ОП 08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП 08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
код и наименование модуля по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование модуля по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупнѐнной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»

1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена:
Учебная дисциплина «Основы проектирования и баз данных» принадлежит к
общепрофессиональному циклу.
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 2
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 3
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 4
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 5
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
ОК 6
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 7
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 8
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ПК 11.1
Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз
данных.
ПК 11.2
Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.
ПК 11.3
Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа
предметной области.
Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.
ПК 11.4
Администрировать базы данных.
ПК 11.5
Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты
ПК 11.6
информации.

уметь

знать

1.1.3. В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
проектировать реляционную базу данных;
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из
баз данных.
основы теории баз данных;
модели данных;
особенности реляционной модели и проектирование баз данных;
изобразительные средства, используемые в ER- моделировании;
основы реляционной алгебры;
принципы проектирования баз данных;
обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
средства проектирования структур баз данных;
язык запросов SQL;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Квалификация
администратор баз данных
Всего часов:

118

в том числе:
самостоятельная работа

22

теоретическое обучение

48

практические занятия

40

Консультации
Форма аттестации
IV семестр – экзамен

2
6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем в
часах

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы

3

4

Содержание учебного материала
Тема 1. Основные понятия баз
данных

Основные понятия теории БД
Технологии работы с БД

6

ОК 1 - ОК 9,
ПК 11.1-11.6

Бизнес-процессы
Содержание учебного материала
Тема 2. Взаимосвязи в
моделях и реляционный
подход к построению моделей

Логическая и физическая независимость данных

ОК 1 - ОК 9,

Типы моделей данных. Реляционная модель данных

ПК 11.1-11.6

8

Реляционная алгебра
Классификация сущностей

Тема 3 Этапы проектирования
баз данных

Содержание учебного материала
Основные этапы проектирования БД
Концептуальное проектирование БД

ОК 1 - ОК 9,
6

ПК 11.1-11.6

Нормализация БД
Содержание учебного материала
Тема 4 Проектирование
структур баз данных

Средства проектирования структур БД
Организация интерфейса с пользователем

ОК 1 - ОК 9,
8

ПК 11.1-11.6

Понятие неструктурированных данных
Свойства баз данных
Содержание учебного материала

Тема 5. Средства
проектирования структур баз
данных

Классификация СУБД. Требования к СУБД
Общая характеристика и классификация CASE-средств
Основные характеристики и возможности СУБД Access
Основы создания формы

ОК 1 - ОК 9,
10

ПК 11.1-11.6

Тема 6. Организация
интерфейса взаимодействия
пользователя

Содержание учебного материала
Основные элементы интерфейса K2
Элементы создания форм

ОК 1 - ОК 9,
10

Бизнес-процессы

ПК 11.1-11.6

Аналитика
Интеграция
Перечень практических работ:
Практическая работа № 1. Формирование бизнес-процессов
Практическая работа № 2. Нормализация таблиц при проектировании баз данных.
Практическая работа № 3. CASE средства, используемые в ER-моделировании
Практическая работа № 4. Проектирование реляционной базы данных, используя ERwin DataModeler
Практическая работа № 5. Создание базы данных и таблиц в Microsoft Access
Практическая работа № 6. Создание отчетов в Microsoft Access
Практическая работа № 7. Создание макросов в Microsoft Access
Практическая работа № 8. Проектирование форм ввода данных в базу данных
Практическая работа № 9. Создание интерфейса работы пользователя в MS Access
Практическая работа № 10. Создание базы данных в Microsoft Access и реализация интерфейса пользователя.
Самостоятельная работа:
- подготовка опорного конспекта по темам:
«Эволюция концепций обработки данных»
«Модели структуры данных»
«Этапы проектирования баз данных»
«Инфологическое проектирование»
«Нормальные формы. Процедура нормализации»
«Распределенная обработка данных»
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной технической литературы
-оформление лабораторных и
практических работ,
презентаций и отчетов, подготовка к их защите
-подготовка к контрольным работам

ОК 1 - ОК 9,
ПК 11.1-11.5

40

22

Консультация

2

Промежуточная аттестация

6

Всего:

118

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программирования и баз данных».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
Печатные издания не предусмотрены в связи с наличием ЭБС.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных : учебник
для среднего профессионального образования / В. М. Илюшечкин. — испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 213 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53401283-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/513827
2. Базы данных : в 2 кн. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных :

учебник / В.П. Агальцов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2021. — 271 с.
http://znanium.com/catalog/product/929256
3. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSQL-типа для

проектирования информационных систем : учеб. пособие / С.А. Мартишин, В.Л.
Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 368 с.
http://znanium.com/catalog/product/926871
4. Базы данных : учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. — М. : ИНФРА-М,

2018. — 304 с. [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. —
(Среднее профессиональное образование).
http://znanium.com/catalog/product/967755
5. Основы работы в Microsoft Office 2013: Учебное пособие / Кузин А.В.,

Чумакова Е.В. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с. - (Высшее образование)
http://znanium.com/catalog/product/561022
3.2.3. Дополнительные источники
1. Проектирование информационных систем : учеб. пособие / В.В. Коваленко.
— М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
http://znanium.com/catalog/product/980117
2. Проектирование и реализация баз данных в СУБД MySQL с использованием

MySQL Workbench. Методы и средства проектирования информационных систем и
технологий. Инструментальные средства информационных систем : учеб. пособие /

С.A. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,
2018.
http://znanium.com/catalog/product/967597
3. Моделирование системы защиты информации. Практикум : учеб. Пособие / Е.К.
Баранова, А.В. Бабаш. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. —
224 с
http://znanium.com/catalog/product/916068

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ»
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых в
рамках модуля

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины :
1. проектировать реляционную
базу данных;
2. использовать язык запросов
для программного извлечения
сведений из баз данных
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
1. основы теории баз данных;
2. модели данных;
3. особенности реляционной
модели и проектирование баз
данных;
4. изобразительные средства,
используемые в ERмоделировании;
5. основы реляционной
алгебры;
6. принципы проектирования баз
данных;
7. обеспечение
непротиворечивости и
целостности данных;
8. средства проектирования
структур баз данных;
9. язык запросов SQL

Критерии оценки

«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, качество их
выполнения оценено высоко.
«Хорошо» теоретическое
содержание курса
освоено полностью, без
пробелов, некоторые
умения
сформированы
недостаточно, все
предусмотренные
программой учебные
задания выполнены,
некоторые виды заданий
выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» теоретическое содержание
курса освоено частично, но
пробелы не носят
существенного характера,
необходимые умения работы
с освоенным материалом в
основном сформированы,
большинство
предусмотренных программой
обучения учебных заданий

Методы оценки

1. Наблюдение за
выполнением
практического
задания.
(деятельностью
студента)
2. Оценка
выполнения
практического
задания (работы)

выполнено, некоторые из
выполненных заданий
содержат ошибки.

ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.

ОП 02.Осуществлять поиск, анализ
и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом
особенностей социального и
культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.

«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено,
необходимые умения не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.
 обоснованность постановки
цели, выбора и применения
методов и способов решения
профессиональных задач;
- адекватная оценка и
самооценка эффективности и
качества выполнения
профессиональных задач
- использование различных
источников, включая
электронные ресурсы,
медиаресурсы, Интернетресурсы, периодические
издания по специальности для
решения профессиональных
задач
- демонстрация
ответственности за принятые
решения
- обоснованность самоанализа и
коррекция результатов
собственной работы;
- взаимодействовать с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения, с
руководителями учебной и
производственной практик;
- обоснованность анализа
работы членов команды
(подчиненных)
Демонстрировать грамотность
устной и письменной речи, ясность формулирования и
изложения мыслей
- соблюдение норм поведения
во время учебных занятий и
прохождения учебной и
производственной практик,

Экспертное
наблюдение за
выполнением работ

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях.

- эффективное выполнение
правил ТБ во время учебных
занятий, при прохождении
учебной и производственной
практик;
- демонстрация знаний и
использование
ресурсосберегающих
технологий в
профессиональной
деятельности
ОК 08. Использовать средства
- эффективность использовать
физической культуры для
средств физической культуры
сохранения и укрепления здоровья в для сохранения и укрепления
процессе профессиональной
здоровья при выполнении
деятельности и поддержания
профессиональной
необходимого уровня физической
деятельности.
подготовленности.
ОК 09. Использовать
- эффективность использования
информационные технологии в
информационнопрофессиональной деятельности.
коммуникационных технологий
в профессиональной
деятельности согласно
формируемым умениям и
получаемому практическому
опыту;


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».