2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…….....................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………… 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ…….. 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………… 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ 05. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННОЙ ФОРМЕ» 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной вид деятельности «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код Наименование общих компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. ОК 07. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД 5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме ПК 5.1. Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни ПК 5.2. Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме ПК 5.3. Проводить мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи ПК 5.4. Осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Иметь практический распознавания состояний, представляющих угрозу жизни, опыт включая состояние клинической смерти (остановка жизненно 4 важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме; оказания медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания); проведения мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи; клинического использования крови и (или) ее компонентов Уметь проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности условий; распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме; оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанима-ции; осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента (пострадавшего), измерять показатели жизнедеятельности, поддерживать витальные функции организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи; осуществлять хранение и своевременное обновление реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); проводить визуальный контроль донорской крови и (или) ее компонентов на соответствие требованиям безопасности; осуществлять хранение и контроль донорской крови и (или) ее компонентов; вести учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); проводить идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациен- 5 та/реципиента); выполнять взятие и маркировку проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»; анализировать информацию, содержащуюся на этикетке контейнера с компонентом крови (наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения, данные о групповой и резус-принадлежности); проводить предтрансфузионную подготовку компонента донорской крови (размораживание, согревание, прикроватная лейкофильтрация) в отделении (подразделении) медицинской организации; обеспечивать венозный доступ у пациента (реципиента): выполнять венепункцию, подключать контейнер с донорской кровью и (или) ее компонентом к периферическому или центральному венозному катетеру в случае его наличия; проводить предтрансфузионную подготовку пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача: прекращать введение лекарственных препаратов на время трансфузии (переливания) (за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для поддержания жизненно важных функций); осуществлять назначенную премедикацию с целью профилактики осложнений; контролировать результаты биологической пробы, состояние реципиента во время и после трансфузии (переливания); хранить образцы крови реципиента, использованные для проведения проб на индивидуальную совместимость, а также контейнеры донорской крови и (или) ее компонентов после трансфузии (переливания); осуществлять взятие образцов крови пациента/реципиента до и после трансфузии (переливания) Знать правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни; методику сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей); методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); клинические признаки внезапного прекращения и (или) дыхания; правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации; 6 порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме; правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме; порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи; правила надлежащего хранения реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); требования визуального контроля безопасности донорской крови и (или) ее компонентов; правила хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов; правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); порядок проведения идентификационного контроля пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента); требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»; методики проведения биологической пробы при трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов; правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов; требований к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача; порядок проведения трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (контроль результатов биологической пробы, состояния реципиента во время и после трансфузии (переливания); основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резус-принадлежности; методы определения групповой и резус-принадлежности крови; методы определения совместимости крови донора и пациента (реципиента); медицинские показания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов; медицинские противопоказания к трансфузии (переливанию) 7 донорской крови и (или) ее компонентов; симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов; порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложнения; порядок проведения расследования посттрансфузионной реакции или осложнения. 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов 176 в том числе в форме практической подготовки - 114 часов Из них на освоение МДК - 86 часов в том числе самостоятельная работа практики, в том числе учебная - 36 часов производственная - 36 часов Промежуточная аттестация – экзамен – 18 часов. 8 9 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07,ОК 08,ОК 09. 3 4 Раздел 1. Оказание медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях МДК 05.01. Участие медсестры в оказании медицинской помощи в экстренной форме 176 102 Производственная практика, часов 36 36 Промежуточная аттестация Всего: 18 176 102 2 Объем профессионального модуля, ак. час. Обучение по МДК Практики 5 86 6 30 7 8 Промежуточная аттестация Всего Курсовых рабо (проектов) самостоятельн ая работа В том числе Лаборат. и практ. занятий Коды профессиона Наименования разделов профессионального Всего, льных общих модуля час компетенций В т.ч. в форме практической. подготовки 2.1. Структура профессионального модуля 9 18 Производст Учебная венная 10 11 36 36 36 86 30 18 36 36 9 10 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ) Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 Объем в часах 2 Раздел 1. Оказание медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях МДК 05.01. Участие медсестры в оказании медицинской помощи в экстренной форме Тема 1. Оказание медицинской помощи в экстренной форме Тема 2. Основы реанимации 3 176/ 102 56/30 Содержание 1.Понятие «оказание медицинской помощи в экстренной форме». 2.Правовые основы оказания медицинской помощи в экстренной форме. 3.Состояния, угрожающие жизни пациента. 4. Задачи, объем и основные принципы оказания медицинской помощи в экстренной форме. 5. Виды экспресс-исследований, перечень и порядок применения лекарственных 2 препаратов, медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме. 6. Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи Содержание 1. Понятие «терминальное состояние», причины, стадии и клинические проявления. 2. Методика физикального исследования пациентов. 3.Базовые реанимационные мероприятия, показания к их началу. 2 10 4 10 11 4. Метод реанимации при участии одного или двух реаниматоров. 5. Контроль эффективности реанимационных мероприятий. 6. Техника безопасности при проведении базовой сердечно-легочной реанимации. 7. Окончание реанимационных мероприятий. Констатация смерти. 8. Особенности проведения реанимационных мероприятий у детей. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 1 Восстановление проходимости дыхательных путей. Проведение ИВЛ различными способами («изо рта в рот», мешок Амбу). Отработка техники непрямого массажа сердца. Проведение базовой СЛР в стандартных и нестандартных ситуациях. Подготовка дефибриллятора к работе. Тема 3. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы Содержание 1. Причины и клинические проявления острых состояний в кардиологии. 2.Оказание медицинской помощи в экстренной форме, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия при острой сердечной недостаточности и отеке легких, остром инфаркте миокарда, кардиогенном шоке, гипертоническом кризе, фибрилляции желудочков сердца, острой сосудистой недостаточности. 3.Методы искусственного поддержания кровообращения, медикаментозная стимуляция сердечной деятельности. Тема 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при нарушениях дыхания Содержание 1.Характеристика нарушений дыхания. Виды нарушений, причины возникновения. 2.Признаки нарушения дыхания (положение тела, окраска кожных покровов, частота, глубина дыхания, ритмичность дыхательных движений и др.) 3. Показатели нарушения дыхания, при которых необходимо проведение искусственной вентиляции легких. 4.Оказание медицинской помощи при нарушениях дыхания, способы восстановления проходимости дыхательных путей. 5. Приемы удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. 8 8 2 2 2 2 11 12 Тема 5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при коматозных состояниях и шоках различной этиологии. Тема 6. Кровотечения, гемостаз. Тема 7. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при механических травмах и ранениях различных об- 6.Оказание помощи при утоплении. Правила поведения на воде. Содержание 1.Характеристика состояний, сопровождающихся потерей сознания. 2.Признаки потери сознания, способы их определения. 3.Возможные осложнения, связанные с потерей сознания, способы их предупрежде ния 4.Принципы оказания помощи пациенту в бессознательном состоянии. 5. Особенности транспортировки пациента в бессознательном состоянии 6. Шок, причины развития. Особенности оказания медицинской помощи в экстренной форме. Содержание 1. Кровотечения и гемостаз. 2. Причины кровотечений. Виды кровотечений. 4.Основные признаки острой кровопотери. 5.Критерии и оценка кровопотери. 6. Лабораторные показатели при кровопотере. Осложнения кровотечений. 7. Методы и способы остановки кровотечений (временные, окончательные). В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 2 Остановка кровотечений различными способами, с использованием подручных и табельных средств. Наложение артериального жгута, давящей повязки, максимальное сгибание конечности в суставе, пальцевое прижатие артерий и др. Применение пузыря со льдом и другие методы остановки кровотечения. Содержание Оказание медицинской помощи в экстренной форме помощи при травмах нижних и верхних конечностей. Травматический шок. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при черепно-мозговой травме. Виды ЧМТ, критерии оценки тяжести состояния больного как основа тактики ведения и лечения больного с ЧМТ. Шкалы оценки тяжести (шкала комы Глазго). Осо- 2 2 10 2 8 8 16 2 2 12 13 ластей тела человека Тема 8. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при термической травме, химических ожогах, электротравме бенности сестринской помощи при ЧМТ, мониторинг состояния пациентов с экстренной нейрохирургической патологией Оказание медицинской помощи в экстренной форме при сочетанных травмах (травма опорно-двигательного аппарата, живота, головы, позвоночника). Краш-синдром. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при огнестрельных ранениях. Травмы грудной клетки. Симптомы повреждения груди: общие (признаки шока, признаки нарушения дыхания и кровообращения), местные (боль, наличие и характер раны, наружное кровотечение, признаки перелома костей грудной клетки) и специфические (пневмоторакс, гемоторакс, ателектаз легкого, эмфизема средостения, кровохарканье). Особенности оказания медицинской помощи в экстренной форме при травмах грудной клетки. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 3 Оказание медицинской помощи в экстренной форме при механических травмах. Наложение иммобилизирующих повязок, проведение транспортной иммобилизации с помощью подручных и табельных средств (шина Крамера, вакуумные шины, воротник Шанца) Содержание 1. Системные действия температуры: перегревание, переохлаждение 2.Местное действие температуры: отморожения, ожоги (площадь, клиническая картина, степени тяжести ожогов) 3. Термическая травма дыхательных путей. 4.Порядок оказания медицинской помощи при термической травме. 5.Электротравма, местное и общее действие электрического тока, признаки поражения электрическим током, особенности оказания медицинской помощи в экстренной форме. 6. Поражение молнией. 7.Химические ожоги, действующие факторы, особенности оказания медицинской помощи. 8.Химические ожоги глаз, особенности оказания медицинской помощи в экстреннойформе 2 2 6 6 4 4 13 14 Тема 9. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при отравлениях Содержание 1. Пути поступления отравляющих веществ в организм человека. 2.Клинические признаки отравлений химическими веществами, растениями, грибами, лекарственными препаратами. 3.Пути выведения отравляющих веществ из организма. 4.Особенности промывания желудка при отравлении прижигающими веществами. 5.Алгоритм оказания медицинской помощи в экстренной форме при отравлении неизвестным ядом. Тема 10. Содержание Клиническое использование 1.Понятие о трансфузиях и инфузиях. Организация работы трансфузиологической крови и ее компонентов службы. 2.Показания и противопоказания к трансфузии (переливанию) крови. 3.Основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резуспринадлежности. 4.Требования к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с назначением врача. 5. Правила надлежащего хранения реагентов для проведения проб на индивидуаль ную совместимость перед трансфузией донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении). 6.Правила хранения, транспортировки и утилизации донорской крови и (или) ее компонентов. 7.Правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении). 8. Порядок проведения идентификационного контроля пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией донорской крови (анализ медицинской документации, опрос пациента). 9. Требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия, с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент». 10.Методика проведения биологической пробы при трансфузии донорской крови и 2 2 10 4 14 15 (или) ее компонентов. 11. Правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов. 12.Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, возникших в результате трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов. 13.Порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложнения. 14.Инфекционная безопасность при работе с кровью. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 4 Сестринская деятельность при переливании крови и(или) ее компонентов. Осуществление визуального контроля донорской крови и ее компонентов на соответствие требований безопасности. Анализ информации, содержащейся на этикетке контейнера с донорской кровью и ее компонентом. Проведение предтрансфузионной подготовки пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача. Контроль результатов биологической пробы, контроль состояния пациента во время и после трансфузии. Катетеризация периферических вен. Уход за центральным и периферическим катетерами. Учебная практика Виды работ 1. Проведение первичного осмотра пациента и оценки безопасности условий оказания медицинской помощи. 2. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояния клинической смерти, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме при работе в медицинских организациях, занимающихся оказанием медицинской помощи в экстренной форме. 3. Выполнение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации. 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти Производственная практика Виды работ 8 8 36 36 15 16 1. Участие в оказании медицинской помощи при острой дыхательной недостаточности (уход за носовыми канюлями и катетером, отсасывание слизи из носоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; парентеральное введение лекарственных препаратов и пр.). 2. Участие в оказании медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности (мониторинг состояния пациента, контроль показателей жизнедеятельности, профилактика пролежней, парентеральное введение лекарственных препаратов и пр.). 3. Участие в оказании медицинской помощи пациентам, находящимся в коматозном и шоковом состояниях (постановка назогастрального зонда, кормление пациентов через назогастральный зонд, уход за периферическим катетером, профилактика пролежней, уход за мочевым катетером, парентеральное введение лекарственных препаратов и т. д.). 4. Участие в трансфузиях (переливаниях) крови. 5. Осуществление наблюдения и контроля состояния пациента (пострадавшего), измерение показателей жизнедеятельности, поддержание витальных функций. Промежуточная аттестация - экзамен Всего 18 176/114 16 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет сестринского дела, оснащенный оборудованием: Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся.Учебнонаглядные пособия Медицинское оборудование (столы манипуляционные, пеленальные, кровать функциональная, шкафы и др.). Фантомы и муляжи для отработки навыков ухода за пациентами. Полнофункциональный манекен для ухода (мужской/женский) Манекен ребенка в возрасте 1 год для отработки навыков ухода Манекен пожилого человека для отработки навыков ухода Изделия медицинского назначения для выполнения простых медицинских услуг (мен-зурки, пипетки, зонды, шприцы, катетеры, поильники и др.). Предметы ухода за пациентами, в том числе за маломобильными пациентами (судно подкладное, мочеприемники, калоприемники, пузыри для льда, грелки и др.) Измерительные и диагностические приборы (спирометр, пикфлуометр, глюкометр, электрокардиограф и др.) Модель-тренажер для выполнения внутривенных, внутримышечных, подкожных, внутрикожных инъекций Медицинские инструменты, перевязочный материал, иммобилизационные средства для отработки навыков выполнения перевязок, транспортной иммобилизации, пункций, ма- лых операций и других инвазивных вмешательств (хирургические инструменты, бинты, мар- ля, шины и др.) Тренажер - манекен для отработки приѐмов сердечно-легочной реанимации. Тренажер – манекен для отработки приема Геймлиха. Дыхательная маска, мешок Амбу. Средства для временной остановки кровотечения (жгуты и др.) Оснащение, необходимое для промывания желудка (зонды желудочные, кружка Эсмарха и др). Образцы дезинфицирующих средств, зарегистрированных в РФ и применяемых для дезинфекции медицинского оборудования, инвентаря, помещений, медицинского инструментария, а также рук медицинского персонала). Емкости-контейнеры для сбора медицинских отходов. Емкости для дезинфекций инструментария и расходных материалов Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации. Оснащенные базы практики, в соответствии с п 6.1.2.3 примерной программы по специальности. 17 18 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Багненко С.Ф., М.Ш. Хубутия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннуллина «Скорая медицинская помощь». Серия - Национальное руководство. Москва – ГЭОТАР – Медиа, 2021 г. – 888 с. ISBN 978-5-9704-3349-2; 2. Борисова С. Ю. Терминальные состояния. Алгоритм проведения базовой (элементарной) сердечно-легочной реанимации в условиях дефицита времени : учебное пособие для спо / С. Ю. Борисова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7183-6. 3. Бурмистрова О. Ю. Основы реаниматологии : учебник для спо / О. Ю. Бурмистрова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9227-5. 4. Геккиева А. Д. Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы реаниматологии : учебное пособие / А. Д. Геккиева. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 128 с. 5. Зарянская В. Г. Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей : учеб, пособие / В. Г. Зарянская. —Ростов на Дону : Феникс, 2020. — 383 с. : ил. — (Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-30477-8. 6. Кривошапкина Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных состояниях у детей : учебно-методическое пособие для спо / Л. В. Кривошапкина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-8114-9170-4. 7. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных состояниях : учебник для мед. колледжей и училищ / И.П. Левчук [и др.]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 288 с.; 8. Папаян Е. Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие для спо / Е. Г. Папаян, О. Л. Ежова. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-9325-8. 9. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко, М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-9257-2. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Борисова С. Ю. Терминальные состояния. Алгоритм проведения базовой (элементарной) сердечно-легочной реанимации в условиях дефицита времени : учебное пособие для спо / С. Ю. Борисова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7183-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — 18 19 URL: https://e.lanbook.com/book/158961 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Бурмистрова О. Ю. Основы реаниматологии : учебник для спо / О. Ю. Бурмистрова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9227-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189322 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Бурмистрова О. Ю. Основы реаниматологии : учебник для спо / О. Ю. Бурмистрова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9227-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189322 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Вѐрткин, А. Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе : учебник / А. Л. Вѐрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др. ; под ред. А. Л. Вѐрткина. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-4096-4. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970440964.html (дата обращения: 11.01.2022). Режим доступа : по подписке. 5. Кривошапкина Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных состояниях у детей : учебно-методическое пособие для спо / Л. В. Кривошапкина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-8114-9170-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187764 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 6. Папаян Е. Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие для спо / Е. Г. Папаян, О. Л. Ежова. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-9325-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189481 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 7. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко, М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-9257-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/190978 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования [Электронный ресурс]. – Введ. 01.09.2009 – М. : Стандартинформ, 2009. – 35 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068115 [29.04.2019] 10.ГОСТ Р 52623.3 – 2015. 2. ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода [Электронный ресурс]. – Введ. 31.03.2015 – М. : Стандартинформ, 2015. – 220 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119181 [29.04.2019] 11.ГОСТ Р 52623.4 – 2015. 19 20 3. ГОСТ Р 52623.4-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств [Электронный ресурс]. – Введ. 31.03.2015 – М: Стандартинформ, 2015. – 88 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200119182; 4. ГОСТ Р 52623.2 – 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия [Электронный ресурс]. – Введ. 31.03.2015 – М. : Стандартинформ, 2015. – 32 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической 20 документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119181; 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека"; 6. Приказ Минздрава РФ от 24 декабря 2012 г. № 1399н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при синдроме длительного сдавления". 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование Критерии оценки профессиональных и общих компетенций формируемых в рамках модуля 13 Методы оценки ПК 5.1. Распознавать - определение состояния, состояния, представляющие представляющего угрозу жизни в угрозу жизни соответствии с симптомами, характерными для данного состояния; Экспертное наблюдение выполнения практических работ ПК 5.2. Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме - полнота и точность выполнения сестринских вмешательств в соответствии с алгоритмами ПК 5.3. Проводить мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи - проведение необходимых мероприятий для поддержания жизнедеятельности до прибытия врача или бригады скорой помощив соответствии с алгоритмами действий Экспертное наблюдение выполнения практических работ Экспертное наблюдение выполнения практических работ ПК 5.4. Осуществлять клиническое использование крови и(или) ее - использование крови и(или) ее компонентов в соответствии с методическими указаниями 12 F 13 Экспертное наблюдение выполнения В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты 20 21 компонентов практических работ ОК 01. Выбирать способы - соответствие выбранных средств и решения задач профессио- способов деятельности поставленнальной деятельности при- ным целям менительно к различным контекстам Экспертная оценка при выполнении практических работ ОК 02. Использовать со- оптимальный выбор источника временные средства поиска, информации в соответствии с поанализа и интерпретации ставленной задачей; информации и информаци- - соответствие найденной информаонные технологии для выции поставленной задаче полнения задач профессиональной деятельности Экспертная оценка при выполнении практических работ ОК 03. Планировать и реа- лизовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпри- нимательскую деятельностьв профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях получение дополнительных про- Экспертная оценка фессиональных знаний путем само- при выполнении образования, практических работ проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. - соблюдение норм профессиональ- Экспертная оценка ной этики в процессе общения с при выполнении коллегами практических работ - организация и осуществление дея- Экспертная оценка тельности по сохранению окружа- при выполнении ющей среды в соответствии с зако- практических работ нодательством и нравственноэтическими нормами ОК 08. Использовать сред- - демонстрация позитивного и адек- Экспертная оценка ства физической культуры ватного отношения к своему здоро- при выполнении для сохранения и укреплевью в повседневной жизни и при практических работ ния здоровья в процессе выполнении профессиональных профессиональной деятельобязанностей; ности и поддержания необ- - готовность поддерживать уровень ходимого уровня физичефизической подготовки, обеспечиской подготовленности вающий полноценную профессиональную деятельность на основе 21 22 принципов здорового образа жизни ОК 09. Пользоваться про- - оформление медицинской доку- Экспертная оценка фессиональной документа- ментации в соответствии норматив- при выполнении цией на государственном и ными правовыми актами практических работ иностранном языках 22 23 23