов переработки информации.
Отечественное организационное, правовое и нормативное обеспечении и
регулирование в сфере информационной безопасности. Система менеджмента

8

2

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

0
2

2

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

0

Раздел 2. Основы сертификации

Тема 2.1. Сущность и
проведение сертификации.

Тема 2.2.Нормативно-правовые
документы и стандарты в
области защиты информации и
информационной безопасности

8

0
2

2

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

6

информационной безопасности. Сертификация систем обеспечения качества.
Экологическая сертификация. Сертификация информационно-коммуникационных
технологий и система ИНКОМ-ТЕХСЕРТ
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Раздел 3. Техническое документоведение
Содержание учебного материала
Тема 3.1.Основные виды
Основные виды технической и технологической документации. Виды технической
технической и технологической
и технологической документации. Стандарты оформления документов,
документации
регламентов, протоколов по информационным системам.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Перечень стандартов. ГОСТ 19.001-77 Единая система программной документации.
Общие положения.
ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов
ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки
ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов
ГОСТ 19.104-78 ЕСПД. Основные надписи
ГОСТ 19 105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам
ГОСТ 19.106-78 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным
печатным способом
ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и
оформлению
Тема 3.2. Единая система
ГОСТ 19.202-78 ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
программной документации.
ГОСТ 19.401-78 ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы
ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19 503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к
содержанию и оформлению
ГОСТ 19 504-79 ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19 505-79 ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19.506-79 ЕСПД. Описание языка. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.507-79 ЕСПД. Ведомость эксплуатационных документов

0
2
2
0
22

8

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

ОК 1, ОК2,
ОК 4, ОК5,
ОК 9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 2.1, ПК4.2

7

ГОСТ 19.508-79 ЕСПД. Руководство по техническому обслуживанию. Требования
к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.601-78 ЕСПД. Общие правила дублирования, учета и хранения
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 1. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.104-78,
ГОСТ 19 105-78, ГОСТ 19.106-78
Практическая работа 2. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.201-78,
ГОСТ 19.202-78
Практическая работа 3. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.401-78,
ГОСТ 19.402-78, ГОСТ 19.404-79
Практическая работа 4. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.503-79,
ГОСТ 19.504-79, ГОСТ 19.505-79
Консультация
Промежуточная аттестация
Всего

14
4
4
4
3
0
2
52

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 09.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ,
СЕРТИФИКАЦИЯ
И
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальныепомещения:
Кабинет «Метрологии и стандартизации», оснащенный оборудованием и
техническими средствамиобучения:
−

Посадочные места по количествуобучающихся;

−

Рабочее местопреподавателя;

− Необходимая для проведения практических
справочная литература (в т.ч. в электронном ввиде).
−

Компьютер;

−

Мультимедийный проектор,экран;

−

Мультимедийныепрезентации.

занятий

методическая

и

3.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Хрусталева З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: учебное
пособие. – М.: КноРус, 2021.
2. Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — Москва : Издательство
Юрайт, 2019. — 323 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — Москва : Издательство Юрайт,
2019. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04315-0. — Текст : электронный
// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/433666 (дата обращения: 23.07.2021).

Дополнительные источники:
1. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб.пособие / Е.Б. Герасимова, Б.И.
Герасимов. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 224 с. — (Среднее
профессиональноеобразование). http://znanium.com/catalog/product/922730
2. Метрология, стандартизация, сертификация : учебник / И.П. Кошевая, А.А.Канке.
— М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 415 с. — (Среднее профессиональное
образование).http://znanium.com/catalog/product/941918
3. Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.пособие / Т.А.
Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина ; под общ. ред. Т.В. Кузнецовой. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,2018. http://znanium.com/catalog/product/942800

9

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
− Правовые основы метрологии,
стандартизации исертификации.
− Основные понятия и определения
метрологии, стандартизациии
сертификации.
− Основные положения систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов.
− Показатели качества и методы их
оценки.
− Системыкачества.
− Основные термины и определения в
областисертификации.
− Организационную структуру
сертификации.
− Системы и схемысертификации.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
− Применять требования нормативных
актов к основным видампродукции
(услуг) и процессов.
− Применять документацию систем
качества.
− Применять основные правила и
документы системы сертификации
РоссийскойФедерации.

Формы и методы
оценки
Примеры форм и
«Отлично» - теоретическое
методов контроля и
содержание курса освоено
оценки
полностью, без пробелов,
• Компьютерное
умения сформированы, все
тестирование на
предусмотренные программой
знание терминологии
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено потеме;
• Тестирование
высоко.
• Контрольнаяработа
«Хорошо» - теоретическое
• Защитареферата
содержание курса освоено
• Наблюдение за
полностью, без пробелов,
выполнением
некоторые умения
практического
сформированы недостаточно,
задания.
все предусмотренные
(деятельностью
программой учебные задания
студента)
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками. • Оценка выполнения
практического задания
«Удовлетворительно» теоретическое содержание курса (работы)
• Подготовка и
освоено частично, но пробелы
выступление с
не носятсущественного
характера, необходимые умения докладом,
работы с освоенным материалом сообщением,
презентацией
в основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые
умения несформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубыеошибки.
Критерии оценки

10


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».