МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД «КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» код и наименование дисциплины по ФГОС 09.02.07 «Информационные системы и программирование» е код и наименование дисциплины по ФГОС Входящий в состав УГС 09.00.00 «Информационная и вычислительная техника» » код и наименование укрупненной группы специальностей Квалификация выпускника: администратор баз данных Дербент 2020 г. ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Председатель ПЦК ___________ Алахвердиев Т.Д. подпись ФИО _____________________ 2020 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе ____________ Джалилова А.Л.. подпись ФИО _____ ______________ 2020 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: - - - Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 г. № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный № 44936); Примерной основной образовательной программы (регистрационный номер в государственном реестре примерных основных образовательных программ: 09.02.07170511, дата регистрации в реестре: 11.05.2017 г.); Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021учебный год. Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное «Колледж экономики и права» учреждение РД Разработчики: Алахвердиев Тельман Даирович, преподаватель правовых и экономических дисциплин ГБПОУ РД «КЭиП» Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики и права» для применения в учебном процессе. Заключение Методического Совета № от « » 2020 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Экономика отрасли» принадлежит к общепрофессиональному циклу. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ПК 11.1 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, Умения Находить и использовать необходимую экономическую информацию. Рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели деятельности организации. Знания Общие положения экономической теории. Организацию производственного и технологического процессов. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования. Методику разработки бизнес-плана. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы в том числе: 94 теоретическое обучение 66 практические занятия 14 Самостоятельная работа 6 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 Тема 1. Общие основы функционирования субъектов хозяйствования 2 Содержание учебного материала Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли. Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий. Производственная структура предприятия. Производственный процесс и принципы его организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Тематика практических занятий и лабораторных работ Самостоятельная работа обучающихся Доклад Развитие предпринимательства в РФ (регионах), его сферы и формы. Содержание учебного материала Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала (основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные средства: состав и структура. Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда. Тематика практических занятий и лабораторных работ 3 Тема 2. Материальнотехническая база хозяйствующего субъекта. 1. Определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли 2. Расчет амортизации основного капитала, 3. Определение показателей эффективности использования основного капитала; -определение показателей эффективности использования оборотного капитала; Самостоятельная работа обучающихся Доклад: Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике России 22 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК 11.1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК 11.1 22 6 2 2 2 2 5 Тема 3. Результаты коммерческой деятельности Содержание учебного материала Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия. Понятие качества продукции. Сертификация продукции. Понятие конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции. Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат – балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1 Планирование численности рабочих. Расчет экономии труда от воздействия факторов роста производительности труда 2 Расчет зарплаты различных категорий работников 3. Расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы доходов.калькуляция себестоимости единицы продукции 4. Расчет прибыли и рентабельности Самостоятельная работа обучающихся Доклад: Ценовая политика предприятия, ее цели, задачи и механизм разработки. . Качество продукции и конкурентоспособность предприятия. Содержание учебного материала Показатели технического развития и организации производства. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. Тема 4. Планирование и развитие деятельности хозяйствующего субъекта Консультации Промежуточная аттестация - экзамен. Всего: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК 11.1 18 8 2 2 2 2 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК 11.1 2 6 94 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет«Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: − Рабочие места обучающихся; − Рабочее место преподавателя; − Необходимая для проведения практических занятий методическая и справочная − литература (в т.ч. в электронном в виде). − Компьютер; − Мультимедийный проектор, экран; − Мультимедийные презентации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и специальностей социально-экономического профиля. Практикум -М.: ОИЦ «Академия», 2016. 2. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — Москва :КноРус, 2016. — 407 с.. СПО. ISBN 978-5-406-050262.Номер в ЭБС:918920 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) Интернет, электронные ресурсы: 1. 1.«Единый образовательный портал», www.edu.ru,economicus.ru 2. hhtp :wikipedia.ru 3. hhtp :referat.ru 3.2.3. Дополнительные источники 1. Котерова Н.П. Экономика организации, «Академия» - 2016-288с. 2. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -461с.- ISBN 5-238-00473-7 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: − Общие положения экономической теории. − Организацию производственного и технологического процессов. − Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях. − Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования. − Методику разработки бизнесплана. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: − Находить и использовать необходимую экономическую информацию. − Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации. Формы и методы оценки Критерии оценки «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Примеры форм и методов контроля и оценки • Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; • Тестирование…. • Контрольная работа • Самостоятельная работа. • Защита реферата…. • Семинар • Защита курсовой работы (проекта) • Выполнение проекта; • Наблюдение за выполнением практического задания. «Удовлетворительно» - (деятельностью теоретическое содержание студента) курса освоено частично, но • Оценка выполнения пробелы не носят практического существенного характера, задания(работы) необходимые умения работы с • Подготовка и освоенным материалом в выступление с основном сформированы, докладом, сообщением, большинство предусмотренных презентацией… программой обучения учебных • Решение заданий выполнено, некоторые ситуационной задачи…. из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. 8