34.02.01 Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…….....................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ……………………………………………………………………
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ……..
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ 05. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННОЙ ФОРМЕ»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной вид
деятельности «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» и соответствующие ему
общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04.
ОК 07.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 5
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
ПК 5.1.
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни
ПК 5.2.
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме
ПК 5.3.
Проводить мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи
ПК 5.4.
Осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический
распознавания состояний, представляющих угрозу жизни,
опыт
включая состояние клинической смерти (остановка жизненно

4

важных функций организма человека (кровообращения и
(или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в
экстренной форме;
оказания медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания); проведения
мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма
пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады
скорой помощи;
клинического использования крови и (или) ее компонентов
Уметь

проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности
условий;
распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, в том
числе, клинической смерти (остановка жизненно важных
функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной
форме;
оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) выполнять
мероприятия базовой сердечно-легочной реанима-ции;
осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента
(пострадавшего), измерять показатели жизнедеятельности,
поддерживать витальные функции организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи;
осуществлять хранение и своевременное обновление реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость
перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или)
ее компонентов в отделении (подразделении);
проводить визуальный контроль донорской крови и (или) ее
компонентов на соответствие требованиям безопасности;
осуществлять хранение и контроль донорской крови и (или)
ее компонентов;
вести учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении);
проводить идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациен-

5

та/реципиента);
выполнять взятие и маркировку проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с
целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»;
анализировать информацию, содержащуюся на этикетке контейнера с компонентом крови (наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения, данные о
групповой и резус-принадлежности);
проводить предтрансфузионную подготовку компонента донорской крови (размораживание, согревание, прикроватная
лейкофильтрация) в отделении (подразделении) медицинской
организации;
обеспечивать венозный доступ у пациента (реципиента): выполнять венепункцию, подключать контейнер с донорской
кровью и (или) ее компонентом к периферическому или центральному венозному катетеру в случае его наличия;
проводить предтрансфузионную подготовку пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача: прекращать
введение лекарственных препаратов на время трансфузии (переливания) (за исключением лекарственных препаратов,
предназначенных для поддержания жизненно важных функций);
осуществлять назначенную премедикацию с целью профилактики осложнений;
контролировать результаты биологической пробы, состояние
реципиента во время и после трансфузии (переливания);
хранить образцы крови реципиента, использованные для проведения проб на индивидуальную совместимость, а также
контейнеры донорской крови и (или) ее компонентов после
трансфузии (переливания);
осуществлять взятие образцов крови пациента/реципиента до
и после трансфузии (переливания)

Знать

правила и порядок проведения первичного осмотра пациента
(пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни;
методику сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей);
методику физикального исследования пациентов (осмотр,
пальпация, перкуссия, аускультация);
клинические признаки внезапного прекращения и (или) дыхания;
правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;

6

порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи;
правила надлежащего хранения реагентов для проведения
проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией
(переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в
отделении (подразделении);
требования визуального контроля безопасности донорской
крови и (или) ее компонентов;
правила хранения и транспортировки донорской крови и (или)
ее компонентов;
правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении);
порядок проведения идентификационного контроля пациента
(реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед
трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента);
требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с
целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»;
методики проведения биологической пробы при трансфузии
(переливании) донорской крови и (или) ее компонентов;
правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов;
требований к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача;
порядок проведения трансфузии (переливания) донорской
крови и (или) ее компонентов (контроль результатов биологической пробы, состояния реципиента во время и после трансфузии (переливания);
основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови,
резус-принадлежности;
методы определения групповой и резус-принадлежности крови;
методы определения совместимости крови донора и пациента
(реципиента);
медицинские показания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов;
медицинские противопоказания к трансфузии (переливанию)

7

донорской крови и (или) ее компонентов;
симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов;
порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложнения;
порядок проведения расследования посттрансфузионной реакции или осложнения.

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов
176
в том числе в форме практической подготовки - 114 часов
Из них на освоение МДК - 86 часов
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная - 36 часов
производственная - 36 часов
Промежуточная аттестация – экзамен – 18 часов.

8

9
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1
ПК 5.1, ПК
5.2, ПК 5.3,
ПК 5.4.
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
07,ОК
08,ОК 09.

3

4

Раздел 1. Оказание медицинской помощи
при угрожающих жизни состояниях
МДК 05.01. Участие медсестры в оказании
медицинской помощи в экстренной форме

176

102

Производственная практика, часов

36

36

Промежуточная аттестация
Всего:

18
176

102

2

Объем профессионального модуля, ак. час.
Обучение по МДК

Практики

5
86

6
30

7

8

Промежуточная
аттестация

Всего

Курсовых
рабо
(проектов)
самостоятельн
ая работа

В том числе
Лаборат. и
практ. занятий

Коды
профессиона Наименования разделов профессионального Всего,
льных общих модуля
час
компетенций

В т.ч. в форме
практической. подготовки

2.1. Структура профессионального модуля

9
18

Производст
Учебная венная

10

11

36

36

36

86

30

18

36

36

9

10
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1

Объем в часах

2

Раздел 1. Оказание медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях
МДК 05.01. Участие медсестры в оказании медицинской помощи в экстренной форме
Тема 1.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме

Тема 2.
Основы реанимации

3
176/ 102
56/30

Содержание
1.Понятие «оказание медицинской помощи в экстренной форме».
2.Правовые основы оказания медицинской помощи в экстренной форме.
3.Состояния, угрожающие жизни пациента.
4. Задачи, объем и основные принципы оказания медицинской помощи в экстренной
форме.
5. Виды экспресс-исследований, перечень и порядок применения лекарственных
2
препаратов, медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной
форме.
6. Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании
медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде
скорой медицинской помощи
Содержание
1. Понятие «терминальное состояние», причины, стадии и клинические проявления.
2. Методика физикального исследования пациентов.
3.Базовые реанимационные мероприятия, показания к их началу.

2

10
4

10

11
4. Метод реанимации при участии одного или двух реаниматоров.
5. Контроль эффективности реанимационных мероприятий.
6. Техника безопасности при проведении базовой сердечно-легочной реанимации.
7. Окончание реанимационных мероприятий. Констатация смерти.
8. Особенности проведения реанимационных мероприятий у детей.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1
Восстановление проходимости дыхательных путей. Проведение ИВЛ различными
способами («изо рта в рот», мешок Амбу).
Отработка техники непрямого массажа сердца.
Проведение базовой СЛР в стандартных и нестандартных ситуациях. Подготовка
дефибриллятора к работе.
Тема 3.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
при нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы

Содержание
1. Причины и клинические проявления острых состояний в кардиологии.
2.Оказание медицинской помощи в экстренной форме, реанимационные
мероприятия и интенсивная терапия при острой сердечной недостаточности и
отеке легких, остром инфаркте миокарда, кардиогенном шоке, гипертоническом
кризе, фибрилляции желудочков сердца, острой сосудистой недостаточности.
3.Методы искусственного поддержания кровообращения, медикаментозная стимуляция сердечной деятельности.

Тема 4.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
при нарушениях дыхания

Содержание
1.Характеристика нарушений дыхания. Виды нарушений, причины возникновения.
2.Признаки нарушения дыхания (положение тела, окраска кожных покровов, частота, глубина дыхания, ритмичность дыхательных движений и др.)
3. Показатели нарушения дыхания, при которых необходимо проведение искусственной вентиляции легких.
4.Оказание медицинской помощи при нарушениях дыхания, способы
восстановления проходимости дыхательных путей.
5. Приемы удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.

8

8

2

2

2

2

11

12

Тема 5.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
при коматозных состояниях
и шоках различной этиологии.

Тема 6.
Кровотечения, гемостаз.

Тема 7.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
при механических травмах
и ранениях различных об-

6.Оказание помощи при утоплении. Правила поведения на воде.
Содержание
1.Характеристика состояний, сопровождающихся потерей сознания.
2.Признаки потери сознания, способы их определения.
3.Возможные осложнения, связанные с потерей сознания, способы их предупрежде
ния
4.Принципы оказания помощи пациенту в бессознательном состоянии.
5. Особенности транспортировки пациента в бессознательном
состоянии
6. Шок, причины развития. Особенности оказания медицинской
помощи в экстренной форме.
Содержание
1. Кровотечения и гемостаз.
2. Причины кровотечений. Виды кровотечений.
4.Основные признаки острой кровопотери.
5.Критерии и оценка кровопотери.
6. Лабораторные показатели при кровопотере. Осложнения кровотечений.
7. Методы и способы остановки кровотечений (временные, окончательные).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 2
Остановка кровотечений различными способами, с использованием подручных и
табельных средств. Наложение артериального жгута, давящей повязки, максимальное сгибание конечности в суставе, пальцевое прижатие артерий и др. Применение
пузыря со льдом и другие методы остановки кровотечения.
Содержание
Оказание медицинской помощи в экстренной форме помощи при травмах нижних и
верхних конечностей. Травматический шок.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при черепно-мозговой травме.
Виды ЧМТ, критерии оценки тяжести состояния больного как основа тактики ведения и лечения больного с ЧМТ. Шкалы оценки тяжести (шкала комы Глазго). Осо-

2

2

10

2

8

8

16
2
2

12

13
ластей тела человека

Тема 8.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
при термической травме,
химических ожогах, электротравме

бенности сестринской помощи при ЧМТ, мониторинг состояния пациентов с экстренной нейрохирургической патологией
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при сочетанных травмах (травма опорно-двигательного аппарата, живота, головы, позвоночника). Краш-синдром.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при огнестрельных ранениях.
Травмы грудной клетки. Симптомы повреждения груди: общие (признаки шока,
признаки нарушения дыхания и кровообращения), местные (боль, наличие и характер раны, наружное кровотечение, признаки перелома костей грудной клетки) и
специфические (пневмоторакс, гемоторакс, ателектаз легкого, эмфизема средостения, кровохарканье). Особенности оказания медицинской помощи в экстренной
форме при травмах грудной клетки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при механических травмах.
Наложение иммобилизирующих повязок, проведение транспортной иммобилизации с
помощью подручных и табельных средств (шина Крамера, вакуумные шины, воротник Шанца)
Содержание
1. Системные действия температуры: перегревание, переохлаждение
2.Местное действие температуры: отморожения, ожоги (площадь, клиническая картина, степени тяжести ожогов)
3. Термическая травма дыхательных путей.
4.Порядок оказания медицинской помощи при термической травме.
5.Электротравма, местное и общее действие электрического тока, признаки поражения электрическим током, особенности оказания медицинской помощи в экстренной
форме.
6. Поражение молнией.
7.Химические ожоги, действующие факторы, особенности оказания медицинской
помощи.
8.Химические ожоги глаз, особенности оказания медицинской помощи в
экстреннойформе

2

2

6

6

4

4

13

14
Тема 9.
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
при отравлениях

Содержание
1. Пути поступления отравляющих веществ в организм человека.
2.Клинические признаки отравлений химическими веществами, растениями, грибами, лекарственными препаратами.
3.Пути выведения отравляющих веществ из организма.
4.Особенности промывания желудка при отравлении прижигающими веществами.
5.Алгоритм оказания медицинской помощи в экстренной форме при отравлении неизвестным ядом.
Тема 10.
Содержание
Клиническое использование
1.Понятие о трансфузиях и инфузиях. Организация работы трансфузиологической
крови и ее компонентов
службы.
2.Показания и противопоказания к трансфузии (переливанию) крови.
3.Основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резуспринадлежности.
4.Требования к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с назначением врача.
5. Правила надлежащего хранения реагентов для проведения проб на индивидуаль
ную совместимость перед трансфузией донорской крови и (или) ее компонентов в
отделении (подразделении).
6.Правила хранения, транспортировки и утилизации донорской крови и (или) ее
компонентов.
7.Правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении).
8. Порядок проведения идентификационного контроля пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией донорской крови (анализ
медицинской документации, опрос пациента).
9. Требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому
планируется трансфузия, с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент».
10.Методика проведения биологической пробы при трансфузии донорской крови и

2

2

10

4

14

15
(или) ее компонентов.
11. Правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов.
12.Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, возникших в результате трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов.
13.Порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложнения.
14.Инфекционная безопасность при работе с кровью.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4
Сестринская деятельность при переливании крови и(или) ее компонентов. Осуществление визуального контроля донорской крови и ее компонентов на соответствие требований безопасности. Анализ информации, содержащейся на этикетке
контейнера с донорской кровью и ее компонентом.
Проведение предтрансфузионной подготовки пациента (реципиента) в соответствии с
назначениями врача. Контроль результатов биологической пробы, контроль состояния пациента во время и после трансфузии. Катетеризация периферических вен.
Уход за центральным и периферическим катетерами.
Учебная практика
Виды работ
1. Проведение первичного осмотра пациента и оценки безопасности условий оказания медицинской помощи.
2. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояния клинической смерти, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме при работе в медицинских организациях, занимающихся оказанием медицинской помощи в экстренной форме.
3. Выполнение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации.
4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том
числе клинической смерти
Производственная практика
Виды работ

8

8

36

36

15

16
1. Участие в оказании медицинской помощи при острой дыхательной недостаточности (уход за носовыми канюлями и

катетером, отсасывание слизи из носоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; парентеральное введение
лекарственных препаратов и пр.).
2. Участие в оказании медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности (мониторинг состояния
пациента, контроль показателей жизнедеятельности, профилактика пролежней, парентеральное введение
лекарственных препаратов и пр.).
3. Участие в оказании медицинской помощи пациентам, находящимся в коматозном и шоковом состояниях
(постановка назогастрального зонда, кормление пациентов через назогастральный зонд, уход за периферическим
катетером, профилактика пролежней, уход за мочевым катетером, парентеральное введение лекарственных
препаратов и т. д.).
4. Участие в трансфузиях (переливаниях) крови.
5. Осуществление наблюдения и контроля состояния пациента (пострадавшего), измерение показателей
жизнедеятельности, поддержание витальных функций.
Промежуточная аттестация - экзамен
Всего

18
176/114

16

17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет сестринского дела, оснащенный оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.Учебнонаглядные пособия
Медицинское оборудование (столы манипуляционные, пеленальные, кровать функциональная, шкафы и др.).
Фантомы и муляжи для отработки навыков ухода за пациентами.
Полнофункциональный манекен для ухода (мужской/женский) Манекен
ребенка в возрасте 1 год для отработки навыков ухода Манекен пожилого
человека для отработки навыков ухода
Изделия медицинского назначения для выполнения простых медицинских услуг (мен-зурки,
пипетки, зонды, шприцы, катетеры, поильники и др.).
Предметы ухода за пациентами, в том числе за маломобильными пациентами (судно
подкладное, мочеприемники, калоприемники, пузыри для льда, грелки и др.)
Измерительные и диагностические приборы (спирометр, пикфлуометр, глюкометр,
электрокардиограф и др.)
Модель-тренажер для выполнения внутривенных, внутримышечных, подкожных,
внутрикожных инъекций
Медицинские инструменты, перевязочный материал, иммобилизационные средства для
отработки навыков выполнения перевязок, транспортной иммобилизации, пункций, ма- лых
операций и других инвазивных вмешательств (хирургические инструменты, бинты, мар- ля,
шины и др.)
Тренажер - манекен для отработки приѐмов сердечно-легочной реанимации.
Тренажер – манекен для отработки приема Геймлиха.
Дыхательная маска, мешок Амбу.
Средства для временной остановки кровотечения (жгуты и др.)
Оснащение, необходимое для промывания желудка (зонды желудочные, кружка Эсмарха
и др).
Образцы дезинфицирующих средств, зарегистрированных в РФ и применяемых для
дезинфекции медицинского оборудования, инвентаря, помещений, медицинского инструментария, а также рук медицинского персонала).
Емкости-контейнеры для сбора медицинских отходов.
Емкости для дезинфекций инструментария и расходных материалов
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
Оснащенные базы практики, в соответствии с п 6.1.2.3 примерной программы по
специальности.

17

18
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
(или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Багненко С.Ф., М.Ш. Хубутия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннуллина «Скорая медицинская помощь». Серия - Национальное руководство. Москва – ГЭОТАР – Медиа, 2021 г.
– 888 с. ISBN 978-5-9704-3349-2;
2. Борисова С. Ю. Терминальные состояния. Алгоритм проведения базовой (элементарной) сердечно-легочной реанимации в условиях дефицита времени : учебное пособие для
спо / С. Ю. Борисова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN
978-5-8114-7183-6.
3. Бурмистрова О. Ю. Основы реаниматологии : учебник для спо / О. Ю. Бурмистрова.
— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9227-5.
4. Геккиева А. Д. Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы реаниматологии :
учебное пособие / А. Д. Геккиева. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 128 с.
5. Зарянская В. Г. Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей : учеб, пособие / В. Г. Зарянская. —Ростов на Дону : Феникс, 2020. — 383 с. : ил. —
(Среднее медицинское образование). ISBN 978-5-222-30477-8.
6. Кривошапкина Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных состояниях у детей : учебно-методическое пособие для спо / Л. В. Кривошапкина. — 3-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-8114-9170-4.
7. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и
экстремальных состояниях : учебник для мед. колледжей и училищ / И.П. Левчук [и др.]. –
Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 288 с.;
8. Папаян Е. Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие для спо / Е. Г. Папаян, О. Л. Ежова. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-9325-8.
9. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при
неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко, М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN
978-5-8114-9257-2.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Борисова С. Ю. Терминальные состояния. Алгоритм проведения базовой (элементарной) сердечно-легочной реанимации в условиях дефицита времени : учебное пособие для
спо / С. Ю. Борисова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN
978-5-8114-7183-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —

18

19
URL: https://e.lanbook.com/book/158961 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Бурмистрова О. Ю. Основы реаниматологии : учебник для спо / О. Ю. Бурмистрова.
— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9227-5. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/189322 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Бурмистрова О. Ю. Основы реаниматологии : учебник для спо / О. Ю. Бурмистрова.
— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9227-5. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/189322 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Вѐрткин, А. Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе : учебник / А. Л. Вѐрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др. ; под ред. А. Л. Вѐрткина. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-4096-4. - Текст : электронный //
URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970440964.html (дата обращения: 11.01.2022). Режим доступа : по подписке.
5. Кривошапкина Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при неотложных состояниях у детей : учебно-методическое пособие для спо / Л. В. Кривошапкина. — 3-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-8114-9170-4. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/187764 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Папаян Е. Г. Оказание неотложной медицинской помощи детям. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие для спо / Е. Г. Папаян, О. Л. Ежова. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-9325-8. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189481 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Ханукаева М. Б. Сестринский уход в хирургии. Тактика медицинской сестры при
неотложных состояниях в хирургии : учебное пособие для спо / М. Б. Ханукаева, И. С. Шейко, М. Ю. Алешкина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN
978-5-8114-9257-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/190978 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования [Электронный ресурс]. – Введ. 01.09.2009 – М. : Стандартинформ, 2009. – 35 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
– URL : http://docs.cntd.ru/document/1200068115 [29.04.2019] 10.ГОСТ Р 52623.3 – 2015.
2. ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода [Электронный ресурс]. – Введ. 31.03.2015 – М. : Стандартинформ, 2015. – 220 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119181 [29.04.2019] 11.ГОСТ Р 52623.4 – 2015.

19

20
3. ГОСТ Р 52623.4-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств [Электронный ресурс]. – Введ. 31.03.2015 – М: Стандартинформ, 2015.
– 88 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL :
http://docs.cntd.ru/document/1200119182;
4. ГОСТ Р 52623.2 – 2015. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия [Электронный ресурс]. – Введ.
31.03.2015 – М. : Стандартинформ, 2015. – 32 с. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической 20 документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119181;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 950
"Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и
процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека";
6. Приказ Минздрава РФ от 24 декабря 2012 г. № 1399н "Об утверждении стандарта
скорой медицинской помощи при синдроме длительного сдавления".
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
Критерии оценки
профессиональных и общих
компетенций
формируемых в рамках
модуля 13

Методы оценки

ПК 5.1. Распознавать
- определение состояния,
состояния, представляющие представляющего угрозу жизни в
угрозу жизни
соответствии с симптомами,
характерными для данного
состояния;

Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ

ПК 5.2. Оказывать
медицинскую помощь в
экстренной форме

- полнота и точность выполнения
сестринских вмешательств в
соответствии с алгоритмами

ПК 5.3. Проводить
мероприятия по
поддержанию
жизнедеятельности
организма пациента
(пострадавшего) до
прибытия врача или
бригады скорой помощи

- проведение необходимых
мероприятий для поддержания
жизнедеятельности до прибытия
врача или бригады скорой помощив
соответствии с алгоритмами
действий

Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ

ПК 5.4. Осуществлять
клиническое использование
крови и(или) ее

- использование крови и(или) ее
компонентов в соответствии с
методическими указаниями

12 F

13

Экспертное
наблюдение
выполнения

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

20

21
компонентов

практических работ

ОК 01. Выбирать способы - соответствие выбранных средств и
решения задач профессио- способов деятельности поставленнальной деятельности при- ным целям
менительно к различным
контекстам

Экспертная оценка
при выполнении
практических работ

ОК 02. Использовать со- оптимальный выбор источника
временные средства поиска, информации в соответствии с поанализа и интерпретации
ставленной задачей;
информации и информаци- - соответствие найденной информаонные технологии для выции поставленной задаче
полнения задач профессиональной деятельности

Экспертная оценка
при выполнении
практических работ

ОК 03. Планировать и реа- лизовывать собственное
профессиональное и личностное развитие, предпри- нимательскую деятельностьв
профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

получение дополнительных про- Экспертная оценка
фессиональных знаний путем само- при выполнении
образования,
практических работ
проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

- соблюдение норм профессиональ- Экспертная оценка
ной этики в процессе общения с
при выполнении
коллегами
практических работ
- организация и осуществление дея- Экспертная оценка
тельности по сохранению окружа- при выполнении
ющей среды в соответствии с зако- практических работ
нодательством
и
нравственноэтическими нормами

ОК 08. Использовать сред- - демонстрация позитивного и адек- Экспертная оценка
ства физической культуры
ватного отношения к своему здоро- при выполнении
для сохранения и укреплевью в повседневной жизни и при практических работ
ния здоровья в процессе
выполнении
профессиональных
профессиональной деятельобязанностей;
ности и поддержания необ- - готовность поддерживать уровень
ходимого уровня физичефизической подготовки, обеспечиской подготовленности
вающий полноценную профессиональную деятельность на основе

21

22
принципов здорового образа жизни
ОК 09. Пользоваться про- - оформление медицинской доку- Экспертная оценка
фессиональной документа- ментации в соответствии норматив- при выполнении
цией на государственном и ными правовыми актами
практических работ
иностранном языках

22

23

23


Наверх

На сайте используются файлы cookie (cookie - небольшой набор данных, отправляемый веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя без изменений и какой-либо обработки). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».