МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей
Квалификация выпускника: администратор баз данных
Дербент 2023 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«Экономика
отрасли»
принадлежит
к
общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Код
ВД 1
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
1.2.1Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
техническим заданием
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием
Выполнять
отладку
программных
модулей
с
использованием
специализированных программных средств
Выполнять тестирование программных модулей
Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода
Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы
в том числе:
94
теоретическое обучение
66
практические занятия
14
Самостоятельная работа
6
Консультации
2
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
часов
1
Тема 1. Общие
основы
функционирования
субъектов
хозяйствования
2
Содержание учебного материала
Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли.
Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация
предприятий. Производственная структура предприятия. Производственный процесс
и принципы его организации. Внутренняя и внешняя среда организации.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад Развитие предпринимательства в РФ (регионах), его сферы и формы.
Содержание учебного материала
Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация
элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала
Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала
(основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала
в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные
средства: состав и структура.
Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный
состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его
использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности
труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
1. Определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли
2. Расчет амортизации основного капитала,
3. Определение показателей эффективности использования основного капитала;
-определение показателей эффективности использования оборотного капитала;
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике
России
3
Тема 2.
Материальнотехническая база
хозяйствующего
субъекта.
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1
22
2
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1
22
6
2
2
2
2
6
Тема 3. Результаты
коммерческой
деятельности
Содержание учебного материала
Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по
признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет
косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта
хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие
качества
продукции.
Сертификация
продукции.
Понятие
конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы
измерения продукции.
Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат –
балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в
современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности работы
субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение
хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
1 Планирование численности рабочих. Расчет экономии труда от воздействия
факторов роста производительности труда
2 Расчет зарплаты различных категорий работников
3. Расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы
доходов.калькуляция себестоимости единицы продукции
4. Расчет прибыли и рентабельности
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Ценовая политика предприятия, ее цели, задачи и механизм разработки. .
Качество продукции и конкурентоспособность предприятия.
Тема 4.
Содержание учебного материала
Планирование и
Показатели технического развития и организации производства. Показатели
развитие
экономической эффективности капитальных вложений в новую технику:
деятельности
приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.
хозяйствующего
субъекта
Консультации
Промежуточная аттестация - экзамен.
Всего:
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1
18
8
2
2
2
2
2
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ПК 11.1
2
6
94
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет«Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
Рабочие места обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Необходимая для проведения практических занятий методическая и
справочная
Компьютер;
Мультимедийный проектор, экран;
Мультимедийные презентации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и
специальностей социально-экономического профиля. Практикум. – Москва:
Академия, 2021. – 144 с.
2. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля. Учебник. –
Москва:
Академия, 2021. – 352 с.
3. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов,
В.А. Кузьменко. — Москва :КноРус, 2016. — 407 с.. СПО. ISBN 978-5-406-050262.Номер в ЭБС:918920
4. Экономика отрасли информационных систем : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. Л. Рыжко,
Н. А. Рыжко,
Н. М. Лобанова,
Е. О. Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11628-1. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/518508
3.2.2. Основные электронные издания
1. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13775-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476801
2. Нетѐсова, О. Ю. Информационные технологии в экономике : учебное пособие
для среднего профессионального образования / О. Ю. Нетѐсова. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09107-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437668.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Общие положения
экономической теории.
Организацию
производственного и
технологического процессов.
Механизмы ценообразования
на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в
современных условиях.
Материально-технические,
трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и
организации, показатели их
эффективного использования.
Методику разработки бизнесплана.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Находить и использовать
необходимую экономическую
информацию.
Рассчитывать по принятой
методологии основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации.
Формы и методы
оценки
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.
Примеры форм и
методов контроля и
оценки
• Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование
•
Контрольная работа
• Самостоятельная
работа.
•
Защита реферата
•
Семинар
• Защита курсовой
работы (проекта)
• Выполнение
проекта;
• Наблюдение за
выполнением
практического задания.
«Удовлетворительно»
- (деятельностью
теоретическое
содержание студента)
курса освоено частично, но • Оценка выполнения
пробелы
не
носят практического
существенного
характера, задания(работы)
необходимые умения работы с • Подготовка и
освоенным
материалом
в выступление с
основном
сформированы, докладом, сообщением,
большинство предусмотренных презентацией
программой обучения учебных • Решение
заданий выполнено, некоторые ситуационной задачи
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
умения
не
сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
9