ОП 01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2022 г.

ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
профессиональных дисциплин и модулей
специальности 09.02.07 «Информационные
системы и программирование»
Председатель ПЦК
___________
Гюльмагомедов Т.Х.
подпись
ФИО
_____________________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________ Джалилова А.Л..
подпись

ФИО

_____ ______________ 2022 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе:
-

-

-

Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы
и программирование, утвержденного приказом Министерства образования и науки от
9 декабря 2016 г. № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный № 44936);
Примерная основная образовательная программа по специальности 09.02.07
«Информационные системы и программирование» разработанная Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального
образования по укрупненным группам профессий, специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника;
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год.

Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
«Колледж экономики и права»

учреждение РД

Разработчики:
Салманова Юлана Руслановна, преподаватель информационных дисциплин ГБПОУ РД
«КЭиП»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для
применения в учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
1.

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» принадлежит к
общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
ОК 1, ОК
2, ОК 5,
ОК 9,
ОК 10,
ПК 4.1,
4.4, ПК
6.4, 6.5,
ПК 7.2,
7.3, 7.5,
ПК 10.1

Умения

Знания

Управлять параметрами загрузки
операционной системы.

Основные понятия, функции, состав и
принципы работы операционных систем.

Выполнять конфигурирование
аппаратных устройств.

Архитектуры современных операционных
систем.

Управлять учетными записями,
настраивать параметры рабочей
среды пользователей.

Особенности построения и
функционирования семейств операционных
систем "Unix" и "Windows".

Управлять дисками и файловыми
системами, настраивать сетевые
параметры, управлять
разделением ресурсов в локальной
сети.

Принципы управления ресурсами в
операционной системе.
Основные задачи администрирования и
способы их выполнения в изучаемых
операционные системах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

84

в том числе:
теоретическое обучение

46

практические занятия

30

Самостоятельная работа

2

Консультации

2

Промежуточная аттестация

6

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем в
часах

1

2

3

Тема 1.
История,
назначение и
функции
операционных
систем

Тема 2.
Архитектура
операционной
системы

Содержание учебного материала

1. История, функции и виды операционных систем.

4

2. Назначение операционных систем

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1

В том числе практических занятий и лабораторных работ

•

Использование сервисных программ поддержки интерфейсов.
Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели
управления. Работа со встроенными приложениями.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

1. Структура операционных систем.
2. Виды ядра операционных систем

10

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1

3. Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
• Управление памятью.
• Управление процессами с помощью команд операционной системы для
работы с процессами
Самостоятельная работа обучающихся
• систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы, Интернет-ресурсов;
Тема 3. Общие
сведения о
процессах и
потоках

8

1

Содержание учебного материала

1. Модель процесса. Создание процесса.
2. Завершение процесса. Иерархия процесса.
3. Состояние процесса. Реализация процесса

6

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1

Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
В том числе практических занятий и лабораторных работ
• Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом
занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время,
необходимое для их копирования.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.
Взаимодействие
и планирование
процессов

Тема 5.
Управление
памятью

• выполнение упражнений из учебника;
Содержание учебного материала

1. Взаимодействие и планирование процессов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
• Работа с программой «Файл-менеджер Проводник».
• Работа с файловыми системами и дисками.
• Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа
к операционной системе.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

4

1
6

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2,
7.3, 7.5, ПК 10.1

4

6

1. Абстракция памяти
2. Виртуальная память

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1

3. Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти
В том числе практических занятий и лабораторных работ
• Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического
обновления системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми
ресурсами.
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы
с файлами и каталогами. Работа с дисками.

Тема 6.
Файловая
система и ввод и

6

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

1. Файловая система
2. Ввод информации

8

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1

вывод
информации

Тема 7. Работа в
операционных
системах и
средах

3. Вывод информации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы
с файлами и каталогами. Работа с дисками.
• Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной
системе. Резервное хранение, командные файлы.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

1. Управление безопасностью
2.

2

8

Планирование и установка операционной системы.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
• Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с
операционной оболочкой.

•

Изучение эмуляторов операционных систем. Установка
операционной системы.

4

Самостоятельная работа обучающихся
Консультация
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего:

2
6
84

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория "Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем"
оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины
оборудованием, приведенным в п 6.1.2.1 примерной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Рудаков, А. В. Операционные системы и среды : учебник / Рудаков А.В. — Москва
: КУРС: ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-906923-85-1. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/946815 (дата обращения: 06.10.2020). – Режим
доступа: по подписке.
2. Батаев А.В., Налютина Н.Ю., Синицына С.В. Операционные системы и среды. –
М.: ОИЦ «Академия», 2014
3. Гостев, И. М. Операционные системы : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. М. Гостев. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-04951-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
-

Основные понятия,
функции, состав и
принципы работы
операционных систем.

-

Архитектуры современных
операционных систем.

-

Особенности построения и
функционирования
семейств операционных
систем "Unix" и "Windows".

-

Принципы управления
ресурсами в операционной
системе.

-

Основные задачи
администрирования и
способы их выполнения в
изучаемых операционные
системах.

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
-

Управлять параметрами
загрузки операционной
системы.

-

Выполнять
конфигурирование
аппаратных устройств.

-

Управлять учетными
записями, настраивать
параметры рабочей среды
пользователей.

-

Управлять дисками и
файловыми системами,
настраивать сетевые
параметры, управлять
разделением ресурсов в
локальной сети.

Критерии оценки

«Отлично»
теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
умения
сформированы,
все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо»
теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые
умения
сформированы
недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы
не
носят
существенного
характера, необходимые умения
работы с освоенным материалом
в основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.

Формы и методы
оценки
Примеры форм и
методов контроля и
оценки
•
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование….
•
Контрольная
работа ….
•
Самостоятельная
работа.
•
Защита
реферата….
•
Семинар
•
Защита курсовой
работы (проекта)
•
Выполнение
проекта;
•
Наблюдение за
выполнением
практического задания.
(деятельностью
студента)
•
Оценка
выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с докладом,
сообщением,
презентацией…
•
Решение
ситуационной задачи….


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».