МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД «КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» код и наименование дисциплины по ФГОС 09.02.07 «Информационные системы и программирование» е код и наименование дисциплины по ФГОС Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» » код и наименование укрупненной группы специальностей Квалификация выпускника: администратор баз данных Дербент 2023 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Экономика отрасли» принадлежит к общепрофессиональному циклу. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ОК 1. ОК 2. ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 Код ВД 1 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 1.2.1Перечень общих компетенций Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.2.2. Перечень профессиональных компетенций Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств Выполнять тестирование программных модулей Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы в том числе: 94 теоретическое обучение 66 практические занятия 14 Самостоятельная работа 6 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 Тема 1. Общие основы функционирования субъектов хозяйствования 2 Содержание учебного материала Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли. Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий. Производственная структура предприятия. Производственный процесс и принципы его организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Тематика практических занятий и лабораторных работ Самостоятельная работа обучающихся Доклад Развитие предпринимательства в РФ (регионах), его сферы и формы. Содержание учебного материала Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала (основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные средства: состав и структура. Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1. Определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли 2. Расчет амортизации основного капитала, 3. Определение показателей эффективности использования основного капитала; -определение показателей эффективности использования оборотного капитала; Самостоятельная работа обучающихся Доклад: Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике России 3 Тема 2. Материальнотехническая база хозяйствующего субъекта. Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 11.1 22 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 11.1 22 6 2 2 2 2 6 Тема 3. Результаты коммерческой деятельности Содержание учебного материала Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия. Понятие качества продукции. Сертификация продукции. Понятие конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции. Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат – балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1 Планирование численности рабочих. Расчет экономии труда от воздействия факторов роста производительности труда 2 Расчет зарплаты различных категорий работников 3. Расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы доходов.калькуляция себестоимости единицы продукции 4. Расчет прибыли и рентабельности Самостоятельная работа обучающихся Доклад: Ценовая политика предприятия, ее цели, задачи и механизм разработки. . Качество продукции и конкурентоспособность предприятия. Тема 4. Содержание учебного материала Планирование и Показатели технического развития и организации производства. Показатели развитие экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: деятельности приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. хозяйствующего субъекта Консультации Промежуточная аттестация - экзамен. Всего: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 11.1 18 8 2 2 2 2 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 11.1 2 6 94 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет«Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: Рабочие места обучающихся; Рабочее место преподавателя; Необходимая для проведения практических занятий методическая и справочная Компьютер; Мультимедийный проектор, экран; Мультимедийные презентации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. – Москва: Академия, 2021. – 144 с. 2. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. – Москва: Академия, 2021. – 352 с. 3. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — Москва :КноРус, 2016. — 407 с.. СПО. ISBN 978-5-406-050262.Номер в ЭБС:918920 4. Экономика отрасли информационных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко, Н. М. Лобанова, Е. О. Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11628-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518508 3.2.2. Основные электронные издания 1. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13775-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476801 2. Нетѐсова, О. Ю. Информационные технологии в экономике : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. Ю. Нетѐсова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09107-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437668. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Общие положения экономической теории. Организацию производственного и технологического процессов. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования. Методику разработки бизнесплана. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Находить и использовать необходимую экономическую информацию. Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации. Формы и методы оценки Критерии оценки «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Примеры форм и методов контроля и оценки • Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; • Тестирование • Контрольная работа • Самостоятельная работа. • Защита реферата • Семинар • Защита курсовой работы (проекта) • Выполнение проекта; • Наблюдение за выполнением практического задания. «Удовлетворительно» - (деятельностью теоретическое содержание студента) курса освоено частично, но • Оценка выполнения пробелы не носят практического существенного характера, задания(работы) необходимые умения работы с • Подготовка и освоенным материалом в выступление с основном сформированы, докладом, сообщением, большинство предусмотренных презентацией программой обучения учебных • Решение заданий выполнено, некоторые ситуационной задачи из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. 9