ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2022 г.

ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)» и
09.02.07 «Информационные системы и
программирование»
Председатель ПЦК
___________
Алахвердиев Т.Д.
подпись
ФИО
_____________________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________ Джалилова А.Л..
подпись

ФИО

_____ ______________ 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
-

-

-

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование, утвержденного приказом Министерства образования и
науки от 9 декабря 2016 г. № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный № 44936);
Примерной основной образовательной программы (регистрационный номер в
государственном реестре примерных основных образовательных программ:
09.02.07- 170511, дата регистрации в реестре: 11.05.2017 г.);
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021учебный
год.

Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Колледж экономики и права»
Разработчики:
Казибекова Наиля Руслановна, преподаватель информационных и технических
дисциплин ГБПОУ РД «КЭиП»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права»
для применения в учебном процессе.
Заключение Методического Совета № от « »

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена: Учебная дисциплина «Стандартизация, сертификация и техническое
документирование» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.

Код ПК, ОК

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1,
ПК 1.2,
ПК 2.1,
ПК 4.2

ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ОК 10.
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 2.1.

ПК 4.2.

Умения
−
Применять требования
нормативных актов к основным
видам продукции (услуг) и
процессов.
−
Применять документацию
систем качества.
−
Применять основные
правила и
−
документы системы
сертификации Российской
Федерации.

Знания
−
Правовые основы метрологии,
стандартизации и сертификации.
−
Основные понятия и
определения метрологии,
стандартизации и сертификации.
−
Основные положения систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов.
−
Показатели качества и методы их
оценки.
−
Системы качества.
−
Основные термины и
определения в области сертификации.
−
Организационную структуру
сертификации.
−
Системы и схемы сертификации.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
техническим заданием.
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной
и технической документации
на предмет взаимодействия компонент.
Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем в часах
50

в том числе:
теоретическое обучение

36

практические занятия

14

Форма аттестации
V семестр – дифференцированный зачет

-

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
Раздел 1. Основы стандартизации
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Государственная
система стандартизации
Российской Федерации.

Тема 1.2. Стандартизация в
различных сферах.

Тема 1.3. Международная
стандартизация.

Тема 1.4. Организация работ по
стандартизации в Российской
Федерации.

2

Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в сфере
информационных технологий, требований международных стандартов серии ИСО
9000 в части создания систем менеджмента качества, структуры и основных
требований национальных и международных стандартов в сфере средств
информационных технологий
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Организационная структура технического комитета ИСО 176, модель описания
системы качества в стандартах ИСО 9001 и 9004 и модель функционирования
системы менеджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Международная стандартизация. Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии РФ и его основные задачи.
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Содружества Независимых Государств и других национальных организациях.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.
Правовые основы стандартизации и ее задачи.
Органы и службы по стандартизации.
Порядок разработки стандартов. Государственные контроль и надзор за
соблюдением обязательных требований стандартов.
Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Объем
в часах
3

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4

2

2

0
4
4
0
2
2
0
4

4

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2
ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

0

5

Тема 1.5. Организация работ по
стандартизации в области ИКТ и
открытые системы.

Тема 1.6. Системы менеджмента
качества.

Содержание учебного материала
Организация работ по стандартизации в области ИКТ и открытые системы.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ и его
основные задачи.
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Содружества Независимых Государств и других национальных организациях.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Системы менеджмента качества.
Менеджмент качества.
Предпосылки развития менеджмента качества.
Принципы обеспечения качества программных средств.
Основные международные стандарты в области ИТ: ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и
ИСО/МЭК 9126-1
В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Содержание учебного материала
Основные понятия сертификации. Цели и функции сертификации. Правовые
основы сертификации.
Понятие о системе сертификации. Процедура сертификации. Формы сертификации.
Аккредитация.
Сертификация программных продуктов.
Формирование требовании к характеристикам и качеству программных продуктов.
Организация сертификационных испытании программных продуктов на
соответствие требованиям
Подготовка сертификационных программных продуктов испытаний.
Сертификационные испытания на соответствие требованиям.
Удостоверение качества и завершение сертификационных испытаний программных
продуктов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Нормативно-правовые документы и стандарты в области защиты информации и
информационной безопасности. Международные правовые и нормативные акты
обеспечения информационной безопасности процессов переработки информации.
Отечественное организационное, правовое и нормативное обеспечении и
регулирование в сфере информационной безопасности. Система менеджмента

8

2

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

0
2

2

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

0

Раздел 2. Основы сертификации

Тема 2.1. Сущность и
проведение сертификации.

Тема 2.2.Нормативно-правовые
документы и стандарты в
области защиты информации и
информационной безопасности

8

0
2

2

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

6

информационной безопасности. Сертификация систем обеспечения качества.
Экологическая сертификация. Сертификация информационно-коммуникационных
технологий и система ИНКОМ-ТЕХСЕРТ
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Раздел 3. Техническое документоведение
Содержание учебного материала
Тема 3.1.Основные виды
Основные виды технической и технологической документации. Виды технической
технической и технологической
и технологической документации. Стандарты оформления документов,
регламентов, протоколов по информационным системам.
документации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Содержание учебного материала
Перечень стандартов. ГОСТ 19.001-77 Единая система программной документации.
Общие положения.
ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов
ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки
ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов
ГОСТ 19.104-78 ЕСПД. Основные надписи
ГОСТ 19 105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам
ГОСТ 19.106-78 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным
печатным способом
ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и
оформлению
Тема 3.2. Единая система
ГОСТ 19.202-78 ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
программной документации.
ГОСТ 19.401-78 ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы
ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19 503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к
содержанию и оформлению
ГОСТ 19 504-79 ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19 505-79 ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и
оформлению
ГОСТ 19.506-79 ЕСПД. Описание языка. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.507-79 ЕСПД. Ведомость эксплуатационных документов

0
2
2
0
22

8

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 4.2

7

ГОСТ 19.508-79 ЕСПД. Руководство по техническому обслуживанию. Требования
к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.601-78 ЕСПД. Общие правила дублирования, учета и хранения
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа 1. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.104-78,
ГОСТ 19 105-78, ГОСТ 19.106-78
Практическая работа 2. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.201-78,
ГОСТ 19.202-78
Практическая работа 3. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.401-78,
ГОСТ 19.402-78, ГОСТ 19.404-79
Практическая работа 4. Составление документов в соответствии с ГОСТ 19.503-79,
ГОСТ 19.504-79, ГОСТ 19.505-79
Консультация
Промежуточная аттестация
Всего

14
4
4
4
3
0
0
45

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 09.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ,
СЕРТИФИКАЦИЯ
И
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии и стандартизации», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
−

Посадочные места по количеству обучающихся;

−

Рабочее место преподавателя;

− Необходимая для проведения практических
справочная литература (в т.ч. в электронном в виде).
−

Компьютер;

−

Мультимедийный проектор, экран;

−

Мультимедийные презентации.

занятий

методическая

и

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Печатные издания не предусмотрены в связи с наличием ЭБС.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / В.Е. Эрастов. - М.:
Форум, 2017. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-91134193-0
http://znanium.com/catalog/product/636241
2.
Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. пособие / Е.Б. Герасимова, Б.И.
Герасимов. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 224 с. — (Среднее
профессиональное образование).
http://znanium.com/catalog/product/922730
3.
Метрология, стандартизация, сертификация : учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке.
— М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 415 с. — (Среднее профессиональное
образование).
http://znanium.com/catalog/product/941918
4.
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб. пособие /
Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина ; под общ. ред. Т.В. Кузнецовой. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018.
http://znanium.com/catalog/product/942800

9

5.
Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р
6.30–2003. Возможности Microsoft Word : практич. пособие / И.В. Журавлева, М.В.
Журавлева. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро).
http://znanium.com/catalog/product/939895
6.
Подготовка и редактирование документов в МS WORD : учеб. пособие / Е.А.
Баринова, А.С. Березина, А.Н. Пылькин, Е.Н. Степуро. – М. : КУРС : ИНФРА-М, 2017. –
184 с.
http://znanium.com/catalog/product/851087

10

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 09. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
− Правовые основы метрологии,
стандартизации и сертификации.
− Основные понятия и определения
метрологии, стандартизации и
сертификации.
− Основные положения систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов.
− Показатели качества и методы их
оценки.
− Системы качества.
− Основные термины и определения в
области сертификации.
− Организационную структуру
сертификации.
− Системы и схемы сертификации.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
− Применять требования нормативных
актов к основным видам продукции
(услуг) и процессов.
− Применять документацию систем
качества.
− Применять основные правила и
документы системы сертификации
Российской Федерации.

Формы и методы
оценки
Примеры форм и
«Отлично» - теоретическое
методов контроля и
содержание курса освоено
оценки
полностью, без пробелов,
• Компьютерное
умения сформированы, все
тестирование на
предусмотренные программой
знание терминологии
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено по теме;
• Тестирование
высоко.
• Контрольная работа
«Хорошо» - теоретическое
• Защита реферата
содержание курса освоено
• Наблюдение за
полностью, без пробелов,
выполнением
некоторые умения
практического
сформированы недостаточно,
задания.
все предусмотренные
(деятельностью
программой учебные задания
студента)
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками. • Оценка выполнения
практического задания
«Удовлетворительно» теоретическое содержание курса (работы)
• Подготовка и
освоено частично, но пробелы
выступление с
не носят существенного
характера, необходимые умения докладом,
работы с освоенным материалом сообщением,
презентацией
в основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
Критерии оценки

11

12

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».