2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………………4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ………………12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………………14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ 02. ВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДЯЩЕГОСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА» 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить ос-новной вид деятельности «Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код Наименование общих компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. ОК 05. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном язы-ке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций ВД 2 Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала ПК 2.1. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа ПК 2.2. Использовать в работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» ПК 2.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом 4 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Иметь практический ведения медицинской документации, в том числе в форме опыт электронного документа; использования медицинских информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; проведение работы по контролю выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом; Уметь заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа; использовать в работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну; осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала Знать правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа; правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну; должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского персонала 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов 164 в том числе в форме практической подготовки - 120 часов Из них на освоение МДК - 74 часов в том числе самостоятельная работа 8 практики, в том числе учебная - 36 часов производственная - 36 часов Промежуточная аттестация – экзамен – 18 часов 5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.3. Структура профессионального модуля Промежуточная аттестация 3 самостоятельная работа ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09. 2 Практики В том числе Курсовых работ (проектов) 1 Обучение по МДК Лаборат. и практ. занятий Коды профессион альных Наименования разделов профессионального Всего, общих модуля час компетенци й В т.ч. в форме практической. подготовки Объем профессионального модуля, ак. час. 4 5 6 7 8 9 120 74 66 Раздел 1. Информационные технологии в работе медицинской сестры МДК 02.01. Документирование и контрольв профессиональной деятельности медицинской сестры 164 Производственная практика, часов 36 36 Промежуточная аттестация Всего: 18 164 120 Всего 18 Производст Учебная венная 10 11 36 36 74 36 74 66 18 36 36 6 1.4. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ) Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 2 Раздел 1. Информационные технологии в работе медицинской сестры МДК 02.01. Документирование и контроль в профессиональной деятельности медицинской сестры Тема 1.1. Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях Содержание 1.Виды медицинской документации в медицинских организациях; понятия об унифицированных формах; архивация документов. 2.Основы электронного документооборота. 3.Оптическое распознавание документа. 4.Электронная подпись. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие №1 Правила и порядок оформления учетно-отчетной, статистической и контролирующей амбулаторно – поликлинической документации. Заполнение бланков и журналов: Карта амбулаторного больного; Статистический талон; Талон на приѐм; Карта диспансерного наблюдения; Экстренное извещение; Дневник учета работы среднего персонала; Направления на анализы, консультации, в процедурный кабинет; Выписка из амбулаторной карты, санаторно-курортной карты; Листок или справка о временной нетрудоспособности. Практическое занятие №2 Правила и порядок оформления учетно-отчетной, статистической и контролирующей документации приѐмного отделения стационара. Заполнение бланков и журналов: Объем в часах 3 164/120 8/66 10 2 8 4 2 7 Медицинская карта стационарного больного (история болезни); Экстренное извещение; Журнал госпитализации; Журнал отказа в госпитализации; Статистическая карта выбывшего из стационара. Практическое занятие №3 Правила и порядок оформления учетно-отчетной, статистической и контролирующей документации лечебного отделения стационара. Заполнение бланков и журналов. Процедурный кабинет: Журнал учѐта наркотических веществ; Журнал назначений; 2 Журнал учѐта переливаний крови и кровезаменителей; Направление на биохимию крови, на RW, ВИЧ, группу крови, резус-фактор. Тема 1.2. Правила работы в медицинских информационных системах и информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» Содержание 1.Понятия медицинских информационных систем (МИС) и медицинских автоматизированных информационных систем (МАИС). 2.Цель, задачи, функции МИС. 3.Классификация и структура МИС. 4. Телекоммуникационные технологии в медицине. 5. Медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС) В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа №4; 5. Работа с медицинскими ресурсами в Интернете. Технологии поиска медицинской информации в сети Интернет. Браузеры. Web-страницы: адреса, загрузка, переход по гиперссылке, сохранение информации в разных форматах. Знакомство со специализированными сайтами для медицинских сестѐр Практическая работа №6; 7; 8; 9. Обработка информации средствами MS WORD. Основные функции и возможности текстового редактора. Настройка интерфейса. Создание и редактирование текстового документа. Настройка интервалов, абзацные отступы. Работа со списками. Работа с окнами. Принципы создания таблиц. Стили и темы в документе. Создание титульного листа. 40 2 38 8 8 8 Вставка графических изображений в документ. Объекты WordArt. Создание списка литературы. Оформление страниц. Вид документа. Печать документов. Сохранение документов. Практическая работа №10; 11; 12; 13. Обработка информации средствами MS EXCEL. Назначение электронных таблиц. Ввод данных в ячейки Ms Excel. Выполнение операции перемещение, копирование и заполнение ячеек. Автозаполнение. Создание и редактирование табличного документа. Работа с диаграммами: создание, редактирование, форматирование Ссылки. Встроенные функции. Статистические и логические функции. Вычисления в электронных таблицах. Фильтрация (выборка) данных из списка. Сортировка данных. Комплексное использование Ms Word и Ms Excel для создания интегрированных документов. 8 Практическая работа №14; 15. Обработка информации средствами MS ACCESS. Назначение Ms Access. Интерфейс и основные компоненты. Медицинские базы данных. Создание таблиц баз данных. Ввод данных и редактирование таблицы. Создание связей между таблицами. Работа с базами данных. Создание запросов; форм; отчѐтов. 6 Практическая работа №16; 17; 18. Создание презентаций средствами MS POWERPOINT. Возможности технологии компьютерной презентации. Интерфейс приложения Ms PowerPoint. Общая схема создания презентации. Изменение презентации. Добавление фигур, схем, картинок и изображений на слайд. Объекты WordArt. Создание таблиц и диаграмм. Переходы между слайдами. Эффекты анимации объектов. Основные правила создания презентации. 6 Практическая работа №19. Автоматизированное рабочее место (АРМ) медицинского персонала 2 9 Тема 1.3 Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну Тема 1.4. Обеспечение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Содержание 1. Право пациента на защиту своих персональных данных. 2. Защита сведений, составляющих врачебную тайну. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 20 Врачебная тайна: этико-правовая оценка «медицинского селфи». Работа с нормативными документами. Практическое занятие № 21 Врачебная тайна. Решение ситуационных задач Практическое занятие № 22 Персональные данные. Работа с нормативными документами; решение ситуационных задач. Содержание 1. Внутренний контроль качества и безопасность медицинской деятельности. Понятие. 2. Принцип организации. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 23 Работа с нормативными документами по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Практическое занятие № 24 Решение ситуационных задач по осуществлению контроля за выполнением должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала Учебная практика Виды работ 1.Работа в медицинской информационной системе медицинской организации (демоверсии). Раздел «Регистратура» 2.Работа в медицинской информационной системе медицинской организации (демоверсии). Раздел «Процедурный кабинет» 3.Работа в медицинской информационной системе медицинской организации (демоверсии). Раздел «Патронажная сестра» 12 2 10 2 4 4 12 2 10 6 4 36 10 4. Работа в медицинской информационной системе медицинской организации (демоверсии). Раздел «Старшая медицин- ская сестра» 5. Работа в медицинской информационной системе медицинской организации (демоверсии). Раздел «Медицинская сестра диагностического кабинета» 6. Работа в медицинской информационной системе медицинской организации (демоверсии). Раздел «Больничные листы» Производственная практика Виды работ Оформление утвержденной медицинской документации, в том числе в форме электронного документа: - карта амбулаторного больного; - статистический талон; - талон на прием; - медицинская карта стационарного больного (история болезни); - журнал госпитализации; - журнал отказа в госпитализации; - журнал учета наркотических веществ; - карта диспансерного наблюдения; - листок или справка о временной нетрудоспособности; - направления на анализы, консультации, в процедурный кабинет; - экстренное извещение - и другие Работа в медицинских информационных системах медицинской организации Соблюдение правил эксплуатации электронного оборудования и охраны труда при работе с компьютерной техникой. Промежуточная аттестация – экзамен Всего 36 18 164/120 11 12 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет Информационных технологий в профессиональной деятельности, оснащенный оборудованием: Рабочее место преподавателя Посадочные места по количеству обучающихся Персональные компьютеры для студентов Доска классная Стенд информационный Учебнонаглядные пособия. Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Оснащенные базы практики, в соответствии с п 6.1.2.3 примерной программы по специальности. 2.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 2.2.1. Основные печатные издания 1. Гилярова, М. Г. Информатика для медицинских колледжей : учебник / М. Г. Гилярова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 526 с. : ил. – ISBN: 978-5-222-30786-1. 2. Дружинина И. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности средних медицинских работников : учебное пособие для спо / И. В. Дружинина. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 112 с. — ISBN 978-5-8114-7186-7. 3. Дружинина И. В. Информационное обеспечение деятельности средних медицинских работников. Практикум : учебное пособие для спо / И. В. Дружинина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-7451-6. 4. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2019. – 416 с. 5. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Практикум / Омельченко В.П., Демидова А.А. – Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2019. – 432 с. 6. Обмачевская С. Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности медицинских работников : учебное пособие для спо / С. Н. Обмачевская. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 184 с. — ISBN 978-5-8114-7457-8 12 13 2.2.2. Основные электронные издания 1. Дружинина И. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности средних медицинских работников : учебное пособие для спо / И. В. Дружинина. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 112 с. — ISBN 978-5-8114-7186-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156365 (дата обращения: 04.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Дружинина И. В. Информационное обеспечение деятельности средних медицинских работников. Практикум : учебное пособие для спо / И. В. Дружинина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-7451-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160131 (дата обращения: 04.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Обмачевская С. Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности медицинских работников : учебное пособие для спо / С. Н. Обмачевская. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 184 с. — ISBN 978-5-8114-7457-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160137 (дата обращения: 04.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4.Омельченко, В. П. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 416 с. ISBN 978-5-9704-5499-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970454992.html (дата обращения: 11.01.2022). Режим доступа : по подписке. 5. Омельченко, В. П. Информационные технологии в профессиональной деятельности : практикум / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 432 с. ISBN 978-5-9704-6238-6. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970462386.html (дата обращения: 11.01.2022). Режим доступа : по подписке. 2.2.3. Дополнительные источники 1. Приказ Минздрава России от 15.12. 2014 № 834н «Об утверждении унифицирован- ных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказы- вающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» 3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. 13 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование Критерии оценки Методы оценки профессиональных и общих компетенций формируемых в рамках модуля 9 8F 9 ПК 2.1. Заполнять медицинскую - своевременное заполнение документацию, в том числе в медицинской документации в форме электронного документа соответствии с нормативными требованиями; - грамотность, полнота и соответствие требованиям к заполнению и ведению медицинской документации Экспертное наблюдение выполнения практических работ Экзамен по модулю ПК 2.2. Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» - целесообразное использованиев работе медицинских информационных систем и информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в соответствующих условиях с учетом поставленных задач, имеющихся ресурсов, требований к получаемым решениям; - выполнение операций по обработке информации с применением программных средств Экспертное наблюдение выполнения практических работ Экзамен по модулю ПК 2.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом - выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала в соответствии с инструктивными документами Экспертное наблюдение выполнения практических работ Экзамен по модулю ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам - аргументированные выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области сестринского дела, оценивание эффективности и качества их выполнения; - соотнесение показателей результата выполнения профессиональных задач со стандартами Экспертная оценка формирования общих компетенций во время выполнения практических работ В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты. 14 15 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализо- вывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятель- ность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях - демонстрация полноты охвата информационных источников и достоверности информации Экспертная оценка формирования общих компетенций во время выполнения практических работ получение дополнительных профессиональных знаний путем самообразования, проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. Экспертная оценка формирования общих компетенций во время выполнения практических работ ОК 04. Эффективно взаимодей- - соблюдение норм делового обствовать и работать в коллекти- щения и профессиональной этиве и команде ки во взаимодействии с коллегами, руководством, потребителями Экспертная оценка формирования общих компетенций во время выполнения практических работ ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста - соответствие устной и пись- Экспертная оценка менной речи нормам государ- формирования общих ственного языка компетенций во время выполнения практических работ ОК 09. Пользоваться професси- - оформление медицинской доональной документацией на кументации в соответствии норгосударственном и иностранном мативными правовыми актами языках Экспертная оценка формирования общих компетенций во время выполнения практических работ 15