ОУД. 02 Литература

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА__

код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности
программирование»
Входящий в состав УГС
программирование»

09.02.07«Информационные системы и

09.02.07«Информационные системы и

код и наименование укрупненной группы специальностей
Квалификация выпускника:

Дербент 2020

ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательного цикла
специальности 38.02.01. « Экономика и
бухгалтерский учет(по отраслям) »
Председатель П(Ц)К
___________ Шахбанова К.А.
Подпись
ФИО
«______» ____________ 2020г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________Джалилова А.Л.
подпись
«______» ____________ 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";
- Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования.(Одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020
учебный год по специальности 09.02.07«Информационные системы и
программирование»

Организация-разработчик:
профессиональное образовательное
«Колледж экономики и права»

Государственное
бюджетное
учреждение Республики Дагестан

Разработчик: Курабекова З.К.., преподаватель русского языка и
литературы ГБПОУ «Колледж экономики и права».
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Колледж экономики
и права» для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета № ____ от «___» ______________ 2020г.

© Курабекова Зарият Камиловна, 2020
©ГБПОУ РД «Колледж экономики и права»,2020

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

32

34

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его
миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен
культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к
нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература
формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение
и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих
золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда
актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.
Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная
самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, формирование
умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны
только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.
Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,
включающей способность наслаждаться произведениями словесного
искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и
теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным
особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет
свои особенности в зависимости от профиля профессионального
образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО
технического, естественно-научного и социально-экономического профилей
профессионального образования литература изучается на базовом уровне
ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО
гуманитарного профиля профессионального образования она изучается более
углубленно. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение
отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения студентами,
объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
Особенность углубленного изучения литературы заключается в
проведении более глубокого анализа предложенных для освоения
произведений, формировании представления о литературной эпохе,
творчестве писателя, расширении тематики сочинений, увеличении
различных форм и видов творческой деятельности. В содержании учебной
дисциплины дополнительный материал для углубленного изучения выделен
курсивом.
4

Изучение
учебного
материала
по
литературе
предполагает
дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей.
Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в
освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически
полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в
овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и
письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне
ознакомления
осваиваются
такие
элементы
содержания,
как
фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой
культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека,
включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических
занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров,
заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их
проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от
уровня подготовленности обучающихся.
Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения,
обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления,
развивают общие креативные способности, способствуют формированию у
обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений,
активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития
литературы в России с обзором соответствующего периода развития
зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с
творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период,
включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения,
которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть
обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю
возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на
занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития
литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания
обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового
материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы
— изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно
актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и
творческими
заданиями,
связанными
с
анализом
литературных
произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов
в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

5

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур,а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернетресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
6

собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

7

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям)
СПО 09.02.07«Информационные системы и программирование» (базовой подготовки),
укрупненной
группы
специальностей
09.02.07«Информационные
системы
и
программирование». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
1, ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 5, ОК 06. ОК 07. ОК 08.ОК 9, ОК 10 ОК 11.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы
специалистов среднего звена:
учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

подготовки

Учебная
дисциплина «Литература» является общеобразовательным
учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и
литература» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина
«Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Литература»
входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования,
для
профессий
СПО
или
специальностей
СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 1

Распознавать задачу и/или
анализировать
Выбирать
способы проблему;
задачу
и/или
проблему и
решения
задач
выделять
её
составные
части;
профессиональной
определять этапы решения
деятельности,
применительно
к задачи; выявлять и эффективно
искать
информацию,
различным
необходимую
для
решения
контекстам
задачи и/или проблемы;

Актуальный профессиональный
и
социальный
контекст,
основные
источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и социальном
контексте;
особенности
денежного обращения (формы
расчетов), понятие и сущность
особенности
составить план действия и финансов,
и
реализовывать его; определить взаимодействия
функционирования
необходимые ресурсы.
хозяйствующих
субъектов,
финансовые
ресурсы
хозяйствующих субъектов –
структура и состав.

ОК 2

Определять задачи для поиска Номенклатура информационных
8

Осуществлять поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять
наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска.

источников
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации.

Определять
актуальность
Планировать
и нормативно-правовой
документации
в
реализовывать
профессиональной
собственное
применять
профессиональное и деятельности;
современную
научную
личностное развитие.
профессиональную
терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального развития и
самообразования.

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории профессионального
развития и самообразования.

ОК 3

ОК 4

Организовывать
работу Значимость
коллективных
коллектива
и
команды;
решений,
работать
в группе для
Работать в коллективе
с решения ситуационных заданий.
и
команде, взаимодействовать
коллегами,
руководством,
эффективно
в
ходе
взаимодействовать с клиентами
профессиональной
коллегами,
деятельности.
руководством,
клиентами.
ОК 5
Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
с
учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста.
ОК 6

ОК 7

Грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном
языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе.

Особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей;
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;

патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности
перед Родиной; − готовность к
служению Отечеству, его защите
толерантное
сознание
и
поведение в поликультурном
мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми,
достигать
в
нем
9

взаимопонимания,
находить
общие цели и сотрудничать для
их
достижения
−
умение
оказывать первую помощь
ОК 8

Использовать
средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого
уровня
физической подготовленности;

− умение использовать средства
информационных
и
коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, норм
информационной безопасности

ОК 9

Применять
средства
информационных технологий
для
решения
задач;
в профессиональных
использовать
современное
программное обеспечение.

Современные
средства
и
устройства
информатизации;
порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.

Использовать
информационные
технологии
профессиональной
деятельности
ОК 10

Пользоваться
профессиональной
Пользоваться
документацией
профессиональной
документацией
на государственном
иностранном языках.
государственном
и
иностранных языках.
ОК 11

Нормативно-правовые
акты
международные и РФ в области
на денежного
обращения
и
и финансов.

Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере.

способность использовать
межпредметные
понятия
и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные)
в
познавательной,
спортивной,
физкультурной, оздоровительной
и социальной практике;
−
готовность
учебного
сотрудничества
с
преподавателями и сверстниками
с использованием специальных
средств и методов двигательной
активности

Содержание программы учебной дисциплины « Литература» направлено на
достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире;

10

•формирование
гуманистического
мировоззрения,
национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов,
художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование общего представления об историколитературном процессе;
•
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Программа учебной дисциплины «Литература» является основой для
разработки
рабочих
программ,
в
которых
профессиональные
образовательные организации, реализующие образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, уточняют содержание учебного материала,
последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды
самостоятельных работ, тематику творческих заданий (рефератов, докладов,
индивидуальных проектов и т. п.),учитывая специфику программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена,
осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования — программы подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих;
программы
подготовки
специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать
произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
культурой;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и
формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и
владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания;
11

- участвовать в диалоге;
- понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы.
знать:
- характерные особенности эпохи, важнейшие периоды направления
литературы;
- проблематику и пафос, сюжет и композицию, систему образов, язык и
стиль художественных произведений;
- существенные особенности литературных направлений;
- роды и жанры литературы;
- сведения о жизни и творчестве писателей, изучаемых в техникуме
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 115 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины «Литература» и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная
аудиторная
учебная
115
нагрузка (всего)
Теоретические занятия
95
практические занятия
20
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачета 2

12

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

1

2

Введение.
РАЗДЕЛ 1.
Особенности развития
русской литературы во
второй половине XIX века.
Журнал «Современник»

Тема 1.1
А.Н.Островский

Объем часов

3

Эстетическое и нравственное – философское достижение русской литературы,
ее общественное значение. Общее понятие об историко-литературном
процессе. Значение русской прогрессивной литературы для развития культуры
народов России. Россия в первой половине
ХIХ в. Классицизм,
сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе
первой половине ХIХ в. Национальное самоопределение русской литературы.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт
либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного
права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического
направления в русской живописи второй половины XIX века.

Очерк жизни и творчества. Тема «горячего сердца» и «темного царства» в
пьесах драматурга. «Гроза». Незаурядность
характера
Катерины.
Трагическая острота ее конфликта с «темным царством». «Темного царства»
смысл названия пьесы.

4
ОК 1,
ОК 02., ОК
03.,, ОК 5,
ОК 06. ОК
07. ОК 9, ОК
10 ОК 11.

Содержание учебного материала
1

Уровень
освоения

ОК 03.,
ОК 04., ОК
5, ОК 06. ОК
07. ОК 08..

4

Проблемы человеческого достоинства и власти денег в «Бесприданницы».
Пьесы Островского оценка русской критики. Пьеса Островского на
современной сцене и кино.
Практические занятия:
2

Контрольные работы
Содержание учебного материала
1 Жизненный путь и творческая биография».

-

ОК 1,
ОК 02., ОК

Тема 1.2. И.А. Гончаров

Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах.
Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба
незаурядного человека в романе.
Практические занятия:

2

2

03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07.

Контрольные работы
Тема 1.3. И.С.Тургенев

Содержание учебного материала
Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». Смысл названия
романа. Базаров в системе действующих лиц. Черты личности нового 2
поколения: демократизм, отношение к труду как основе человеческого
бытия. Проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности и
вечных человеческих ценностей.
2. Значение творчества Тургенева в русской и мировой литературе.
Практические занятия:Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Базаров 2
в системе действующих лиц. Проблемы поколений, самовоспитания,
жизненной активности и вечных человеческих ценностей
1.

., ОК 5,
ОК 06. ОК
07.ОК 08.ОК
9, ОК 10 ОК
11.

Контрольные работы
Содержание учебного материала
Тема 1.4.
Н.Г.Чернышевский

Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и
идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы
«новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного
человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру.
Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа.
Практические занятия:
1

2

ОК 5,
ОК 06. ОК
07.ОК 08.ОК
9, ОК 10 ОК
11.

Контрольные работы
Содержание учебного материала
1
Тема 1.5. Н.С. Лесков.

Очерк жизни творчества. «Левша». Характер и трагическая судьба
талантливого и русского человека. «Тупейный художник». Тема гибели

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
14

народных талантов на Руси. О зверской растоптанной любви, о
погубленной жизни. Повесть «Очарованный странник. Особенности
сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути
личности. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской
повествовательной манеры.
Практические занятия:

2

ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

4

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

Контрольные работы
Содержание учебного материала
Очерк жизни и творчества. «История одного города» (обзор)
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности
народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.
Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы
Огранчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала
«Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы
сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск,
алогизм. Своеобразие сказок С-Щедрина, их обобщающий смысл.
«Премудрый пескарь»
Практические занятия:
1
Тема 1.6. . М.Е СалтыковЩедрин.

Контрольные работы
Содержание учебного материала
Тема 1.7. Ф.М.Достоевский

1

Очерк жизни и творчества писателя.
«Преступление и наказание». Пронзительная, правда «изображения»
«маленького человека», сложность социально-психологического
конфликта в романе. Смысл истории Родиона Раскольникова и крушение
его идей. Соня Мармеладова. «Двойники»Раскольникова. Их роль в
романе и в жизни. Проблема противоречий в мировоззрении и творчестве
писателя.

4

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
15

Практическое занятие: Образ Родиона Раскольникова. Проблема
противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.
Контрольные работы

2
1

Содержание учебного материала
Жизненный и творческий путь.
Понятие об эстетических жанрах. Понятие о романе-эпопее.
«Война и мир» - роман-эпопея. Изображение судеб отдельных людей в
тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Истинная
любовь и духовная красота в понимании писателя. Обличие
бездуховности, лжепатриотизма, нравственной бюрократической
верхушки и светского общества. Место женщины в семье и в обществе в
понимании Л.Н.Толстого. «Мысль народная» в романе. Кутузов и
Наполеон. Правдивое изображение войны и основных его героев.
Психологизм романа. Мировое значение Л.Н.Толстого.
Практическое занятие: «Война и мир» - роман-эпопея. Изображение судеб
отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями.
Истинная любовь и духовная красота в понимании писателя.
Контрольные работы
1
Тема 1.8. Л.Н.Толстой

4

ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.
ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

Содержание учебного материала
Тема 1.9 А.П.Чехов.

1

Очерк жизни и творчества.Рассказы Чехова. Чехов- враг пошлости,
фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали.
Гуманизм чеховских рассказов. Мечта о красоте человеческих чувств и
отношений. Рассказы: «Ионыч», «Палата №6», «Дом с мезонином» .
Темы, сюжеты и проблематика чеховсикх рассказов. Традиция русской
классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее
отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни.
Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение
красоты человеческих чувств и отношений. Творческого труда как
основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм

4

ОК 1,
ОК 02., ОК
16

прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования,
чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Практическое занятие:

03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

Контрольные работы
РАЗДЕЛ 2. Поэзия второй
половины XIX века.

Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба
направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое,
жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX
века.
Содержание учебного материала
Очерк жизни и творчества. Лирика «Я не люблю иронии твоей….»,
«Рыцарь на час», «Умру я скоро…» «Элегия» «Поэт и гражданин»
Традиции русской поэзии и новаторства, гражданственность и
народность, о назначении поэта и поэзии.
Практические занятия: Традиции русской поэзии и новаторства,
гражданственность и народность, о назначении поэта и поэзии
Контрольные работы
Содержание учебного материала
1.

Тема 2.1. Н.А.Некрасов

Лирика. «Осенний вечер», «Умом Россию не понять», «Не то, что мните
вы, природа…», «Поэт-философ». Тема одушевленности природы.
Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Поэзии
Тютчева и литературной традиции. Философский характер и
символический подтекст.
Практические занятия:
Контрольные работы
Содержание учебного материала
1. Лирика. Изображение мимолетных изменяющихся состояний
человеческой души и природы в стихах: «Я пришел с приветом» «Шепот,
робкое дыхание», «Радость это утро, радость это…», «Осень»,
«Ласточки», «Деревня». Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и

ОК 04., ОК
5, ОК 06. ОК
07.
ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

2

ОК 04., ОК
5, ОК 06. ОК
07.
ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

1.
Тема 2.2. Ф.Т.Тютчев

Тема 2.3. А.А.Фет.

2

-

2

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
17

теория «чистого искусства

08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

Практическое занятие:

Тема 2.4. А.К.Толстой

Контрольные работы
Содержание учебного материала
1.
Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и
художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость
наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.
Практические занятия:

2

Контрольная работа

РАЗДЕЛ 3.
Литература XX века.
Особенности развития
литературы и других видов
искусства в начале XX века.

Тема 3.1. Русская
литература на рубеже веков.
И.А.Бунин

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и
эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской
мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном
процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В.
Г. Короленко, А. П.Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.
Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис
реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый
Сатирикон»).
Содержание учебного материала
Краткий очерк Жизни и творчества Лирика. «Листопад». Тонкость
передачи чувств и настроений лирического героя. Проза. «Антоновские
яблоки». Развитие традиций русской классической литературы в прозе
Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские
яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в
рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и память о прошлом).
Практическое занятие
1.

2

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

18

Тема 3.2. А.И.Куприн.

Тема 3.3. Поэзия
«Серебряного века»
Литературные направления

Тема 3.4. А.М.Горький

Контрольная работа
Содержание учебного материала
1. . Краткий очерк жизни и творчества. «Олеся». Люди цивилизации и люди
природы. «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
1. Литературные направления – символизм, акмеизм, футуризм в творчестве
В.Брюсова, «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»;
К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность»,
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»; А.Белый «Раздумье»,
«Русь», «Родине»;Н.Гумилева «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».И.Северянин «Интродукция», «Эпилог»
(«Я,гений…» Игорь-Северянин), «Двусмысленная слава»; В.Хлебников
«Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
.Новокрестьянская поэзия. Н.Клюев «Осинушка», «Я люблю цыганские
кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…»
Практическое занятие
Контрольная работа:
Содержание учебного материала
1. Биография и творческий путь. Раннее творчество. «Старуха Изергиль» поэтическая условность, символика образа. «Мать»(обзорно), «Сказки об
Италии».«Три рассказа о матери, о любви и сердце матери, о долге перед
родиной и людьми». «На дне»-философская проблематика пьесы.
Системы образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной
разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три
правды в пьесе и их драматические столкновения: правда факта (Бубнов),
правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).
Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч,
литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность
языка. Сотрудничество писателя с Художественным театром.Отношение

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.

2

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

4

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

19

М.Горького к Октябрьской революции.Творчество после революции.
Практическое занятие:.

Тема 3.5. А.А.Блок.

РАЗДЕЛ 4.
Особенности развития
литературы 1920-х годов

Контрольная работа
Содержание учебного материала
1. . Краткий очерк жизни и творчества. Лирика. Тема России, любви,
природы в стихах Блока. Эволюция творческого пути. «Россия»,
«Выхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «О, весна, без конца и без
краю», «О доблестях, о подвигах, о славе».
Практическое занятие: Творческий путь после революции. Поэма
«Двенадцать». «Старый» и «новый» мир в восприятии поэта.
Контрольная работа

ОК 06. ОК
07. ОК
08.ОК 9,

2

2

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс
1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал»,
конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика
партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в
творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М.
Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич,
В.Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Эксперименты со
словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников,
А.Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы
(«Серапионовы братья», «Кузница» и др.).
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в
освещении темы революции и Гражданской войны.
Содержание учебного материала
Краткий очерк жизни и творчества. Лирика: «Послушайте», «Вам»,
«Нате», «Облако в штанах» (фрагменты). Красота и сила чувств в стихах
о любви. Социально-политическая лирика. «Товарищу Нетте –пароходу и
человеку», «Рассказ Ивана Козырева о вселении в новую квартиру
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07.

1.
Тема 4.1.
В.В.Маяковский

2

ОК 1, ОК 02
ОК 03., ОК
04.,ОК 5, ОК
06.ОК 08.ОК
9, ОК 10 ОК
11.

20

Тема 4.2. С.А.Есенин

Содержание учебного материала
1. Краткий очерк жизни и творчества. Чувство любви к родине, природа
родного края в лирике Есенина. Предельная искренность и глубокий
лиризм.
Практическое занятие: Народно-песенная основа «Не бродить, не мять в
кустах багряных», «Письмо матери», «Русь советская», «Персидские мотивы». 2
Непрочность мятежного счастья вдали от родного края. Тоска разлуки, порыв,
грусть. «Письмо к женщине». Мотив грусти, сожаления об утраченной
молодости, растраченных силах.
Контрольная работа

Тема 4.3. А.А.Фадеев

РАЗДЕЛ 5.
Особенности развития
литературы 1930начала1940-х годов

Содержание учебного материала
1 Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая
направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и
революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина
изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг
романа.
Практическое занятие
Контрольная работа
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в
середине1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд
советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый
художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева,
М.Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э.
Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.
Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
Содержание учебного материала

2

ОК 5, ОК
06. ОК 07.
ОК 08.ОК 9,
ОК 10 ОК
11.

ОК 03., ОК
04., ОК 5,
ОК 06. ОК
07. ОК 9, ОК
10 ОК 11.

ОК
21

1,

1
Тема 5.1. М.И.Цветаева

Трагическая судьба поэтессы. Любовь к жизни и сознание
катастрофичности бытия. Философская глубина восприятия мира в лирике
Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве»,
«Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина…»

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и
вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие
поэтического стиля..
Практическое занятие: Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта
и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
Контрольная работа

ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

2

Содержание учебного материала
Тема 6.2. О.Э.Мандельштам

Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и
художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама.
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в
искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама
2 Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»),
«За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как
бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…».
Практическое занятии
1

2

Контрольная работа
Содержание учебного материала
1
Тема 5.3. А.Платонов

Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем.
Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности
человека. Принципы создания характеров. Социально-философское
содержание творчества А. Платонова .Своеобразие художественных

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

-

2

ОК 03., ОК
04., ОК 5,
ОК 06. ОК
07.ОК 08.ОК
9, ОК 10 .
22

Тема 5.4. И.Э.Бабель

Тема 5.5. М.А.Булгаков

Тема 5.6 .А.Н.Толстой

средств (переплетение реального и фантастического в характерах героевправдоискателей, метафоричность образов, язык произведений
Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Рассказ «В
прекрасном и яростном мире».
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
1 Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики
прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге
рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического,
прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
Краткий очерк жизни и творчества Собачье сердце». Сатира на примитив,
невежество, умственную ограниченность теоретиков и практиков
казарменного рая. Соединение фантастики с острым бытовым гротеском.
2 Роман «Мастер и Маргарита» История создания и публикации романа.
Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая
широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и
фантастики. Москва и Ерша лайм. Образы Волонда и его свиты.
Практическое занятие

ОК 1, ОК
02., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

1

2

Контрольная работа
Содержание учебного материала
1 Краткий очерк жизни и творчества. «Гадюка». Неистовая ярость
гражданской войн, сформировавшаяся жестокие характеры героев.

2

Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

-

23

1

Тема 5.7. М.А.Шолохов.

2

3

РАЗДЕЛ 6
Особенности развития
литературы периодв
Великой Отечественной
войны и первых
послевоенных лет

Очерк жизни творчества. «Донские рассказы», «Тихий Дон»(обзор).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность
авторской позиции.
Система образов в романе. Изображение гражданской войны как
трагедию народа. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.
Глубина постижения исторических процессов в роман. Изображение
гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения
семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь
поиска правд жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война
и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.
Женские образы. Функции пейзажа в романе. Смысл финала.
Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова «Поднятая
целина» (обзор). Переломные годы жизни крестьянства в период
коллективизации. Острота социального конфликта.

Практическое занятие: «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
Гуманистический пафос произведения. «Они сражались за Родину».
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки
и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. СоловьевСедой,В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической
эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц,
К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер,
Ю.Друнина, М. Джалиль и др.).
Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой).
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы
Л.Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди»
К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия,
добраи зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и
разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека,
В.Ажаева и др.
Содержание учебного материала

4

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

4

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

ОК
24

1,

Тема 6.1. А.А.Ахматова

Тема 6.2.
Б.Пастернак

РАЗДЕЛ 7.
Особенности развития
литературы 1950—1980-х
годов

Краткий очерк жизни и творчества.
Из ранних произведений: «Вечером», «Рыбак», «Сегодня мне письма не
принесли…» Тема любви.
Из произведений более позднего времени: «Не с теми я, кто бросил
земля…», «Иван», «Родная земля», «Клятва». «Мужество». Усиление
гражданских, патриотических мотивов и философских раздумий.
2 Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней
личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме.
Победа исторической памяти над забвением как основной пафос
«Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа,
посвящения и эпилога.
Практическое занятие: Поэма «Реквием». История создания и публикации.
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя.
Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над
забвением как основной пафос «Реквием». Особенности жанра и композиции
поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Контрольная работа
Содержание учебного материала
1 Жизнь и творчество. Стихотворение «Февраль. Достать чернить и
плакать». Поэтическая эволюция Пастернака.
Практическое занятие:
Контрольная работа
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.
Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис
нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели».
Журналы«Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник».
Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной
тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

1

2

-

2

К 04., ОК 5,
ОК 06. ОК
07.
ОК
08.ОК 9,

Творчество писателейпрозаиков в 1950—1980-е
годы
Содержание учебного материала

ОК
25

1,

Тема 7.1.
В.М.Шукшин.

1

Краткий очерк жизни творчества.

Проблемы реальной действительности, вопросы этические, социальноисторические, философские в рассказах Шукшина :«Обида», «Два
письма», «Горе», «Занятые», «Как помирал старик», «Чудик»,
«Микроскоп».
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
2

4

-

Тема 7.2.
В.Г.Распутин.

Тема 7.3.
Творчество поэтов
в 1950—1980-е годы

Краткий очерк жизни и творчества
Рассказы и повести:«Живи и помни». Драматизм жизни. Сложная
ситуация, проблемы совести и чести. «Последний срок». Богатство
жизни,горечь расставания, смерть-продолжение жизни.
Практическое занятие:.
Контрольная работа
Содержание учебного материала
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка,
формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков.
Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные
объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов.
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя.
Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские
традиции в лирике Н. Рубцова.
Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического
героя. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.
Гамзатова.
Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие
лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии
Б.Окуджавы.
Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа,
своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.
1
2

ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

2

ОК 04., ОК
5, ОК 06. ОК
07.
ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.

-

ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК
08. ОК 10
ОК 11.

26

Тема 7.4.
Драматургия 1950—1980-х
годов

Тема 7.5.
А.Т.Твардовский.

Практическое занятие
Контрольная работа
Содержание учебного материала
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые
разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому
современнику, актуальным проблемам настоящего. Социальнопсихологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным
проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и
совести, героизма и предательства, чести и бесчестия.
Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах
А.Володина,Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода
«оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии
на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и
проблематика драматургии 1970-1980-х годов. Обращение театров к
произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной
(социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в
1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии
А.Вампилова. «Поствампиловская драма».
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
1 Краткий очерк творчества. Лирика:»Я убит подо Ржевом», «Я знаю,
никакой моей вины…», «Памяти матери…». Тема бессмертия воинского
подвига. Утверждение нравственных ценностей, неразрывной связи
поколений. Народность поэзии.
Практическое занятие: «По праву памяти». Тема судьбы поколения, разрыва
между близкими людьми.

Тема 7.6.
А. И. Солженицын

Содержание учебного материала
1 Краткий очерк творчества.
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Кто герой Солженицына?
Описание лагерей. Получилось ли у Солженицына «много поместить» в

ОК 02, ОК 5,
ОК 06. ОК
07.ОК 08.ОК
9, ОК 10 ОК
11.
2

2

ОК 1, ОК
02., ОК 03.,
ОК 04., ОК
07.ОК 08.ОК
27

повести «Один день Ивана Денисовича»?
Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности
поколений. Размышления писателя о возможных путях развития
человечества в повести
2 «Матренин двор». Параллель судьбы «Матрены и дома Взгляд автора на
реальную жизнь, каков символический смысл рассказа».
Нравственный идеал писателя.
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
Тема 7.7.
А.В.Вампилов

РАЗДЕЛ 8.
Русское литературное
зарубежье 1920—1990-х
годов
(три волны эмиграции)

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова.
Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в
Чулимске», «Старший сын». Пьеса «Провинциальные анекдоты».
Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные
анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос
драматургии А. Вампилова Своеобразие драмы «Утиная охота».
Композиция драмы. Характер главного героя.
Система персонажей, особенности художественного конфликта
Практическое занятие

9, ОК 10 ОК
11.

-

1

Контрольная работа
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы
русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева,
В. Набокова,Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских
писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой
Отечественной войны в литературе.
Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции.
Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского,
А. Синявского,Г. Владимова.
Содержание учебного материала

2

2

ОК 1,
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07. ОК 9,
ОК 10 ОК
11.

ОК 1, ОК 02
ОК 03., ОК
04., ОК 5,
ОК 06. ОК
08.ОК 9, ОК
10 ОК 11.
ОК

28

1,

Тема 8.1.

1

Новейшая русская поэзия
И.Бродский, Н.искренко,
Т.Кибирров.

Краткий обзор поэзии И.Бродского. Цикл стихов «Мексиканский
диверсимент».Стихи «На смерть Жукова», «На смерть друга», «Римские
элегии», «Часть речи», «Воронья песня». Своеобразие стихов Бродского

Стихи Н.Искренко «Зевая мы проветриваем дом…»,
«Прозевавшие», импульсом для создания которых стала драма ее
поколения, «прозевавшего» свою жизнь
3 Поэма «Любовь, комсомол и весна». Что меняется и что остается
неизменным в этом мире, согласно точке зрения Т.Кибирова
Практическое занятие:
Содержание учебного материала
1 Краткий очерк жизни и творчества В. Набоков. Машенька
Практическое занятие
Контрольная работа

2

2

Тема8.2.
В. Набоков

РАЗДЕЛ 9.
Особенности развития
литературы конца 1980—
2000-х годов

Тема 9.1.
В.О.Пелевин

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века.
Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск
антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная»
и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека,
А.Рыбакова, В. Дудинцева,В. Войновича. Отражение постмодернистского
мироощущения в современной литературе. Основные направления развития
современной литературы. Проза А. Солженицына,В. Распутина, Ф.Искандера,
Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова,В. Астафьева,
Г.Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие
разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А.
Жигулина,В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко,
Т.Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И.
Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия
постперестроечного времени.
Содержание учебного материала
1
Очерк жизни. Повесть «Омон Ра» смысл названия повести.
Практическое занятие:
Контрольная работа

ОК 02., ОК
03.,ОК 5, ОК
06. ОК 07.
ОК 08.ОК 9,
ОК 11.

2
-

2

ОК1,ОК02.,
ОК 03., ОК
04.,ОК08.ОК
9, ОК 10 .

ОК 03., ОК
04. ОК 07.
ОК 08.ОК 9,
29

Тема 9.2.

3. С.Довлатов

Тема 9.3. Т.Н.Толстой

Содержание учебного материала
1 Очерк жизни. «Когда- то мы жили в горах». Отношение авторов и его
героев.
Практическое занятие:
Контрольная работа
Содержание учебного материала
1 Анализ рассказов «На златом крыльце сидели», «Любишь – не любишь»
2 «Сестры» сказочный мир в ее произведениях.
Практическое занятие:
Контрольная работа
Всего:

2

2

ОК 02.,ОК 5,
ОК 06. ОК
07.ОК 08.ОК
9, ОК 10 ОК
11.
ОК 02., ОК
03., ОК 04.,
ОК 5, ОК 06.
ОК 07.

115

30

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Литературы»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по литературе;
- комплект учебно-методической документации;
- электронные методические пособия;
- плакаты, портреты писателей и поэтов;
Технические средства обучения:
- компьютер.
- интерактивная доска
- комплект мультимедийных дисков с экранизацией произведений
художественной литературы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов
Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный
уровень).11 класс. — М., 2014.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература
(углубленный уровень). М., 10 класс. — 2014
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература
(базовый уровень).10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и
литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.
Н. Сухих.– М., 2014Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый
уровень).10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый
уровень).11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый
уровень)
10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014
Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый
уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература.
Литература(базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред.
Б. А. Ланина — М., 2014.
31

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10
класс:в 2 ч. — М., 2014.
Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и
литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред.
В. П. Журавлева. — М., 2014.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник
для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной.
— М., 2015
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.
практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10
класс: в 2 ч. — М., 2014
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11
класс: в 2 ч. — М., 2014
Для преподавателей
Об

образовании в

Российской

Федерации: федер. закон от

2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ,
от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014
№ 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17
мая
2012
г.
N413"

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
Концепция преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации,
утвержденная
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р,
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования,
одобренная
решением
федерального
учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259
32

«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература
в 10 классе(базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. —
М., 2014
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и
литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя /
под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.
Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя:
метод. пособие /под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб. Пособие. – М.: 2013

Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС:
пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М.,
2014.
Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для
оказания помощив овладении нормами современного русского
литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной
речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОВЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирование, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, Формы и методы контроля и
усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Умения:
-воспроизводить
содержание
текста, -анализ произведений
33

анализировать
и
интерпретировать
произведение, используя сведения по
истории и теории литературы;
-соотносить художественную литературу
с общественной жизнью и культурой;
-выявлять «сквозные» темы и ключевые
проблемы русской литературы;
-соотносить произведения с литературным
направлением эпохи;
-определять род и жанр произведении;
-выявлять авторскую позицию, оценивать
и
сопоставлять,
выделять
и
формулировать,
характеризовать
и
определять, выразительно читать и
владеть различными видами пересказа;
-строить
устные
и
письменные
высказывания
-участвовать в диалоге;
-понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
-писать
рецензии
на
прочитанные
произведения сочинения разных жанров
на литературные темы.
Знания:
-характерные
особенности
эпохи,
важнейшие периоды и направления
литературы;
-проблематику и пафос, сюжет и
композицию, систему образов, язык и
стиль художественных произведений;
-существенные
особенности
литературных направлений;
-роды и жанры литературы;

-домашняя работа
-домашняя работа
-доклады, сообщения
-практические занятия
-чтение произведений
-чтение произведений
-практические занятия
-индивидуальные задания
-практические занятия
-индивидуальные задания
-чтение произведений по ролям
-практические занятия
-домашняя работа

-домашняя работа
-сообщения,доклады
-домашняя работа
-чтение произведений

-домашняя работа
-сообщения, доклады
-домашняя работа
-чтение произведений
-сведения о жизни и творчестве -домашняя работа
писателей, изучаемых в колледже.
-чтение произведений
-тестовый контроль.

34


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».