ОП 07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
е
код и наименование дисциплины по ФГОС
Входящий в состав УГС
09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» »
код и наименование укрупненной группы специальностей

Квалификация выпускника: администратор баз данных

Дербент 2021 г.

ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)» и
09.02.07 «Информационные системы и
программирование»
Председатель ПЦК
___________
Алахвердиев Т.Д.
подпись
ФИО
_____________________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________ Джалилова А.Л..
подпись

ФИО

_____ ______________ 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
-

-

-

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования
по
специальности
09.02.07
Информационные
системы
и
программирование, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9
декабря 2016 г. № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный № 44936);
Примерной основной образовательной программы (регистрационный номер в
государственном реестре примерных основных образовательных программ: 09.02.07170511, дата регистрации в реестре: 11.05.2017 г.);
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021учебный год.

Организация – разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
«Колледж экономики и права»

учреждение РД

Разработчики:
Алахвердиев Тельман Даирович, преподаватель правовых и экономических дисциплин
ГБПОУ РД «КЭиП»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для
применения в учебном процессе.
Заключение Методического Совета № от « »

2020 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«Экономика
отрасли»
принадлежит
к
общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
ПК 11.1
ОК 1, ОК
2, ОК 4,
ОК 5, ОК
9, ОК 10,
ОК 11,

Умения
Находить и использовать
необходимую
экономическую
информацию.
Рассчитывать по
принятой методологии
основные техникоэкономические
показатели деятельности
организации.

Знания
Общие положения экономической теории.
Организацию производственного и технологического
процессов.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в современных условиях.
Материально-технические, трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и организации, показатели их
эффективного использования.
Методику разработки бизнес-плана.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы
в том числе:

94

теоретическое обучение

66

практические занятия

14

Самостоятельная работа

6

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

1
Тема 1. Общие
основы
функционирования
субъектов
хозяйствования

2
Содержание учебного материала
Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли.
Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация
предприятий. Производственная структура предприятия. Производственный процесс
и принципы его организации. Внутренняя и внешняя среда организации.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад Развитие предпринимательства в РФ (регионах), его сферы и формы.
Содержание учебного материала
Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация
элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала
Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала
(основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала
в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные
средства: состав и структура.
Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный
состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его
использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности
труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда.
Тематика практических занятий и лабораторных работ

3

Тема 2.
Материальнотехническая база
хозяйствующего
субъекта.

1. Определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли
2. Расчет амортизации основного капитала,
3. Определение показателей эффективности использования основного капитала;
-определение показателей эффективности использования оборотного капитала;
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике
России

22

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ОК 10, ОК 11,
ПК 11.1

2
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ОК 10, ОК 11,
ПК 11.1
22

6
2
2
2
2
5

Тема 3. Результаты
коммерческой
деятельности

Содержание учебного материала
Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по
признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет
косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта
хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие
качества
продукции.
Сертификация
продукции.
Понятие
конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы
измерения продукции.
Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат –
балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в
современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности работы
субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение
хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
1 Планирование численности рабочих. Расчет экономии труда от воздействия
факторов роста производительности труда
2 Расчет зарплаты различных категорий работников
3. Расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы
доходов.калькуляция себестоимости единицы продукции
4. Расчет прибыли и рентабельности
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Ценовая политика предприятия, ее цели, задачи и механизм разработки. .
Качество продукции и конкурентоспособность предприятия.
Содержание учебного материала
Показатели технического развития и организации производства. Показатели
экономической эффективности капитальных вложений в новую технику:
приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.

Тема 4.
Планирование и
развитие
деятельности
хозяйствующего
субъекта
Консультации
Промежуточная аттестация - экзамен.
Всего:

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ОК 10, ОК 11,
ПК 11.1

18

8
2
2
2
2

2
4

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК
5, ОК 9, ОК 10, ОК 11,
ПК 11.1

2
6
94
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет«Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
− Рабочие места обучающихся;
− Рабочее место преподавателя;
− Необходимая для проведения практических занятий методическая и
справочная
− литература (в т.ч. в электронном в виде).
− Компьютер;
− Мультимедийный проектор, экран;
− Мультимедийные презентации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и
специальностей социально-экономического профиля. Практикум -М.: ОИЦ
«Академия», 2016.
2. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов,
В.А. Кузьменко. — Москва :КноРус, 2016. — 407 с.. СПО. ISBN 978-5-406-050262.Номер в ЭБС:918920
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Интернет, электронные ресурсы:
1. 1.«Единый образовательный портал», www.edu.ru,economicus.ru
2. hhtp :wikipedia.ru
3. hhtp :referat.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Котерова Н.П. Экономика организации, «Академия» - 2016-288с.
2. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -461с.- ISBN 5-238-00473-7

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
− Общие положения
экономической теории.
− Организацию
производственного и
технологического процессов.
− Механизмы ценообразования
на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в
современных условиях.
− Материально-технические,
трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и
организации, показатели их
эффективного использования.
− Методику разработки бизнесплана.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
− Находить и использовать
необходимую экономическую
информацию.
− Рассчитывать по принятой
методологии основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации.

Формы и методы
оценки

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.

Примеры форм и
методов контроля и
оценки
• Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•

Тестирование….

•

Контрольная работа

• Самостоятельная
работа.
•

Защита реферата….

•

Семинар

• Защита курсовой
работы (проекта)
• Выполнение
проекта;

• Наблюдение за
выполнением
практического задания.
«Удовлетворительно»
- (деятельностью
теоретическое
содержание студента)
курса освоено частично, но • Оценка выполнения
пробелы
не
носят практического
существенного
характера, задания(работы)
необходимые умения работы с • Подготовка и
освоенным
материалом
в выступление с
основном
сформированы, докладом, сообщением,
большинство предусмотренных презентацией…
программой обучения учебных • Решение
заданий выполнено, некоторые ситуационной задачи….
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
умения
не
сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.

8


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».