09.02.07 Информационные системы и программирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
Образовательная программа
подготовки специалистов среднего звена
Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
Форма обучения __Очная__
Квалификация выпускника
Администратор баз данных

2023 год

2

Содержание
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
4.3. Личностные результаты
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся.
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
Раздел 7. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой
аттестации и организация оценочных процедур по программе
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Программы профессиональных модулей.
Приложение 1.1 Рабочая программа профессионального модуля «Разработка модулей
программного обеспечения для компьютерных систем»
Приложение 1.2 Рабочая программа профессионального модуля «Осуществление
интеграции программных модулей»
Приложение 1.3 Рабочая программа профессионального модуля «Сопровождение и
обслуживание программного обеспечения компьютерных систем»
Приложение 1.4 Рабочая программа профессионального модуля «Соадминистрирование
баз данных и серверов»
Приложение 1.5 Рабочая программа профессионального модуля «Разработка,
администрирование и защита баз данных»
II. Программы учебных дисциплин.
Приложение II.1 Рабочая программа учебной дисциплины «Элементы высшей
математики»
Приложение II.2 Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика с
элементами математической логики»
3

Приложение II.3 Рабочая программа учебной дисциплины «Теория вероятностей и
математическая статистика»
Приложение II.4 Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы и
среды»
Приложение II.5 Рабочая программа учебной дисциплины «Архитектура аппаратных
средств»
Приложение II.6 Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные
технологии»
Приложение II.Рабочая программа учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и
программирования»
Приложение II.8 Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение
профессиональной деятельности»
Приложение II.9 Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности»
Приложение II.10 Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли»
Приложение II.11 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы проектирования баз
данных»
ПриложениеII.12 Рабочая программа учебной дисциплины «Стандартизация,
сертификация и техническое документоведение»
Приложение II.13 Рабочая программа учебной дисциплины «Численные методы»
Приложение II.14 Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерные сети»
Приложение II.15 Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент в
профессиональной деятельности»
Приложение II.16 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Приложение II.17 Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Приложение II.18 Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения»
Приложение II.19 Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык в
профессиональной деятельности»
Приложение II.20 Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура»
Приложение 3. Рабочая программа воспитания
Приложение 4. Фонды примерных оценочных средств для государственной итоговой
аттестации по профессии/специальности

4

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ПООП СПО, примерная программа) по специальности 09.02.07
«Информационные системы и программирование» разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 года №
1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря
2016г., регистрационный №44936) (далее – ФГОС СПО).
ООП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы
и программирование», планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
ООП СПО разработана для реализации образовательной программы на базе
среднего общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС
СПО с учетом получаемой специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование» и настоящей ООП.
1.2. Нормативные основания для разработки ООП:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных
образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 года № 1547 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы
и программирование»;

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от
5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;

5


Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 11 апреля 2014 года № 647н "Об утверждении профессионального стандарта 06.011
Администратор баз данных";

Примерная основная образовательная программа по специальности
09.02.07 «Информационные системы и программирование» разработанная Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального
образования по укрупненным группам профессий, специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника;

Приказ Минпросвещения России № 796 от 01.09.2022 № 796 «О внесении
изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования»;

Устав ГБПОУ РД «Колледж экономики и права».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПООП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП – основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс
ПМ – профессиональный модуль
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
Цикл ОГСЭ - Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Цикл ЕН - Математический и общий естественнонаучный цикл

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
 администратор баз данных.
Получение образования допускается только в профессиональной образовательной
организации или образовательной организации высшего образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования: 4464 академических часа.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования:
- в очной форме - 2 года 10 месяцев.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по
специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» на базе
основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 5940 академических часов.
Нормативный срок получения СПО по образовательной программе при очной
форме обучения:
6

- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.
При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников 1 : 06 Связь,
информационные и коммуникационные технологии.
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям.
Квалификация

Наименование основных видов
деятельности

Наименование
профессиональных модулей

Администратор
баз данных

Разработка модулей программного
обеспечения для компьютерных систем.

Разработка модулей
программного обеспечения
для компьютерных систем

Осуществление интеграции программных
модулей.
Сопровождение и обслуживание
программного обеспечения
компьютерных систем.

Осуществление интеграции
программных модулей

осваивается

Сопровождение и
обслуживание программного
обеспечения компьютерных
систем

осваивается

Соадминистрирование баз
данных и серверов

осваивается

Разработка,
администрирование и защита
баз данных

осваивается

Соадминистрирование баз данных и
серверов.
Разработка, администрирование и защита
баз данных.

1

осваивается

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н
«О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный №
34779).

7

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Код
компетенции

4.1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения 2

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать процесс поиска; структурировать получаемую
информацию; выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления
результатов поиска информации

2

Приведенные знания и умения имеют рекомендательный характер и могут быть скорректированы в
зависимости от профессии (специальности)

8

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК 04

Работать в
коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК 05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

ОК 06

ОК 07

Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и построения
устных сообщений.

Умения: описывать значимость своей специальности
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной деятельности по специальности

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности; основные ресурсы,
задействованные в профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения

9

ОК 08

Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.

ОК 09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

ОК 11

Использовать знания
по финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные
приемы
двигательных
функций
в
профессиональной деятельности; пользоваться средствами
профилактики перенапряжения характерными для данной
специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска физического
здоровья для специальности; средства профилактики
перенапряжения
Умения: применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы; строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие и
планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
Умения:
выявлять
достоинства
и
недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным
ставкам
кредитования;
определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей в
рамках профессиональной деятельности; презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования

10

Знание: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
Разработка модулей
программного
обеспечения для
компьютерных
систем.

Код и формулировка
компетенции
ПК 1.1. Формировать алгоритмы
разработки программных модулей
в соответствии с техническим
заданием.

Показатели освоения компетенции
Практический опыт:
Разрабатывать алгоритм решения
поставленной задачи и реализовывать его
средствами автоматизированного
проектирования.
Умения:
Формировать алгоритмы разработки
программных модулей в соответствии с
техническим заданием.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные этапы разработки
программного обеспечения.
Основные принципы технологии
структурного и объектноориентированного программирования.

ПК 1.2. Разрабатывать
программные модули в
соответствии с техническим
заданием.

ПК.1.3. Выполнять отладку
программных модулей с
использованием
специализированных
программных средств.

11

Практический опыт:
Разрабатывать код программного
продукта на основе готовой
спецификации на уровне модуля.
Умения:
Создавать программу по разработанному
алгоритму как отдельный модуль.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные этапы разработки
программного обеспечения.
Основные принципы технологии
структурного и объектноориентированного программирования.
Практический опыт:
Использовать инструментальные
средства на этапе отладки программного
продукта.
Проводить тестирование программного
модуля по определенному сценарию.
Умения:
Выполнять отладку и тестирование
программы на уровне модуля.

ПК 1.4. Выполнять тестирование
программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять
рефакторинг и оптимизацию
программного кода.

ПК 1.6. Разрабатывать модули
программного обеспечения для
мобильных платформ.

Осуществление
интеграции

ПК 2.1. Разрабатывать требования
к программным модулям на

12

Оформлять документацию на
программные средства.
Знания: Основные принципы отладки и
тестирования программных продуктов.
Инструментарий отладки программных
продуктов.
Практический опыт:
Проводить тестирование программного
модуля по определенному сценарию.
Использовать инструментальные
средства на этапе тестирования
программного продукта.
Умения:
Выполнять отладку и тестирование
программы на уровне модуля.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные виды и принципы
тестирования программных продуктов.
Практический опыт:
Анализировать алгоритмы, в том числе с
применением инструментальных средств.
Осуществлять рефакторинг и
оптимизацию программного кода.
Умения:
Выполнять оптимизацию и рефакторинг
программного кода.
Работать с системой контроля версий.
Знания:
Способы оптимизации и приемы
рефакторинга.
Инструментальные средства анализа
алгоритма.
Методы организации рефакторинга и
оптимизации кода.
Принципы работы с системой контроля
версий.
Практический опыт:
Разрабатывать мобильные приложения.
Умения:
Осуществлять разработку кода
программного модуля на современных
языках программирования.
Оформлять документацию на
программные средства.
Знания:
Основные этапы разработки
программного обеспечения.
Основные принципы технологии
структурного и объектноориентированного программирования.
Практический опыт:
Разрабатывать и оформлять требования к

программных
модулей

основе анализа проектной и
технической документации на
предмет взаимодействия
компонент.

13

программным модулям по предложенной
документации.
Разрабатывать тестовые наборы (пакеты)
для программного модуля.
Разрабатывать тестовые сценарии
программного средства.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Использовать специализированные
графические средства построения и
анализа архитектуры программных
продуктов.
Организовывать заданную интеграцию
модулей в программные средства на базе
имеющейся архитектуры и
автоматизации бизнес-процессов.
Определять источники и приемники
данных.
Проводить сравнительный анализ.
Выполнять отладку, используя методы и
инструменты условной компиляции
(классы Debug и Trace).
Оценивать размер минимального набора
тестов.
Разрабатывать тестовые пакеты и
тестовые сценарии.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Виды и варианты интеграционных
решений.
Современные технологии и инструменты
интеграции.
Основные протоколы доступа к данным.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Методы отладочных классов.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.

ПК 2.2. Выполнять интеграцию
модулей в программное
обеспечение.

14

Графические средства проектирования
архитектуры программных продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Интегрировать модули в программное
обеспечение.
Отлаживать программные модули.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной функциональностью и
степенью качества.
Организовывать заданную интеграцию
модулей в программные средства на базе
имеющейся архитектуры и
автоматизации бизнес-процессов.
Использовать различные транспортные
протоколы и стандарты форматирования
сообщений.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Создавать классы- исключения на основе
базовых классов.
Выполнять ручное и автоматизированное
тестирование программного модуля.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Использовать приемы работы в системах
контроля версий.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации программного
обеспечения.
Современные технологии и инструменты
интеграции.
Основные протоколы доступа к данным.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Основные методы отладки.
Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Основные методы и виды тестирования
программных продуктов.
Стандарты качества программной
документации.

ПК 2.3. Выполнять отладку
программного модуля с
использованием
специализированных
программных средств.

15

Основы организации инспектирования и
верификации.
Приемы работы с инструментальными
средствами тестирования и отладки.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Отлаживать программные модули.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной функциональностью и
степенью качества.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Использовать инструментальные
средства отладки программных
продуктов.
Определять источники и приемники
данных.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Использовать приемы работы в системах
контроля версий.
Выполнять отладку, используя методы и
инструменты условной компиляции.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации и аттестации
программного обеспечения.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Основные методы отладки.
Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Приемы работы с инструментальными
средствами тестирования и отладки.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных

ПК 2.4. Осуществлять разработку
тестовых наборов и тестовых
сценариев для программного
обеспечения.

16

продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Разрабатывать тестовые наборы (пакеты)
для программного модуля.
Разрабатывать тестовые сценарии
программного средства.
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Использовать приемы работы в системах
контроля версий.
Оценивать размер минимального набора
тестов.
Разрабатывать тестовые пакеты и
тестовые сценарии.
Выполнять ручное и автоматизированное
тестирование программного модуля.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации и аттестации
программного обеспечения.
Методы и способы идентификации сбоев
и ошибок при интеграции приложений.
Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Основные методы и виды тестирования
программных продуктов.
Приемы работы с инструментальными
средствами тестирования и отладки.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.

ПК 2.5. Производить
инспектирование компонент
программного обеспечения на
предмет соответствия стандартам
кодирования.

Сопровождение и
обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных
систем.

ПК 4.1. Осуществлять
инсталляцию, настройку и
обслуживание программного
обеспечения компьютерных
систем.

17

Практический опыт:
Инспектировать разработанные
программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему
контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной функциональностью и
степенью качества.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Организовывать постобработку данных.
Приемы работы в системах контроля
версий.
Выявлять ошибки в системных
компонентах на основе спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки
программного обеспечения.
Основные принципы процесса
разработки программного обеспечения.
Основные подходы к интегрированию
программных модулей.
Основы верификации и аттестации
программного обеспечения.
Стандарты качества программной
документации.
Основы организации инспектирования и
верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов.
Методы организации работы в команде
разработчиков.
Практический опыт:
Выполнять инсталляцию, настройку и
обслуживание программного
обеспечения компьютерных систем.
Настройка отдельных компонентов
программного обеспечения
компьютерных систем.
Умения:
Подбирать и настраивать конфигурацию
программного обеспечения
компьютерных систем.
Проводить инсталляцию программного
обеспечения компьютерных систем.
Производить настройку отдельных
компонент программного обеспечения
компьютерных систем.
Знания:
Основные методы и средства
эффективного анализа

ПК 4.2. Осуществлять измерения
эксплуатационных характеристик
программного обеспечения
компьютерных систем.

ПК 4.3. Выполнять работы по
модификации отдельных
компонент программного
обеспечения в соответствии с
потребностями заказчика.

ПК 4.4. Обеспечивать защиту
программного обеспечения
компьютерных систем
программными средствами.

18

функционирования программного
обеспечения.
Основные виды работ на этапе
сопровождения ПО.
Практический опыт:
Измерять эксплуатационные
характеристики программного
обеспечения компьютерных систем на
соответствие требованиям.
Умения:
Измерять и анализировать
эксплуатационные характеристики
качества программного обеспечения.
Знания:
Основные методы и средства
эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения.
Основные принципы контроля
конфигурации и поддержки целостности
конфигурации ПО.
Практический опыт:
Модифицировать отдельные компоненты
программного обеспечения в
соответствии с потребностями заказчика.
Выполнение отдельных видов работ на
этапе поддержки программного
обеспечения компьютерных систем.
Умения:
Определять направления модификации
программного продукта.
Разрабатывать и настраивать
программные модули программного
продукта.
Настраивать конфигурацию
программного обеспечения
компьютерных систем.
Знания:
Основные методы и средства
эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения.
Практический опыт:
Обеспечивать защиту программного
обеспечения компьютерных систем
программными средствами.
Умения:
Использовать методы защиты
программного обеспечения
компьютерных систем.
Анализировать риски и характеристики
качества программного обеспечения.
Выбирать и использовать методы и
средства защиты компьютерных систем
программными и аппаратными

средствами.

Соадминистрировани
е баз данных и
серверов.

ПК 7.1. Выявлять технические
проблемы, возникающие в
процессе эксплуатации баз
данных и серверов.

ПК 7.2. Осуществлять
администрирование отдельных
компонент серверов.

Знания:
Основные средства и методы защиты
компьютерных систем программными и
аппаратными средствами.
Практический опыт:
Идентифицировать технические
проблемы, возникающих в процессе
эксплуатации баз данных.
Умения:
Добавлять, обновлять и удалять данные.
Выполнять запросы на выборку и
обработку данных на языке SQL.
Знания:
Модели данных, иерархическую, сетевую
и реляционную модели данных, их типы,
основные операции и ограничения.
Уровни качества программной
продукции.
Практический опыт:
Участвовать в администрировании
отдельных компонент серверов.
Организовывать взаимосвязи отдельных
компонент серверов.
Умения:
Осуществлять основные функции по
администрированию баз данных.
Проектировать и создавать базы данных.
Развертывать, обслуживать и поддерживать
работу современных баз данных и серверов.

ПК 7.3. Формировать требования
к конфигурации локальных
компьютерных сетей и
серверного оборудования,
необходимые для работы баз
данных и серверов.

19

Знания:
Тенденции развития банков данных.
Технология установки и настройки
сервера баз данных.
Требования к безопасности сервера базы
данных.
Практический опыт:
Формировать необходимые для работы
информационной системы требования к
конфигурации локальных компьютерных
сетей.
Умения:
Формировать требования к
конфигурации локальных компьютерных
сетей и серверного оборудования,
необходимые для работы баз данных и
серверов в рамках поставленной задачи.
Знания:
Представление структур данных.
Технология установки и настройки
сервера баз данных.
Требования к безопасности сервера базы
данных.

ПК 7.4. Осуществлять
администрирование баз данных в
рамках своей компетенции.

ПК 7.5. Проводить аудит систем
безопасности баз данных и
серверов, с использованием
регламентов по защите
информации.

Разработка,
администрирование и
защита баз данных.

ПК 11.1. Осуществлять сбор,
обработку и анализ информации
для проектирования баз данных.

20

Практический опыт:
Участвовать в соадминистрировании
серверов.
Проверять наличие сертификатов на
информационную систему или бизнесприложения.
Применять законодательство Российской
Федерации в области сертификации
программных средств информационных
технологий.
Умения:
Развертывать, обслуживать и
поддерживать работу современных баз
данных и серверов.
Знания:
Модели данных и их типы.
Основные операции и ограничения.
Уровни качества программной
продукции.
Практический опыт:
Разрабатывать политику безопасности
SQL сервера, базы данных и отдельных
объектов базы данных.
Умения:
Разрабатывать политику безопасности
SQL сервера, базы данных и отдельных
объектов базы данных.
Владеть технологиями проведения
сертификации программного средства.
Знания:
Технология установки и настройки
сервера баз данных.
Требования к безопасности сервера базы
данных.
Государственные стандарты и
требования к обслуживанию баз данных.
Практический опыт:
Выполнять сбор, обработку и анализ
информации для проектирования баз
данных.
Умения:
Работать с документами отраслевой
направленности.
Собирать, обрабатывать и анализировать
информацию на предпроектной стадии.
Знания:
Методы описания схем баз данных в
современных СУБД.
Основные положения теории баз данных,
хранилищ данных, баз знаний.
Основные принципы структуризации и
нормализации базы данных.
Основные принципы построения
концептуальной, логической и
физической модели данных.

ПК 11.2. Проектировать базу
данных на основе анализа
предметной области.

Практический опыт:
Выполнять работы с документами
отраслевой направленности.
Умения:
Работать с современными caseсредствами проектирования баз данных.

ПК 11.3. Разрабатывать объекты
базы данных в соответствии с
результатами анализа предметной
области.

ПК 11.4. Реализовывать базу
данных в конкретной системе
управления базами данных.

21

Знания:
Основные принципы структуризации и
нормализации базы данных.
Структуры данных СУБД, общий подход
к организации представлений, таблиц,
индексов и кластеров.
Основные принципы построения
концептуальной, логической и
физической модели данных.
Современные инструментальные
средства проектирования схемы базы
данных.
Практический опыт:
Работать с объектами баз данных в
конкретной системе управления базами
данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Работать с документами отраслевой
направленности.
Использовать средства заполнения базы
данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения:
Работать с современными caseсредствами проектирования баз данных.
Создавать объекты баз данных в
современных СУБД.
Проектировать логическую и
физическую схему базы данных.
Знания:
Методы описания схем баз данных в
современных СУБД.
Структуры данных СУБД, общий подход
к организации представлений, таблиц,
индексов и кластеров.
Методы организации целостности
данных.
Практический опыт:
Работать с объектами базы данных в
конкретной системе управления базами
данных.
Умения:
Создавать объекты баз данных в
современных СУБД.
Создавать хранимые процедуры и
триггеры на базах данных.

ПК 11.5. Администрировать базы
данных.

ПК 11.6. Защищать информацию
в базе данных с использованием
технологии защиты информации.

Знания:
Основные принципы структуризации и
нормализации базы данных.
Основные принципы построения
концептуальной, логической и
физической модели данных.
Структуры данных СУБД.
Методы организации целостности
данных.
Модели и структуры информационных
систем.
Практический опыт:
Выполнять работы с объектами базы
данных в конкретной системе
управления базами данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения:
Применять стандартные методы для
защиты объектов базы данных.
Выполнять стандартные процедуры
резервного копирования и мониторинга
выполнения этой процедуры.
Выполнять процедуру восстановления
базы данных и вести мониторинг
выполнения этой процедуры.
Выполнять установку и настройку
программного обеспечения для
администрирования базы данных.
Знания:
Технологии передачи и обмена данными
в компьютерных сетях.
Алгоритм проведения процедуры
резервного копирования.
Алгоритм проведения процедуры
восстановления базы данных.
Практический опыт:
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения:
Выполнять установку и настройку
программного обеспечения для
обеспечения работы пользователя с базой
данных.
Обеспечивать информационную
безопасность на уровне базы данных.
Знания:
Методы организации целостности
данных.
Способы контроля доступа к данным и
управления привилегиями.
Основы разработки приложений баз
данных.
Основные методы и средства защиты
данных в базе данных

22

4.3. Личностные результаты

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Портрет выпускника ПОО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
23

Код
личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10
ЛР 11

основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации рабочей программы воспитания,
определенные субъектом Российской Федерации3
(при наличии)
Использующий информационные технологии в профессиональной
ЛР 13
деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном
ЛР 14
и иностранном языках.(в ред.Приказа Минпросвещения России от
17.12.2020№747)
Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР 15
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро
ЛР 16
принимать решения
Проявляющий терпимость и уважение к обычаям и традициям
ЛР 17
народов России и других государств, способность к
межнациональному и межконфессиональному согласию
Личностные результаты реализации рабочей программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями
(при наличии)
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в
ЛР 18
соответствии с техническим заданием
Разрабатывать
техническое
задание
на
сопровождение
ЛР 19
информационной системы, дизайн-концепции веб-приложений в
соответствии с корпоративным стилем заказчика, требования к
программным модулям на основе анализа проектной и технической
документации на предмет взаимодействия компонент.
Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе
ЛР 20
эксплуатации баз данных и серверов.
Личностные результаты реализации рабочей программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса
(при наличии)
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережения,
ЛР 21
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культур для сохранения и
ЛР 22
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность,
ЛР 23
чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней
нуждается

24

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.1.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена для квалификации «Администратор баз данных»
Объем образовательной программы в академических часах
Работа обучающихся во
взаимодействии с преподавателем

Индекс

Наименование

Обязательная часть образовательной программы 4
Общий гуманитарный и социальноОГСЭ.00
экономический цикл
ОГСЭ.01
Основы философии
ОГСЭ.02
История
ОГСЭ.03
Психология общения
ОГСЭ.04
Иностранный язык в профессиональной
деятельности
ОГСЭ.05
Физическая культура
Математический и общий
ЕН.00
естественнонаучный цикл
Элементы высшей математики
ЕН.01
Дискретная математика с элементами
ЕН.02
математической логики
Теория вероятностей и математическая
ЕН.03.

Всего

Занятия по дисциплинам и
МДК
В том числе
лабора Курсов
Всего
торные
ой
по
и
проект
УД/МД
практи (работа)
К
ческие
занятия

Практи
ки

Самостояте
льная
работа

Курс
изучения

2-4

490
48
48
48

480
48
48
48

370
18
14
18

178
168

168
168

162
158

232
96

212
86

56
28

20
10

2

60
76

54
72

14
14

6
4

2

25

Х
Х
Х

4
2
2

10

2-4
2-4

2

2

ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
ОП.11
ОП.12
П.00
ПМ.01
МДК.01.01
МДК.01.02
МДК.01.03
МДК.01.04
УП.01
ПП.01
ПМ.02
МДК.02.01
МДК.02.02
МДК.02.03

статистика
Общепрофессиональный цикл
Операционные системы и среды
Архитектура аппаратных средств
Информационные технологии
Основы алгоритмизации и программирования
Правовое обеспечение профессиональной
деятельности
Безопасность жизнедеятельности
Экономика отрасли
Основы проектирования баз данных
Стандартизация, сертификация и техническое
документоведение
Численные методы
Компьютерные сети
Менеджмент в профессиональной деятельности
Профессиональный цикл
Разработка модулей программного
обеспечения для компьютерных систем
Разработка программных модулей
Поддержка и тестирование программных
модулей
Разработка мобильных приложений
Системное программирование
Учебная практика
Производственная практика
Осуществление интеграции программных
модулей
Технология разработки программного
обеспечения
Инструментальные
средства
разработки
программного обеспечения
Математическое моделирование

1048
84
48
56
244

954
84
48
54
186

320
30
14
20
80

52
68
94
118

52
68
88
96

14
26
14
40

52
62
82
38
2334

52
56
82
38
2180

14
18
20
18
564

404
134

384
124

112
56

36
76
44

36
66
44

14
28
14

94

2
58

4
6
22

462

102

86

74

18

180
38

164
38

70
14

26

3
3
2
3

6

32

772

154

104

20
10

2
2
4
3
3
3

54
54
490

2
2
2
2

12
12

54
54

3
3
3
3

176

3
3
3
3

Учебная практика
Производственная практика
Сопровождение и обслуживание
ПМ.04
программного обеспечения компьютерных
систем
МДК.04.01 Внедрение и поддержка компьютерных систем
Обеспечение качества функционирования
МДК.04.02
компьютерных систем
Учебная практика
УП.04
Производственная практика
ПП.04
Соадминистрирование баз данных и
ПМ.07
серверов
МДК.07.01 Управление и автоматизация баз данных
МДК.07.02 Сертификация информационных систем
Учебная практика
УП.07
Производственная практика
ПП.07
Разработка, администрирование и защита
ПМ.11
баз данных
МДК.11.01 Технология разработки и защиты баз данных
УП.11
Учебная практика
ПП.11
Производственная практика
ПДП.00
Преддипломная практика5
Вариативная часть образовательной программы
УП.02
ПП.02

72
108

72
108

302
76

302
76

76
72
72
602

76
72
72
554

264
116
72
144

216
116
72
144

100
48

536
386
72
72

478
328
72
72

140

72
108

3
3

62

2
144

32

2

30

2
72
72
212

148

72
144

140

20
20

140
72
72
144

2
48

3

48

3
3
3
3
3-4
3-4
4
4
4

1248

ГИА.00

216
Государственная итоговая аттестация
Итого
4464
По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работы или проводится в
виде государственного экзамена. Процедура демонстрационного экзамена включает решение конкретных задач, а также способствует выяснению уровня
подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Содержание заданий демонстрационного экзамена должна соответствовать результатам освоения одного или нескольких профессиональных
модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

5

Дополнительные часы на практику выделяются за счет вариативной части

27

5.2. Календарный учебный график
5.2.1. По программе подготовки специалистов квалификации «Администратор баз данных»
Индекс

Компоненты программы

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

+

+

+

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

ОГСЭ.01

Основы философии

ОГСЭ.02

История

+

ОГСЭ.03

Психология общения

+

ОГСЭ.04

Иностранный язык в профессиональной деятельности

+

+

+

ОГСЭ 05

Физическая культура

+

+

+

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный цикл

+

ЕН.01.

Элементы высшей математики

+

ЕН.02

Дискретная математика

+

ЕН.03

Теория вероятностей и математическая статистика

+

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

+

+

+

ОП.01

Операционные системы и среды

+

ОП.02

Архитектура аппаратных средств

+

+

28

ОП.03

Информационные технологии

+

ОП. 04

Основы алгоритмизации и программирования

+

ОП.05

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОП. 06

Безопасность жизнедеятельности

+

ОП.07

Экономика отрасли

+

ОП.08

Основы проектирования баз данных

ОП.09

Стандартизация, сертификация и техническое документоведение

ОП.10

Численные методы

ОП.11
ОП.12

+

Компьютерные сети

+

Менеджмент в профессиональной деятельности

+

Профессиональный цикл
Профессиональные модули

ПМ.01

Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных
систем

+
+

МДК.01.01 Разработка программных модулей

МДК.01.03

+

+

П.00
ПМ.00

МДК.01.02

+

+
+
+

+

Поддержка и тестирование программных модулей

+
Разработка мобильных приложений

+

29

+
+

МДК.01.04
УП.01
ПП.01
ПМ.02
МДК.02.01

Системное программирование

+

Учебная практика

+

Производственная практика

+

Осуществление интеграции программных модулей

+

Технология разработки программного обеспечения

+

МДК.02.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения
МДК.02.03
УП.02

+

Математическое моделирование

+

Учебная практика

+

ПП.02

Производственная практика

+

ПМ.04

Сопровождение и обслуживание программного обеспечения
компьютерных систем

+

МДК.04.01
МДК.04.02
УП.04
ПП.04
ПМ.07

Внедрение и поддержка компьютерных систем

+
Обеспечение качества функционирования компьютерных систем
Учебная практика

+
+

Производственная практика

+

Соадминистрирование баз данных и серверов

+

30

МДК.07.01
МДК.07.02
УП.07
ПП.07
ПМ.11

Управление и автоматизация баз данных

+

Сертификация информационных систем

+

Учебная практика

+

Производственная практика
Разработка, администрирование и защита баз данных

+

+

+

+

МДК.11.01 Технология разработки и защиты баз данных

+

УП.11

Учебная практика

+

ПП.11

Производственная практика

+

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

+

31

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на
практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия
для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы в приложении 3.

32

Раздел 6. Условия образовательной деятельности
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами,
учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений














Кабинеты:
Социально-экономических дисциплин;
Иностранного языка (лингафонный);
Математических дисциплин;
Естественнонаучных дисциплин;
Информатики;
Безопасности жизнедеятельности;
Метрологии и стандартизации.
Лаборатории:
Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и периферийных
устройств;
Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем;
Программирования и баз данных;
Организации и принципов построения информационных систем;
Информационных ресурсов;
Разработки веб-приложений.
Спортивный комплекс:
Спортивный зал.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
Актовый зал

6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
«КЭиП», реализующая программу по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование располагает материально-технической базой, которая
обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально- технического
обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий и мастерских
Лаборатория «Вычислительной техники, архитектуры персонального
компьютера и периферийных устройств»:

Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги;

33


Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 4 Гб) или аналоги;

12-15 комплектов компьютерных комплектующих для произведения сборки,
разборки и сервисного обслуживания ПК и оргтехники;

Специализированная мебель для сервисного обслуживания ПК с заземлением и
защитой от статического напряжения;

Проектор и экран;

Маркерная доска;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»:

Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги;

Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 4 Гб;)или аналоги;

Проектор и экран;

Маркерная доска;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения
Лаборатория «Программирования и баз данных»:

Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;

Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;

Сервер в лаборатории (8-ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц,
оперативная память объемом не менее 16 Гб, жесткие диски общим объемом не менее 1 Тб,
программное обеспечение.

Маркерная доска;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Лаборатория «Организации и принципов построения информационных систем»:

Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;

Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;

Проектор и экран;

Маркерная доска;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Лаборатория «Информационных ресурсов»:

Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже
Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)или аналоги;

Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3,
оперативная память объемом не менее 4 Гб;или аналоги;)

Многофункциональное устройство (МФУ) формата А4;

Проектор и экран;

Маркерная доска;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
34

Лаборатория «Разработка веб-приложений»:

Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся с конфигурацией:
Core i3 или аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора 23",
мышь, клавиатура;

Автоматизированное рабочее место преподавателя с конфигурацией: Core i5
или аналог, дискретная видеокарта, не менее 8GB ОЗУ, один или два монитора 23", мышь,
клавиатура;

Специализированная эргономичная мебель для работы за компьютером;

Проектор и экран;

Маркерная доска;

Принтер A4, черно-белый, лазерный;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения;
6.1.2.2. Требования к оснащению баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей в соответствии с выбранной траекторией, в том числе
оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и
указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по
компетенции «Программные решения для бизнеса 09 IT SoftwareSolutionsforBusiness» (или
их аналогов).
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию деятельности и давать
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
осваиваемым видам деятельности, предусмотренным программой с использованием
современных технологий, материалов и оборудования.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное
учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не
менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Образовательная
программа
должна
обеспечиваться
учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.3.1. Условия организации воспитания определяются образовательной организацией.

35

Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и
т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты
и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и
коммуникационные технологии и имеющих стаж работы в данной профессиональной
области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь,
информационные и коммуникационные технологии, не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и
коммуникационные технологии, в общем числе педагогических работников, реализующих
образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы6

6

Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости услуги в соответствии с
рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.

36

Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно
осуществляться в объеме не ниже определѐнного в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации 7 и Федеральным законом от 29 декабря 2012г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»8
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляется в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27
ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование фондов
государственной итоговой аттестации

оценочных

средств

для

проведения

Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного
экзамена и защиты дипломного проекта (работы) Для государственной итоговой аттестации
образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой
аттестации и фонды оценочных средств.
Фонды оценочных средств для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, перечень тем дипломных работ, описание процедур и условий
проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки. Фонды примерных
оценочных средств для проведения ГИА приведены в приложении 4.
Демонстрационный экзамен является первым этапом государственной итоговой
аттестации.
На втором этапе государственной итоговой аттестации проводится защита дипломной
работы.
Сроки проведения каждой формы ГИА регламентируются образовательной
организацией в календарном графике учебного процесса на текущий учебный год.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7

Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31,
ст.3823; 2022, №29, ст.7598)
8
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598; 2022, №29, ст.5262

37

Обязательное требование соответствие тематики дипломной работы содержанию
одного или нескольких профессиональных модулей. Для экспертизы дипломной работы
привлекаются внешние рецензенты.
Для проведения ГИА создается Государственная экзаменационная комиссия в
порядке, предусмотренном Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
Защита дипломной работы проводится публично на заседании государственной
экзаменационной комиссии.
Для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья государственная итоговая аттестация при необходимости проводится с учетом
особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния
здоровья.
Обучающийся из числа инвалидов или обучающийся из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья не позднее чем за 3 месяца до начала проведения государственной
итоговой аттестации подает письменное заявление о необходимости создания для него
специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации с указанием его
индивидуальных особенностей.
В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории,
необходимых технических средств, присутствие ассистента, оказывающего необходимую
техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения
государственной итоговой аттестации, использование специальных технических средств,
предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
Государственная итоговая аттестация выпускников при еѐ успешном прохождении
завершается выдачей диплома государственного образца.
Раздел 8. Разработчики примерной основной образовательной программы
Группа разработчиков
ФИО
Организация, должность
Джалилова Анна Леонидовна
ГБПОУ РД «КЭиП», заместитель директора по
учебной работе
Матиева Зухра Сефербековна
ГБПОУ РД «КЭиП», заместитель директора по
научной и методической работе
Ибрагимова Зарифа Алисуфбетовна
ГБПОУ РД «КЭиП», заместитель директора по
воспитательной работе
Алахвердиев Тельман Даирович
ГБПОУ РД «КЭиП», председатель цикловой
(предметной) комиссии экономических дисциплин
по специальности 38.02.01
Казибекова Наиля Руслановна
ГБПОУ РД «КЭиП», зав. отделением «Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)
Салманова Юлана Руслановна
ГБПОУ РД «КЭиП»,преподаватель информатики
Гюльмагомедов Тимур
Ханмагомедович

ГБПОУ РД «КЭиП», председатель цикловой
(предметной) комиссии профессиональных
дисциплин и модулей по специальности 09.02.07

38

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки / специальность

09.02.07 Информационные системы и
программирование

2023 / 2024 учебный год
№
п/п

1

Основание и внесенные
изменения
Вступление в силу Приказа Минпросвещения России
от 01.09.2022 N 796 "О внесении
изменений в федеральные
государственные образовательные
стандарты среднего профессионал
ьного
образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 11.10.2022 N
70461). Зарегистрировано в
Минюсте России 11 октября 2022
г. N 70461.

Структурные элементы ОПОП,
в которые внесены изменения

Протокол
заседаний
ПЦК Иной
документ

В раздел 4. п. 4.1 внесены
изменения в описании общих
компетенций (ОК) (п. 3.2 в ред.
Приказа Минпросвещения
России от 01.09.2022 N 796)

Протокол №3
от21.10.2023

39

ПРИЛОЖЕНИЯ

40


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».